Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Истребитель Кёртисс P-40
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ Кэртис-Райт корпорейшн под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 года. Серийное производство начато на заводе Кэртис в Буффало в апреле 1940 года.

Американский истребитель Curtiss P-40 "Tomahawk" ("Kittyhawk")

истребитель сшаПод влиянием летных характеристик европейских истребителей с рядными двигателями жидкостного охлаждения корпорация "Кертисс-Райт" решила в 1938 году заменить звездообразный двигатель "Райт", используемый на серийном самолете Р-36А, двигателем с турбонаддувом "Аллисон" В-1710-19 мощностью 1160 л.с. (865 кВт). Для испытаний был взят десятый серийный самолет (30-18). Переименованный в ХР-40, он впервые полетел в октябре 1938 года и в мае 1939 года был направлен в Райтфилд для сравнения с самолетами "Белл" ХР-39 и "Северский" ХР-41. Первоначально ХР-40 имел радиатор под хвостовой частью фюзеляжа, но затем его перенесли в носовую часть, рядом с маслорадиатором. Во всех отношениях, кроме силовой установки, новый самолет не отличался от Р-36А - цельнометаллический низкоплан, основные стойки шасси убирались назад в крыло с поворотом колес на 90 градусов, заподлицо с нижней поверхностью крыла. Вооружение осталось несерьезным - пара 7,62-мм пулеметов в крыле.

Хотя прототипы других фирм, сравнивавшиеся с ХР-40, позже стали успешными серийными истребителями, самолет "Кертисс-Райт" был отобран для немедленного начала серийного производства. Контракт на закупку 524 машин Р-40 стоимостью 13 миллионов долларов явился самым большим заказом, когда-либо выданным на американский истребитель. Производство началось в конце 1939 года с партии из 200 самолетов "Хок 81 А" для Авиакорпуса Армии США с двигателем "Аллисон" В-1710-33 мощностью 1040 л.с. (776 кВт) и отличавшихся отсутствием створок на колесах и карбюратором воздухозаборника вверху носовой части. Первые три самолета использовались как прототипы (известны также как YP-40), а последующие машины были поставлены 33-й истребительной эскадрилье, переброшенной в Исландию 25 июля 1941 года.

историческое фото самолетов

"Curtiss", истребители Р-40 "Tomahawk" на взлете документальное фото

Производство продолжалось в городе Буффало, штат Нью-Йорк, с выпуском Р-40В (построена приблизительно 131 машина). Они имели бронирование кабины и четыре 7,62-мм пулемета в крыле, наряду с двумя 12,7-мм пулеметами в носу. Ко времени нападения Японии на США в декабре 1941 года 107 самолетов Р-40 и Р-40В находились на Филиппинах, но, поскольку внезапность была достигнута, только четыре сумели взлететь. В первые четыре дня количество этих истребителей (в составе 20-й и 34-й истребительных эскадрилий) сократилось до 22. Обозначение RAF "Томахок" (Tomahawk) Mk.IIA относится к Р-40В ("Хок 81А-2"), и большинство из 110 самолетов были отправлены сразу на Ближний Восток. Еще сотню "Томахок" Mk.III из контрактов RAF отправили в Китай американской группе добровольцев.

полет самолета

Фотография американского истребителя "Curtiss" Р-40 "Tomahawk",
нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Следующим вариантом был Р-40С ("Хок 81А-3") с протектированными топливными баками. Для авиакорпуса армии США выпустили только 193 машины, но этот самолет был основным вариантом для RAF (обозначение "Томахок" Mk.IIB). Из общего количества 945 самолетов с этим обозначением 21 были потеряны во время доставки морем и 73 были поставлены в СССР. При максимальной массе 3658 кг, по сравнению с 3119 кг у ХР-40, Р-40С был самым медленным из всех серийных вариантов, обладая максимальной скоростью лишь 528 км/ч на высоте 4590 метров. Когда он прибыл в Северную Африку в конце 1941 года, обнаружилось, что он уступает немецкому истребителю Второй мировой войны "Мессершмитт" Bf-109Е и только незначительно лучше, чем британский самолет "Харрикейн" Mk.I, поэтому, главным образом, он использовался в роли штурмовика.

современное фото

Фото сохранившегося до наших дней самолета "Кертисс" Р-40 нажмите на изображение для его увеличения

P-40D ("Хок 87А-2") имел значительно переработанную конструкцию носовой части (отсюда и новое фирменное обозначение) в связи с использованием двигателя "Аллисон" В-1710-39 с выступающим наружу редуктором, что позволило сократить длину носовой части на 15,24 см. Площадь миделя носовой части была уменьшена, радиатор продвинут вперед и поджат. Основные стойки шасси укорочены, калибр четырех пулеметов в крыле увеличили до 12,7 мм, носовые пулеметы убрали. Появилась возможность нести бомбу калибра 227 кг или подвесной топливный бак вместимостью 197 литров под фюзеляжем. Самолет P-40D имел максимальную скорость 580 км/ч, но для военной авиации США выпустили только 23 экземпляра.

полет самолета

Полет дошедшего до нашего времени истребителя США "Curtiss" Р-40, кликните на фото для его увеличения

Р-40Е ("Хок 87А-3") - первый "Уорхок" (так назывались все серии Р-40, которые эксплуатировались в США), производившийся в больших количествах после Перл-Харбора. Он имел вооружение из шести 12,7-мм пулеметов в крыле и входил в состав первых американских истребительных эскадрилий в Великобритании в 1942 году, а также эскадрилий на Ближнем Востоке.

фотография самолета

Американский самолет "Кертисс" Р-40 с дополнительным топливным баком нажмите на фото, чтобы его увеличить

С полной полетной массой 4013 кг он имел максимальную скорость 570 км/ч, почти такую же, как у "Спитфайр" Mk.VC с песчаным фильтром. По американским контрактам выпустили 2320 машин и 1500 - для RAF под обозначением "Киттихок" Mk.IA. Многие из последних машин были отправлены непосредственно в ВВС Австралии (RAAF), Новой Зеландии (RNZAF) и Канады (RCAF).

Модификаций истребителя Р-40
  • ХР-40: прототип на базе Р-36А с двигателем жидкостного охлаждения V-1710-19;
  • Р-40: 200 серийных самолетов с двигателем V-1 710-33 и взлетной массой 3277 кг;
  • Р-40А: один экземпляр Р-40, переоборудованный в фоторазведчик;
  • Р-40В: двигатель V-1710-33, установлена броня, усиленное вооружение, взлетная масса 3450 кг (построен 131 самолет);
  • Р-40С: 193 самолета для Авиакорпуса Армии США; сходные с Р-40В, но с протектированными баками, масса возросла до 3658 кг;
  • P-40D: 23 самолета для Авиакорпуса Армии США; двигатель V-1710-39 с поджатым радиатором; 12,7-мм крыльевые пулеметы и подкрыльевые бомбодержатели;
  • Р-40Е: основной вариант, подобный P-40D, но с шестью пулеметами в крыле (построено 2320 самолетов);
  • ТР-40Е: два Р-40Е, переделанные в двухместные тренировочные машины;
  • XP-40F: P-40D с двигателем "Мерлин 28" фирмы "Роллс-Ройс";
  • P-40F: серийный вариант с лицензионным двигателем "Мерлин" постройки фирмы "Паккард", для авиации США построен 1311 самолет, взлетная масса 4480 кг; более поздние серийные машины с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа;
  • P-40G: небольшое количество на базе фюзеляжа Р-40 и крыла "Модели 81А-2";
  • Р-40К: 1300 машин с двигателем "Аллисон" V-1710-73, уменьшен закабинный гаргрот, взлетная масса 4540 кг;
  • ТР-40К: один Р-40К, переделанный в двухместный учебный самолет;
  • P-40L: с двигателем "Мерлин" и уменьшенными запасом топлива, бронированием и вооружением (построено 700 машин);
  • Р-40М: сходный с Р-40К, но с двигателем V-1710-81 (построено 600 машин);
  • P-40N: 5210 машин; первоначально сходный с Р-40М, но только с четырьмя пулеметами и уменьшенной массой; в середине выпуска - с двигателем V-1710-99, в конце - с двигателем V-1710-115, пламягасителями и элеронами с металлической обшивкой;
  • TP-40N: 30 P-40N, переделанных в двухместные учебные самолеты;
  • XP-40Q: три прототипа с двигателем V-1710-121, четырехлопастным винтом, четырьмя крыльевыми пулеметами и радиаторами в передней кромке крыла: второй и третий самолет - с укороченной хвостовой частью фюзеляжа, каплевидным фонарем и "срезанными" законцовками крыла;
  • P-40R: 300 P-40F и P-40L с двигателем V-1710-81; использовались для обучения.


Модификаций истребителя Р-40

Самолет с двигателем "Мерлин"

Для Р-40С был выбран двигатель "Мерлин" фирмы "Роллс-Ройс", размерами соответствующий "Аллисон" В-1710, чье производство развернули в огромных масштабах к 1941 году. В течение этого года серийный истребитель Второй мировой войны P-40D (40-360) оснастили двигателем "Мерлин" 28, переименовав в XP-40F ("Хок 87D"). Хотя масса возросла до 4295 кг, более мощный английский двигатель поднял максимальную скорость до 600 км/ч на высоте 5500 метров. Этот вариант отличался отсутствием воздухозаборника карбюратора над носовой частью: заборник с отводом воздуха вниз на двигателе "Аллисон" заменили магистралью, ведущей вверх, к "Мерлину". Пересмотренная система трубопроводов была проработана на третьем серийном самолете (4113602), обозначенном как YP-40F.

вид сбоку на самолет

Модификация истребителя США Р-40С с двигателем "Мерлин" фирмы "Роллс-Ройс", размерами соответствующий "Аллисон" В-1710

Первые 260 самолетов имели такой же фюзеляж, как у Р-40Е, но увеличение площади боковой поверхности носовой части привело к сокращению продольной устойчивости, так что последующие P-40F имели хвостовую часть фюзеляжа, удлиненную на 51 см. Максимальная масса серийного варианта самолета подобралась к 4480 кг, а максимальная скорость снизилась до 586 км/ч.

вид сверху на самолет

Р-40С: 193 самолета для Авиакорпуса Армии США; сходные с Р-40В, но с протектированными баками, масса возросла до 3658 кг

Параллельно с последними P-40F производился Р-40К с несколько более мощным двигателем "Аллисон" В-1710-73 (1325 л.с./988 кВт), что увеличило максимальную скорость до 589 км/ч. Это дало ему возможность бороться с немецким самолетом времен Второй мировой войны Bf-109Е в Европе и Северной Африке и с японским истребителем "Мицубиси" А6М на Дальнем Востоке.

вид на нижнюю часть самолета

Вид на фюзеляж американского истребителя Р-40С

Еще больше мощность озросла на Р-40М с введением двигателя V-1710-81 (1360 л.с.. или 1015 кВт). Дня военной авиации США были произведены приблизительно 1300 Р-40К (первоначально предназначенных доя поставки по "ленд-лизу" в Китай) и 600 Р-40М. Модификация P-40F в RAF имела обозначения "Киттихок" Mk.II и IIA: 330 из них в качестве временной меры были получены переделкой самолетов ВВС США. Предполагалось со временем вернуть их в американские эскадрильи, но были возвращены только 80 машин. Всего в американские ВВС поставили 616 "Киттихок" Mk.III, эквивалентных Р-40М.

Дальнейшие варианты истребителя "Curtiss" Р-40

Выпускались или планировались другие промежуточные варианты. Приблизительно 45 самолетов P-40G были построены с фюзеляжем "Киттихока", крыльями "Томахока" RAF и с шестью крыльевыми 12,7-мм пулеметами. Все они были переданы военной авиации США. На модификации истребителя P-40J предполагалось использовать двигатель "Аллисон" с турбонагнетателем, но от постройки отказались вследствие внедрения двигателя "Мерлин". Двигатель "Паккард" V-1650-1 (лицензионный "Мерлин") установили на P-40L, 700 экземпляров которого построили для ВВС США в 1943 году (для RAF не строился). Часть машин имела два пулемета, броня и запас топлива были сокращены для улучшения летных характеристик.

полет американского военного самолета

Самолет "Curtiss" Р-40 в полете

Последним "Уорхоком" был самолет P-40N, запущенный в производство в конце 1943 года и начавший поступать в ВВС США в марте следующего года. Это был облегченный вариант, на котором вернулись к двигателю "Аллисон" и убрали передний фюзеляжный топливный бак. Первые серийные партии, с 1-й по 15-ю (выпуск составил 1977 машин), вооружались только четырьмя крыльевыми пулеметами и имели взлетную массу 4081 кг. За ними последовали 3023 самолета партий с 20-й по 35-ю, с двигателями V-1710-99 и вооружением, усиленным до шести пулеметов, и возможностью нести 227-кг бомбу под фюзеляжем. Заключительный серийный вариант (40-й партии) имел двигатель V-P10-115 и подкрыльевые узлы подвески двух бомб калибра 227 кг. Была заказана 1000 машин этого варианта, но производство "Уорхоков" закончилось в сентябре 1944 года, и выпустили только 220 штук. Приблизительно 588 машин, эквивалентных P-40N-20, построили для RAF как "Киттихок" Mk.IV.

взлет самолета

Взлет американского истребителя Второй мировой войны "Кертисс" Р-40

В 1944 году, после начала использования двигателя "Мерлин" на истребителе Р-51, появился большой спрос на запчасти к этому двигателю, поэтому 300 P-40F и P-40L были переоборудованы под двигатель V-1710-81, их обозначения были изменены на P-40R-1 и R-2 соответственно. Три экспериментальных XP-40Q выпустили с двигателями V-1710-12 и радиаторами, перемещенными в крыло. За первым, переделанным из Р-40К (42-9987), с четырехлопастным винтом, последовала переделка Р-40К (42-45722) и P-40N (43-2457) с каплеобразным фонарем. На самолете 42-45722 позже уменьшили размах крыла до 10,79 м и перенесли радиатор обратно в носовую часть. Это был самый быстрый из всех "Уорхоков", со скоростью 679 км/ч на высоте 6273 м. Небольшое количество Р-40Е и P-40N было переоборудовано в двухместные тренировочные самолеты под обозначением TP-40N.

боковая проекция истребителя

Американский самолет Р-40B

"Уорхоки" ВВС США служили почти на всех фронтах Второй мировой войны во многих группах истребителей и перехватчиков. Среди них 8-я и 49-я группы 5-й ВА США на Дальнем Востоке (1942-1944 годах), 15-я и 18-я истребительные группы 7-й ВА (1941-1944 годах), 57-я и 79-я истребительные группы 9-й ВА на Средиземноморском ТВД (1942-1944 годах); 51-я истребительная группа 10-й ВА в Индии и Бирме (1941-1944 годах), 27-я и 33-я истребительные группы 12-й ВА в Средиземноморье (1942-1944 годах). Они также обеспечили основу истребительной обороны ВВС США, защищавших Панамский канал в период 1941-1943 годов, служа в 16,32, 36,37, 53-й группах перехватчиков.

вид сверху на истребитель

Истребитель ВВС США Р-40В: двигатель V-1710-33, установлена броня, усиленное вооружение, масса 3658 кг (построен 131 самолет)

Можно было предполагать, что ВВС США станут использовать Р-40 на вторичных военных театрах, чтобы обеспечить расширенные поставки более современных самолетов (типа Р-38, Р-47 и Р-51). Однако массовое производство Р-40 продолжалось до конца 1944 года, когда его летные характеристики значительно уступили современным истребителям. Этот факт никогда не могли удовлетворительно объяснить, как и очень большое число выпущенных машин.

вид на нижнюю часть истребителя

Р-40В, самолет аналогичен истребителю Р-40С, но масса возросла до 3658 кг

Многие "Томахоки" и "Киттихоки" также поставлялись ВВС Великобритании, Австралии (RAAF), Новой Зеландии (RNZAF) и Канады (RCAF). Относительно небольшое количество эскадрилий, оснащенных ими, объясняется тем фактом, что большая часть самолетов, приобретенных Великобританией, была передана СССР в течение 1942-1943 годов (2091 из 2430 самолетов благополучно добрались до мест службы в СССР). В течение последних двух лет войны Соединенные Штаты поставили авиации Китая 377 самолетов Р-40 (главным образом P-40N), в то время как в 1942 году некоторое количество Р-40Е было поставлено Чили, а в следующем году 89 Р-40Е были отправлены в Бразилию. Всего было произведено 16802 самолета Р-40, включая 4787 машин британских контрактов.

XP-40F

Модель
XP-40F (MK.II)
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Высота, метров
3,76
Размах крыла, метров
11,35
Площадь крыла, м2
21,92
Масса пустого, кг
2989
Масса снаряженного, кг
3856
Максимальная взлетная, кг
4241
Силовая установка
PE Allison V-1710-V-1650-1
Мощность, л.с.
1300
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
586 на 6096
Время набора высоты, м/мин
4572 за 7,6
Практический потолок, м
10485
Практическая дальность, км
1127
Максимальная дальность, км
2655
Вооружение пулеметы, мм
6х12,7

P-40K

Модель
P-40K (Mk.III)
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Высота, метров
3,76
Размах крыла, метров
11,35
Площадь крыла, м2
21,92
Масса пустого, кг
2903
Масса снаряженного, кг
3810
Максимальная взлетная, кг
4536
Силовая установка
PE Allison V-1710-73
Мощность, л.с.
1325
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
595 на 6096
Время набора высоты, м/мин
4572 за 7,5
Практический потолок, м
8534
Практическая дальность, км
1127
Максимальная дальность, км
2575
Вооружение пулеметы, мм
6х12,7

P-40L

Модель
P-40L (Mk.III)
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Высота, метров
3,76
Размах крыла, метров
11,35
Площадь крыла, м2
21,92
Масса пустого, кг
2939
Масса снаряженного, кг
3665
Максимальная взлетная, кг
4037
Силовая установка
PE Allison V-1710-V-1650-1
Мощность, л.с.
1300
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
595 на 6096
Время набора высоты, м/мин
4572 за 7,6
Практический потолок, м
10973
Практическая дальность, км
483
Максимальная дальность, км
2213
Вооружение пулеметы, мм
4х12,7

P-40M

Модель
P-40M (Mk.III)
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Высота, метров
3,76
Размах крыла, метров
11,35
Площадь крыла, м2
21,92
Масса пустого, кг
2932
Масса снаряженного, кг
3629
Максимальная взлетная, кг
4037
Силовая установка
PE Allison V-1710-81
Мощность, л.с.
1200
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
579 на 6096
Время набора высоты, м/мин
4572 за 7,2
Практический потолок, м
9144
Практическая дальность, км
1127
Максимальная дальность, км
2575
Вооружение пулеметы, мм
4х12,7

P-40N

Модель
P-40N (Mk.IV)
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Высота, метров
3,76
Размах крыла, метров
11,35
Площадь крыла, м2
21,92
Масса пустого, кг
2722
Масса снаряженного, кг
2903
Максимальная взлетная, кг
4014
Силовая установка
PE Allison V-1710-81, 99
Мощность, л.с.
1200
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
552 на 4572
Время набора высоты, м/мин
4572 за 6,7
Практический потолок, м
9449
Практическая дальность, км
1207
Максимальная дальность, км
2253
Вооружение пулеметы, мм
4-6х12,7

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Владимир Котельников. Олег Лейко. Истребитель Р-40.
  • А.Котлобовский. "Ястребы" Донована Берлина.
  • Виктор Бакурский. "Хоук" - это P-40.
  • С.В.Иванов "Curtiss P-40". |"Война в воздухе": 52-55|.
  • М.Быков "P-40 над Аляской".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

А вот и новый Су-25
Встречаем новый Су-25: российский модернизированный "летающий танк" Военно-воздушные силы России планируют начать в апреле этого года эксплуатационные испытания модернизированного самолета непосредственной...
Фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился в Челябинской области
Крушение Су-24 в Челябинской области 30.10.2012 года агенство РИА Новости, сообщило со ссылкой на источник в силовых структурах региона, что в...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме