|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Тактический бомбардировщик Martin-Maryland (Martin 167)
|
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Спроектирован в КБ фирмы Гленн Л.Мартин эйркрафт. Опытный образец XA-22 совершил свой первый полет 14 марта 1939 года.
Американский бомбардировщик Martin Maryland
В 1937 году командование американской армии пришло к заключению, что для обеспечения дальнейшего повышения характеристик фронтовых бомбардировщиков следует отказаться от одномоторной схемы самолета и перейти на двухмоторную. Во исполнении этой задачи в марте 1938 года была сверстана и разослана по авиационным фирмам спецификация (техническое задание) 38-385 на принципиально новый двухдвигательный бомбардировщик. В спецификацию были внесены требования обеспечить максимальную скорость самолета не меньше чем в 200 миль в час и дальность полета - 1200 миль. Последний срок представления проектов назначили на 17 марта 1939 года.
В конкурсе принимали участие фирмы "Норт-Америкэн", "Белл", "Боинг-Стирмэн", "Дуглас" и "Гленн Мартин". Лучшим признали проект фирмы "Дуглас" под обозначением "Модель 7В", который позже воплотился в легендарный бомбардировщик Второй мировой войны "Бостон". Фирма "Гленн Мартин" со своей разработкой "Модель 167" была награждена "поощрительным призом" в сумме 500 тысяч долларов на погашение расходов на проектирование и постройку прототипа. Казалось, на этом история "Модели 167" должна бы и закончиться, но все изменилось в связи с резким обострением политической обстановки в Европе.
Тактический бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167) в полете
Мюнхенский кризис и вообщем то более чем реальная перспектива войны с нацистской Германией осенью 1938 года подтолкнули министерство обороны Франции к увеличению закупок вооружений, в том числе - в области военной авиации. Но авиапромышленность Франции не была готова быстро и в полной степени обеспечить рост военного производства. Как, собственно, происходит в аналогичных случаях, основную сделали ставку на импорт. В частности, 26 января 1939 года в США подписали контракт на поставку бомбардировщиков "Мартин модель 167F" (буква F в индексе машины означала France - Франция).
Выпускались следующие модификации
- "Мартин-Мэриленд" 167F (167АЗ) с моторами R-1830-SC3G, вооружение 6x7,5, бомбы до 850 кг;
- "Мартин-Мэриленд" I с моторами R-1830-SC3G, вооружение 6x7,62, бомбы до 570 кг;
- "Мартин-Мэриленд" II с моторами R-1830-S3C4, вооружение 6x7,62, бомбы до 900 кг.
Конструкция. По компоновке самолет "Мартин 167" представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой дюралевой обшивкой всех поверхностей, за исключением рулей и элеронов, обшитых полотном. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Конструкторы стремились максимально "обжать" мидель с целью снижения аэродинамического сопротивления. Для этого даже пришлось пожертвовать переходами между кабинами, хотя это и являлось полным отступлением от американских традиций бомбардировочного самолетостроения. Члены экипажа могли переговариватся между собой только по переговорному устройству. Крыло двухлонжеронное кессонного типа. Основные стойки шасси бесподкосные, с масляно-пневматической амортизацией убирались поворотом назад в мотогондолы. Хвостовое колесо выполнено неубирающемся. В общем этот самолет Второй мировой войны получился достаточно изящным, аэродинамичным и легким, что обеспечило ему достаточно приличные летные данные.
Вид спереди на средний бомбардировщик "Мартин-Мэриленд"
Экипаж самолета состоял из штурмана-бомбардира (он же командир), располагавшегося в полностью застекленной носовой кабине, пилота и стрелка-радиста. Иногда в состав экипажа включали еще одного человека - штурмана-навигатора. Прежде всего, это касалось французских морских эскадрилий. Управление самолетом было дублировано. В кабине штурмана-бомбардира находился второй штурвал и педали, которыми он мог воспользоваться для точной наводки на цель или в случае выхода из строя первого летчика.
Силовая установка. На первой модификации машины стояли 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы "Пратт-Уитни" R-183SC3G "Твин Уосп" с одноступенчатыми нагнетателями мощностью по 1050 л.с. Винты - трехлопастные ВИШ-автоматы "Хэмилтон-стандард" с "вентиляторными" накладками у ступицы для улучшения охлаждения цилиндров двигателей.
Вооружение. Для действий в роли бомбардировщика в фюзеляже сделали небольшой бомбоотсек, вмещавший бомбы малого и среднего калибра (от 10 до 100 кг). Общая бомбовая нагрузка даже по меркам того времени оказалась слишком мала. Конструкторы предполагали в будущем смонтировать дополнительно наружные подкрыльевые бомбодержатели. Помимо бомб, "Мартин" мог атаковать противника пулеметным огнем, для чего в центроплане крыла установили четыре курсовых пулемета "Браунинг" с калибром винтовочной пули.
Вид сбоку на американский средний бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167)
Согласно проекту экипаж для самозащиты располагал тремя подвижными пулеметами "Виккерс". Один из них находился в носовой установке (впрочем, ни на прототипе, ни на на серийных машинах его не ставили), еще один - в верхней башенной турели, а третий - в задней нижней "кинжальной" установке. В целом можно сказать, что как наступательное, так и оборонительное вооружение самолета было для того времени уже явно недостаточным. Положение усугублялось полным отсутствием пассивной защиты. Разработчики не захотели утяжелять машину броней и уменьшать объем топливных баков за счет их протектирования. Планировалось, что главным защитным средством самолета будет его высокая скорость. Но на практике этот расчет не оправдался, поскольку большинство вражеских истребителей, с которыми "мартинам" вскоре пришлось иметь дело, обладали над ними неоспоримым преимуществом в скоростных характеристиках.
Вид сверху на американский тактический бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167)
Во Францию, согласно договору, "Мартины" поступали не вооруженными, французы сами на месте монтировали на них пулеметы и бомбосбрасыватели, рассчитанными под местный калибр боеприпасов. При этом, очевидно, с целью дальнейшего облегчения машины и повышения летных данных, они отказались от носовых и кинжальных пулеметных установок, еще сильнее ухудшив тем самым защищенность этого бомбардировщика периода Второй мировой войны. В крыле и в верхней турели они ставили пулеметы собственного производства МАС-34 калибра 7,5 мм. Иногда, вместо одного пулемета, в башне монтировали спаренные. "Мартин" 167 находился в совершенно неопределенном положении, пока Франции не потребовался в 1939 году легкий бомбардировщик/штурмовик. Контракт подписали на 215 "Мартинов" 167F-3 в двух партиях (F-France).
Вид на фюзеляж тактического бомбардировщика США "Martin-Maryland" (Martin 167)
В связи с капитуляцией Франции в июне 1940 году Британия согласилась приобрести часть французского заказа (50 машин) и оформила заказ еще на 150, которые производились под обозначением "Мартин" 167В-4 (B-Britain) и оснащались двигателями "Пратт-Уитни" R-1830-SC3G. Они обозначались "Мериленд" Mk I и "Мериленд" Mk II соответственно.
Модификация
|
Martin-Maryland Mk.I 167F-3
|
Экипаж, человек
|
3
|
Длина, метров
|
14,22
|
Размах крыла, метров
|
18,69
|
Высота, метров
|
4,57
|
Площадь крыла, метров2
|
50,03
|
Масса пустого, кг
|
5086
|
Масса снаряжённого, кг
|
6940
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
нет данных
|
Силовая установка
|
Pratt&Whitney R-183SC3G
|
Мощность л.с
|
2x1050
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Максимальная скорость, км/ч
|
489
|
Боевой радиус, км
|
2090
|
Перегоночная дальность, км
|
нет данных
|
Практический потолок, метров
|
8990
|
Скороподъёмность, м/мин
|
600
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2х7,7 Vickers "К"
|
Вооружение пулеметы, мм
|
4х7,62 Browning
|
Вооружение бомбы, кг
|
570
|
Модификация
|
Martin-Maryland Mk.II 167B-4
|
Экипаж, человек
|
3
|
Длина, метров
|
14,22
|
Размах крыла, метров
|
18,69
|
Высота, метров
|
3,01
|
Площадь крыла, метров2
|
50,03
|
Масса пустого, кг
|
5700
|
Масса снаряжённого, кг
|
7624
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
нет данных
|
Силовая установка
|
Pratt&Whitney R-1830-S3C4G
|
Мощность л.с
|
2x1200
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
399
|
Максимальная скорость, км/ч
|
508
|
Боевой радиус, км
|
2890
|
Перегоночная дальность, км
|
нет данных
|
Практический потолок, метров
|
9450
|
Скороподъёмность, м/мин
|
нет данных
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2х7,7 Vickers "К"
|
Вооружение пулеметы, мм
|
4х7,62 Browning
|
Вооружение бомбы, кг
|
907
|
Источники:
- Никита Донцов, Вячеслав Кондратьев, Владислав Морозов, Григорий Пинский. Удивительные приключения "Мартина" из Мэриленда на фронтах Второй Мировой.
- Aircraft Profile 232. Christopher Shores. Martin Maryland & Baltimore variants.
- Д.Дональд "Американские военные самолеты Второй Мировой Войны".
- В.Заблоцкий, А.Овчаренко "Бомбы на Гибралтар".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|