Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Летающая лодка Martin PBM-1 Mariner
Мартин Маринер, Мартин 162 (Martin Mariner) — двухмоторная летающая лодка, разработанная по заказу ВМС США как бомбардировщик, противолодочный и спасательный самолёт. Состоял на вооружении авиации флота США, Берегового командования Великобритании (Mariner GR.Mk I), ВВС Австралии и Уругвая. Последнее боевое применение — в ходе войны в Корее, где самолёты этого типа использовались в качестве транспортных. По утверждениям некоторых источников Маriner послужил прототипом для разработки советской летающей лодки Бе-6.

Патрульная летающая лодка Martin РВМ-1 Mariner

гидросамолет сша"Мартин 162" был создан для замены более ранних летающих лодок с открытой кабиной "Мартин" Р-3М. Они использовались как патрульные, начиная с 1931 года. Для исследования его летных характеристик была построена одноместная модель в четверть натуральной величины, известная как "162А". 30 июня 1937 года ВМС США заказали один прототип ХРВМ-1, взлетевший 18 февраля 1939 года. Он был оснащен двумя двигателями Райт R-2600-6 "Циклон" мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт). Они были размещены в больших мотогондолах, включавших в себя и отсеки вооружения. Последнее представляло собой различные комбинации обычных и глубинных бомб, общей массой до 907 кг. Стрелковое вооружение ХРВМ-1 размещалось в консолях и средних огневых точках. Подкрыльевые поплавки были убирающимися, а хвостовое оперение первоначально было без наклона, однако в позднейших модификациях приобрело угол, соответствующий внутренней части крыла чайки.

Заказ на производство двадцати РВМ-1 был выдан 28 декабря. К апрелю 1941 года они были собраны вместе с единственным ХРВМ-2 с увеличенным запасом топлива и приспособлением для старта с катапульты. Первоначально они были поставлены в эскадрилью VP-74 ВМС США, которая была образована при слиянии эскадрилий VP-55 и VP-56. РВМ-3 имел двигатели R-2600-12 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) в удлиненных мотогондолах, которые были способны вместить четыре обычных 227-кг бомбы (или глубинные бомбы) и большие неубираемые шасси, был выдан 1 ноября 1940 года, но первые 50 были выпущены как невооруженные транспортные PBM-3R с усиленным полом кабины, грузовым люком и возможностью перевозить 20 пассажиров.

американская летающая лодка

Американский гидросамолет "Martin" РВМ-1 "Mariner" в полете

Далее было выпущено 274 вооруженных РВМ-3С и 201 PBM-3D, последние с двигателями R-2600-22 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и с четырехлопастными винтами. Летающая лодка Второй мировой войны PBM-3D также имела усиленное бронирование экипажа и дополнительное вооружение, которое включало в себя спарки 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и в каждой из средних огневых позиций. Бомбовая нагрузка была также увеличена и включала восемь 227-кг, 454-кг или 726-кг бомб или восемь глубинных бомб. Вариантами боевой нагрузки могли быть четыре мины или две торпеды, которые в позднейших вариантах можно было нести под крыльями. Топливные баки были протектированными, с возможностью подвески дополнительных баков в мотогондольных бомбоотсеках.

боковая проекция гидросамолета

Летающая лодка "Martin" РВМ-1 "Mariner"

Отдельные самолеты, как РВМ-3С, так и PBM-3D, были иногда оснащены поисковым радаром, антенна которого находилась наверху, сразу за кабиной. Специализированная дальняя противолодочная версия PBM-3S была выпущена в 1944 году. Около 156 самолетов было выпущено с двигателями R-2600-12 и увеличенным запасом топлива для увеличения дальности. В результате программы ограничения массы были сняты некоторые броневые плиты и убраны механизированные носовая и верхняя турели; вооружение было ограничено четырьмя 12,7-мм пулеметами.

верхняя проекция летающей лодки

Американский гидросамолет "Мартин" "Маринер" Model 162 PBM-1

Проектировавшаяся модификация РВМ-4, которая должна была оснащаться двигателями R-3350-8, не пошла в производство, несмотря на то что 180 машин были заказаны в 1941 году. Однако в 1943 году был разработан вариант ХРВМ-5, оснащенный двумя двигателями R-2800-34 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и восемью 12,7-мм пулеметами. Заказ на него был выдан 3 января 1944 года, серийные РВМ-5 поставлялись с августа 1944 года. Некоторые экземпляры были оснащены радаром APS-15 и обозначались как РВМ-5Е, а другие, специально оснащенные для противолодочной борьбы, обозначались как PBM-5S. Всего был построен 631 самолет.

Последней из семейства "Маринер" была амфибия РВМ-5А, которая использовалась преимущественно для авиационно-спасательных работ на море ВМС США и Береговой охраной после Второй мировой войны. До окончания производства в апреле 1949 года было построено 36 таких леетающих лодок.

Основные модификации гидросамолета

Множество модификаций летающей лодки
  • ХРВМ-1 - опытный образец со свободнонесущим крылом типа чайка, с убирающимися поплавками под крылом.
  • РВМ-1 - начальный серийный вариант, отличался горизонтальным оперением с явно выраженным углом поперечного V, двумя килями; построено 20 самолётов.
  • РВМ-1А - обозначение самолётов ХРВМ-1 с другим вооружением.
  • ХРВМ-2 - единственный образец, аналогичный РВМ-1, но с увеличенным запасом топлива и приспособленный для запуска с катапульты.
  • РВМ-3В - вариант РВМ-3, переданных Королевским ВВС Великобритании; это первая серийная модель РВМ-3, на которой использовались более крупные неубирающиеся поплавки; РВМ-3В оснащались двигателями R-2600-12 мощностью по 1700 л.с.
  • РВМ-3С - серийная модель, в целом похожая на РВМ-3В; отличия - бронезащита, бомбовая нагрузка до 1814 кг и изменения в вооружении; построено 742 самолёта.
  • РВМ-3D - как и РВМ-3С, серийная модель, но с более мощным двигателем R-2600-22, с поисковой РЛС, с протектированными топливными баками, с возможностью размещения до 3628 кг бомб, двух торпед; построен 201 самолет.
  • ХРВМ-3Е - обозначение одного самолёта РВМ-3, предназначенного для испытаний РЛС.
  • РВМ-3R - транспортный вариант самолёта РВМ-3, без вооружения, с грузовой дверью, усиленным полом; построено 50 самолётов.
  • РВМ-3S - противолодочная модель варианта РВМ-3С с дополнительным запасом топлива; могла нести четыре глубинные бомбы по 147 кг; построено 156 самолётов.
  • ХРМВ-5 - два опытных самолёта, похожих на РВМ-3D, но с двигателями Pratt & Whitney R-2800-34 Double Wasp мощностью по 2100 л.с.
  • PВМ-5 - основная серийная модель, в целом похожа на ХРВМ-5, но с моторами R-2800-22 или 34; построен 631 самолет.
  • ХРВМ-5А - единственный образец варианта РВМ-5, самолет-амфибия.
  • РВМ-5А - серийный вариант ХРВМ-5А; использовался главным образом Береговой охраной США для поисково-спасательных операций на море; построено 36 самолётов.
  • РВМ-5Е - самолёты РВМ-5 с радаром AN/APS-15.
  • РВМ-5G - новое обозначение четырёх самолётов РВМ-5, переданных Береговой охране США для поисково-спасательной службы.
  • РВМ-5М - новое обозначение одного из самолётов РВМ-5Е, переоборудованного для испытания ракет.
  • РВМ-5S - обозначение небольшой серии самолётов РВМ-5 с оборудованием для противолодочных операций.
Множество модификаций летающей лодки

Двадцать семь РВМ-3В с британским оборудованием было поставлено Королевским ВВС под обозначением "Маринер" GR.Mk.I. Первый самолет прибыл в Бьюмарис, Англеси, в августе 1943 года. Выполнявшая специальные операции и тренировочные функции 524-я эскадрилья получила их 20 октября в Обане. Однако после нескольких недель эксплуатации было решено, что "Маринеры" не могут использоваться в RAF. Эскадрилья была расформирована 7 декабря 1943 года, а ее самолеты переданы штабу Транспортного командования. Оставшиеся "Маринеры" были собраны в 57-й ремонтно-технической части в Виг-Бее, около Странраера, перед отправкой в США. Королевские Австралийские ВВС использовали 12 "Маринеров" с 1943 года по 1946 год в составе 41-й эскадрильи. После Второй мировой войны войны ВМС США передали три РВМ-5 флоту Уругвая, несколько таких же самолетов было передано Аргентине, а 17 летающих лодок - авиации военного флота Нидерландов.

Модель
Martin PBM-1 Mariner
Экипаж, человек
7-11
Длина, метров
24,33
Размах крыла, метров
35,97
Высота, метров
8,38
Площадь крыла,м2
130,80
Масса пустого, кг
15048
Максимальная взлётная масса, кг
26308
Силовая установка
2хWright R-2600-12(22) Cyclone
Мощность, л.с., кВт
1900  (1417)
Крейсерская скорость, км/ч
278
Максимальная скорость км/ч, м
340 на 455
Скороподьемность, м/минут
125
Практическая дальность, км
3605
Практический потолок, м
6035
Вооружение, пулеметы, мм
8х12,7
Бомбовая нагрузка, кг
3629

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Андрей Харук. Лучший в своем классе.
  • Green, William. War Planes of the Second World War: Volume Five Flying Boats
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме