Палубные истребители
|
![Опытный образец одноместного истребителя Ka-14 фирмы Мицубиси, поднявшийся в воздух 4 февраля 1935 года, уже на ранней стадии испытаний показал максимальную скорость 450 км/час. Однако он имел некоторые аэродинамические недостатки, и на втором опытном образце его крыло типа перевернутая чайка было заменено на обычное низкорасположенное, и в таком виде он был запущен в производство под названием Морской Тип 96 Палубный Истребитель Модель 1 (Navy Type 96 Carrier Fighter Model 1) Мицубиси A5M1. За ним последовал самолет A5N2a, оснащенный двигателем Котобуки 2-KAI-3 мощностью 455 кВт (610 л.с.), а затем A5M2b с двигателем Котобуки 3 мощностью 477 кВт (640 л.с.). Эти машины считались наиболее важными истребителями японского флота во время японо-китайской войны. Главным серийным вариантом был истребитель A5M4 и его вариант A5M4-K, представлявший собой двухместный учебно-тренировочный самолет с тандемным расположением кресел. Всем вариантам самолета А5М союзниками было дано наименование "Клод" ("Claude"). Компанией Мицубиси было построено 788 машин, включая опытные образцы; еще 303 самолета были изготовлены компанией Watanabe (39 машин) и компанией Omura Naval Air Arsenal (264 машины). В начале Тихоокеанской войны самолеты А5М4 использовались на передовой, но их летные характеристики не позволяли успешно оказывать сопротивление истребителям союзников и к концу лета 1942 года все самолеты этого типа были переведены для выполнения второстепенных задач. Многие из уцелевших самолетов А5М4 и А5М4-К были использованы в атаках камикадзе в последние месяцы войны. Mitsubishi A5M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-01.png) |
Тип 96, A5M Mitsubishi A5M |
![Mitsubishi A6M Zero ( Mitsubishi A6M Zero](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-02.png) |
Mitsubishi A6M Zero Морской палубный истребитель Тип 0 |
![Японский палубный истребитель Мицубиси A7M, Mitsubishi A7M Reppuu](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-03.png) |
Мицубиси A7M, "Рэппу" ("яростный ветер") Mitsubishi A7M Reppuu
|
Палубные пикирующие бомбардировщики
|
![История D3A началась в 1936 году, когда Верховным командованием морской авиации было выдано техническое задание на новый палубный пикирующий бомбардировщик, цельнометаллический моноплан, призванный заменить устаревший бомбардировщик-биплан D1A. В традиционном для японской авиационной промышленности конкурсе приняли участие фирмы "Айчи", "Накадзима" и "Мицубиси". К весне 1937 года фирмы "Айчи" и "Накадзима" представили свои проекты и приступили к сборке прототипов, в то время как "Мицубиси" вышла из конкурса, предпочтя сосредоточить силы на других своих проектах. "Айчи", долгие годы сотрудничавшая с фирмой "Хейнкель", и в этот раз создавала свой проект под влиянием германского самолёта He-70, от которого будущий D3A унаследовал конструкцию крыльев и их эллиптическую форму. С целью максимально облегчить самолёт, конструкторы отказались от складывающихся крыльев (складывались лишь самые их кончики) и убирающегося шасси. Первый прототип имевшего заводское обозначение AM-17 самолёта был готов в декабре 1937 года и в следующем месяце совершил свой первый полёт. Первые же испытания выявили низкую тяговооружённость оснащённого мотором мощностью 730 л.с. прототипа, плохую управляемость и ненадёжную работу аэродинамических тормозов. Несмотря на это, AM-17 признали удачным в целом самолётом и начали его доводку. Самолёт оснастили двигателем Мицубиси Кинсэй 3 мощностью 840 л.с, увеличили площадь крыльев и киля и изменили форму фонаря, улучшив обзор с места пилота. Весной 1939 года D3A принял участие в сравнительных испытаниях с конкуровавшим прототипом D3N фирмы "Накадзима" и по их результатам был принят на вооружение под обозначением "Палубный пикирующий морской бомбардировщик Тип 99". Aichi D3A](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-04.png) |
Тип 99, D3A Aichi D3A Палубный бомбардировщик тип 99 |
![Японский пикирующий палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei Yokosuka D4Y Suisei](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-05.png) |
Yokosuka D4Y Suisei ("Комета") флотский авианосный разведчик Тип 2 "Суйсэй" |
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики
|
![Когда началась война на Тихом океане, союзники были увеpены, что основным палубным тоpпедоносцем японского флота был биплан йокосука В4Y1. Даже когда пpишло сообщение о потоплении бpитанских линкоpов Yokosuka B4Y](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-06.png) |
Yokosuka B4Y Палубный штурмовик модель 96 |
![Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M1 долгое время оставался в тени своего более удачного собрата Hакадзимы - B5N. Считалось, что это был первый вариант B5N с неубираемым шасси, хотя B5M1 и использовался японской палубной авиацией в боевых операциях. В отличие от своего конкурента в конкурсе по заданию 10-Си к палубному торпедоносцу самолет Мицубиси B5MI представлял собой более консервативную конструкцию с неубирающимся шасси с большими обтекателями колес, с ручным складыванием крыльев и изменением шага винта на земле. С самого начала флот отдавал предпочтение его конкуренту - Hакадзиме B5N1. Тем не менее опасаясь трудностей с освоением более сложного B5N1, флот решил запустить в серию и самолет Мицубиси под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 2 . Однако фирма Hакадзима быстро справилась с детскими болезнями своего самолета, и тот вскоре стал основой палубной торпедоносной авиации. Единственным преимуществом самолета Мицубиси была возможность эксплуатации с береговых плохо подготовленных аэродромов. Поэтому уже выпущенные 125 В5М1 использовались в основном в составе береговой авиации и участвовали в боях в Юго-Восточной Азии. Позже их сдали в учебные подразделения. Mitsubishi B5M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-07.png) |
Mitsubishi B5M |
![В конце 1941 года, когда политические трения между Японией и Западными странами быстро прошли точку возврата на пути к войне, японский императорский флот мог бы с гордостью смотреть на свою палубную авиацию и торпедоносцы в частности. Экипажи были отменно подготовлены, оружие торпеды обр. 91 года (1931 г) надежны и, наконец, самолеты морской палубный бомбардировщик-торпедоносец тип 97 модель 12 (Накадзима B5N2) безусловно превосходили американский Дуглас TBD Девастэйтор и тем более английские бипланы Фейри Суордфиш и Альбакор. Подтверждением этого является потопление японскими палубными торпедоносцами в течение первого года войны трех американских авианосцев: Лексингтона, Йорктауна и Хорнета. B5N2 с палуб авианосцев и береговых аэродромов широко использовались практически на всех фронтах войны на Тихом океане. Причем тип 97 не был даже относительно новой машиной работы по нему начались по требованиям 10-Си более чем за шесть лет до нападения японцев на Перл-Харбор. Nakajima B5N](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-08.png) |
Nakajima B5N Флотский авианосный ударный бомбардировщик Тип 97 |
![В 1939 году параллельно с разработкой улучшенной версии палубного бомбардировщика B5N на Hакадзиме началась работа над его потенциальным наследником. Работы возглавлял Кеничи Мацумура. В результате этих проработок появились требования 14-Си специально под проект Hакадзимы, которые предусматривали создание трехместного самолета с вооружением, как у B5N2, но с более высокими характеристиками за счет использования радиального двигателя мощностью около 1800 лс. От самолета требовалась максимальная скорость 460 км/ч, дальность полета в 1800 км с 800 кг нагрузки и крейсерской скоростью 360 км/ч. Для удовлетворения этим требованиям Кет Мацумура решил использовать 1870-сильный двигатель Hакадзима Мамору 11 с четырехлопастным винтом. Это не встретило поддержки у морского штаба, рассчитывавшего на более надежный Мицубиси Касей 25 мощностью 1850 лс. Hо Мацумура сумел настоять на своем выборе, указывая на многообещающие наземные испытания первого двигателя, его лучшую экономичность и потенциал развития. Конструкция нового самолета Hакадзимы была практически идентична B5N2, но обладала интересной особенностью наклоненным вперед килем, чтобы уместить самолет на лифте авианосного подъемника. Самолет получил фюзеляж цельнометаллической конструкции с работающей клепаной обшивкой. Фюзеляж начинался от противопожарной перегородки, к которой крепилась мотогондола, включавшая двигатель, кольцевую мотораму, выхлопные патрубки, маслобак, маслорадиатор и бак с водно-метаноловой смесью. Три члена экипажа располагались друг за другом пилот, штурман-бомбардир и стрелок, последний лицом назад. Под фюзеляжем находились бомбодержатели на одну 800 кг бомбу, одну 500 кг, две 250 кг или шесть 60 кг бомб, или одну 800 кг торпеду. Оборонительное вооружение включало 7,7 мм пулемет тип 92 на подвижной установке в распоряжении стрелка-радиста в задней части кабины и такой же пулемет в нижнем люке. Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой, с постоянным сужением от корня до округлых законцовок. Консоли складывались вверх, сначала правая, потом левая. Закрылки по типу Фаулера, элероны с тканевой обшивкой. Оперение цельнометаллической конструкции, с тканевой обшивкой рулевых поверхностей. Киль наклонен вперед. Шасси полностью убираемое, включая хвостовой костыль. Топливная система включала шесть непротектированных баков емкостью 1540 л, один 85 л бак для водо-метаноловой смеси и 70 л маслобак. Идея запротектировать крыльевые баки не прошла их емкость пришлось бы уменьшить на треть. Nakajima B6N Tenzan](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-09.png) |
Nakajima B6N Tenzan ("Небесная гора) флотский авианосный ударный бомбардировщик Тэндзан |
![Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Aichi B7A Ryusei Aichi B7A Ryusei](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-10.png) |
Aichi B7A Ryusei ("Метеор") палубный бомбардировщик-торпедоносец "Рюсэй"
|
Палубные разведывательные самолёты
|
|
Nakajima C6N Saiun (Палубный самолёт-разведчик "Окрашенное зарёй облако" C6N") |
Истребители наземного базирования
|
![Истребитель Японского Императорского флота Истребитель](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/gekko.png) |
Nakajima J1N Gekko |
![Японский одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции J2M Raiden Mitsubishi J2M Raiden](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-13.png) |
Mitsubishi J2M Raiden ("Гром и молния") морской истребитель-перехватчик "Райдэн" |
![Мitsubishi J4M1 "Senden" ("Сверкающая молния") - проект экспериментального одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика флота, кодовое имя союзников "Люк" ("Luke"). Mitsubishi J4M Senden](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-14.png) |
Mitsubishi J4M Senden |
![Истребитель-перехватчик "Накадзима" J5N1 "Тенрай" Mitsubishi J5M Tenrai](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-15.png) |
Nakajima J5N Tenrai ("Небесный гром") |
![Kyushu J7W Shinden](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-16.png) |
Кюсю J7W1 Синдэн ("Величественная молния") Kyushu J7W Shinden |
![Проектирование самолета, получившего обозначение на флоте J8M1 и в Японской Императорской армии - Кi-200, осуществлялось под руководством Мидзиро Такахаси на Мицубиси и довольно быстро. Уже в сентябре 1944 году был готов макет. Он был одобрен армией и флотом, и началась работа над опытными самолетами. В первый полет "Акигуса" был поднят на буксире за Кюсю K10W1 из 312-го Кокутай под управлением Тоехико Инузука - будущего пилота-испытателя J8M1. Hесмотря на необычную компоновку, управляемость MXY8 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены из Йокосуки в армейский авиационный институт в Тачикаве, где они испытывались армейскими пилотами. В авиационном институте флота в Маеда и на "Йоко коку К.К." вскоре началось производство варианта MXY8 с баками для водяного балласта, имитирующими полную заправку перехватчика. Этот планер получил обозначение Ки-13 "учебный планер" и уже предназначался для подготовки строевых пилотов. Успели выпустить 50-60 таких планеров. Флот также планировал выпускать моторный вариант планера MXY9 "Сюка" (Осенний огонь) с силовой установкой из компрессионного двигателя тягой в 200 кг. Hо этот вариант к моменту поражения Японии не был готов. Mitsubishi J8M Shuusui](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-17.png) |
Mitsubishi J8M Shuusui |
![Проектирование nakajima joy Kikka](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-18.png) |
Nakajima JOY-1 |
![Новый истребитель наземного базирования, работы над которым вел Йосио Хасиучи, получил условное обозначение "Модель Х-1". Фактически это был уже знакомый нам "Киофу" с более мощным двигателем "Хомаре" и четырехлопастным воздушным винтом диаметром 3,3 м. Правда, винт большого диаметра и среднее расположение крыла потребовало установки на самолет слишком длинных стоек шасси, которые в данном случае явились для первоначального варианта "Сидена" чем-то вроде "ахиллесовой пяты". В конце концов проблема уборки длинных стоек шасси была решена за счет "двойной уборки". После взлета они сначала сжимались, затем убирались в ниши. Первый полет опытного истребителя Х-1 состоялся 27 декабря 1942 года. И сразу же возникли серьезные проблемы. Во-первых, двигатель NK9B "Хомаре" 11 оказался недоведенным и не развивал необходимой мощности. Да и слишком длинные основные стойки шасси оказались недостаточно прочными, что делало самолет "слабоватым в коленках". Выяснилось также, что руль направления практически бесполезен при рулежке, а тормоза малоэффективны. С другой стороны, пилот имел очень хороший обзор из кабины, как в полете, так и при рулежке. Самолет обладал высокой скороподъемностью, большой скоростью (в том числе и гораздо большей на пикировании, чем у основных истребителей ВВС и ВМС Японии Кi-43 и А6М) и маневренностью. Определенный успех первого опытного Х-1 позволил фирме Каваниси решиться на постройку еще трех прототипов, которые были готовы к июлю 1943 года. Один из них решили передать императорским ВМС для официальной оценки. Shiden](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-19.png) |
Kawanishi N1K-J Shiden ("Фиолетовая молния") морской истребитель-перехватчик "Сиден" |
Ночные истребители
|
![Проектирование ночных истpебителей считалось в Японии ненужным вплоть до начала ночных налетов В-29, базиpовавшихся на Маpианских остpовах. К концу Второй мировой войны имелся в небольшом числе только ночной истpебитель Nakajima J1N1-S Aichi S1A Denko](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-20.png) |
Aichi S1A Denko |
Бомбардировщики наземного базирования
|
![Mitsubishi G3M, (бомбардировщик морской, Тип 96) — средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Разработан под руководством Суе Хоне. Первый полет прототипа состоялся в июле 1935 года. Mitsubishi G3M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-21.png) |
Mitsubishi G3M бомбардировщик морской, Тип 96 |
![Двухмоторный цельнометаллический моноплан свободнонесущей конструкции, скоростной дальний бомбардировщик-торпедоносец с экипажем из 7-8 человекМitsubishi G4M принимали активное участие в боях на Тихом океане от начала до конечного дня войны. Они сочетали в себе огромную дальность полета, высокую скорость и идеальные аэродинамические формы, и за счет этого стали настоящим символом японской морской авиации - наравне со знаменитым истребителем АбМ Mitsubishi G4M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-22.png) |
Mitsubishi G4M Ударный бомбардировщик наземного базирования Тип 1 |
![Накадзима G5N — японский дальний бомбардировщик периода Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — Лиз (англ. Liz). Создан фирмой Накадзима в 1938 году. Nakajima G5N Shinzan](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-23.png) |
Nakajima G5N Shinzan Опытный бомбардировщик наземного базирования Тип 13 (Накадзима G5N) |
![Бомбардировщик P1Y "Гинга" Yokosuka P1Y Ginga](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-24.png) |
Yokosuka P1Y Ginga морской бомбардировщик "Гинга" |
![Экспериментальный 18-Си тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 "Renzan" представлял собой дальний бомбардировщик, оборудованный четырьмя звездообразными двигателями Nakajima NK9K-L Homare 24 мощностью 2000 л.с., которые позволяли ему развивать максимальную скорость 592 км/час на высоте 8000 м. Максимальная дальность полета составляла 7465 км. Вооружение состояло из шести пушек калибра 20 мм, расположенных по две в управляемых с помощью электричества надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой турелях, двух пулеметов калибра 13 мм в носовой турели и одиночных пулеметов такого же калибра, расположенных в районе правого и левого бимсов. Максимальную бомбовую нагрузку 4000 кг можно было переносить только на небольшие расстояния. К июню 1945 года было построено четыре опытных экземпляра. Nakajima G8N Renza](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-25.png) |
Nakajima G8N Renzan |
![Проект фирмы Nakajima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик Fugaku, к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 ещё только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года. Nakajima G10N Fugaku](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-26.png) |
Nakajima G10N Fugaku |
Патрульные бомбардировщики
|
![Патрульный самолёт наземного базирования, Кyushu Q1W, "Токай" (перевод с японского языка — "Восточное море") — японский патрульный бомбардировщик морской авиации, периода Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — "Лорна" (англ. Lorna). Создан фирмой "Кюсю" в 1942-1943 годах по заказу флота, как специализированный самолёт для борьбы с подводными лодками. Всего за время серийного производства с весны 1944 года по август 1945 года, было произведено 153 самолета Q1W в нескольких вариантах. Они активно использовались в последние годы войны для защиты морских коммуникаций Японии, однако эффективность действий медлительных и слабо вооружённых Q1W в условиях превосходства в воздухе США была невысока. Kyushu Q1W Tokai](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-27.png) |
Kyushu Q1W Tokai ("Восточное море") Патрульный самолёт наземного базирования |
![Патрульный бомбардировщик Мицубиси Q2M1 "Taiyo" Патрульный бомбардировщик](/images/stories/ww2/japan/q2m1/mitsubishi_q2m1_taiyo-00.jpg) |
Mitsubishi Q2M Taiyo |
Разведывательные самолёты
|
![К началу войны на Тихом океане разведчик Mitsubishi Кi-15 был, пожалуй, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 году по маршруту Япония - Англия. Проектирование Кi-15 началось 11 июля 1935 года, когда воздушный штаб армейских ВВС заказал Mitsubishi Ki-15](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-28.png) |
Mitsubishi Ki-15 в 1937 - разведчик армейский тип 97 в 1938 - разведчик морской тип 97 |
![Разработка самолета началась в 1943 году. Конструкция самолета была выполнена по образцу опытного немецкого самолета Хенкель Не-119 V4, закупленного японцами еще до войны. Силовая установка также состояла из спарки двигателей объединенных в один силовой агрегат, который вращал шестилопастной винт большого диаметра. Первый полет прототипа состоялся 8 мая 1945 года, но он оказался недолгим из-за резкого повышения температуры масла. Самолет вернули на завод, где он был уничтожен во время одного из налетов американской авиации. На самолете в дальнейшем планировалось использовать вместо поршневого двигателя, два подкрыльевых реактивных двигателя Мitsubishi He-330 тягой по 1320кг. Yokosuka R2Y Keiun](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-29.png) |
Yokosuka R2Y Keiun ("Перистое облако") |
Транспортные самолёты
|
![В 1935 году компания Накадзима разработала маленький двухмоторный транспортный самолет, основанный на конструкции DC-2. Он не был построен, но в результате изменения конструкции появилась модель АТ-2, оборудованная двумя звездообразными двигателями Nakajima Kotobuki 2-1 мощностью 433 кВт (580 л.с.), и ее опытный экземпляр совершил полет 12 сентября 1936 года. Был получен заказ на 32 серийных самолета АТ-2 для компаний Greater Japan Airlines и Manchurian Airlines. В 1937 году они также были приняты на вооружение армией Японии под обозначением Армейский Тип 97 Транспорт (Army Type 97 Transport) Накадзима Ki-34. Всего было построено 318 самолетов, вмещавших трех членов экипажа и восемь пассажиров. Некоторые были переданы флоту и переименованы в Морской Тип АТ-2 Транспорт (Navy Type At-2 Transport) (Накадзима L1N1). Самолеты Ki-34 получили у союзников кодовое имя Nakajima Ki-34](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-30.png) |
Nakajima Ki-34 армия - транспортный самолет армейский тип 97 на флоте - транспортный самолет морской тип AT-2 (L1N1) |
![Showa L2D - двухмоторный моноплан цельнометаллической конструкции. Разработан в КБ "Сoва Хикоки" на базе бомбардировщика закупленного по лицензии в феврале 1938 года американского самолета Douglas DC-3. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1939 года. Showa L2D](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-31.png) |
Showa L2D транспортный самолет морской тип 0 (L2D) |
![Военно-транспортный самолет Йокосука L3Y Йокосука L3Y](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-32.png) |
Йокосука L3Y (Yokosuka L3Y "Tina"), военно-транспортный самолет |
![Основной транспортный самолет армейских ВВС Ки 57 представлял собой развитие пассажирского самолета, созданного Мицубиси на базе бомбардировщика Ки 21 по заказу японской авиакомпании Ниппон Коку КК. Для использования на международных трассах авиакомпания хотела получить самолет японской разработки, с нагрузкой, скоростями полета и дальностью подобной современным бомбардировщикам. Предварительный проект понравился и армии, которой требовался самолет для десантирования парашютистов и в качестве штабного. Когда в августе 1939 г авиакомпания была реорганизована при финансовом участии правительства в Дай Ниппон коку КК (Авиалинии «Великая Япония»), воздушный штаб решил объединить требования к самолету Мицубиси для использования его и в качестве пассажирского самолета, и в качестве военно-транспортнего. От самолета требовалось перевозить 11 пассажиров и 300 кг груза на дальность 1400 км при средней скорости 300 км/ч на высоте полета 2000-4000 м. Максимальная дальность полета с коммерческой нагрузкой определялась в 2000 км, без нагрузки 3000 км. Экипаж должен был состоять из четырех человек, а взлетный вес не более 7900 кг. Транспортный самолет сохранил от Ки 21-I крыло, хвостовую часть фюзеляжа, шасси и силовую установку. Фюзеляж на 11 пассажиров был спроектирован заново. Самолет стал низкопланом. Это позволило убрать из салона лонжероны центроплана. Гражданский вариант получил обозначение МС 20, а военный Ки 57. Первый опытный самолет полетел в августе, и до конца года, несмотря на аварию четвертого опытного самолета в Токийском заливе, оба варианта были запущены в серию. Всего с 1940 по 1942 г Мицубиси выпустила 101 серийный самолет под обозначениями транспортный самолет армейский тип 100 модель 1 Ки 57-I и МС 20-I. Небольшое число Ки 57-I было передано японскому флоту, где они получили обозначение транспортный самолет морской тип 0 модель 11 или L4М1. Mitsubishi Ki-57](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-33.png) |
Mitsubishi Ki-57 армия - транспортный самолет армейский тип 100 флот - транспортный самолет морской тип 0 (L4M1) |
![Легкий транспортный и патрульный самолет Кюсю K11W2 Kyushu K11W2](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-34.png) |
Kyushu K11W2
|
|
|
Учебно-тренировочные самолёты
|
![Mitsubishi K3M Mitsubishi K3M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-35.png) |
Mitsubishi K3M |
![Спроектированный фирмой Йокосука "переходный тренировочный самолет морской" стал самым массовым японским тренировочным самолетом. Этот биплан, запущенный в серийное производство еще в 1933 году, несмотря на появление более современных переходных самолетов-монопланов, продолжал производиться вплоть до окончания войны. Разработка самолета Yokosuka K5Y началась в 1932 году , когда Японский Императорский флот предложил Каваниси помочь инженерам 1-го морского арсенала довести "переходный тренировочный самолет", впервые облетанный в 1931 году. Yokosuka K5Y](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-36.png) |
Yokosuka K5Y |
![Учебно-тренировочный самолет Мицубиси К7М Mitsubishi K7M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-37.png) |
Mitsubishi K7M |
![В 1937 году фирма Мицубиси юкоге КК приобрела у Hорт Америкэн авиаэйшен инк два самолета повышенной летной подготовки МА 16. В сентябре 1937 года в Японию прибыл первый из них (MА 16–4R), оснащенный двигателем Пратт&Уитни мощностью 450 л.с и трехлопастным винтом, а второй (МА 16–4RW) с двигателем Райт и двухлопастным винтом через три месяца. Самолеты тут же попали в распоряжение флота, который присвоил им обозначение Экспериментальный переходной учебный самолет морской тип А КХА1 и КХА2. Kyushu K10W](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-38.png) |
Kyushu K10W |
![Самолет Кюсю K11W был спроектирован конструктором Ватанабе. Свободнонесущий среднеплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом имел следующий экипаж: пилот и радист-стрелок размещались в закрытой фонарем кабине в фюзеляже над крылом; оператор бомбометания, инструктор и штурман - в кабине в фюзеляже под крылом. Силовая установка состояла из звездообразного двигателя Хиташи GK2B Амаказе 21 (Hitachi GK2B Amakaze 21) мощностью 384 кВт (515 л.с.). Опытный экземпляр поднялся в воздух в ноябре 1942 года. Почти 800 машин, построенные компанией Кюсю с 1943 года по 1945 год, широко использовались ВМФ. На заключительных этапах войны многие самолеты применялись в атаках камикадзе. Было также изготовлено несколько полностью деревянных машин под обозначением K11W2 для противолодочной борьбы и использования в качестве транспортных самолетов. Аппараты K11W1 имели размах крыла 14,98 м (49 футов 1,75 дюйма), максимальный взлетный вес 2640 кг (5820 фунтов) и максимальную скорость 230 км/час (143 мили/час). Аналогичная базовая конструкция использовалась для чисто противолодочного самолета Кюсю Q3W1 Нанкай (Kyushu Q3W1 Nankai - южное море) Kyushu K11W](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-39.png) |
Kyushu K11W Shiragiku ("Белая хризантема")
|
Самолёты специального назначения
|
![Yokosuka MXY7 Ohka (Цветок сакуры), - японский самолёт-снаряд специального назначения завершающего этапа периода Второй мировой войны - Yokosuka MXY-7](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-40.png) |
Yokosuka MXY-7 Ohka ("Цветок сакуры") |
![Японский самолет-камикадзе Мицубиси Ki-167 Mitsubishi Ki-167](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-41.png) |
Mitsubishi Ki-167 |
Летающие лодки
|
![Японская разведывательная летающая лодка Yokosuka H5Y1 Yokosuka H5Y](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-42.png) |
Йокосука H5Y1 разведывательная летающая лодка (Yokosuka H5Y1) |
![H6K - летающая лодка, четырехмоторный моноплан-парасоль цельнометаллической конструкции. Разработан под руководством Сизуо Кикахура. Первый полет прототипа состоялся 14 июля 1936 года. Kawanishi H6K](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-43.png) |
Kawanishi H6K летающая лодка, морской Тип 97 |
![H8K - летающая лодка, четырехмоторный моноплан цельнометаллической конструкции. Разработан под руководством Сизуо Кикахура. Первый полет прототипа состоялся 29 декабря 1940 года. Kawanishi H8K](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-44.png) |
Kawanishi H8K летающая лодка, морской Тип 2 |
![Учебная летающая лодка Aichi Н9А тип 2 Aichi H9A](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-45.png) |
Aichi H9A Учебная летающая лодка тип 2 |
Истребители-гидропланы
|
![Осенью 1940 года Штаб морской авиации выдал техническое задание 15-Си на одноместный гидросамолет, предназначенный для поддержки японских войск при отсутствии аэродромов (десантные операции, действие в районе маленьких островков и атоллов). Техническое задание передали Накадзиме, которая в это время разворачивала лицензионный выпуск А6М2. Поэтому в качестве основы для будущего гидросамолета и был выбран Nakajima A6M2-N](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-46.png) |
Nakajima A6M2-N гидроистребитель морской тип 2 |
![Гидросамолет Каwanishi N1K1, удовлетворяющий требованиям Японского Императорского флота по поддержке с воздуха десантных подразделений, был сравнительно тяжелым среднепланом с основным центральным и двумя подкрыльными стабилизирующими поплавками. Он оснащался одним звездообразным двигателем Mitsubishi MK4D Kasei мощностью 1089 кВт (1460л.с.). Первый полет прототипа состоялся 6 мая 1942 года. Самолет сначала имел соосные винты, вращающиеся в противоположных направлениях, но возникшие проблемы привели к использованию обычной одновинтовой силовой установки. Самолет N1K1 был запущен в производство под обозначением Флотский Гидросамолет-Истребитель Kawanishi N1K Kyofu](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-47.png) |
Kawanishi N1K Kyofu ("Сильный ветер") морской истребитель-гидроплан "Кёфу" |
Разведывательные гидросамолёты
|
![В 1932 году в Японии на замену гидросамолета Тип 90-3 был выбран трехместный гидросамолет Каваниси Е7К1. Это был биплан с крыльями одинакового размаха традиционной конструкции. На нем был установлен двигатель Хиро Тип 91 (Hiro Type 91) мощностью 462 кВт (620 л.с.). Опытный самолет поднялся в воздух 6 февраля 1933 году и через три месяца был передан ВМС Японии для летных испытаний. в мае 1934 года. самолет Е7К1 был заказан для серийного производства под обозначением Флотский Тип 94 Разведывательный Морской Гидросамолет (Navy Type 94 Reconnaissance Seaplane). в начале 1935 года он был сдан в эксплуатацию и быстро завоевал популярность легкостью управления. Однако его двигатель Хиро был ненадежен. В 1938 году компания Каваниси построила опытный экземпляр Е7К2, аналогичный варианту Е7К1, который вместо двигателя Хиро имел звездообразный Мицубиси Цуйсей 11 (Mitsubishi Zuisei 11). Е7К2 поднялся в воздух в августе 1938 года и был заказан для серийного производства под обозначением Флотский Тип 94 Разведывательный Морской Гидросамолет Модель 2. Серийный выпуск Е7К1 составил 183 машины (57 - японской постройки), а варианта Е7К2 - около 350 (примерно 60 - японской постройки). Самолеты типа Е7К широко эксплуатировались с 1935 года до начала вступления Японии в войну, когда машины Е7К1 были выведены в резерв. Вариант Е7К2 оставался, однако, в передовых боевых порядках до 1943 года. Обе модели использовались камикадзе на заключительном этапе войны. Во второй половине 1942 года, когда союзники давали кодовые имена японским летательным аппаратам, самолеты Е7К2 стали известны под обозначением "Эльф" ("Alf"). Kawanishi E7K](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-48.png) |
Kawanishi E7K |
![Спроектированный для замены самолетов E4N2 в ВМС, самолет MS компании Накадзима имел биплановую конструкцию с центральным и подкрыльными стабилизирующими поплавками, был оснащен звездообразным двигателем Kotobuki 2 KAI 1 мощностью 433 кВт (580 л.с.) и отличался от своего предшественника конструкцией крыльев и хвостового оперения. Семь опытных самолетов проходили испытания с марта 1934 года. После оценочных испытаний с самолетами компаний-конкурентов Aichi и Kawanishi модель MS была заказана в производство в октябре 1935 года под названием ВМС Тип 95 Разведывательный Гидросамолет Модель 1 (Navy Type 95 Reconnaissance Seaplane Model 1) Накадзима E8N1. Самолет E8N2 с улучшенным оборудованием и более мощным двигателем был представлен до окончания производства в 1940 году. Общая программа выпуска составила 755 машин. Самолеты E8N2 в начале боевых действий на Тихом океане получили у союзников кодовое имя Дэйв. Nakajima E8N](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-49.png) |
Nakajima E8N |
![Разведывательный гидросамолет Ватанабе E9W1 E9W](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-50.png) |
Ватанабе E9W1 (Watanabe E9W1) - разведывательный гидросамолет для подводной лодки |
![Aichi E10A Aichi E10A](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-51.png) |
Aichi E10A |
![Проект нового гидросамолета как и его предшественника, был разработан под руководством Морисиге Мори. Он получил фирменное обозначение АВ-14 и флотское Е-11А1. Самолет представлял собой трехместный биплан, оснащенный W-образным двигателем жидкостного охлаждения Хиро Тип 91 Модель 2 мощностью 750 л.с, который приводил во вращение четырехлопастный толкающий воздушный винт Aichi E11A](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-52.png) |
Aichi E11A Гидросамолёт-разведчик тип 98 |
![В начале 1937 года Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктнвные требования к новому двухместному разведывательному гидросамолету второй мировой войны, который должен был заменить устаревший Каваниси Е-7К. Они были переданы компаниям Aichi E13A](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-53.png) |
Aichi E13A Гидросамолёт-разведчик тип ноль (разведывательный гидросамолёт морской тип 0) |
![Гидросамолет-разведчик Yokosuka (впоследствии Kugisho E14Y1) (американское кодовое обозначение — Glen) являлся единственным самолетом, который сбрасывал бомбы на территорию США в ходе Второй мировой войны. Создание E14Y1 было вызвано развертыванием Третьей программы совершенствования Имперского японского подводного флота, которая начала реа-лизовываться с 1937 года и получила обозначение Otsu 3. В соответствии с этой программой флот разработал спецификацию 12-Shi для гидросамолета-разведчика, который должен был заменить Watanabe E9W1 и поступить на вооружение новых подводных крейсеров. Yokosuka E14Y](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-54.png) |
Yokosuka E14Y разведывательный гидросамолет подводной лодки морской тип 0 |
![По своей концепции Каваниси Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени, представлявший собой пример высокого конструкторского искусства. Однако ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные и отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей. Kawanishi E15K](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-55.png) |
Kawanishi E15K Shiun ("Фиолетовое облако") высокоскоростной разведывательный гидроплан "Сиюн" |
![В 1939 году, еще до начала серийного производства самолета Е-13А1, Кайгун Коку Хомбу поручил фирме Aichi E16A Zuiun](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-56.png) |
Aichi E16A Zuiun ("Благоприятное облако") морской разведывательный гидросамолёт "Дзуйун" |
![Mitsubishi F1M Mitsubishi F1M](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-57.png) |
Mitsubishi F1M Патрульный морской гидросамолёт тип 0 |
Гидросамолёты специального назначения
|
![Катапультный бомбардировщик-торпедоносец для подводных лодок. Одномоторный цельнометаллический моноплан, установленный на два поплавка. Крыло при хранении складывается, поплавки снимаются. Сконструирован в КБ фирмы Aichi M6A Seiran](/images/stories/navigator/samolet-japan-ww2/plane-japan-fleet-58.png) |
Aichi M6A Seiran
|