Истребитель Кертисс P-36 Хок
|
Американский истребитель Curtiss P-36 Hawk
Летом 1934 года главный конструктор фирмы "Кертисс-Райт" Дон Берлин работал у чертежной доски, чтобы создать истребитель, который, как он надеялся, будет лучше, чем у конкурентов. "Модель 75" являлась низкопланом с несущей обшивкой, посадочными щитками с гидроприводом и основными стойками шасси, убираемыми назад вдоль хорды крыла. Колеса поворачивались на 90 градусов, чтобы войти в ниши в крыле. Кабина оснащалась сдвижным фонарем. В носовой части, в компактном капоте малого диаметра, размещался новый двухрядный двигатель "Райт" XR-1670-5 мощностью 900 л.с. (671 кВт). Единственная традиционная составляющая конструкции - вооружение, включавшее один 12.7-мм пулемет и один 7,62-мм пулемет.
Проектировщики во всем мире разрабатывали подобные идеи, и Армия США первоначально выбрала конкурента - самолет "Северский" IXP. Фирма "Кертисс" получила отсрочку и на следующем конкурсе в апреле 1936 года предложила модель 75В с двигателем R-1820-G5 "Циклон" фирмы "Райт" большего диаметра и улучшенной кабиной с дугообразным вырезом на гаргроте за кабиной для обеспечения летчику обзора назад. Армия все еще предпочитала фирму "Северский", заказав ее истребитель Р-35. Все же самолет "Кертисс" имел некоторые хорошие решения, так что последовал заказ на три самолета модели 75 под обозначением Y1P-36, с двухрядным двигателем R-1830 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" и новым винтом изменяемого шага "Гамильтон" с гидроприводом. Они были поставлены к весне 1937 года, и армейские летчики-испытатели были в восторге.
Фотография американского истребителя "Curtiss" Р-36 "Hawk"
Тем временем фирма "Кертисс" также боролась за экспортных заказчиков. Учитывая, что ВВС многих стран еще не готовы ко всем нововведениям, фирма "Кертисс" быстро переделала "Модель 75В" в упрощенный экспортный вариант "Хок 75" с неубираемым шасси. "Хок 75" с самого начала добился успеха. Китай купил даже прототип, помимо основного заказа из 112 машин.
Полет военного самолета Второй мировой войны "Кертисс" Р-36 "Хок"
Другими заказчиками были Таиланд (вариант с 23-мм пушкой "Мадсен" в подкрыльевых гондолах) и Аргентина. Тем временем, после получения хороших результатов на базе Райт-Филд, Авиакорпус Армии США заказал 7 июля 1937 года 210 экземпляров Р-36А - самый большой американский истребительный контракт, начиная с 1918 года.
Вид сбоку на истребитель США "Curtiss" Р-36 "Hawk"
В основном Р-36А был неплохим самолетом с хорошими управлением и маневренностью, хотя летные характеристики и огневая мощь уже были превзойдены такими европейскими истребителями, как "Спитфайр" и Bf-109D. Но самым плохим качеством этого самолета являлась низкая надежность: с начала боевого применения весной 1938 года Р-36А имел много отказов, которые неоднократно "приковывали" его к земле.
Вид сверху на американский военный самолет "Кертисс" Р-36 "Хок"
При выполнении контракта на 210 самолетов фирма "Кертисс" провела 81 доработку, чтобы избавиться от недостатков и улучшить истребительные возможности Р-36. ХР-36В был временно оснащен более мощным двигателем "Дабл Уосп". Обозначение Р-36С применялось к последним 30 самолетам с еще более мощным двигателем R-1830-17 "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и дополнительным 7,62-мм пулеметом в каждой консоли крыла, чьи боеприпасы размещались в выступающих коробах под крыльями.
Вид на фюзеляж истребителя США "Curtiss" Р-36 "Hawk"
Обозначение XP-36D имел самолет № 174 с двумя 12,7-мм пулеметами в фюзеляже и четырьмя пулеметами калибра 7,62-мм в крыле. На ХР-36Е (самолет № 147) в новых крыльевых обтекателях установили восемь 7,62-мм пулеметов. XP-36F (Р-36А № 172) имел датские 23-мм пушки "Мадсен" в подкрыльевых гондолах, каждая с боезапасом 100 снарядов, также, как на таиландских "Хок 75N". Это уменьшило максимальную скорость с 500 до 426 км/ч.
Самолет "Curtiss" Р-36 "Hawk" сохранившийся до наших дней
В марте 1941 года фирма "Кертисс-Райт" выкатила 1095-й и последний из серии монопланов "Хок" со звездообразным двигателем. Среди последних заказчиков были Китай ("Хок 75А-5"), Норвегия (75А-6), Нидерланды (75А-7), снова Норвегия (75А-8), Перу (75А-8, переименованные в P-36G) и Иран (75А-9). Большинство самолетов "Хок", участвовавших в боях, управлялись пилотами из Франции, Голландии, Британии и Финляндии, хотя некоторые воевали на Тихом океане в течение первых дней войны с Японией. Вскоре они были переведены в учебные истребители.
Модель
|
Р-36А
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,7
|
Размах крыла, метров
|
11,4
|
Высота, метров
|
3,7
|
Площадь крыла,м2
|
21,92
|
Масса пустого, кг
|
2070
|
Масса снаряжённого, кг
|
2667
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2700
|
Силовая установка
|
"Райт" R-1830-13
|
Мощность, л.с., кВт
|
1050 (783)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
430
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
480 на 3000
|
Скороподьемность, м/мин
|
762
|
Практическая дальность, км
|
1300
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
4х7,62 и 2х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
нет
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-36 Hawk.
- USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-36.
- М.Быков "Ястреб" в небе второй мировой".
- Геннадий Корнюхин. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.