Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Тактический бомбардировщик Martin-Maryland (Martin 167)
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Спроектирован в КБ фирмы Гленн Л.Мартин эйркрафт. Опытный образец XA-22 совершил свой первый полет 14 марта 1939 года.

Американский бомбардировщик Martin Maryland

средний бомбардировщикВ 1937 году командование американской армии пришло к заключению, что для обеспечения дальнейшего повышения характеристик фронтовых бомбардировщиков следует отказаться от одномоторной схемы самолета и перейти на двухмоторную. Во исполнении этой задачи в марте 1938 года была сверстана и разослана по авиационным фирмам спецификация (техническое задание) 38-385 на принципиально новый двухдвигательный бомбардировщик. В спецификацию были внесены требования обеспечить максимальную скорость самолета не меньше чем в 200 миль в час и дальность полета - 1200 миль. Последний срок представления проектов назначили на 17 марта 1939 года.

В конкурсе принимали участие фирмы "Норт-Америкэн", "Белл", "Боинг-Стирмэн", "Дуглас" и "Гленн Мартин". Лучшим признали проект фирмы "Дуглас" под обозначением "Модель 7В", который позже воплотился в легендарный бомбардировщик Второй мировой войны "Бостон". Фирма "Гленн Мартин" со своей разработкой "Модель 167" была награждена "поощрительным призом" в сумме 500 тысяч долларов на погашение расходов на проектирование и постройку прототипа. Казалось, на этом история "Модели 167" должна бы и закончиться, но все изменилось в связи с резким обострением политической обстановки в Европе.

бомбардировщик второй мировой войны

Тактический бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167) в полете

Мюнхенский кризис и вообщем то более чем реальная перспектива войны с нацистской Германией осенью 1938 года подтолкнули министерство обороны Франции к увеличению закупок вооружений, в том числе - в области военной авиации. Но авиапромышленность Франции не была готова быстро и в полной степени обеспечить рост военного производства. Как, собственно, происходит в аналогичных случаях, основную сделали ставку на импорт. В частности, 26 января 1939 года в США подписали контракт на поставку бомбардировщиков "Мартин модель 167F" (буква F в индексе машины означала France - Франция).

Выпускались следующие модификации

  • "Мартин-Мэриленд" 167F (167АЗ) с моторами R-1830-SC3G, вооружение 6x7,5, бомбы до 850 кг;
  • "Мартин-Мэриленд" I с моторами R-1830-SC3G, вооружение 6x7,62, бомбы до 570 кг;
  • "Мартин-Мэриленд" II с моторами R-1830-S3C4, вооружение 6x7,62, бомбы до 900 кг.

Конструкция.
По компоновке самолет "Мартин 167" представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой дюралевой обшивкой всех поверхностей, за исключением рулей и элеронов, обшитых полотном. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Конструкторы стремились максимально "обжать" мидель с целью снижения аэродинамического сопротивления. Для этого даже пришлось пожертвовать переходами между кабинами, хотя это и являлось полным отступлением от американских традиций бомбардировочного самолетостроения. Члены экипажа могли переговариватся между собой только по переговорному устройству. Крыло двухлонжеронное кессонного типа. Основные стойки шасси бесподкосные, с масляно-пневматической амортизацией убирались поворотом назад в мотогондолы. Хвостовое колесо выполнено неубирающемся. В общем этот самолет Второй мировой войны получился достаточно изящным, аэродинамичным и легким, что обеспечило ему достаточно приличные летные данные.

передняя проекция самолета

Вид спереди на средний бомбардировщик "Мартин-Мэриленд"

Экипаж самолета состоял из штурмана-бомбардира (он же командир), располагавшегося в полностью застекленной носовой кабине, пилота и стрелка-радиста. Иногда в состав экипажа включали еще одного человека - штурмана-навигатора. Прежде всего, это касалось французских морских эскадрилий. Управление самолетом было дублировано. В кабине штурмана-бомбардира находился второй штурвал и педали, которыми он мог воспользоваться для точной наводки на цель или в случае выхода из строя первого летчика.

Силовая установка.
На первой модификации машины стояли 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы "Пратт-Уитни" R-183SC3G "Твин Уосп" с одноступенчатыми нагнетателями мощностью по 1050 л.с. Винты - трехлопастные ВИШ-автоматы "Хэмилтон-стандард" с "вентиляторными" накладками у ступицы для улучшения охлаждения цилиндров двигателей.

Вооружение.
Для действий в роли бомбардировщика в фюзеляже сделали небольшой бомбоотсек, вмещавший бомбы малого и среднего калибра (от 10 до 100 кг). Общая бомбовая нагрузка даже по меркам того времени оказалась слишком мала. Конструкторы предполагали в будущем смонтировать дополнительно наружные подкрыльевые бомбодержатели. Помимо бомб, "Мартин" мог атаковать противника пулеметным огнем, для чего в центроплане крыла установили четыре курсовых пулемета "Браунинг" с калибром винтовочной пули.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на американский средний бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167)

Согласно проекту экипаж для самозащиты располагал тремя подвижными пулеметами "Виккерс". Один из них находился в носовой установке (впрочем, ни на прототипе, ни на на серийных машинах его не ставили), еще один - в верхней башенной турели, а третий - в задней нижней "кинжальной" установке. В целом можно сказать, что как наступательное, так и оборонительное вооружение самолета было для того времени уже явно недостаточным. Положение усугублялось полным отсутствием пассивной защиты. Разработчики не захотели утяжелять машину броней и уменьшать объем топливных баков за счет их протектирования. Планировалось, что главным защитным средством самолета будет его высокая скорость. Но на практике этот расчет не оправдался, поскольку большинство вражеских истребителей, с которыми "мартинам" вскоре пришлось иметь дело, обладали над ними неоспоримым преимуществом в скоростных характеристиках.

верхняя проекция самолета

Вид сверху на американский тактический бомбардировщик "Martin-Maryland" (Martin 167)

Во Францию, согласно договору, "Мартины" поступали не вооруженными, французы сами на месте монтировали на них пулеметы и бомбосбрасыватели, рассчитанными под местный калибр боеприпасов. При этом, очевидно, с целью дальнейшего облегчения машины и повышения летных данных, они отказались от носовых и кинжальных пулеметных установок, еще сильнее ухудшив тем самым защищенность этого бомбардировщика периода Второй мировой войны. В крыле и в верхней турели они ставили пулеметы собственного производства МАС-34 калибра 7,5 мм. Иногда, вместо одного пулемета, в башне монтировали спаренные. "Мартин" 167 находился в совершенно неопределенном положении, пока Франции не потребовался в 1939 году легкий бомбардировщик/штурмовик. Контракт подписали на 215 "Мартинов" 167F-3 в двух партиях (F-France).

нижняя проекция самолета

Вид на фюзеляж тактического бомбардировщика США "Martin-Maryland" (Martin 167)

В связи с капитуляцией Франции в июне 1940 году Британия согласилась приобрести часть французского заказа (50 машин) и оформила заказ еще на 150, которые производились под обозначением "Мартин" 167В-4 (B-Britain) и оснащались двигателями "Пратт-Уитни" R-1830-SC3G. Они обозначались "Мериленд" Mk I и "Мериленд" Mk II соответственно.

Martin-Maryland Mk.I

Модификация
Martin-Maryland Mk.I 167F-3
Экипаж, человек
3
Длина, метров
14,22
Размах крыла, метров
18,69
Высота, метров
4,57
Площадь крыла, метров2
50,03
Масса пустого, кг
5086
Масса снаряжённого, кг
6940
Максимальная взлётная масса, кг
нет данных
Силовая установка
Pratt&Whitney R-183SC3G
Мощность л.с
2x1050
Крейсерская скорость, км/ч
нет данных
Максимальная скорость, км/ч
489
Боевой радиус, км
2090
Перегоночная дальность, км
нет данных
Практический потолок, метров
8990
Скороподъёмность, м/мин
600
Вооружение пулеметы, мм
2х7,7 Vickers "К"
Вооружение пулеметы, мм
4х7,62 Browning
Вооружение бомбы, кг
570

Martin-Maryland Mk.II

Модификация
Martin-Maryland Mk.II 167B-4
Экипаж, человек
3
Длина, метров
14,22
Размах крыла, метров
18,69
Высота, метров
3,01
Площадь крыла, метров2
50,03
Масса пустого, кг
5700
Масса снаряжённого, кг
7624
Максимальная взлётная масса, кг
нет данных
Силовая установка
Pratt&Whitney R-1830-S3C4G
Мощность л.с
2x1200
Крейсерская скорость, км/ч
399
Максимальная скорость, км/ч
508
Боевой радиус, км
2890
Перегоночная дальность, км
нет данных
Практический потолок, метров
9450
Скороподъёмность, м/мин
нет данных
Вооружение пулеметы, мм
2х7,7 Vickers "К"
Вооружение пулеметы, мм
4х7,62 Browning
Вооружение бомбы, кг
907

Источники:

  • Никита Донцов, Вячеслав Кондратьев, Владислав Морозов, Григорий Пинский. Удивительные приключения "Мартина" из Мэриленда на фронтах Второй Мировой.
  • Aircraft Profile 232. Christopher Shores. Martin Maryland & Baltimore variants.
  • Д.Дональд "Американские военные самолеты Второй Мировой Войны".
  • В.Заблоцкий, А.Овчаренко "Бомбы на Гибралтар".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме