Истребитель Северский P-35
|
Американский истребитель Seversky P-35
Р-35 означал дебют фирмы "Северский" (позднее "Рипаблик") из Фармингдейла, Лонг-Айленд, как главного поставщика истребителей, и знакомство с работой главного конструктора фирмы Александра Картвели. "Северский" Р-35 был одноместным цельнометаллическим истребителем с убираемым шасси и закрытой кабиной, поступившим на вооружение Авиакорпуса Армии США. Он стал значительным шагом вперед, хотя и оказался одним из короткоживущих предвоенных самолетов. Этот тип начинался с модели SEV-IXP. одной из нескольких машин - прототипов истребителей и гоночных самолетов, облетанных в 1930-е годы, под управлением майора Александра Северского.
Истребитель Р-35 одержав победу в конкурсе над "Хок модель 75" (позднее Р-36) фирмы "Кертисс", 16 июля 1936 года Армия США заказала 77 самолетов (36-354 - 430), оснащенных 14-цилиндровым звездообразным двигателем "Пратт-Уитни" R-18 30-9 "Твин Уосп" мощностью 950 л.с. (708 кВт). Последний самолет в этой серии был переделан в единственный экземпляр "Северский" ХР-41. Первый самолет Р-35 был поставлен для испытании в Райт-Филд, Огайо, а последующие пять в другие места.
Боковая проекция истребителя P-35 "Seversky"
Здесь эти самолеты были встречены с нескрываемым восторгом, который не уменьшили даже потери шести машин в авариях в 1938 года. Только позднее, по военным стандартам, стало очевидно, что Р-35 неустойчив, слабо вооружен и нуждается в защите броней пилота и протестированных топливных баках. Экспортный вариант самолета P-35 "Seversky" привлек внимание Швеции, и шведские ВВС заказали 120 машин, присвоив собственное обозначение. Они были оснащены звездообразным двигателем R-1830-45 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью 1050 л.с. Когда президент-Рузвельт объявил 10 октября 1940 года эмбарго на военные поставки в Скандинавию, успели поставить только половину заказа (номера шведских ВВС 2101-2160). Остальные достались Армии США, как Р-35 А.
Передняя часть самолета "Seversky" P-35
Истребители Р-35 А использовались в разных частях Авиакорпуса Армии США. но в конце 1941 года около 50 были собраны в 20-й истребительной эскадрилье 24-й истребительной группы под командованием первого лейтенанта Джозефа X. Мора, авиабаза Кларк-Филд (Филиппины). Второй лейтенант, Макс Лук (Max Louk), писал своим родителям в середине 1941 года, что их эскадрилья была использована "с очень плотной программой", летая "почти по восемь часов в день" на Р-35 А.
Истребитель P-35 "Северский" верхняя часть самолета
Невероятно, но некоторые Р-35А прилетели в Кларк со шведскими опознавательными знаками и летали с ними до нападения японцев 8 декабря 1941 года, одновременного с нападением на Перл-Харбор.
Сохранившийся до наших дней Американский военный самолет P-35 "Северский"
На боевых самолетах Р-35 летали некоторые известные пилоты, включая первого лейтенанта "База" Вагнера, командира 17-й истребительной эскадрильи (Николс-Филд. Филиппины), первого американского аса в войне. К декабрю 1941 года этот тип стал уже устаревшим и не соответствующим требованиям. Пилоты истребителей Р-35 начали оказываться в невыгодном положении.
Фотография дошедшего до нашего времени истребителя "Seversky" P-35
Так в техническом распоряжении № 01-65 ВА-1 от 1939 года на Р-35 были наложены следующие ограничения: запрет на перевернутый полет, обратный штопор и обратную петлю. Сходные ограничения имел и несколько более мощный Р-35А.
Модель истребителя P-35 "Seversky", фотография
Американцы на Р-35 просто не могли ни противостоять, ни сколько-нибудь эффективно сражаться с массами истребителей фирм "Мицубиси" и "Накадзима", которые нападали на них. Некоторые погибали трагически и без необходимости; первый лейтенант Сэмуель В. Маретт (Samuel W. Marett), командир 34-й истребительной эскадрильи в Дель Кармен-Филд, Филиппины, погиб 10 декабря 1941 года, когда взорвалась баржа с боеприпасами, над которой он в этот момент пролетал на бреющем полете, недалеко от залива Линдейн (Lingayen), северный Лусон.
Модель
|
P-35 А
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,18
|
Размах крыла, метров
|
10,97
|
Высота, метров
|
2,97
|
Площадь крыла, м2
|
2044
|
Масса пустого, кг
|
2075
|
Масса снаряжённого, кг
|
2855
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3050
|
Силовая установка
|
"Pratt &Whitney" R-1830-45
|
Мощность, л.с., кВт
|
1050 (783)
|
Макс. скорость, км/ч на высоте м
|
499 на 4359
|
Перегоночная дальность, км
|
1529
|
Практический потолок, м
|
9571
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х12,7 и 2х7,62
|
Вооружение, пушки, мм
|
отсутствуют
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
158
|
Источники:
- Иван Малышев. Seversky P-35
- Вадим Михеев. "Белые" самолеты для Красной Армии.
- Дмитрий Соболев. "Северский" против И-16.
- Дмитрий Соболев. Свободнонесущее крыло.
- Владимир Котельников. Неудачная покупка.