Истребители США Второй мировой войны
|
![Боинг P-26 Пишутер Боинг P-26 Пишутер](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-01.png) |
Боинг P-26 Пишутер (Boeing P-26 Peashooter) |
![Выпущенные до этого машины Р-35 стали учебными истребителями в военно-воздушных силах США. Помимо того, 120 таких самолетов были заказаны Швецией в экспортной версии ЕР-17 однако 60 из них были реквизированы правительством США и зачислены на вооружение как истребители Р-35А. Большинство Р-35 погибли на Филиппинах от налетов авиации противника в первые часы после вступления Японии в войну. Северский P-35](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-02.png) |
Северский P-35 (Seversky P-35) |
![Кёртисс P-36 Хок (английское Curtiss P-36 Hawk) — американский истребитель. Кёртис Р-36 Hawk ("Ястреб"), также известный как "Model 75" был создан в 1930-х годах. Разрабатывался и производился фирмой Кертисс. Не уступал самолётам создававшимся на тот момент в Германии и Великобритании, соответствовал всем требованиям нового поколения истребителей. Представлял собою цельнометаллический моноплан с хорошо обработанными, так называемыми "зализанными" формами, и с мощным поршневым двигателем. Кёртисс P-36 Хок](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-03.png) |
Кёртисс P-36 Хок (Curtiss P-36 Hawk) |
![Curtiss-Wright CW-21 — американский истребитель. Создан в 1930-х годах. Совершил первый полёт 22 сентября 1938 года. Разработан и производился фирмой Curtiss-Wright. Применялся ВВС Голандии во время Второй мировой войны, 50 машин CW-22B приобрела Турция. Всего было построено около 80 истребителя различных модификаций. "Кертисс-Райт" CW-21B "Demon"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-04.png) |
"Кертисс-Райт" CW-21 (Curtiss-Wright CW-21) |
![Американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолет, созданный в конце 1930-х годов Локхид P-38 "Лайтнинг"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-05.png) |
Локхид P-38 "Лайтнинг" Lockheed P-38 Lightning |
![Американский истребитель периода Второй мировой войны Белл P-39 Аэрокобра](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-06.png) |
Белл P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra) |
![Американский cамолет "Curtiss" P-40 "Warhawk" ("Kittyhawk", "Tomahawk") считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. До завершения производства в декабре 1944 года в общей сложности было построено 15 тысяч этих самолетов. Кёртисс P-40](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-07.png) |
Кёртисс P-40 (Curtiss P-40) |
![Последний экземпляр самолета Северский (Seversky) P-35, оснащенный поршневым двигателем с турбокомпрессором, и обозначенный ХР-41, послужил опытным образцом самолета Рипаблик Р-43 Лансер. Компания разработала более совершенный вариант и получила заказ от ВВС США на 13 самолетов YP-43. Этот вариант отличался от Р-35 перепроектированным центропланом крыла, шасси, убирающимся внутрь, а не назад, и новым поршневым двигателем с турбокомпрессором Pratt & Whitney R-1830-35. В 1940 году последовал заказ на 54 серийных истребителя Р-43 с двигателем R-1830-47. ВВС США заказали 80 самолетов Р-43А с двигателем R-1830-49. В 1941 году поступил заказ на 125 аппаратов Р-43А-1 с двигателем R-1830-57. В 1942 году уцелевшие самолеты из общего числа в 272 экземпляра были переделаны в самолеты-разведчики. Варианты Р-43, Р-43А и Р-43А-1 получили соответственно обозначения RP-43, RP-43A и RP-43A-1, 152 машины были переоснащены различными типами фотоаппаратуры и получили обозначения Р-43В (150 самолетов) и Р-43С (2 самолета). Рипаблик P-43 Лэнсер](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-08.png) |
Рипаблик P-43 Лэнсер (Republic P-43 Lancer) |
![Истребитель-бомбардировщик США времен Второй мировой войны. Один из основных истребителей ВВС США времен войны Рипаблик P-47 "Тандерболт"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-09.png) |
Рипаблик P-47 "Тандерболт" (Republic P-47 Thunderbolt) |
![Американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны Самолет Р-51 Мустанг](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-10.png) |
Норт Америкэн Р-51 Мустанг (North American P-51 Mustang) |
![Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с носовой стойкой. Компоновка аналогична P-39, т.е. двигатель расположен за пилотской кабиной. Самолет разработан в КБ фирмы "Белл" под руководством Д.Фабриева. Первый полет опытный образец XP-63 совершил 7 декабря 1942 года. Серийное производство на заводе "Белл" началось в октябре 1943 года. Всего выпущено 3303 экземпляров. Самолет состоял на вооружении в США с конца 1944 года, в СССР - с марта 1945 года, во Франции - с июня 1945 года. Белл P-63 "Кингкобр"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-11.png) |
Белл P-63 "Кингкобр" (Bell P-63 Kingcobra) |
![В техническом описании "Краткая оценка аэродинамических форм иностранных самолетов", выпущенном Бюро новой техники ЦАГИ в 1940 году, наряду с новейшими в ту пору машинами "Спитфайр", "Аэрокобра" и вовсю воевавшим немецким истребителем Мессершмиттом Ме-109, была проанализирована конструкция малоизвестного американского истребителя Валти "Вэнгард" P-66. Согласно техописанию, по характеристикам, связывающим лобовое сопротивление и максимальную скорость, эта машина превосходила все вышеперечисленные самолеты за исключением "Аэрокобры", а расчетные показатели вертикальной и горизонтальной маневренности "Вэнгарда" лишь ненамного отставали от средних, превышая, однако, данные испытаний самолета Me-109 в СССР. Валти P-66 Вэнгард](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-12.png) |
Валти P-66 Вэнгард (Vultee P-66 Vanguard) |
Палубные истребители
|
![Брюстер F2А "Буффало" одноместный истребитель, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Брюстер эйронотикл корпорейшн" под руководством Д. Брауна. Первый полет опытный образец истребителя, XF2A-1 (он же B-139), совершил в декабре 1937 года. В серийное производство на заводе "Брюстер" в Лонг-Айленд-Сити его запустили в июле 1939 года. Всего изготовлено 507 экземпляров. Самолет состоял на вооружении в США с февраля 1940 года, в Финляндии - с марта 1940 года, в Великобритании - с октября 1940 года, в Австралии - с февраля 1941 года, Голландской Ост-Индии - с апреля 1941 года, Новой Зеландии - с октября 1941 года. Брюстер F2А "Буффало"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-13.png) |
Брюстер F2А "Буффало" (Brewster F2А "Buffalo") |
![Опытный образец под обозначением XF2A-1 компании Брюстер Аэронаутикэл Корпорэйшн (Brewster Aeronautical Corporation) стал первым истребителем-монопланом, принятым на вооружение. Флотом США, однако, был сделан заказ и на опытный образец биплана компании Грумман, получившего обозначение XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по проекту компании Брюстер и факт, что ранее созданные бипланы компании Грумман F3F начинали показывать хорошие летные данные, привели к тому, что вскоре разработка опытного образца биплана была прекращена и началось проектирование альтернативного моноплана Грумман G-18. После рассмотрения этого предложения Флот США 28 июля 1936 года заказал один опытный самолет под обозначением XF4F-2. Самолет XF4F-2, совершивший первый полет 2 сентября 1937 года, был оснащен двигателем Пратт-Уитни R-1830-66 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wаsp) мощностью 783 кВт (1050 л.с.) и был способен показывать максимальную скорость 467 км/час (290 миль/час). в начале 1938 года при сравнительной оценке этот цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом доказал, что он летает быстрее, чем опытный самолет компании Брюстер. Скорость была его главным преимуществом, но по некоторым другим параметрам он проигрывал, что привело 11 июня 1938 года к выдаче заказа на серийные самолеты XF2A-1 компании Брюстер. Компания Грумман произвела большие изменения в конструкции, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Установка более мощного варианта двигателя Твин Уоосп XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектированное хвостовое оперение, в котором горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, позволили самолету XF4F-3 хорошо слушаться управления и иметь хорошую маневренность. Его максимальная скорость на высоте 6490 м (21300 футов) равнялась 539 км/час (335 миль/час). Получив такие летные данные, Флот США 8 августа 1939 года без колебаний заказал 78 серийных самолетов F4F-3. Компания Грумман предложила новый проект самолета G-36A на экспорт и получила контракты на 81 и 30 самолетов от правительств Франции и Греции. Grumman F4F Wildca](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-14.png) |
Грумман F4F Уайлдкэт (Grumman F4F Wildcat) |
![Самолет Grumman F6F Hellcat (Ведьма) был разработан из проекта, начатого компанией для получения преемника самолета F4F Wildcat и создавался с учетом боевого опыта пилотов военно-морской авиации США, полученного на Тихоокеанском театре военных действий. Сходство определялось безошибочно, но было одно важное изменение: схема среднеплана уступила место новой схеме - низкоплану, что дало возможность убрать главные опоры шасси в центроплан крыла вместо фюзеляжа и увеличить колею шасси для большей устойчивости при движении по земле. Была улучшена броневая защита пилота и увеличен боезапас. 30 июня 1941 года компания получила заказ на четыре опытных самолета с разными двигателями для конкурсной оценки диапазона достижимых летных характеристик. Грумман F6F Хеллкэт](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-15.png) |
Грумман F6F Хеллкэт (Grumman F6F Hellcat) |
![Палубный самолет Второй мировой войны "Чанс-Воут" F4U-1 представлял собой одноместный истребитель-моноплан, оснащенный двухрядным звездообразным 18-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Пратт-Уитни XR-2800-2 "Уосп" мощностью 1800 л.с. Столь мощная силовая установка делала самолет одним из самых скоростных истребителей своего класса. Машине, продолжая традиции, дали имя "Корсар" - до этого два других самолета, разработанных фирмой "Воут", уже носили это название. Чанс-Воут F4U "Корсар"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-16.png) |
Чанс-Воут F4U "Корсар" (Chance Vought F4U Corsair) |
Ночные истребители
|
![Ночной истребитель "Black Widow" оказался превосходным ночным истребителем, но был слишком сложен по конструкции. Р-61 занял свое место в истории авиации как первый самолет, специально разработанный (а не модернизированный) для использования в качестве ночного истребителя, оснащенного РАС. P-61 "Блэк Уидоу"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-17.png) |
Нортроп P-61 "Блэк Уидоу" (Northrop P-61 Black Widow - "Чёрная вдова") |
![Тяжелый ночной истребитель Douglas P-70 Nighthawk/Douglas Havoc Douglas P-70 Nighthawk](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-18.png) |
Douglas P-70 Nighthawk |
Стратегические бомбардировщики США Второй мировой войны
|
![Первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Самолет B-17 "Летающая крепость"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-19.png) |
Боинг B-17 "Летающая крепость" (Flying Fortress) |
![В январе 1939 года ВВС США предложили фирме "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" разработать бомбардировщик с дальностью полёта, большей чем у только что появившегося B-17. Работы возглавил главный конструктор А.Лэдден. Проект получмл название "модель 32". Фюзеляж бомбардировщика было решено сделать высоким, чтобы можно было разместить больше бомб. Бомбы подвешивались вертикально в двух отсеках. Чтобы не создавать дополнительного сопротивления, створки бомболюка выполнили сворачивающимися как шторы. Осовные стойки шасси убирались не в мотогондолы, укладывались плашмя в крыло. Крыло было оригинальной конструкции, разрабатанной молодым инженером Д.Дэвисом. Крыло позволяло нести ту же нагрузку, что и на B-17, но при большей скорости и дальности. Герметизированные отсеки крыла использовались как топливные баки. Впервые крыло было опробовано на опытном гидросамолёте "модель 31". От него же было решено взять двухкилевое оперение. B-24 представлял собой цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая устаовка состояла из 4 поршневых звездообразных двухрядных двигателей воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830 "Туин Уосп" с четырёхлопастными воздушными винтами "Гамильтон стандарт". Консолидэйтед B-24 "Либерейтор"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-20.png) |
Консолидэйтед B-24 "Либерейтор" (Consolidated B-24 Liberator) |
![B-29 "Superfortress" , будучи самым большим самолетом, заказанным для крупносерийного производства, оснащался самыми мощными двигателями того времени (Wright R-3350 по 2200 лс каждый) и был первым серийным самолетом, имевшим полностью герметезированную кабину экипажа и использовавшим централизованную систему управления огнем. Всего было выпущено 3970 B-29, а заказ еще на 5092 самолетов был аннулирован вскоре после победы над Японией. Из выпущеных 2766 были собраны Boeing, 668 - Bell и 536 - Martin. Пик производства был достигнут весной 1945, когда ежедневно со сборочных линий сходили по восемь B-29. К концу войны в списках USAAF значились 2132 B-29, многие из которых были законсервированы для дальнейшего использования. B-29 "Суперфортресс"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-21.png) |
B-29 "Суперфортресс" ( Superfortress - "Сверхкрепость") |
![B-32 "Dominator" — американский тяжёлый бомбардировщик. Создан в конце 1930-х годов. Первый полёт совершил в 1942 году. Разработан и производился фирмой "Consolidated Aircraft". Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Всего было построено около 120 самолётов. Consolidated B-32 Dominator](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-22.png) |
Consolidated B-32 Dominator |
Тактические бомбардировщики
|
![К середине 1930-х годов основными типами бомбардировщиков в США были В-10 и B-12. И тот, и другой - различные модификации одного и того же базового самолета "Мартин 139". Если взглянуть на него, то никак не скажешь, что эта машина когда-то считалась самым быстроходным бомбардировщиком мира. Скорость ассоциируется с вытянутыми, "зализанными" контурами. А этот - компактный, "пузатый", похожий то ли на головастика, то ли на беременную рыбку гуппи. И, тем не менее, "Мартин" когда-то обгонял истребители. Более того, в какой-то степени его можно считать родоначальником всех последующих скоростных бомбардировщиков. B-10](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-23.png) |
Martin B-10 |
![Дуглас DB-1 (Дуглас Бомбер 1) был заказан в январе 1936 года для немедленного серийного производства под обозначением В-18. Опытный образец DB-1 сохранил почти такие же оперение и силовую установку, как у DC-2. В конструкцию крыла были внесены два отличия: его размах был увеличен на 1,37 м, и крыло было перенесено вверх по высоте. Фюзеляж был более высоким. Это дало возможность разместить в нем шесть членов экипажа и включить в конструкцию носовую и надфюзеляжную турели, кабину оператора бомбометания и внутренний бомбовый отсек. В дополнение к этому была предусмотрена третья огневая точка с пулеметом, стрелявшим через туннель в нижней части фюзеляжа. По первому контракту было выпущено 133 самолета В-18 (включая и опытный DB-1). Серийный вариант, который получил наименование Боло, обладал рядом изменений в оборудовании и более мощными звездообразными поршневыми двигателями Райт R-1820-45. Последний В-18 отличался наличием электропривода носовой турели и был обозначен DB-2. Douglas B-18 Bolo](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-24.png) |
Douglas B-18 Bolo |
![В попытке исправить недостатки самолетов DB-1 в 1938 году компания разработала улучшенный вариант под обозначением В-23 Dragon (дракон). Хотя общая аэродинамическая компоновка была подобна предыдущей модели, это оказался совершенно новый проект. Размах крыла был увеличен, фюзеляж получил более обтекаемую форму, оперение имело более высокий киль и руль направления. Первый полет состоялся 27 июля 1939 года. В течение этого года все заказанные самолеты В-23 были поставлены Армии США. Однако информация, полученная с европейского театра военных действий в 1940 году, показала несостоятельность этого самолета из-за его неудовлетворительной дальности, бомбовой нагрузки и вооружения, худших по сравнению с бомбардировщиками стран-противников, или теми, что уже начали появляться в США. Поэтому самолет использовался при патрулировании тихоокеанского побережья США и в качестве учебного. Douglas B-23 Dragon](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-25.png) |
Douglas B-23 Dragon |
