Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик Дуглас SBD "Даунтлесс"
Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD "Донтлесс" (Dauntless - "бесстрашный") фирмы "Дуглас" справедливо заслужил его унизительные прозвища. Но, тем не менее, он был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет. Пикирующий бомбардировщик повернул ход войны в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Причины такого успеха для специалистов неочевидны: самолет имел низкую тяговооруженность, обеспечивающую лишь более или менее удовлетворительные значения скороподъемности и маневренности; система вооружения работала со сбоями, и время от времени под-фюзеляжная бомба калибра 227 кг бесполезно падала в море.
Стартовав с авианосных групп адмирала Честера Нимица для поиска авианосцев адмирала Ямамото, они выработали топливо и в сумерках вышли на пределы дальности и автономности, когда, наконец, натолкнулись на вражеский флот и атаковали его. Лейтенант-командор К. Уайд МакКласки (С. Wade McClusky), коммандер (капитан 3-го ранга) Макс Лесли и другие летчики "Донтлессов" из эскадрилий VS-5 и VB-3 с авианосца "Йорктаун", VS-6 и VB-6 с авианосца "Энтерпрайз", VS-8 и VB-8 с авианосца "Хорнет" потеряли 40 из 128 пикирующих бомбардировщиков.
Пикируя со стороны заходящего солнца, отправив на морское дно японские авианосцы "Kaгa" (Kaga), "Акаги" (Akagi), "Хирю" (Hirvn) и "Сорю" (Soryu), они полностью изменили ход войны на Тихом океане. Немногие другие типы самолетов (возможно, лишь "Спитфайр" и "Харрикейн") могли похвалиться, что они так сильно изменили историю, как пикирующий бомбардировщик "Донтлесс", до конца Второй мировой войны выпущенный в 5936 экземплярах.
"Douglas" пикирующий бомбардировщик SBD/A-24 "Dauntless"
"Донтлесс" обязан своим происхождением двухместному пикирующему бомбардировщику-низкоплану с размещением экипажа по схеме "тандем" "Нортроп" ВТ-1 1938 года, превосходной проектной работе Джека Нортропа и выдающегося конструктора Эдварда X. Хейнеманна. Когда предприятие в Эль-Сегундо, Калифорния, после ухода Джека Нортропа стало подразделением компании "Дуглас Эркрафт" в январе 1938 года, прототип ВТ-1, известный как ХВТ-2, был испытан и показал довольно ограниченные возможности.
Фотография модели бомбардировщика-разведчика "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless"
Проектная команда темпераментного Хейнеманна переработала единственный экземпляр ХВТ-2 (серия № 0627), оснастив его двигателем "Райт" XR-1830-32 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), который впоследствии стал всемирно известным "Циклоном" с трехлопастным воздушным винтом. Хвостовое оперение самолета полностью перепроектировали после интенсивных испытаний в аэродинамической трубе, и ХВТ-2 получил обозначение XSBD-1 Принятый ВМС США в феврале 1939 года. в то время как параллельная разработка фирмой "Кертисс" SB2C "Хелдайвера" еще продолжалась, SBD должен был стать стандартом, с которым бы сравнивались все другие палубные пикирующие бомбардировщики (бомбардировщики-разведчики на жаргоне того времени).
Палубный бомбардировщик "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless" в полете
8 апреля 1939 года фирма "Дуглас" получила заказ на 57 самолетов SBD-1 и 87 самолетов SBD-2. SBD-1 с окончательной формой киля и руля поворота, ставшей типовой для "Донтлесса", был вооружен двумя стреляющими вперед 7,62-мм пулеметами в капоте двигателя и одним 7,62-мм пулеметом у стрелка-радиста, который сидел спиной к пилоту. Еще не полностью сертифицированный для авианосных операций, SBD-1 был направлен в Корпус морской пехоты США. Поставки прошли между апрелем 1939 года и июнем 1940 года. Модель SBD-2, отличавшаяся наличием протектированных металлических топливных баков и двух дополнительных топливных баков вместимостью по 246 литров во внешних консолях крыла, поступила в эскадрильи ВМС США между ноябрем 1940 года и маем 1941 года.
"Douglas" SBD/A-24 "Dauntless" американский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны
Падение Франции, истерзанной воющими пикирующими немецкими самолетами Второй мировой войны Ju-87 "Штука", показало Вашингтону значение пикирующего бомбардировщика (хотя комитет Трумэна в конгрессе США в 1941 году выступал против такого самолета). Поступил заказ на следующие 174 самолета "Донтлесс" в варианте SBD-3, который имел второй 7,62-мм пулемет у стрелка-радиста, улучшенные бронирование и электросистему, а также мягкие протектированные топливные баки. К этому времени сформировался известный впоследствии облик "Донтлесса": не лишенный изящности самолет с максимальной скоростью 406 км/ч в горизонтальном полете, которая увеличивалась при пикировании до 444 км/ч, с дальностью полета 1970 км с бомбовой нагрузкой и 2205 км без нагрузки, практический потолок 8260 м.
Описание самолета "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless"
Пилот.
Пилот обладал превосходным обзором с высоко расположенного кресла и был защищен бронеспинкой. Телескопический прицел с тремя установками увеличения применялся для бомб и пулеметов.
Модификация "Douglas" SBD-3 "Dauntless" вид сбоку на самолет
Стрелок-наблюдатель.
Задняя кабина имела сиденье спиной к пилоту и сдвижной фонарь, позволяющий вести огонь из оборонительного оружия. В ранних вариантах устанавливался один 7,62-мм пулемет с дисковым магазином, но SBD-3 имел два пулемета с ленточным питанием. В транспортном положении пулеметы располагались под створками в верхней части фюзеляжа.
Модификация "Douglas" SBD-3 "Dauntless" вид сверху на самолет
Силовая установка.
SBD-3 оснащался звездообразным двигателем "Райт" R-1820-52 мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Выхлопные газы собирались в коллекторе и выходили через две выхлопные трубы в нижней части капота или через узкую утопленную щель позади створок системы охлаждения.
Бомбовая нагрузка.
Стандартная бомбовая нагрузка состояла из одной бомбы массой до 726 кг, размещенной по оси симметрии под фюзеляжем, и двух бомб небольшого калибра, размещенных под крылом снаружи основных стоек шасси. Большинство бомб имело простой стабилизатор коробчатого типа. Подфюзеляжная бомба размещалась на вилке-держателе, которая опускалась перед сбросом бомбы, чтобы гарантировать ее выход за пределы ометаемой площади воздушного винта. Это приспособление использовалось только при атаках с пикированием; в горизонтальном полете бомба сбрасывалась свободно.
Модификация "Douglas" SBD-5 "Dauntless" вид сбоку на пикирующий бомбардировщик
Шасси.
Шасси "Донтлесса" убиралось внутрь к фюзеляжу, обеспечивая широкую колею для устойчивости на авианосце. Колеса убирались в ниши впереди переднего лонжерона и не закрывались щитками.
Крыльевые щитки.
Значительную часть задней кромки занимали большие щитки. Они были разделены на две половины, открывающиеся вверх и вниз, действуя как тормоза при пикировании. При заходе на посадку нижние половины действовали как обычные щитки-закрылки. Секции закрылков перфорировались отверстиями диаметром 44-мм для устранения бафтинга (тряски) оперения.
Модификация "Douglas" SBD-5 "Dauntless" вид сверху на палубный бомбардировщик
Топливо.
Ранние варианты имели четыре бака в центроплане суммарным объемом 795 литра. SBD-3 также имел четыре протестированных крыльевых топливных бака (дополнительный объем 984 л). Под фюзеляжем вместо бомбы можно было установить подвесной бак вместимостью 220 литров.
Крыло.
"Сотовая" конструкция была предложена проектировщиком SBD, Джоном К. Нортропом. Дюралюминиевая конструкция вокруг двух главных лонжеронов образовывала прямоугольный кессон в центральной секции. Наружные части консолей крыла имели сужение и значительное поперечное V, удивительно, но крыло не складывалось.
Модификации самолета Douglas SBD Dauntless
Модификации пикирующего бомбардировщика "Douglas" SBD "Dauntless"
- XSBD-1: переделка единственного экземпляра "Нортроп";
- ХВТ-2: номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 0627;
- SBD-1: первый серийный вариант. №№ 1596...1631, 1735...1755 (всего 57 машин);
- SBD-1Р: восемь SBD-1, переоборудованных в разведчики;
- SBD-2: улучшено бронирование, протектированные баки. №№ 2102...2188 (построено 87 машин);
- SBD-2P: 14 SBD-2, переоборудованных в разведчики;
- SBD-3: улучшенный серийный вариант, №№ 4518...4691, 03185...03384 и 06492...06701 (всего 584 машины);
- SBD-3A: самолеты из контракта ВМС США, переданные ВВС США как А-24;
- SBD-3P: 43 переоборудованных в разведчики;
- SBD-4: серийный вариант с улучшенными воздушным винтом и электросистемой; №№ 06702...06991 и 10317...10806 (780 машин);
- SBD-5: серийный вариант с двигателем R-1820-60. №№ 10807...10956, 10957...11066, 28059...28829, 28831...29213, 35922...36421, 36433...36932 и 54050...54599 (построено 2965 машин);
- SBD-5A: самолеты из контракта ВВС США, первоначально предназначенные для армии США как А-24В, но поставленные ВМС США; №№ 09693...09752 (60 машин);
- XSBD4: один прототип SBD-6, номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 28830;
- SBD-6: последний серийный вариант с двигателем R-1820-66, один самолет переделан из SBD-5 (№ 35950); другие №№ 54600...55049 (450 машин);
- А-24: вариант, первоначально обозначенный SBD-3A, поставлен ВВС США, серийные номера 41-15746...15823 42-6682...6771 (всего 168 машин);
- А-24А: вариант SBD-4 для ВВС США, серийные номера 42-6772...6831 и 42-60772...60881 (170 машин);
- А-24В: вариант SBD-5 для ВВС США, серийные номера 42-54285...54899 (615 машин);
- RA-24A: обозначение после 1942 года, чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
- RA-24B: обозначение после 1942 года, чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
- F-24A: обозначение после 1947 года;
- F-24B: обозначение после 1947 года;
- QF-24A: одна машина, переделанная в беспилотную мишень, серийный № 48-44;
- QF-24B: одна машина, переоборудованная в самолет управления беспилотной мишени.
Модификации самолета Douglas SBD Dauntless
Успех в Коралловом море.
"Донтлессы" Корпуса морской пехоты США были уничтожены на земле при нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В ходе сражения в Коралловом море 7 мая 1942 года эфир был забит радиопередачами, и беспокоящиеся члены экипажей на борту американских авианосцев "Лексингтон" (Lexington) и "Йорктаун" (Yorktown) не знали о ходе сражения, пока не прорвался четкий голос: "Уничтожен один авианосец! Диксон - авианосцу. Уничтожен один авианосец!" Лейтенант-командор Роберт Е. Диксон, командир VB-2, сообщал о потоплении японского авианосца "Шохо" (Shoho) с 545 членами его экипажа после 30-минутного сражения ценой потери только трех американских самолетов - триумф моделей SBD-2 и SBD-3 "Донтлесс", превзойденный только в поворотном сражении у атолла Мидуэй несколькими неделями позже.
Авиационная группа на борту типичного американского авианосца военно-морского флота обычно включала две эскадрильи истребителей (F4F "Уайлдкэт" или позднее - F6F "Хеллкэт"), одну эскадрилью бомбардировщиков-торпедоносцев TBD "Девастейтор", позднее - TBF "Эвенджер") и две эскадрильи "Донтлессов", одна - бомбардировочная и одна - для разведки. Они обозначались соответственно как эскадрильи VB и VS. Выполнение разведывательных задач планировались прежде, чем стало ясно, что американские авианосцы будут иметь радиолокационную защиту, которая появилась с самого начала конфликта, в то время как японские авианосцы ее не имели. Различия в подготовке практически не существовало - пилоты разведчиков эскадрильи VS тренировались в бомбометании с пикирования так же, как их коллеги из эскадрильи VB.
Полет бомбардировщика-разведчика ВВС США "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless"
Следующая модель "Донтлесс" - SBD-4 - поставлялась заказчику в период между октябрем 1942 года и апрелем 1943 года. SBD-4 имел усовершенствованные радионавигационные средства, электрический топливный насос и улучшенный. полностью флюгируемый воздушный винт изменяемого шага "Гамильтон Стандарт Гидроматик". После постройки 780 машин в Эль-Сегундо началось производство модели SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 года и апрелем 1944 года выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых стала прототипом XSBD-6 с двигателем "Райт" R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом "Циклона". Построили около 450 SBD-6.
Документальная фотография американского пикирующего бомбардировщика Второй мировой войны "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless"
В конце войны "Донтлесс" как пикирующий бомбардировщик был вытеснен более современным SB2C "Хелдайвер", но последний, не слишком удачный самолет, не смог добиться того признания, что и машина "Дугласа". "Донтлесс" стал привлекаться к менее престижным противолодочным патрульным работам и к задачам непосредственной авиационной поддержки. SBD также служил не менее чем в 20 эскадрильях Корпуса морской пехоты США. Много сотен SBD были оснащены в ходе доработки радаром ASB фирмы "Вестингауз" - первой РЛС, используемой ВМС США. Пилот самолета SBD-6 "Донтлесс" размещался высоко впереди в машине цельнометаллической конструкции с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Его низкорасположенное крыло имело прямоугольный центроплан с консолями, суживающимися в хорде и толщине к законцовкам. Перфорированные (как швейцарский сыр) закрылки и аэродинамические тормоза располагались сверху и снизу вдоль задней кромки консолей крыла и внизу под фюзеляжной секцией центроплана. Эти особенности конструкции, вместе с "сотовой" конструкцией самого крыла, были заимствованы из проекта Джека Нортропа. Овальный дюралюминиевый монококовый фюзеляж состоял из четырех секций. Экипаж размещался под единым прозрачным фонарем с пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронепереборкой. Выдвижной бомбодержатель грузоподъемностью 454 кг размещался по центру под фюзеляжем, под каждой консолью крыла устанавливались бомбодержатели.
Фотография модели пикирующего бомбардировщика американских ВВС "Douglas" SBD/A-24 "Dauntless"
Летая на "Донтлессах", пилоты нашли его строгой в управлении машиной, имевшей неприятную тенденцию быстро терять скорость на крутых виражах. В полетах на бомбометание с пикирования пилот подходил к цели на высоте 4500-6000 м, занимал позицию почти непосредственно над ней, тянул нос, выпускал верхние и нижние тормозные щитки и "сваливался", разгоняясь менее быстро, чем можно ожидать при отвесном падении с углом более 70 градусов. Используя коллиматорный прицел Mk.VIII, который, начиная с SBD-5, заменил прежний оптический прицел (он имел тенденцию к запотеванию в пикировании в результате изменений температуры), пилот целился, буквально направляя самолет на цель. Для сброса бомбы служила красная кнопка на ручке управления самолетом, помеченная буквой "В". Сброс боевой нагрузки осуществлялся раздельно или залпом.
По легенде, существовавшей в ВМС США. пилоты этого самолета подвергались "гипнозу" цели, который втягивал их в продолжение пикирования и мешал своевременному выходу из него. После сброса бомб самолет легко выводился из пикирования легким движением ручки управления. В целом машина хорошо управлялась в нормальном полете. Обзор у пилота был превосходным и в горизонте, и при снижении для посадки на авианосец. Немногие самолеты были крепче или более надежны; "Донтлесс" часто возвращался с серьезными боевыми повреждениями. В ВВС США, где самолету официально дали имя "Бэнши", но все еще называли "Донтлессом", этот тип не сразу всем понравился. В январе 1941 года ВВС США разместили заказ на 78 самолетов А-24, подобных SBD-3 ВМС США, но без оборудования для посадки на авианосец. Кроме того, 90 SBD-3 из контракта ВМС США были модифицированы для условий наземного базирования и поставлены ВВС США как SBD-3A (А - для армии). В конечном счете ВВС США заказали 100 А-24А, идентичных SBD-4, и 615 А-24В, эквивалентных SBD-5, но изготовленных на заводе компании "Дуглас" в Тулсе.
А-24 состояли на вооружении в 27-й бомбардировочной группе в Новой Гвинее и в 531-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье в Макине (Makin). Выяснилось, что пилоты ВВС США не могут превзойти в маневре агрессивные японские истребители. В то время как стрелки-радисты ВМС США демонстрировали высокую огневую эффективность (один американский экипаж Военно-морского флота сбил семь истребителей Мицубиси "Зеро" за два дня), аналогичные показатели А-24 оказались более слабыми. Потери достигли такого уровня, что этот тип перестали использовать на сухопутном фронте. Так как американские пилоты ВМС США в сражениях в Коралловом море и у атолла Мидуэй продемонстрировали способность постоять за себя против "Зеро", неудовлетворительную эффективность "Донтлессов" при действии в составе ВВС США обычно объясняют неопытностью экипажей ВВС и их низкими моральными качествами. В июле 1943 года 25-я эскадрилья ВВС Новой Зеландии получила 18 самолетов SBD-3 из Корпуса морской пехоты США. Позже, полнив 27 SBD-4 и 23 SBD-5, эскадрилья новозеландских ВВС сражалась в Бугенвилле. Другим иностранным пользователем "Донтлессов" была Франция, которая осенью 1944 года вооружила два подразделения ВМС "Свободной Франции" - флотилии 3В и 4В - в Агадире, Марокко - самолетами А-24 и SBD-3. "Донтлессы" участвовали в боях во Франции против отступающих германских войск и далее - до победы в Европе. Хотя производство закончилось 22 июля 1944 года, французские SBD использовались в школе истребителей в Мекнесе (Meknes) до 1953 года.
Модель
|
SBD-5
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
10,09
|
Размах крыла, метров
|
12,66
|
Высота, метров
|
4,14
|
Площадь крыла,м2
|
30,194
|
Масса пустого, кг
|
2963
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
4854
|
Силовая установка
|
Райт R-1820-60 Циклон
|
Мощность, л.с., кВт
|
1200 (895)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
406 на 3050
|
Скороподьемность, м/мин
|
518
|
Дальность с макс.бомбовой нагр, км
|
1794
|
Практическая дальность, км
|
2519
|
Практический потолок, м
|
7955
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х12,7 и 2х7,62
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
726+295
|
Великобритания получила девять самолетов периода Второй мировой войны SBD-5 под обозначением "Донтлесс" DB.Mk.I. К этому времени, в 1944 года, он оценивался как маломощный и медленный. Британские пилоты также нашли "Донтлесс" утомительным и шумным. Не удалось достичь общего мнения об уязвимости типа по отношению к истребителям: война на Тихом океане показала, что он не очень уязвим, но летчики-испытатели ВВС Великобритании считали, что это не так. Британские машины интенсивно исследовались, но время "Донтлесса" для службы в действующей армии Великобритании уже прошло. В США, где самолет А-24 был переименован в F-24 в 1947 году, использовались беспилотный летательный аппарат QF-24A и самолет управления QF-24B (оба восстановлены заново с серийными номерами в 1948 году). "Донтлессы" сохранились в эксплуатации до 1950 года. Несколько самолетов времен Второй мировой войны А-24В "Донтлесс" после войны оказались в ВВС Мексики, которые, очевидно, были последним пользователем этого типа, имея их на вооружении до 1959 года.
Модель
|
SBD-6
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
10,08
|
Размах крыла, метров
|
12,65
|
Высота, метров
|
4,14
|
Площадь крыла,м2
|
30,19
|
Масса пустого, кг
|
2964
|
Масса снаряжённого, кг
|
4318
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
4853
|
Силовая установка
|
1хWright R-1820-66
|
Мощность, л.с.
|
1350
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
298
|
Максимальная скорость км/ч
|
410
|
Скороподьемность, м/с
|
8,6
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
160,4
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
180
|
Время набора высоты, м/мин
|
6100 за 7,7
|
Практическая дальность, км
|
1244
|
Практический потолок, м
|
7680
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х12,7 и 2х7,62
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
1020
|
Источники:
- "Война в воздухе" № 129 SBD Dauntless.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Вячеслав Кондратьев. "Донтлесс" - неустрашимый.
- Дмитрий Доброзраков. Navy Labs. История Авиации. Дуглас SBD Даунтлесс.
- Н. Околелов, А.Чечин. Война застала их в воздухе.