|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Разведывательно-наблюдательный гидросамолет Curtiss SOC Seagull
|
Корабельный разведчик и самолет связи. Одномоторный цельнометаллический биплан, коробка крыла при хранении складывается. Шасси сменное: неубирающееся колесное шасси (основные колеса в обтекателях) или поплавковое (центральный поплавок и два вспомогательных). Спроектирован в КБ отделения Кэртис эйрплейн корпорации Кэртис-Райт. Серийные самолеты выпускались как поплавковые, но на выбор могли иметь неубирающееся колесное шасси с хвостовым колесом. В любом случае эти самолеты легко переделывались из одной конфигурации в другую.
Разведывательный и поисковый биплан Curtiss SOC Seagull
Последний из бипланов "Кертисс", применявшихся в боевых условиях ВМС США, SOC "Сигалл" ("Чайка") имел историю службы, почти полностью повторяющую историю самолета-торпедоносца "Свордфиш" британских BMC, разработанного фирмой "Фэри". Оба созданы в 1933 года, оба устарели к началу Второй мировой войны и оба до конца войны оставались в строю, пережив более поздние конструкции, созданные заменить их. Требования ВМС США для нового разведывательно-наблюдательного самолета были разосланы авиапроизводителям США в начале 1933 года. Поступили предложения от фирм "Кертисс", "Дуглас" и "Воут". Конкурирующие опытные образцы заказывались от каждой фирмы под соответствующеми обозначениями: ХО3С-1, XО2D-1 и X05U-1. "Кертисс" ХО3С-1 был заказан 19 июня 1933 году и впервые полетел в апреле 1934 года; в серии этот самолет получил обозначение SOC-1. Это изменение обозначения отразило сочетание ролей наблюдения и разведки.
В первом полете опытный образец имел колесно-поплавковое шасси, пара главных колес которого размещалась на центральном поплавке. Однако стандартные серийные варианты самолета строились как гидросамолеты, имея дополнительным комплектом неубираемое шасси с хвостовым колесом: при необходимости шасси можно было легко заменить. Конструкция самолета смешанная: крылья и хвостовое оперение из легкого сплава, фюзеляж с каркасом, сваренным из стальных груб, обшивка - частично металлическая из легкого сплава, частично полотняная.
Другими особенностями проекта были расчалочная бипланная коробка крыльев (складная для размещения на корабле) и щелевые предкрылки "Хендли-Пейдж" по всему размаху верхнего крыла, заднюю кромку которого занимали закрылки и элероны. Пилот и стрелок-наблюдатель размещались в кабине тандемом. Длинный прозрачный фонарь имел сдвижные секции для посадки-высадки экипажа. Для обеспечения максимального сектора огня пулемета на турели в задней кабине обтекатель кабины типа "черепаха" был выполнен втяжным вниз, в фюзеляж.
"Curtiss" разведчик-корректировщик SOC "Seagull" на взлете
Поставки первого серийного варианта самолета Второй мировой войны SOC-2 начались 12 ноября 1935 года. Самолеты оснащались двигателем R-1340-18 "Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью 600 л.с. (44 кВт). Первыми частями, полностью укомплектованными этим типом, стали разведывательные эскадрильи VS-5 B/-6B/-9S/-1OS/-11S/-12S. За выпуском партии из 135 самолетов SOC-1 последовали 40 SOC-2. поставленных по контракт) с колесным шасси, незначительными доработками конструкции и с двигателями R-1340-22 "Уосп".
Модификация SOC-3 насчитывала 83 самолета, в основном подобных SOC-1. В конце 1941 года первые палубные самолеты разместили на эскортном авианосце "Лонг Айленд". К концу 1942 года палубные разведчики "Сигалл" базировались на авианосцах "Богэ", "Кард", "Коур" и "Элтамаха", действовавших на Тихом океане, и "Чарджер" - в Атлантике.
Они в основном вели поиск подводных лодок противника. Как корабельные самолеты (разведчики и корректировщики) участвовали в боевых действиях в Атлантике и Средиземноморье. Однако основным театром их применения являлся Тихий океан. Там они воевали на Маршалловых и Гилбертовых островах, на Гуадалканале и Уэйке.
Модификации гидросамолета Curtiss SOC Seagull
Основные серийные модификации:
- SOC-1 с мотором R-1340-18;
- SOC-2 с мотором R-1340-22, выпускался только с колесным шасси, вариант SOC-2A имел оборудование для эксплуатации на авианосцах;
- SOC-3, аналог SOC-2 с измененным оборудованием, шасси сменное - колеса и поплавки, в 1941 году часть машин переделана в SOC-3A - аналог SOC-2A, завод NAF строил SOC-3 как SON-1, SOC-3A как SON-1A;
- SOC-4, вариант для Береговой охраны без катапультного оборудования, в 1942 году эти самолеты переделаны в SOC-3A.
Основные палубные модификации:
- SOC-1A (переделка из SOC-1) с мотором R-1340-18;
- SOC-2A (переделка из SOC-2) с мотором R-1340-22;
- SOC-3A (из SOC-3), самый массовый вариант на авианосцах, в этот же тип переделывался SOC-4 (вариант для Береговой охраны);
- SON-1A, переделка из SON-1 (аналога SOC-3, выпускавшегося заводом NAF);
Модификации гидросамолета Curtiss SOC Seagull
Варианты SOC-2 и SOC-3, после модернизации в 1942 году получившие тормозной гак для посадки на авианосец, были переименованы в SOC-2A и SOC-3A соответственно. Фирма "Кертисс" построила также три самолета, фактически идентичных SOC-3, для службы в Береговой охране США: они были заказаны ВМС США в 1942 году и оборудованы посадочным гаком, чтобы соответствовать стандарту SOC-3A. В дополнение к самолетам SOC "Сигалл". построенным "Кертисс", 44 машины были произведены авиационным заводом ВМС ("Нэвал Эркрафт Фэктори") в Филадельфии. Соответствовавшие "Кертисс" SOC-3, они обозначались как SON-1, а после установки тормозного гака - SON-1A.
Заход на посадку гидросамолета ВМС США "Кертисс" SOC "Сигалл" ("Чайка")
Завершив серийное производство SOC-3 в начале 1938 году, фирма "Кертисс" начала работать над преемником. который получил обозначение S03C "Симью". Однако тактические характеристики "Симью" оказались неудовлетворительными; его убрали из передовых частей, и все сохранившиеся SOC были возвращены на действительную службу и продолжали выполнять свою роль до конца войны, а во вспомогательных эскадрильях и летных школах они служили вплоть до 1946 года.
Модификация
|
SOC-1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
8,18
|
Размах крыла, метров
|
10,17
|
Высота, метров
|
нет данных
|
Площадь крыла, метров2
|
31,77
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2268
|
Силовая установка
|
1хWasp R-1340-18
|
Мощность л.с, кВт
|
600 (447)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Максимальная скорость, км/ч
|
261
|
Практическая дальность, км
|
1270
|
Практический потолок, метров
|
4570
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2х7,62
|
Вооружение бомбы, кг
|
нет данных
|
Модификация
|
SOC-3A
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
9,58
|
Размах крыла, метров
|
10,98
|
Высота, метров (гидросамолет)
|
4,5
|
Площадь крыла, метров2
|
31,77
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2466
|
Силовая установка
|
1хWasp R-1340-22
|
Мощность л.с, кВт
|
600 (447)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
214
|
Максимальная скорость, км/ч
|
265
|
Практическая дальность, км
|
1080
|
Практический потолок, метров
|
4600
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2х7,62
|
Вооружение бомбы, кг
|
295
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Peter M.Bowers "Curtiss Aircraft 1907–1947".
- Gordon Swanborough, Peter M.Bowers "United States Navy Aircraft since 1911".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|