![Опытный самолет Martin XA-22, созданный в США, был двухмоторным монопланом со среднерасположенным консольным крылом, убирающимся шасси с хвостовым колесом и экипажем из трех человек. Первый полет этого бомбардировщика состоялся 14 марта 1939 года, но еще до него компания получила первый заказ от Франции на производство 115 машин. Поставки начались в октябре 1939 года, к тому времени французы сделали заказ еще на 100 машин. Но лишь 140 самолетов Model 167F из числа заказанных попали во Францию к моменту ее капитуляции в июне 1940 года. Там они получили обозначение Martin 67A-3 и участвовали в боевых действиях. После поражения Франции оставшиеся невостребованными 75 самолетов были поставлены Королевским ВВС Великобритании. Эти машины вместе с семьюдесятью пятью другими получили обозначение Maryland MkI. Все самолеты были оснащены звездообразными двигателями R-1830-SC3G Twin Wasp мощностью 1050 л.с. с одноступенчатыми нагнетателями. Затем Великобритания заказала 150 усовершенствованных самолетов Maryland MkII с более мощными двигателями и двухступенчатыми нагнетателями. Первоначально они использовались для буксировки мишеней и дальней разведки, причем в последней роли они себя зарекомендовали особенно хорошо. Кроме того, их использовали в качестве легких бомбардировщиков. Martin Maryland](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-26.png) |
Мартин Мэриленд (Martin Maryland) |
![Мартин Балтимор (английское Martin Baltimore) в американский средний бомбардировщик. Создан в 1930-х годах. Первый полёт совершил в 1941 году. Разработан и производился фирмой "Гленн Мартин энд Компани" под руководством инженера Джеймса С. Макдонелла. Применялся ВВС Великобритании и США во время Второй мировой войны. Всего было построено около 2100 самолётов. Все Baltimores были выведены из эксплуатации к концу 1949 года. Мартин Балтимор](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-28.png) |
Мартин Балтимор (Martin Baltimore) |
![Бомбардировщик В-25 в серийном производстве был назван "Mitchell" в честь некоронованного короля воздуха Вильяма "Билли" Mитчелла. Первые серийные машины В-25 начали поступать в боевые части в 1942 году. RAF (Royal Air Force) Великобритании получили 432 самолета В-26С и 113 самолетов В-25D под обозначением "Mitchell" Mk II. Бомбардировщик Норт Америкен В-25 "Митчелл" поставлялся в 1941-1945 годах в СССР в значительном количестве и, начиная с середины войны, составлял заметную часть парка Авиации дальнего действия (АДД). Проект штурмовика-бомбардировщика NA-40 готовился по тому же техническому заданию, что и будущий А-20 и вместе с ним участвовал в конкурсе 1938 года. Хотя первый летный экземпляр NA-40-2 разбился на испытаниях, показанные им летные данные стали неплохой заявкой на будущее. North American B-25 Mitchell](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-29.png) |
Норт Американ B-25 Митчелл (North American B-25 Mitchell) |
![С точки зрения войны против нацистской Германии, самым важным американским средним бомбаpдиpовщиком был B-26 "Marauder" ("Мародер") фирмы "Martin". Он имел репутацию "горячего" самолета в бою, однако был ничего не прощающим бичом для неопытного пилота. Его создание проходило параллельно с B-25 "Mitchell" фирмы "North American" (Profile 59), причем обе машины проектировались согласно спецификации USAAC на пятиместный бомбаpдиpовочный самолет, выданой 25 января 1939 года. Martin B-26 Maraude](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-27.png) |
Мартин B-26 "Мародер" (Martin B-26 Marauder) |
|
|
Палубные бомбардировщики
|
![Американский палубный бомбардировщик-разведчик фирмы Vought. Первый полет совершил в 1936 году, а с 1938 года начал поступать в боевые соединения ВМС США. Но реальные боевые действия показали несостоятельность устаревшей конструкции самолета и к 1943 г. оставшиеся в строю Vindicator'ы вывели в резерв для учебных целей. Самолет также использовался в морской авиации Франции и Великобритании, впрочем, также без особого успеха. Всего было построено 243 серийных экземпляров различных модификаций. Vought SB2U Vindicato](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-30.png) |
Воут SB2U Виндикейтор (Vought SB2U Vindicator) |
![После своего первого проекта - самолета SBA, фактически экспромтом выпущенного компанией и введенного в серийное производство на авиационном заводе ВМС под обозначением SBN, компания Брюстер смогла заняться разработкой усовершенствованного варианта. Цель заключалась в создании более эффективного самолета-разведчика и бомбардировщика с более тяжелым вооружением, увеличенной бомбовой нагрузкой и улучшенными летными характеристиками, а это, в свою очередь, диктовало небольшое увеличение планера и установку более мощного двигателя. По конфигурации новый самолет был в основном похож на модель SBA и отличался прежде всего увеличенным бомбовым отсеком и убирающимися в крыло внутрь по размаху, а не в фюзеляж, главными стойками шасси. Единственный опытный экземпляр самолета Брюстер XSB2A-1 поднялся в воздух 17 июня 1941г. К тому времени компания уже получила несколько серийных заказов, включающих 140 самолетов для ВМС США, 162 для Нидерландов и в общей сложности 750 аппаратов для ВВС Великобритании, предварительно убедившихся в высоком качестве разработки. Предполагались также поставки самолета ВВС США; ему было присвоено обозначение А-34, но контракт аннулировали еще до начала его выпуска. Намерение оснащения более тяжелым вооружением было осуществлено без труда: самолет ВМС США SВ2А-1 Бакканир был оснащен восемью пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), шесть из них переднего огня, а два были установлены на гибкой направляющей в задней кабине. Летные характеристики самолета оказалась ниже, чем предполагалось, но ВМС США продолжали приобретать самолеты в небольших количествах: ими было получено 80 аппаратов SВ2А-2 c измененным вооружением и 60 экземпляров варианта SВ2А-3. Последний имел складывающиеся крылья и тормозной крюк. Сто шестьдесят два самолета, построенных для Нидерландов, также были переданы ВМС США, где получили обозначение SВ2А-4. В июле 1942г. начались поставки самолетов по ленд-лизу ВВС Великобритании, где они получили обозначение Бермуда (Bermuda). Однако их характеристики делали самолет абсолютно не пригодным для боевых действий. В результате большинство машин были переделаны для буксировки мишеней и для использования в резервных подразделениях. По имеющейся информации, такая участь постигла все 771 самолет, построенный компанией Брюстер. Brewster SB2A Buccaneer](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-31.png) |
Brewster SB2A Buccaneer |
![Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD "Dauntless" (Dauntless - "бесстрашный") фирмы "Дуглас" в США получил прозвище Banshee - в ирландском мифе приведение, завывание которого несет скорую смерть. Несмотря на свои недостатки, самолет был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет. Douglas SBD Dauntless](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-32.png) |
Дуглас SBD "Донтлис" - "Бесстрашный" (Douglas SBD Dauntless) |
![Третьим из самолетов компании Кёртисс, носившем имя Хеллдайвер, стал наиболее интенсивно производившийся из пикирующих бомбардировщиков ВМС США SB2С Хеллдайвер. Прототип Кёртисс Модель 84, обозначенный как XSB2C1 (1758), cовершил свой первый полет 18 декабря 1940 года, но в начале января 1941 года разбился. К счастью, ВМС США верили в самолет этой конструкции (29 ноября 1940 года было получено разрешение на начало серийного производства), но только спустя 18 месяцев, в июне 1942 года, первый серийный SB2C1 поднялся в воздух. Задержка была обусловлена тем, что в апреле 1941 года Авиационный корпус армии США заказал 900 самолетов Шрайк A-25A (Shrike) и необходимо было обеспечить совместимость их конструкции и оборудования для удовлетворения требованиям ВМС США и армии США. В конечном счете только несколько самолетов А-25А поступили на вооружение Армии США. Большинство этих самолетов под обозначением SB2C1A было направлено в Морской корпус США. Этот тип самолета так высоко ценился в военных операциях на Тихом океане во время Второй мировой войны, что ВМС США закупили практически все серийные самолеты, и поэтому только 26 экземпляров из общего числа более чем в 7000 использовались для других целей. Curtiss SB2C Helldiver](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-33.png) |
Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike |
![В начале 1934 года командование Военно-морских сил США объявило конкурс на разработку нового палубного торпедоносца. После предварительной оценки представленных проектов заказ на постройку прототипов получили компании "Дуглас" и "Грейт Лейке". Более удачной оказалась машина компании "Дуглас" XBTD-1, впервые поднявшаяся в воздух 15 апреля 1935 года. Заводские испытания прошли настолько успешно, что уже через девять дней самолет был передан заказчику для их завершения и оценки эксплуатационных характеристик. Результатом стало подписание в феврале 1936 года контракта на поставку 129 серийных машин, получивших обозначение TBD-1 "Девастейтор" (Devastator - опустошитель) и ставших первыми на вооружении авиации американских ВМС палубными монопланами цельнометаллической конструкции с убирающимся в полете шасси, полностью закрытой кабиной и гидравлически складывающимся крылом. Дуглас TBD Девастейтор](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-34.png) |
Дуглас TBD Девастейтор (Douglas TBD Devastator - "Опустошитель") |
![Трехместный торпедоносец и бомбардировщик цельнометаллической конструкции, созданный фирмой Грумман Эркрафт Инжиниринг Ко. под руководством Уильяма Швендлера, совершил свой первый полет 7 августа 1941 года и был принят на вооружение в феврале 1942 года. Первое боевое крещение самолет получил в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Начиная с августа 1942 года "Эвенджер" принимал участие во всех операциях авианосцев ВМФ США. Эвенджер](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-35.png) |
"Эвенджер" (Grumman TBF Avenger - мститель) |
|
ХВТС-2 |
|
|
Штурмовики США
|
![Штурмовики Нортроп (Дуглас) A-17/8A A-17/8A](/images/stories/ww2/usa/northrop-a17-8a/northrop-a17-8a_01.jpg) |
Нортроп (Дуглас) A-17/8A (Northrop (Douglas) A-17/8A) |
|
|
![Проектирование легкого бомбардировщика Дуглас А-20 (обозначение компании - DB-7) было начато в 1936года, когда Дуглас Эйркрафт Компани (Douglas Aircraft Company) занялась разработкой штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В итоге был разработан проект, получивший название Модель 7А. По этому проекту двухмоторный самолет должен был получить двигатели мощностью по 336 кВт (450л.с.). В 1938 году проект был пересмотрен, и Модель 7В получила два двигателя компании Пратт-Уитни R-1830 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp) мощностью по 820 кВт (1100л.с.). Свободнонесущий высокоплан, самолет Модель 7В имел отогнутую вверх хвостовую часть фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный варианты. Во время своего первого полета 26 октября 1938 года Модель 7В продемонстрировала высокую скорость и маневренность. Дуглас А-20 Хэвок](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-36.png) |
Дуглас А-20 Хэвок/ДБ-7 Бостон (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston) |
![Серийный выпуск нового самолета начался лишь в 1944 году, а 19 ноября они впервые пошли в бой в небе Европы. Этот год стал знаменательным для американских ВВС: началось использование Р-51, ставшего лучшим поршневым истребителем; и Р-61, бесспорно, мог называться лучшим ночным истребителем; а В-29 произвели революцию в стратегических бомбардировках. Такой же вершиной в своем классе стал и "Инвэйдэр" ("вторгающийся") - такое имя получил А-26 после принятия на вооружение. Хотя конец войны не заставил себя долго ждать, самолеты А-26 все же успели сбросить на противника больше 18 тысяч тонн бомб. С января 1945 года в налетах принимали участие и самолеты новой модификации - А-26С, предназначавшиеся для наведения на цель групп бомбардировщиков. От шести лобовых пулеметов осталось лишь два, переместившихся на борта фюзеляжа, а вся носовая часть была отдана в распоряжение бомбардира. Передняя часть его кабины была полностью прозрачной и изготавливалась из одного куска оргстекла. Прицеливание осуществлялось при помощи прицела "Сперри", но многие машины получили и радиолокационный прицел H2S, позволяющий производить бомбометание через облака, ночью и в плохую погоду. Производство "инвэйдэров" обеих модификаций развернулось на полную мощность в начале 1945 года; но вскоре капитулировала Германия, через четыре месяца - Япония. Победа на Дальнем Востоке поставила точку в серийном выпуске - вместе с прототипами на свет появилось 2502 А-26. Свертывание военного производства поставило крест и на двух новых модификациях - A-26D и A-26F. Последняя представляла собой один из первых - шагов в незнакомую область реактивной авиации. В хвостовой части самолета установили реактивный двигатель J31, а воздухозаборник попал на "спину", вытеснив заднего стрелка. В серии этот самолет не строился, но его прототип ХА-26Р 26 июня 1946 года установил рекорд скорости - 664 км/ч с нагрузкой 2000 кг. После войны "Инвадэр" сменил "имя"-в июне 1948 года категория штурмовиков (Attack) была ликвидирована и все А-26 переклассифицировали в бомбардировщики В-26. Дуглас A-26 "Инвэйдер"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-37.png) |
Дуглас A-26 "Инвэйдер" (Douglas A-26 Invader) |
![Валти A-31 Вендженс — американский пикирующий бомбардировщик. Самолёт представлял собой моноплан, имевший цельнометаллическую конструкцию. Создан в 1930-х годах. Разработан и производился фирмой Vultee. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Совершил первый полёт 30 марта 1941 года. Всего построено около 1528 машин. Валти A-31 Вендженс](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-38.png) |
Валти A-31 Вендженс (Vultee A-31 Vengeance) |
![Норт Американ A-36 Апач Разработан и производился фирмой North American, на базе истребителя P-51 Mustang Штурмовик A-36 Apache](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-39.png) |
Норт Американ A-36 Апач / Инвейдер North American A-36 Apache/Invader) |
Разведчики
|
![O-52 Owi - армейский разведчик и самолет наблюдения, разработанный американской фирмой Curtiss Wright. Проект этой машины под названием "Model 85" разработали в конструкторском бюро фирмы Curtiss Aeroplane в 1940 году. Новый ближний разведчик и корректировщик (по американской классификации "обсервер" "наблюдатель") должен был продолжить длинную череду самолетов подобного назначения, сменявших друг друга в рядах американской военной авиации около двадцати лет. Его непосредственным предшественником являлся North American 0-47А, принятый на вооружение в 1937 году. Curtiss O-52 Owl](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-40.png) |
Curtiss O-52 Owl |
![Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет Локхид "Хадсон" Локхид "Хадсон"](/images/stories/ww2/usa/lockheed-hudson/lockheed-hudson.jpg) |
Локхид "Хадсон" (Lockheed Hudson) |
![Ближний разведчик и легкий бомбардировщик Curtiss-Wright CW-22 Falcon II Самолет США](/images/stories/ww2/usa/curtiss-wright-cw22/cw22-falcon-2.jpg) |
Кэртис-Райт CW-22 "Фэлкон" II (Curtiss-Wright CW-22 Falcon II) |
![Американский самолет целеуказания Douglas O-46A Douglas O-46A](/images/stories/ww2/usa/douglas-o-46a/douglas-o-46a.jpg) |
Дуглас O-46A (Douglas O-46A) |
![Разведчик-корректировщик Норт Америкэн O-47 Самолет США](/images/stories/ww2/usa/north-american-o-47/north-american-o-47.jpg) |
Норт Америкэн O-47 (North American O-47) |
![Легкий многоцелевой самолет Пайпер L-4 "Грассхоппер" Самолет США](/images/stories/ww2/usa/grasshopper-l4/l4-grasshopper.jpg) |
Пайпер L-4 "Грассхоппер" (Piper L-4 Grasshopper) |
![Самолет-разведчик Рипаблик P-43B/D/E "Лэнсер" Самолет-разведчик США](/images/stories/ww2/usa/republic-p-43b/republic-p43b-lancer.jpg) |
Рипаблик P-43B/D/E "Лэнсер" (на базе Republic P-43 Lancer) |
![Вертолет Сикорский R-4 Вертолет Сикорский R-4](/images/stories/ww2/usa/sikorsky-r4-hoverfly/sikorsky-r4-hoverfly_15.jpg) |
Вертолет Сикорский R-4 (Sikorsky R-4 Hoverfly) |
![Самолет США Самолет-разведчик](/images/stories/ww2/usa/vought-corsair/vought-corsair.jpg) |
Ваут O2U/O3U/V-65/V-93 "Корсэр" (Vought O2U/O3U/V-65/V-93 Corsair) |
|
|
Поплавковые гидросамолёты США
|
![Curtiss SOC Seagull Curtiss SOC Seagull](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-41.png) |
Curtiss SOC Seagull |
![Корабельный катапультный разведчик. Одномоторный цельнометаллический моноплан; консоли при хранении складываются. Шасси сменное: поплавковое (центральный поплавок и два подкрыльных) или колесное (колеса в обтекателях). Самолет был создан в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д. Берлина. Опытный образец машины, XSO3C-1 ("модель 82"), впервые поднялся в воздух 6 октября 1939 года (на колесах). Серийное производство самолета велось на заводе "Кэртис" в Колумбусе с июля 1942 года. Всего изготовлено 796 экземпляров.SO3C состоял на вооружении США с июля 1942 года, в Великобритании и Канаде-с 1943 года. Curtiss SO3C Seamew](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-42.png) |
Curtiss SO3C Seamew |
![Американский одноместный морской разведчик фирмы Curtiss. Первый полет совершил в 1944 году, в этом же году начался серийный выпуск основной модификации SC-1. Был принят на вооружение для замены устаревших гидроразведчиков SO3C Seamew и Vought OS2U Kingfisher. SC Seahawk возможно стал лучшим американским самолетом такого типа, но выпущен был слишком поздно и в военных действиях участия практически не принимал. Выпуск самолета был прекращен после капитуляции Японии в августе 1945 года, за это время успели построить 577 экземпляров, в том числе 10 машин улучшенной, двухместной модификации SC-2. Самолет выпускался на колесном шасси, а уже в месте базирования оно могло при необходимости заменяться на поплавковое. SC Seahawk стал последним американским катапультным гидросамолетом, на службе состоял до 1949 года, а после этого для разведывательных целей в ВМС стали использоваться вертолеты. Curtiss SC Seahawk](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-43.png) |
Curtiss SC Seahawk |
![Многоцелевой самолет-амфибия Самолет Grumman J2F Duck](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-44.png) |
Грумман J2F "Дак" (Grumman J2F Duck) |
![В середине 1930-х годов компания, возглавляемая Джоном К. Нортропом, смогла заполучить контракт на производство бомбардировщиков вторжения А-17 для Армии США. Однако из-за ее слияния с самолетостроительной компанией Дуглас дела на фирме пошли на спад. Среда немногих проектов компании был и двухпоплавковый гидросамолет, по своей конструкции во многом идентичный оснащенному колесным шасси штурмовому бомбардировщику (ранее производившемуся фирмой). Уверенный, что такой самолет будет обязательно востребован ВМФ США, Нортроп упорно держался своей разработки. Двадцать четыре экземпляра "Northrop" N-3PB были заказаны, что называется, прямо с чертежной доски. Northrop N-3PB](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-45.png) |
Northrop N-3PB |
!["Кингфишер"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-46.png) |
Ваут OS2U "Кингфишер" (Vought OS2U Kingfisher - "зимородок") |
Летающие лодки США
|
![Летающая лодка-амфибия Дуглас Дельфин - свободнонесущий высокоплан - была разработана на основе самолета Синбад (Sinbad), который был оснащен двумя двигателями Райт Уорлуинд (Wright Whirlwind) J-5C мощностью 224 кВт (300 л.с.) и взлетел впервые в июле 1930 года. Douglas Dolphin](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-47.png) |
Douglas Dolphin |
![В 1937 году компания Грумман произвела двухмоторную летающую лодку - амфибию, известную под обозначением Грумман G-21 Гуз. Это был высокоплан, на крыле которого размещались два звездообразных двигателя Пратт-Уитни R-985 мощностью 336 кВт (450 л.с.) и два подкрыльевых стабилизирующих поплавка. Глубокий двухреданный корпус имел стандартную конструкцию, а горизонтальное оперение было подкреплено подкосами. Возможность приземления на воду и на сушу обеспечивалась колесным шасси с хвостовым колесом, все три стойки которого убирались внутрь корпуса. Grumman G-21 Goose](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-48.png) |
Grumman Goose (Grumman G-21 Goose) |
![Опытный самолет "Widgeon", пилотируемый Роем Грумманом и Бадом Гиллесом, совершил испытательный полет в Бетпэйдже 28 июня 1940 года, и 10 экземпляров было продано заказчикам еще до того, как 21 февраля 1941 года был поставлен первый серийный экземпляр. Первая партия из 44 серийных самолетов Уиджеон была предназначена для рынка гражданских самолетов, хотя 11 экземпляров, построенных по контракту с Португалией, плюс еще четыре экземпляра, были отправлены для использования ВВС США под обозначением OA-14. Вторая партия из 25 серийных самолетов предназначалась для Береговой охраны США под обозначением J4F-1. В августе 1942 года самолет Уиджеон, принадлежавший 212-й эскадрилье Береговой охраны, базировавшейся в Хоуме, штат Луизиана, потопил подводную лодку U-166 около дельты Миссисипи. Компания Грумман построила в общей сложности 131 самолет J4F-2 для ВМС США, которые были поставлены в период с 13 июля 1942 года по 26 февраля 1945 года. Самолеты J4F-2, принадлежавшие Королевским ВМС Великобритании, были первоначально известны под названием Гослинг, позднее - Уиджеон. Улучшенная модель G-44A была представлена компанией Грумман в 1944 году. Она имела перепроектированный корпус с более высоким килем и улучшенными гидродинамическими характеристиками. В общей сложности было построено 76 таких самолетов, последний из которых был поставлен 13 января 1949 года. В 1948-49 годах 41 самолет G-44A был построен по лицензии во Франции под обозначением SCAN 30. Grumman G-44 Widgeon](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-49.png) |
Grumman G-44 Widgeon |
![Летающая лодка Hall PH была самым старым типом самолёта, использовавшимся авиацией США во Второй Мировой войне. Развитие самолёта началось ещё в 1914 году с летающей лодки Curtiss и её гораздо более совершенного варианта Felicstoun F-5, принятого на вооружение в годы Первой Мировой войны и строившегося по лицензии в Великобритании. В США их выпускала фирма NAF под обозначением F-5L. В 1922 году самолёт подвергли модернизации и переименовали в PN-5. Последним в ряду модификаций летающей лодки PN-5 стал PN-11 (P4N). Hall PH](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-50.png) |
Hall PH |
![Sikorsky S-43 Baby Clipper Sikorsky S-43 Baby Clipper](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-51.png) |
Sikorsky S-43 Baby Clipper |
!["Каталина"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-52.png) |
Консолидэйтед PBY "Каталина" (Consolidated PBY Catalina) |
![Consolidated PB2Y Coronado](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-53.png) |
Консолидэйтед PB2Y "Коронадо" (Consolidated PB2Y Coronado) |
![В 1937 году, раззадоренный успехом PBY Каталина компании Консолидейтид, компания Мартин - другой не менее крупный поставщик воздушных судов для ВМФ США - ответила на брошенный конкурентом вызов созданием двухмоторного моноплана с высоко расположенным крылом, "Martin" Model 162. Летающая лодка отличалась глубокой осадкой и двухкилевым хвостовым оперением, оснащалась установленными на изгибах крыла типа "чайка" (так чтобы на винты попадало меньше брызг) 1194-киловаттными звездообразными двигателями Райт Циклон R-2600-6. Опытный образец гидросамолета, ХРВМ-1, осуществил свой первый палет 18 февраля 1939 года. До конца 1939 года производитель получил заказ на двадцать РВМ-1, в течение 1941 года поступивших в распоряжение эскадрильи дозорной авиации VP-74. Заказ на производство 379 летающих лодок РВМ-3 "Mariner" был подписан в 1940-м. Было выпущено пятьдесят машин версии не оснащенного вооружением транспорта PBM-3R, способного перевозить до 20 пассажиров 274 гидросамолета РВМ-3С получили стандартизированное американо-британское оборудование, а 201 летающая лодка PBM-3D оснащалась двигателями R-2600-22, усиленным вооружением и броней. Мартин "Маринер", Мартин 162](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-54.png) |
Мартин "Маринер", Мартин 162 (Martin Mariner) |
Транспортные самолёты
|
![Как и его знаменитый современник, Дуглас С-47, Curtiss С-46 Commando изначально создавался как гражданский самолет. Впервые прототип CW-20, оснащенный двумя 1193,1-киловаттными (1600 л.с.) двигателями Райт Циклон 586-С14-ВА2, поднялся в небо 26 марта 1940 года. Тогда машина имела двухкилевое хвостовое оперение, которое конструкторы довольно скоро заменили однокилевым. В сентябре 1940-го компания получила крупный заказ от военных на перепрофилированную для нужд вооруженных сил машину, С-46, которая оснащалась бы силовой установкой Пратт и Уитни Дабл Уосп. Кёртисс-Райт C-46 "Коммандо"](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-55.png) |
Кёртисс-Райт C-46 "Коммандо" (Curtiss-Wright C-46 Commando) |
![Военно-транспортный самолет Douglas C-32/C-39 Транспортный самолет](/images/stories/ww2/usa/douglas-c-32-39/douglas-c-32-39.jpg) |
Дуглас C-32/C-39 (Douglas C-32/C-39) |
![Самолет DC-3, созданный фирмой "Дуглас" и выпускавшийся в разных странах под разными названиями, возил грузы и пассажиров более полувека – 55 лет! Кроме того, эта машина до сих пор является образцом безопасности. Douglas C-47 Skytrain](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-56.png) |
Дуглас C-47 "Скайтрэйн" (Douglas C-47 Skytrain) |
![Самолет Дуглас DC-4 разрабатывался в 1939 году как авиалайнер большой вместимости, имел существенно более легкую конструкцию, чем DC-3. Он был запущен в серийное производство без постройки опытного образца. К тому времени США вступили во Вторую мировую войну, и все заложенные на производственной линии самолеты были достроены для ВВС США под обозначением С-54 Скаймастер. Первый из них взлетел 14 февраля 1942 года, а первым из этих самолетов для ВВС США был С-54А с усиленным полом, грузовой дверью и вспомогательным оборудованием. Под обозначением R5D для ВМС США самолет DC-4 был построен в нескольких вариантах. Всего для армии и флота было выпущено более 1000 самолетов. Кроме многочисленных рекордных полетов, самолеты DC-4 запомнились своим большим вкладом в "Берлинский воздушный мост" в 1948-49 годах. В различной компоновке DC-4 с экипажем из 4-х человек перевозили от 44 до 86 пассажиров. В послевоенное время их роль в перевозках большой дальности трудно переоценить. Некоторые самолеты эксплуатировались даже в 1990-е годы. Douglas C-54 Skymaster](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-57.png) |
Дуглас C-54 "Скаймастер" (Douglas C-54 Skymaster) |
![Бич C-45 (UC-45)/ JRB "Экспедитор" Бич C-45 (UC-45)/ JRB "Экспедитор"](/images/stories/ww2/usa/beech-c-45-expeditor/beech-c-45.jpg) |
Бич C-45 (UC-45)/ JRB "Экспедитор" |
![Последняя из серии двухмоторных коммерческих транспортных самолетов, Локхид Модель 18 Лодстар](/images/stories/navigator/samolet-usa-ww2/american_planes-58.png) |
Локхид Модель 18 Лодстар (Lockheed Model 18 Lodestar) |
![Транспортный самолет Консолидейтед C-87/C-109 "Либерэйтор Экспресс" Транспортный самолет](/images/stories/ww2/usa/сonsolidated-с-87/сonsolidated-с-87.jpg) |
Консолидейтед C-87/C-109 "Либерэйтор Экспресс" |
![Многоцелевой транспортный самолет Сессна UC-78/ JRC-1 "Бобкэт" Сессна UC-78/ JRC-1 "Бобкэт"](/images/stories/ww2/usa/cessna-uc-78-bobcat/bobcat.jpg) |
Сессна UC-78/ JRC-1 "Бобкэт" |
![Военно-транспортный самолет Локхид С-69 "Констеллейшн"](/images/stories/ww2/usa/lockheed-c-69-constellation/c-69-constellation_01.jpg) |
Локхид С-69 "Констеллейшн" (Lockheed С-69 Constellation) |
|
|