Самолеты Франции Второй мировой войны
|
Военная авиация Франции Второй мировой войны
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу (которая была захвачена к 17 сентября), развязав Вторую мировую войну. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, осуществляя очень осторожные военные действия против немцев - немногие бомбардировочные рейды, которые проводила их военная авиации, столкнулись с неудачей, и многие усилия были недостаточно эффективными. Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года, объявив войну Франции, но 22 июня она [Франция] уже капитулировала.
Военная авиация Франции до начала Второй мировой
Еще во время Первой мировой войны Франция придерживалась "бомбардировочной идеи", что продолжало сохраняться в 20-е и 30-е гг. Но самолеты Франции все больше концептуально устаревали, а перевооружение в конце тридцатых годов не принесло существенных результатов. В середине 30-х годов министр по делам ВВС Пьер Кот принял решение не оставлять производство боевых самолетов в ведении частных фирм. Летом 1936 года французское Правительство начало проводить национализацию компаний, выпускавших самолеты (кроме отрасли по производству авиационных двигателей), чтобы создать шесть крупных региональных образований. Франция лишь на исходе 1930-х начала выпуск таких высокоскоростных бомбардировщиков таких, как Liore et Olivier LeO 451, являвшихся в 1939 году самыми быстрыми бомбардировщиками в мире.
Стремление создать более 2500 современных боевых самолетов было обосновано заявлением командующего ВВС, что лишь менее половины из 1400 самолетов военной авиации, многие из которых были устаревшими, могли бы принять участие в боевых действиях. Франция, находясь на пороге войны старалась дать ответ угрозе за счет программы интенсивной модернизации в 1938-1939 гг. Но этого оказалось мало, кроме того было слишком поздно. К началу Второй мировой войны Военно-воздушные силы Франции по некоторым сведениям были оснащены только 826 истребителями и 250 бомбардировщиками, из которых часть была небоеготовыми по разным причинам.
Таким образом, состояние ВВС Франции к лету 1939 года не было успешным. Все усилия по модернизации военных самолетов оказались малоэффективными. Боевая ценность некоторых истребителей стремилась к нулю, а их неспособность противостоять "мессершмиттам" люфтваффе не являлась тайной. Наиболее массовый в тот период истребитель французских ВВС MS.406C1 значительно уступал по летным характеристикам немецкому Messerschmitt Bf.109. Однако, надо отметить, что в последний предвоенный месяц французская авиапромышленность осуществила значительный рывок. Количество истребителей Morane-Saulnier MS.406C1 удалось увеличить до 573 единиц к 1 сентября 1939 года, а темпы производства составили 11 самолетов в сутки. Но уже к весне 1940 года MS.406C1 был сочтен устаревшим, и его производство прекратили, проводя модернизацию уже построенных машин до уровня MS.406C1. Накануне (и во время) Второй мировой войны - 1938-1940 гг. - в производство было внедрено пять типов одномоторных истребителей:
- Morane-Saulnier MS.406
- Marcel Bloch MB. 151/152
- Dewoitine D.520
- Caudron C.714 Cyclone
- Arsenal VG-30 (33)
- Potez 630/631
11 мая были сбиты около 20 французских бомбардировщиков и свыше 30 британских истребителей сопровождения, пытавшихся сорвать переправу немецких войск через реку Маас. Причем все это было лишь начало, поскольку численность парка французских истребителей и бомбардировщиков стремительно уменьшалась на протяжении мая, по мере того как истребители люфтваффе и зенитные орудия уничтожали все больше и больше боевых самолетов. У эскадрилий порой отсутствовал какой-либо контакт с армейскими частями, а их ведь необходимо было поддерживать. Есть и такие цифры: на протяжении битвы за Францию немцы потеряли более 850 самолетов, а французы - свыше 750.
ВВС Виши и ВВС Свободной Франции или Armee de I`Air de Vichy и Forces Aériennes Françaises Libres (FAFL)
Режим Виши (фр. le régime de Vichy) - официальное название Французское государство (фр. l'État français) - коллаборационистский режим в Южной Франции времен оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 году. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 году (де-факто до 25 августа 1944 года). Официально придерживался политики нейтралитета. Перемирие с Германией, означавшее, фактически, капитуляцию Франции, было неоднозначно воспринято личным составом французских Вооруженных сил. Хотя большинство солдат и офицеров сохранило лояльность правительству, некоторые стремились к продолжению борьбы против нацистов, откликнувшись на призыв генерала Шарля де Голля. Уже 25 июня 1940 года три пилота из GC II/7 во главе с Альбером Литтольфом перелетели на своих D.520 в Великобританию.
Силы Свободной Франции начинались с немногочисленных частей солдат, не пожелавших принять поражение Франции в 1940 году, но со временем выросли и вобрали в себя войска французских колоний, захваченных союзниками, а к 1943 году превратились в грозную и боеспособную силу. ВВС Свободной Франции особенно хорошо проявили себя в 1944-1945 гг. Forces françaises libres (войска Свободной Франции или FFL) состояли из французов, решивших продолжить борьбу против сил стран "Оси" после капитуляции Франции. FFL возглавляло французское правительство в изгнании под руководством генерала Шарля де Голля, а их военная авиация называлась ВВС Forces Aériennes Françaises Libres - FAFL (ВВС Свободной Франции) и пользовалась в качестве эмблемы шестиконечным лотарингским крестом.
Правительство Виши отстояло необходимость сохранения собственных Вооруженных сил, в том числе и авиации. Формально Франция являлась нейтральным государством. Хотя территория сократилась до небольшой части юго-востока Франции, все колониальные владения оставались нетронутыми, и для их сохранения под контролем правительства требовалось приложить немалые усилия.
С точки зрения технического оснащения, военная авиация Франции к моменту перемирия находилась в неплохом состоянии, если сравнивать с 10-ым мая. В истребительной авиации на смену устаревшим MS.406 пришли более совершенные D.520, налаживалось производство MB. 155 и VG.33. Продолжалась сборка, поставлявшихся из Америки Н.75. Но после подписания перемирия, поставки из США прекратились, последняя партия самолетов, погруженных на авианосец, была доставлена на Мартинику, где машины поставили на консервацию. Количественный состав также был достаточным. Одних только MS.406 по состоянию на 20 июля 1940 года числилось 435 единиц, однако, из которых многим необходим был ремонт, а часть ремонту уже не подлежала. Были также около 320 Marcel Bloch различных вариантов.
Формирование состава ВВС Виши проводилось под наблюдением германской контрольной комиссии. В метрополии немцы позволили сохранить на вооружении только самолеты Marcel Bloch (шесть групп по 26 машин) и небольшое количество ночных истребителей Р.631. Организационно они были сведены в два групамента. Так, 22-й групамент, отвечавший за ПВО юго-восточного сектора, включал группы GC 11/1 в Ле Люк, GC II/8 в Мариньяне и GC III/9 в Салон-де-Прованс. 23-й групамент, осуществлявший ПВО юго-западного сектора, насчитывал в своем составе группу GC I/8 в Монпелье и эскадрильи ночных истребителей ECN 1/13 и ECN 3/13 в Ним-Гарон. Еще две истребительные группы - GC 1/1 в Лион-Брон и GC И/9 в Олнате - относились к частям центрального подчинения. Большинство групп, дислоцированных в метрополии, были оснащены самолетами MB. 152 или же вариантами. GC I/8 почти полностью была вооружена MB. 155, один такой самолет находился и в GC И/8, где эксплуатировался в качестве личной машины командира группы.