Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Военно-транспортный самолет Дуглас C-47 "Скайтрэйн"
Летом 1934 года авиакомпания Америкен Эйрлайнз заказала у Дуглас десять пассажирских самолетов, оборудованных спальными местами. Первоначально предполагалось, что новый авиалайнер, получивший обозначение DST (Duglas Sleepper Transport), унаследует большую часть узлов и агрегатов у DC-2, но в конце концов на свет появился абсолютно новый самолет, хотя и схожий внешне и технологически с предшественником.

Военно-транспортный самолет Douglas C-47 Skytrain or Dakota (или "Дакота")

военно-транспортный самолетСлово "вездесущий" связано с рядом самолетов, широко использовавшихся в ходе Второй мировой войны, но наиболее "вездесущим" из всех, должно быть, был "Дуглас" C-47/C-53/R4D/ "Скайтрейн"/ "Скайтрупер"/"Дакота" /"Гуней Берд". Этот превосходный транспортный самолет военного времени производился в большем количестве, чем любой другой в этой категории. За период серийного производства, закончившегося в 1945 году, выпустили почти 11000 машин. Секрет популярности этого самолета и продолжительного срока его службы заключено в одном слове: "надежный".

Проект произошел от семейства коммерческих транспортных самолетов DC-2/DST/DC-3, которые последовали вслед за прототипом DC-1, впервые поднявшимся в воздух 1 июля 1933 года. Армия США получила первый опыт эксплуатации базового самолета после приобретения серийных DC-2 в 1936 году. За ними последовали более специализированные варианты, приспособленные для использования в качестве грузовых и персональных самолетов. В августе 1936 года улучшенный DC-3 начал поступать в эксплуатацию в американские авиакомпании для внутренних перевозок. Он имел большую вместимость и повышенные летные характеристики, что сделало его привлекательным для авиации США, которая очень скоро уведомила фирму "Дуглас"- относительно изменений конфигурации, необходимых для повышения эффективности использования самолета в военных операциях.

боковая проекция самолета

Военно-транспортный самолет США Douglas C-47 Skytrain

Они включали использование более мощных двигателей, усиление задней части фюзеляжа для создания больших грузовых люков и укрепление пола кабины для размещения тяжелых грузов. Многое из основной проектной работы уже было закончено фирмой "Дуглас" при разработке прототипа грузового самолета С-41, с установкой двигателей "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью 1200 л.с. (895 кВт) на фюзеляж С-39 (DC-2). В 1940 году, когда авиация США начала выдавать контракты на поставку нового транспортного самолета под обозначением С-47, компания была готова, чтобы выполнить новые требования и начать серийное производство. Единственной серьезной проблемой был недостаток производственных мощностей в Санта-Монике, где заводские цеха уже были загружены европейскими заказами на легкий бомбардировщик DB-7. В результате производство самолетов С-47 началось на новом предприятии в Лонг-Бич, Калифорния. Основная конструкция первоначального серийного варианта транспортника С-47, 953 экземпляра которого были построены в Лонг-Бич, осталась фактически неизменной в течение всего периода производства. Описание конструкции и силовой установки будет дано для этого варианта.


Описание военно-транспортного самолета Douglas C-47 Skytrain

Планер самолета.
Самолет С-47 - свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции из легких сплавов. Крыло снабжено посадочными щитками с гидроприводом и элеронами из легкого сплава с полотняной обшивкой. Сечение фюзеляжа - почти круглой формы. Хвостовое оперение - обычное; подобно элеронам, руль поворота и рули высоты обтянуты полотном. На передних кромках крыла и хвостового оперения размещались пневматические резиновые антиобледенители. Для основного грузового варианта с максимальной нагрузкой 2722 кг предусматривались шкивы и блоки для подъема груза и крепежные кольца для фиксации его и полете. Другие варианты предусматривали транспортировку 28 полностью вооруженных парашютистов (на складных сиденьях ковшеобразного типа вдоль бортов кабины) или 18 раненых на носилках и медицинский персонал из трех человек.

верхняя проекция самолета

Военно-транспортный самолет авиации США С-47

Под фюзеляжем могли быть установлены узлы крепления и механизм сброса парашютных контейнеров (до 6 штук), имелись также приспособления для транспортировки под фюзеляжем двух трехлопастных винтов. Исключительная долговечность DC-3 всех вариантов обусловлена стойкой к усталости конструкцией, работающей обшивкой и многолонжеронным крылом. При разработке DC-3 (1934-1935 годов) было использовано много технических достижений в закрылках, шасси, винтах, капотах и пневматических антиобледенителях на передних кромках. С-47 "Скайтрейн" имел большие боковые двери, укрепленный пол фюзеляжа с крепежными элементами, скобой для буксировки планера и откидные деревянные сиденья по бортам грузовой кабины. Буксировочная скоба, первоначально использованная на С-53, стала устанавливаться на всех С-47. Фюзеляж был разделен на шесть отсеков: пилотская кабина, багажные отсеки левого и правого бортов, радиорубка, главный грузопассажирский и уборная. В кабине пилотов сиденья размещались рядом; органы управления - двойные. Автопилот был стандартным оснащением.

Шасси самолета.
Основные стойки шасси убирались вперед и вверх, в обтекатели мотогондол. Основные колеса убирались не полностью, почти половина колеса выступала наружу.

Двигатель.
Силовая установка транспортного самолета авиации США С-47 включала два двигателя R-1830-92 "Твин Уосп" с наддувом фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1050 л.с. (783 кВт) на высоте 2285 м. Каждый двигатель вращал трехлопастный металлический винт изменяемого шага. Пять серий, построенных для гражданских заказчиков перед Второй мировой войной, оснащались двумя двигателями "Циклон" SGR-1820-G2, SGR-1820-G2E, SGR-1820-G102, SGR-1820-G103 или SGR-1820-G202A фирмы "Райт" мощностью от 1000 л.с. (746 кВт) до 1200 л.с. (895 кВт). С-47 "Скайтрейн" и С-53 "Скайтруппер" имели два звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения "Пратт-Уитни" R-1830-92. Рабочий объем каждого 30 литров, номинальная мощность 1050 л.с. (783 кВт) на высоте 2290 метров и 1200 л.с. (895 кВт) на взлете. На двигателях установлены трехлопастные воздушные винты изменяемого шага "Гамильтон Стандарт". Два основных топливных бака (по 794 литра) были расположены впереди лонжерона центральной секции крыла, два дополнительных (по 760 л) - позади лонжерона. В каждой мотогондоле размещался один маслобак вместимостью 126 литра. Первые С-47 имели 12-вольтовую систему, позже С-47А получил 24-вольтовую электрическую систему.

Пилотская кабина.
Экипаж состоял из пилота и второго пилота-штурмана (в передней кабине) и третьего члена - радиста, находящегося в отдельном отсеке. Наиболее важная часть, кабина, могла быть оборудована для ряда задач.

вид сбоку на самолет

Американский военно-транспортный самолет Douglas C-47А "Skytrain"

Первые С-47 начали поступать в ВВС Армии США в 1941 году. Поначалу они поставлялись медленно и в малом количестве, поскольку новая поизводственная линия в Лонг-Бич еще не вышла на режим максимальной мощности. Со вступлением США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года была сделана попытка ускорить производство, но тем не менее пришлось реквизировать для службы в авиации США DC-3, действовавшие на американских авиалиниях или находящиеся в постройке для поставки гражданским заказчикам.

вид сверху на самолет

Вторая серийная модификация С-47А, которая отличалась от С-47 в основном установкой 24-вольтовой электрической системы вместо 12-вольтовой

Поскольку фирма "Дуглас" получила контракты на производство тысяч С-47, стало очевидно, что поточная линия в Лонг-Бич неспособна обеспечить выпуск в таком крупном масштабе, поэтому в Тулсе (штат Оклахома) построили вторую сборочную линию. Первой моделью, построенной в Тулсе, стала вторая серийная модификация С-47А, которая отличалась от С-47 в основном установкой 24-вольтовой электрической системы вместо 12-вольтовой.

В Тулсе построили 2099 экземпляров, в Лонг Бич - 2832. Из них 962 машины поставили ВВС Великобритании, где их назвали "Дакота" III (Dakota III). Последняя из крупносерийных модификаций С-47В оснащалась двигателями R-1830-90 или R-1830-90В с двухступенчатыми нагнетателями, позволявшими, в соответствии с требованиями военных, развивать мощность 1050 л.с. (783 кВт) на высоте 3990 м или 900 л.с. (671 кВт) на высоте 5305 м. Это требовалось для действия на Китайско-Бирмано-Индийском театре, в частности - для перелетов через пики Гималаев (высота 5000 м), доставляя необходимые запасы с баз из Индии в Китай. Завод в Лонг-Бич построил только 300 экземпляров модели С-47В, но Тулса поставила 2808 С-47В плюс 133 ТС-47В, которые были оборудованы для обучения штурманов. Великобритания получила 896 С-47В (обозначение в RAF - "Дакота" Mk.IV).

Развертывание грузоперевозок

Наличие большого количества самолетов в составе ВВС США и Англии позволило начать интенсивное использование С-47. Образование в середине 1942 года Авиатранспортного командования ВВС США предусматривало крупномасштабное развертывание С-47 в качестве грузовых транспортов, перевозящих разнообразные грузы с использованием плохо подготовленных аэродромов и летных полос. С-47 перевозили не только людей и грузы, вскоре перевозки стали двухсторонними: на обратном пути, при возвращении на базы, их использовали для эвакуации раненых. Так были реализованы три главные задачи, для выполнения которых эти самолеты были предназначены: грузоперевозки, медицинская эвакуация и транспортировка войск.

взлет самолета

Фотография сохранившегося до наших дней американского военно-транспортный самолета Douglas C-47 Skytrain

Однако применение Транспортно-десантным командованием ВВС Армии США (с середины 1942 года) и Транспортным командованием RAF должно было обеспечить новую роль, возможно, наиболее важную во Второй мировой войне, а именно - доставку воздушных десантников. Первое использование в этой роли приходится на вторжение в Сицилию в июле 1943 года, когда С-47 выбросили около 4000 парашютистов. Британские "Дакоты" из 31-й и 194-й эскадрилий были очень активны в поддержке подразделений бригадира Вингейта, просочившихся сквозь японские линии обороны в Бирме зимой 1942-43 годов: это был единственный способ их поддержки. Вингейт (к тому времени генерал-майор) погиб 24 марта 1944 года, когда "Дакота", в которой он летел, врезалась в закрытые облаками, поросшие джунглями горы.

Войсковой транспортный самолет

Другую важную роль выполняла модификация С-53 "Скайтруппер", построенная в сравнительно небольшом количестве (варианты C-53B/C-53C/C-53D). Семь самолетов С-53 получили RAF, переименовав их в "Дакоту" Mk.II. Этот вариант по конструкции был близок к первоначальному гражданскому транспортному самолету DC-3 - без укрепленного пола или двойных грузовых дверей. Большинство из них оснащались металлическими сиденьями для размещения 28 полностью экипированных парашютистов. Более того, их оснащали буксирной скобой, чтобы они могли служить буксировщиками планеров; эта особенность скоро стала стандартной для всех транспортников С-47. В этой конфигурации они служили и в американских, и в британских ВВС в ходе таких операций, как первое воздушно-десантное вторжение в Бирму 5 марта 1944 года и "день D" - вторжение в Нормандию - приблизительно тремя месяцами позже. В этой последней операции участвовало более 1000 самолетов С-47 союзников, несших парашютистов и буксировавших планеры, загруженные десантниками и припасами. В начальной стадии этого вторжения 17262 американских парашютиста 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий и 7162 военнослужащих британской 6-й воздушно-десантной дивизии были переправлены через Ла-Манш в самой большой воздушно-транспортной операции того времени. Не все военные грузы, конечно, несли или буксировали С-47, но этот самолет играл очень существенную роль при поддержке этого первого плацдарма на европейской земле: меньше чем за 60 часов только С-47 перебросили по воздуху более 60000 парашютистов с их снаряжением в Нормандию.

фото самолета

Военно-транспортный самолет Douglas C-47 Skytrain нажмите на фотографию, для увеличения изображения

Среди других вариантов С-47 периода Второй мировой войны был ХС-47С, спроектированный как гидросамолет с амфибийными поплавками. Каждый из этих однореданных поплавков цельнометаллической конструкции типа "Эдо" имел два выдвигающихся колеса и 1136-литровый топливный бак. Хотя этот вариант не строился фирмой "Дуглас", небольшое количество подобных переделок было сделано ремонтными частями ВВС армии для использования на Тихом океане. Фирма "Дуглас" также получила заказ на 131 штабной транспортный самолет под обозначением С-117, которые имели оборудование кабины стандартных коммерческих DC-3, плюс усовершенствования, реализованные на действующих С-47. Однако их выпустили только 17 штук (один C-117B, построенный в Лонг-Бич, и 16 С-117А - в Тулсе), поскольку с окончанием войны контракт был аннулирован. Требования к скоростному транспортному планеру большой вместимости, буксируемому самолетом С-54, реализовались в экспериментальном варианте С-47 под обозначением XCG-17.

Первые испытания провели с С-47, который совершал заходы и посадки с выключенными двигателями, чтобы подтвердить выполнимость проекта. Затем последовала серия полетов, в которых один С-47 буксировался другим: для взлета буксируемый самолет использовал некоторую мощность своих двигателей, но выключал их, когда находился в воздухе. Переделка С-47 в XCG-17 началась после завершения этих испытаний. Двигатели, воздушные винты и все ненужное оборудование удалили, носовые оконечности мотогондол сделали обтекаемыми. Наличие мотогондол снижало летные характеристики XCG-117. Но ВВС Армии США специально требовали, чтобы любой серийный XCG-17 мог быть легко обратно преобразован в С-47 с двигателями. Несмотря на это, программа испытаний прошла успешно, скорость буксировки достигала 400 км/ч, скорость сваливания только 55 км/час, качество планирования 14. Полезный груз составлял 6350 кг. что позволяло брать 40 вооруженных парашютистов. Серийное производство этого аппарата не велось в силу изменившихся условий.

Варианты военного времени

Множество модификаций транспортного самолета
  • С-41: один самолет С-39 (вариант DC-2) с двигателями R-1830-21;
  • С-41 А: один самолет DC-3A с двигателями R-1830-21 и интерьером для важных персон;
  • С-47: основной транспортный вариант DC-3A, рассчитанный на перевозку 27 человек или 4550 кг груза: двигатели R-1830-92; построено 965 машин, из которых некоторое количество передано ВМС США под обозначением R4D-1;
  • С-47А: подобен С-47,. но с 24-вольтовой электрической системой; построено 5254 штук, часть из которых передана ВМС США под обозначением R4D-5; С-47 В: подобен С-47А, но с двигателями R-1830-90, 90В или 90С с нагнетателем; построено 3364 штук, часть из которых передана ВМС США под обозначением R4D-6;
  • TC-47В: 133 С-47В в варианте учебного самолета подготовки штурманов;
  • ХС-47С: один С-47, оборудованный двухпоплавковым шасси;
  • С-47С: небольшое количество самолетов. оснащенных в полевых условиях поплавковым шасси; С-48/А/В/С, С-49/A/B/C/D/E/ F/G/H/J/K, С-50, C-50A/B/C/D, С-51, С-52/A/B/C/D, С-68, С-84, R4D-2, R4D-3, R4D-4: обозначения. присвоенные гражданским DC-3;
  • С-53: десантно-транспортный вариант С-47 с пассажирской дверью в левом борту (построено 219 машин);
  • ХС-53А: один самолет, испытанный с предкрылками, установленными по всему размаху крыла, и противообледенительной системой, работающей на горячем воздухе;
  • С-53В: зимний вариант С-53 с дополнительным запасом топлива и отдельным местом штурмана (построено восемь машин);
  • С-53С: подобен С-53. но с большей пассажирской дверью (построено 17 машин);
  • C-53D: С-53С с 24-вольтовым электрооборудованием (построено 159 машин);
  • С-117А: 24-местный пассажирский лайнер на базе С-47 (построено 24 машины);
  • CG-117: один С-47, испытанный как планер (со снятыми двигателями и обтекаемыми капотами).
Множество модификаций транспортного самолета

Самолеты ВМС США

В дополнение к С-47, служившим в ВВС США и RAF, приблизительно 600 машин использовались ВМС США. Они включали R4D-1 (С-47), R4D-3 (С-53), R4D-4 (С-53С), R4D-5 (С-47A). R4D-6 (С-47В) и R4D-7 (ТС-47В). Требования ВМС и Корпуса морской пехоты США привели к созданию нескольких модификаций базовых самолетов, которые включали самолеты со специализированной электронной аппаратурой R4D-5E/-6E: зимние самолеты, оборудованные лыжами R4D-5L/R4D-6L; самолеты для радиолокационного противодействия R4D-4Q/R4D-5Q/R4D-6Q: грузовые варианты, переоборудованные для пассажирских перевозок R4D-5R/R4D-6R; тренировочные самолеты для отработки противокорабельных боевых действий R4D-5S/R4D-6S; самолет для обучения штурманов-навигаторов R4D-5T/R4D-6T и самолет для перевозки VIP-персон R4D-5Z/R4D-6Z.

Самолет R4D использовался первоначально военно-морской авиационной транспортной службой, которая была учреждена в течение пяти дней после нападения на Перл-Харбор. В нее входили эскадрильи VR-1, YR-2, YR-3, вскоре после этого направленные в Боевую авиационную службу южной части Тихого океана. Эта служба обеспечивала необходимые транспортные поставки подразделениям Корпуса морской пехоты США, заставлявшим японцев оставлять острова, простирающиеся среди морей подобно дорожке, ведущей к основным островам Японской метрополии. Кроме производства в США тип строился в СССР под названием Ли-2 (2000 экземпляров или больше) и в Японии фирмой "Накадзима" под названием "Шоуа" (Showa) L.2D (485 экземпляров).Легендарный самолет С-47 участвовал во Второй мировой войне с начала и до конца. И это - всего лишь маленькая часть хронологии этого самолета на военной и гражданской службе. Военные транспортники С-47 обеспечивали "воздушный мост" в Берлин, участвовали в корейской и вьетнамской войнах.

436-я транспортно-десантная группа, базировавшаяся в Мембари (Membury), Бекшайр (Berkshire), Англия в 1944-1945 годах, получила награду "Дистингвишед Юнит Ситэйшн" (Distinguished Unit Citation) за ее действия в ходе операции "Оверлорд". Она также приняла участие в высадке воздушного десанта на юге Франции, базируясь в Волтоне (Voltone), Италия, в течение июля и августа 1944 года. Отличительный знак "Кролик Банни" (Bugs Bunny) вместе с полосами вторжения означает участие в операциях в Нормандии. Южной Франции, Немегене (Nijmegen) и Бастони (Bastogne) как в качестве буксировщика планеров, так и для выброски десантников. Самолет был поставлен 1 ноября 1943 года и служил в 80-й воздушной армии с 21 января 1944 года до 16 июля 1945 года.

Модель
Douglas С-47А
Экипаж, человек
3
Варианты нагрузки, человек
28 солдат
Варианты нагрузки, человек
14 носилок с ранеными
Длина, метров
19,57
Размах крыла, метров
28,96
Высота, метров
5,16
Площадь крыла,м2
91,69
Масса пустого, кг
7698
Масса снаряжённого, кг
11793
Максимальная взлётная масса, кг
15000
Силовая установка
2хR-1830-93 "Твин Уосп"
Мощность, л.с., кВт
2х1200 (2х895)
Крейсерская скорость, км/ч, м
298 на 3050
Максимальная скорость км/ч, м
369 на 2285
Практическая дальность, км
2410
Практический потолок, м
7070

Источники:

  • Котельников В.Р., Петров Г.Ф., Соболев Д.А., Якубович Н.В. "Американцы" в России.
  • Владимир Котельников. Небесные извозчики войны.
  • Василий Вахламов. С-47. Скромная палитра.
  • Михаил Филимонов. Все та же Дакота.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме