Грузопассажирский самолет Douglas С-54 "Skymaster"
Так же, как и в случае с американским транспортным самолетом Второй мировой войны С-47, прототипом С-54 явился гражданский воздушный лайнер. И данном случае - DC-4E, построенный по техническим требованиям, первоначально разработанным авиакомпанией "Юнайтед Эр Лайнс". "Юнайтед" быстро достигла соглашения с компаниями "Америкен Эрлайнс", "Истерн Эрлайнс", "Пан Америкэн Эйруэйс" и TWA о распределении поставок. Самолет имел четыре недавно разработанных звездообразных J 4-цилиндровых двигателя R-2180 "Твин Хорнет" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1400 л.с. (1044 кВт). Первый полет DC-4E, пилотируемый экипажем под командованием Карла Ковера (Carl Cover), совершил 7 июня 1938 года.
Проект имел много новшеств, включая герметичную кабину, бустерное управление, 115-вольтовую электрическую систему переменного тока и вспомогательную силовую установку. Большая сложность, проблемы с двигателями и возрастающее понимание того, что самолет слишком велик для данного полезного груза, привели к падению интереса части авиакомпаний-спонсоров. Хотя 5 мая 1939 года был получен сертификат и компания "Юнайтед" выполнила некоторые эксплуатационные испытания, фирма "Дуглас" прекратила разработку. DC-4E позже продали в Японию фирме "Дэи Ниппон Коку Кабусики Кайша" (Dai Nippon Koku Kabushiki Kaisha ).
"Douglas" грузопассажирский самолет С-54 "Skymaster"
Немедленно была начата переработка конструкции DC-4, который, при полной массе 22680 кг и рассчитанный на 42 пассажира, оказался слегка меньше, чем первоначальный прототип. Система герметизации кабины, бустерное управление и вспомогательная силовая установка были удалены, двигатели заменили на четыре "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни". Шасси было также изменено: главные колеса убирались вперед, в мотогондолы, а не вбок, в крыло. Заказ на производство 61 экземпляра DC-4A разместили компании "Америкэн Эрлайнс", "Истерн Эрлайнс", "Пан Америкэн Эйруэйс" и "Юнайтед" 26 января 1940 года.
Транспортный самолет "Douglas" С-54 "Skymaster" ельта повышать транспортные возможности Авиакорпуса Армии США, выдав заказ на девять С-54 и 62 С-54А. Девять С-54 являлись частью начальной партии из 24 гражданских DC-4A. заложенных в Санта-Монике. а оставшиеся 15 включили в заказ Авиакорпуса Армии США вначале 1942 года. Первый серийный С-54 взлетел 26 марта 1942 года. Все 24 машины поступили в октябре в атлантическое крыло Авиатранспортного командования. Они были слегка модернизированы дополнительным размещением четырех топливных баков емкостью 1756 л в фюзеляже, что довело полный запас топлива до 14006 литров и обеспечило дальность полета 4023 км с 4354 кг полезной нагрузки, которая включала 26 пассажиров.
Американский военно-транспортный самолет периода Второй мировой войны "Douglas" С-54 "Skymaster"
Модификация С-54А (У-7 экземпляров построили в Санта-Монике, и 117 - на новом заводе в Оранж Плэйс (Orange Place), Чикаго, появилась в январе 1943 года и имела 33 ковшеобразных сиденья для солдат, большой грузовой люк, усиленный пол, грузоподъемную стрелу и увеличенные крыльевые топливные баки. Последние довели полный запас топлива до 14134 литров и полную массу до 30844 кг, позволяя нести полезный груз 4082 кг на дальность 4828 км.
Фотография модели грузопассажирского самолета "Дуглас" С-54 "Скаймастер"
Потребность нести большие грузы на короткие расстояния привела к разработке С-54В. в котором два фюзеляжных бака удалены в пользу интегрального топливного бака на 1889 литров в каждой консоли крыла. Взлетная масса снова возросла и составила 33112 кг. Самолет мог брать до 49 военнослужащих или 36 раненых на носилках. Вариант С-54В был выпущен в количестве 89 машин в Санта-Монике и 100 - в Чикаго.
Последняя серийная модификация C-54G с двигателями R-2000-9 мощностью по 1450 л.с. (1081 кВт) была разработана для полетов по маршрутам Индия-Китай над Гималаями, где между американскими базами на равнинах Ассама и базами китайских ВВС (главным образом в Кунминге) простирались горы высотой от 3000 до 5000 м. Всего ВВС США получили 162 C-54G (все построены в Санта-Монике). В августе 1945 года в Авиатранспортном командовании ВВС США действовало 839 С-54 всех модификации, на всемирной сети маршрутов.
Заход на посадку грузопассажирского самолета "Douglas" С-54 "Skymaster"
Описание самолета "Douglas" С-54 "Skymaster"
Крыло.
Консоли крыла имели постоянное сужение от корневых частей до законцовок с поперечным V 7°. Протектированные баки были интегрированы в конструкцию. Наружная часть консоли крыла имела один главный лонжерон. Крыло имело щелевые закрылки NACA от фюзеляжа до элеронов, передние кромки имели пневматические антиобледенители. Створки закрылка на нижней поверхности крыла автоматически втягивались, чтобы обеспечить плавное течение воздуха через щели, когда закрылки отклонены. И закрылки, и элероны были односекционные, металлической конструкции. По тем временам крыло имело высокую удельную нагрузку, но мощные закрылки обеспечивали взлетно-посадочную дистанцию, соответствующую нормам военного времени.
Шасси.
Трехколесное шасси с носовым колесом убиралось полностью. Каждая основная стойка имела спаренные колеса и одну амортизационную стойку. Управляемая передняя опора имела одно колесо. Система уборки - гидравлическая, основные стойки убирались вперед, в гондолы внутренних двигателей, носовая стойка - назад, в фюзеляж. При этом пол находился высоко от земли и горизонтально.
Силовая установка.
DC-4 первоначально предлагался авиакомпаниям США с выбором силовой установки - четыре поршневых звездообразных девятицилиндровых двигателя SGR-1820-G205A "Циклон" фирмы "Райт" мощностью по 10ОО л.с. (746 кВт) или четыре звездообразных 14-цилиндровых двигателя S1C3G "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1050 л.с. (783 кВт). Авиакомпании выразили больше энтузиазма, когда появился варианте четырьмя поршневыми двигателями R-2000 2SD1-G "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1450 л.с. (1081 кВт). Двадцать четыре C-54-DO были построены как военные транспорты для перевозки личного состава и имели двигатели R-2000-3 мощностью по 1350 л.с. (1007-кВт). C-54A-DO был полностью военной модификацией с двигателями R-2000-7. Вариант C-54D-DC "Скаймастер", поставлявшийся в самых больших количествах, оснащался четырьмя двигателями R-2000-11. Нормальный запас топлива составлял 10866 литров, но мог быть увеличен до 13596 литра. Двухскоростные нагнетатели использовались на всех вариантах двигателей. Первые модификации имели трехлопастные воздушные винты "Гамильтон Стандарт Гидроматик", на более поздних устанавливались четырехлопастные воздушные винты диаметром 4,01 метра.
Размещение экипажа.
Экипаж из шести человек включал командира, второго пилота, штурмана, радиста и двух членов сменного экипажа. Командир и второй пилот размещались рядом друг с другом и имели дублированное управление. Штурман и радист размещались позади пилотов. Обычно отсек экипажа позади грузового отсека позволял разместить двух членов сменного экипажа и обеспечивал спальными местами для отдыха, туалетом, водой и укладкой для парашютов и спасательного плотика. Оба эти отсека имели звукоизоляцию, но не были герметичны.
ВМС США
ВМС США, выполнявшие часть воздушных перевозок на Тихом океане, получили 183 самолета из заказов ВВС США между 1943 и 1945 годах. Они включали в себя 19 R5D-1 (С-54А), 11 R5D-2 (С-54В) и 20 R5D-4 (С-54Е), построенных в Санта-Монике, и 38 R5D-1, 19 R5D-2 и 76 R5D-3 (C-54D), построенных в Чикаго. Самолетами оснащались эскадрильи Авиатранспортной службы ВМС, пока она не была расформирована в 1948 году; некоторые подразделения потом стали частью объединенной военной авиатранспортной службы.
Модификация C-54G создавалась для ВМС США под обозначением R5D-5, но ни один самолет не был поставлен, хотя некоторое количество R5D-2 и R5D-3 позже переделали в эту конфигурацию путем установки двигателей R2000-9. Грузовому самолету, переделанному в пассажирский, добавляли в обозначение суффикс "R", как в случае R5D-4R и R5D-5R. а букву "Z" добавляли к обозначению самолета с улучшенной внутренней отделкой. В 1962 году флот сменил обозначение R5D, в результате R5D-1, R5D-2. R5D-3, R5D-4, R5D-4R, R5D-5 и R5D-5R стали C-54N, С-54Р, C-54Q, C-54R C-54S и С-54Т соответственно. Для Береговой охраны США создали EC-54U со специальным электронным оборудованием и самолет аэрофотосъемки RC-54V (по одному самолету - каждого варианта).
Послевоенные варианты ВВС США включали экспериментальный ХС-54К с двигателями "Райт" R-1820-HD мощностью по 1425 л.с. (1063 кВт). C-54L с измененной топливной системой, 38 машин С-54М. облегченных для увеличения полезной нагрузки на 1135 кг (для доставки угля по "воздушному мосту" в Западный Берлин), и 30 С-54Е, переделанных в 1951 году в санитарные самолеты МС-54М для эвакуации раненых из Кореи. Другие модификации для специализированных ролей включали 38 SC-54D. созданных для авиационной спасательной службы ВВС США в 1955 году, 9 самолетов обеспечения полигона JC-54, используемых для возвращения ракетных головных частей, и небольшое количество AC-54D для навигационной калибровки.
Модификации самолета
Модификации транспортного самолета "Douglas" C-54 "Skymaster"
- С-54 - первоначальный самолет с силовой установкой, состоявшей из четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3 мощностью 1350 л.с. (построено 24 самолета).
- С-54А - военизированная модификация, способная перевозить 50 военнослужащих, или 14742 кг ( груза, с силовой установкой из четырех звездообразных двигателей R-2000-7 мощностью 1350 л.с. (построено 252 самолета).
- С-54В - вариант С-54А, у которого два дополнительных топливных бака в кабине были заменены крыльевыми баками; на первых самолетах устанавливались двигатели R-2000-3, а позднее - двигатели R-2000-7 (построено 220 самолетов).
- VC-54C - единственный самолет С-54А, оборудованный под персональный самолет Президента Франклина Делано Рузвельта и названный Sacred Cow.
- С-54D - основной серийный вариант самолета Скаймастер, в основном похожий на С-54В, но оснащенный четырьмя звездообразными двигателями R-2000-11 мощностью 1350 л.с. (построено 380 самолетов в Чикаго).
- АС-54D - небольшое количество самолетов С-54D были оснащены специальной электронной аппаратурой для контроля воздушных трасс.
- ЕС-54D - обозначение модели АС-54D, принятое в 1962 году.
- НС-54D - обозначение самолета SС-54D, принятое в 1962 году.
- JC-54D - девять самолетов С-54D, приспособленных для операций, связанных с наведением головных частей ракет.
- SC-54D - 38 cамолетов, модифицированных для эксплуатации в Воздушной cпасательной cлужбе со специальными радарами и наблюдательными блистерами.
- ТС-54D -модифицированные самолеты С-54D учебно-тренировочных самолетов.
- VC-54D - модифицированные самолеты С-54D для использования в качестве административных самолетов.
- С-54Е - версия самолета С-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные внутри крыла (построено 125 машин).
- ХС-54F - один из С-54В был экспериментально оснащен двустворчатыми дверьми для выброски парашютистов как опытный самолет предполагаемой модели.
- С-54F - основан на планере самолета С-54D.
- C-54G - транспортно-десантный вариант, основанный на самолете С-54Е и оснащенный звездообразными двигателями R-2000-9 (построено 162 машины в Санта Монике).
- VC-54G - административные самолеты, переделанные из С-54G.
- С-54GM - обозначение самолета, построенного на базе DC-4 компанией Canadair.
- С-54Н - вариант для воздушно-десантных войск с четырьмя звездообразными двигателями R 2000-9.
- С-54J - административный самолет на базе С-54G, но без места для перевозки груза.
- ХС-54К - единственный самолет С-54Е, экспериментально оснащенный четырьмя звездообразными двигателями Wright R-1820-HD Cyclone мощностью 1425 л.с.
- С-54L - единственный самолет С-54А с модифицированной топливной системой.
- С-54М - обозначение 38 самолетов С-54Е, использованных в качестве перевозчиков угля по "Берлинскому воздушному мосту"; полезная нагрузка была увеличена на 1134 кг.
- МС-54М - обозначение 30 самолетов С-54Е, оснащенных для эвакуации пострадавших, использовались в ходе Корейской войны.
- ЕС-54U - после 1962 года так обозначались самолеты R5D-4, оснащенные для испытаний и тренировок оборудованием радиопротиводействия.
- ХС-112 - вариант с герметичной кабиной, оснащенный четырьмя звездообразными двигателями Пратт-Уитни R-2800-22W.
- XC-114 - прототип, основанный на варианте С-54Е с удлиненным на 2,06 м фюзеляжем, оснащенный четырьмя двигателями Allison V-1710-131 V-12 мощностью 1620 л.с.
- ХС-115 - вариант, основанный на модели ХС-114, с четырьмя двигателями Packard V-1650-209 V-12 мощностью 1650 л.с.
- ХС-116 - единственный прототип, похожий на самолет ХС-114, но имевший термическую, а не пневматическую противообледенительную систему.
- R5D-1 - обозначение 56 самолетов С-54А, переданных ВМС США.
- R5C-1C - обозначение самолетов R5D-1, на которых уже в процессе эксплуатации топливная система была модифицирована как на самолете С-54В.
- R5D-1F - административный самолет - версия R5D-1, после 1962 года обозначенная VC-54N.
- R5D-1Z - временное обозначение модели R5D-1FNC-54N.
- R5D-2 - обозначение 30 самолетов С-54В, переданных ВМС США.
- R5D-2F административный самолет - вариант модели R5D-2, после 1962 года обозначенный как VC-54P.
- R5D-2Z - промежуточное обозначение модели R5D-2FNC-54P.
- R5D-3 - обозначение 86 самолетов С-54D, переданных ВМС США; после 1962 года обозначены С-54Q (базовый транспорт), RC-54V (самолет для фотографирования с воздуха) и VC-54Q (административный самолет); последний самолет эксплуатировался под промежуточным обозначением R5D-3Z.
- R5D-4 - обозначение 20 самолетов С-54F, переданных ВМС США.
- R5D-4R - транспортный самолет для перевозки личного состава - вариант самолета R5D-4; после 1962 года обозначен С-54R.
- R5D-5 - обозначение 13 морских самолетов, эквивалентных самолету С-54G и используемых в основном Береговой охраной США; после 1962 года их обозначили С-54S.
- R5D-5R - вариант самолета R5D-5 для индивидуального пользования; после 1962 года их обозначили VC-54T.
- R5D-5Z - административный самолет - вариант самолета R5D-5; после 1962 года обозначен VC-54S.
- R5D-6 - проектная модель, эквивалентная самолету С-54J.
- DC-4-1009 - модель вместимостью до 86-ти пассажиров.
- DC-4-1037: гражданская модель, предназначенная для грузовых перевозок.
- Skymaster Mk1 - обозначение, принятое в ВВС Англии для самолетов С-54В и С-54D, полученных по ленд-лизу.
Модификации самолета
Единственный экземпляр VC-54C с дальностью полета 8850 км имел фюзеляжные баки С-54А и наружные части консолей крыла С-54В, был построен в июне 1944 года для президента Рузвельта. В том же самом месяце С-54В был поставлен ВВС Великобритании для Уинстона Черчилля. Оборудованный - фирмой "Амстронг Уитворт Эркрафт" - кабиной на 10 VIP-пассажиров - он действовал в 24-й эскадрилье до ноября 1945 года, после чего его вернули США.
Фотография полета сохранившегося до наших дней самолета "Дуглас" С-54 "Скаймастер"
Замена у С-54В двигателей "Пратт-Уитни" R-2000-7 двигателями R-2000-11 привела к появлению C-54D, построенного для ВВС США в Чикаго в количестве 304 машин. Десять из них, поставленные RAF по "ленд-лизу", эксплуатировались в 232-й и 246-й эскадрильях 47-й группы на Дальнем Востоке. Между январем и июнем 1945 года завод в Санта-Монике выпустил для ВВС США 105 С-54Е - вариант для полетов на большую дальность, имевший запас топлива 13627 литров в крыльевых баках.
Летно-технические характеристики самолета:
Модель
|
Douglas C-54B Skymaster
|
Экипаж, человек
|
6
|
Полезная нагрузка, человек (кг)
|
50 или 14742
|
Длина, метров
|
28,63
|
Размах крыла, метров
|
35,81
|
Высота, метров
|
8,39
|
Площадь крыла,м2
|
135,91
|
Масса пустого, кг
|
17237
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
33112
|
Силовая установка
|
4хPratt Whitney R-2000-7
|
Мощность, л.с., кВт
|
1350 (1007)
|
Крейсерская скорость, км/ч, м
|
385 на 4635
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
441 на 4265
|
Боевая дальность, км
|
4023
|
Практическая дальность, км
|
6276
|
Практический потолок, м
|
6705
|
Источники:
- Мировая Авиация. Douglas C-54.
- Владимир Быков. Авиалайнеры Мира. Douglas DC-4 /C-54 Skymaster.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- Моделист-Конструктор. Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны.