'Боинг' B-17 'Летающая крепость'
|
Тяжелый бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress
Даже человек мало знакомый с военной авиацией, услышав словосочетание "Летающая крепость", сразу скажет, что речь идет об американском тяжелом бомбардировщике времен Второй мировой войны. Действительно, бомбардировщик Боинг В-17 "Флайинг Фортресс" ("Летающая крепость"), пожалуй, самый популярный самолет из американских бомбардировщиков того времени. В течение ряда лет он являлся основным инструментом стратегических бомбовых ударов для авиации армии США. Более того, с него-то и началась американская дальнебомбардировочная авиация.
В отличие от других стран Америка очень поздно обратилась к созданию тяжелых бомбардировщиков. В Америке, отделенной от всего мира двумя океанами и исповедовавшей тогда чисто оборонительную военную доктрину, не чувствовали потребности в дальнем тяжелом бомбардировщике. Лишь в середине 30-х годов прошлого века в рамках пропагандировавшейся тогда некоторыми кругами в США концепции "обороны полушария" начали разрабатывать новые проекты многомоторных военных самолетов.За работу взялись фирмы "Боинг" и "Мартин".
После начала работы над "воздушным линкором" ХВ-15 группа конструкторов "Боинг" под руководством Э.Уэллса параллельно начала разрабатывать "линейный крейсер", получивший фирменное обозначение "модель 299". В основе последнего лежало техническое задание 35-26, которое перечисляло требования к новому бомбардировщику для Авиационного корпуса армии США. Количество моторов заданием не определялось, хотя из всех фирм, взявшихся за его выполнение, только инженеры "Боинг" установили более двух двигателей. "Модель 299" по компоновке точно соответствовала своему большому собрату, но имела существенно меньшие габариты.
Тяжелый бомбардировщик В-17 "Летающая крепость"
17 июля 1935 году первый опытный самолет покинул сборочный цех в Сиэттле. Создатели использовали в нем все новинки того времени - цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси (включая хвостовое колесо), закрытую кабину, винты изменяемого шага. По первоначальному замыслу "модель 299" имела чисто оборонительное назначение - она должна была атаковать корабли потенциального противника далеко за радиусом действия двухмоторных машин. Один журналист, присутствовавший на официальном показе нового бомбардировщика, назвал его "Летающей крепостью" и это имя на всю жизнь закрепилось за ним.
28 июля бомбардировщик Второй мировой войны "Летающая крепость" совершил свой первый полет, а 20 августа его уже перегнали на аэродром Райт-Филд, штат Огайо, где должны были проходить сравнительные испытания всех бомбардировщиков, созданных по заданию 35-26. Конкурентами были Мартин В-10В и Дуглас DB-1. В начале лидировала "Крепость", но 30 октября пилоты забыли снять внутреннюю блокировку рулей и пошли на взлет с заблокированными рулями и элеронами. Ошибка летчиков стоила им жизни - самолет рухнул на землю и сгорел. Так фирма "Боинг" потеряла заказ на 65 бомбардировщиков, который достался фирме "Дуглас", их DB-1 приняли на вооружение как В-18.
Фирме "Боинг" 12 января 1936 году предложили построить для дополнительных испытаний серию из 13 усовершенствованных с учетом результатов конкурса самолетов под маркой Y1 B-17 ("Y" - малая серия для войсковых испытаний, "1" - признак того, что программа финансируется, как дополнительная). Y1 В-17 (он же "модель 299В") отличался от своего предшественника новым шасси, более мощными моторами Райт R-1820-39 по 850 л.c., увеличенным запасом топлива, установкой антиобледенительной системы и другого современного оборудования. Но новая авария опять усилила позиции конкурентов.
В-17 "Летающая крепость" в полете
Партию из двенадцати Y1 B-17 передали для войсковых испытаний эскадрилье 2-й бомбардировочной группы (полка), ставшей первой в Америке тяжелобомбардировочной частью. По скорости, грузоподъемности и потолку "Крепости" существенно превосходили и советские самолеты Второй мировой войны ТБ-3, и французские бомбардировщики Фарман F.222 BN5. В итоге последовал заказ на 119 серийных самолетов.
Кконструкторы сделали новый шаг в совершенствовании бомбардировщика Второй мировой войны "Летающая крепость". На опытном Y1 B-17A (переделанном из 13-го планера Y1 B-17, предназначавшегося для статических испытаний) поставили моторы R-1820-51 с турбонаддувом, резко улучшившие высотные характеристики самолета и тем самым ослабившие его зависимость от метеоусловий. Y1 B-17A (он же "модель 299F") совершил первый полет 29 апреля 1938 года. Максимальная скорость Y1 B-17A по сравнению с Y1 B-17 увеличилась более чем на 20 процентов.
Серийное производство бомбардировщиков начали в июле 1939 года с самолета В-17В, с турбонагнетателями на моторах и измененной топливной системой. Этими машинами пополнили ту же самую 2-ю бомбардировочную группу. Внешне их легко можно было отличить от Y1 B-17 по увеличенному рулю поворота и новой более короткой носовой части: стоявшая на всех предыдущих "Крепостях" вращающаяся носовая турель уступила место неподвижному остекленному фонарю, где находилось рабочее место бомбардира (в экипаж В-17В входили отдельно штурман и бомбардир), исчез и характерный уступ снизу, где ранее стоял бомбовый прицел, на месте которого установили антенну радиополукомпаса, перемещенную с крыши кабины.
В-17 "Летающая крепость" в полете
Всего к концу марта 1940 года построили 39 бомбардировщиков В-17В. Затем в цехах их сменили усовершенствованные самолеты второй мировой войны В-17С ("модель 299Н"). Улучшая аэродинамику, на нем убрали блистеры огневых точек, а пеленгационную антенну упрятали в каплевидный обтекатель. Усили вооружение, заменив все пулеметы, кроме носового, крупнокалиберными. Из всех "Крепостей" модификация С с моторами R-1820-65 была самой скоростной. Эти машины строились не только для американской армии, но и для экспорта в Великобританию. Всего до ноября 1940 года выпустили 38 В-17С, из которых 18 остались в США, а 20 в марте 1941 года отправили в Англию. Королевские ВВС присвоили им обозначение "Фортресс I". Экспортные машины ("модель 299Т") несколько отличались от американских самолетов В-17С. В частности, на них не было высокоточных бомбовых прицелов "Норден", объявленных секретными военными бомбардировщиками второй мировой войны и не подлежащими продаже, зато их топливные баки протектировались слоем специальной набухающей в бензине резины, затягивающей пулевые пробоины. Освоение новой техники у англичан пошло "со скрипом". Досаждали мелкие поломки, высока была аварийность - довольно быстро разбили четыре машины.
Первый вылет на бомбежку три английские "Крепости" совершили в июле - целью был Вильгельмсхафен - немецкая военно-морская база. Как бомбардировщики они применялись мало, поскольку в условиях сильной ПВО немцев их оборонительное вооружение и бронезащита были недостаточны. Например, из трех "Крепостей", отправившихся бомбить Осло, не вернулась ни одна - все сбили немецкие истребители. Четыре самолета потом отправили в Африку - они до мая 1942 года по ночам атаковали Тобрук и Бенгази, а остальные использовали 206-я и 220-я эскадрильи береговой охраны для дальнего патрулирования над морем. Одна машина в июле 1942 года попала в Индию, где опять перешла в руки американцев.