Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Ночной истребитель Нортроп P-61 "Блэк Уидоу"
Нортроп P-61 Блэк Уидоу (Чёрная вдова; английское Northrop P-61 Black Widow) — американский двухместный ночной истребитель периода Второй мировой войны. В общей сложности в боевых действиях принимало участие 14 эскадрилий, имевших самолет Р-61 Блэк Уидоу. Р-61А и Р-61В использовались не только в строевых эскадрильях, но также находились на вооружении тренировочных подразделений и были задействованы в различных экспериментальных программах. В общей сложности фирма Нортроп изготовила (включая прототипы) 215 самолетов Р-61А, 450 Р-61В, 41 Р-61С.

Американский тяжелый ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow

ночной истребительЕсли бы RAF имели истребитель "Блэк Уидоу" ("Черная вдова") фирмы "Нортроп" в 1940 году, история "ночного блица" могла бы быть совершенно иной. В этом особом конфликте огромный ночной истребитель "Нортроп" был способен уничтожить любой самолет, попавший в зону его обстрела. К несчастью, он поступил в боевые подразделения лишь через четыре года, а к этому времени вражеские самолеты не только стали редким (как в Европе, так и на Тихом океане), но и имели более высокие летно-технические данные, и "поймать" их было непросто. Все же истребитель Р-61 занял свое место в истории как первый самолет, специально спроектированный (в отличие от модифицированных) для использования в качестве ночного истребителя с РЛС и другими электронными приборами.

Авиакорпус Армии США раньше использовал примитивные ночные истребители, начиная с "Кертисс" PN-1 образца 1921 года, а в 1940 году осуществлялась программа переделки бомбардировщика А-20 в ночной истребитель Р-70, помимо сходной переделки бомбардировщика А-20 в "Хэвок", проводимую RAF. Авиакорпус США знал о разработке в Великобритании радиолокационной станции AI (airborne interception, воздушный перехват); 60 экземпляров этой станции были в короткий срок поставлены США /для установки на серийных Р-70, несмотря на то, что США были еще нейтральной страной.

полет военного самолета

Ночной истребитель "Northrop" Р-61 "Black Widow" в полете нажмите, для увеличения

Еще более откровенной была миссия Тиззарда, отправившая в США в августе 1940 года сведения о наиболее важном техническом секрете Британии - магнетроне с большим выходом энергии.

модель самолета

Фотография модели самолета Р-61 "Черная вдова"

Это совершенно новое устройство было ключом к разработке радиолокационных станций сантиметрового диапазона (предыдущие станции имели метровую длину волны) и сделало возможным разработку бомбардировочного радиолокационного прицела H2S, а также превосходной станции AI для истребителей. Замечательное открытие было сделано 28 сентября 1940 года, а 18 октября США решили дать высший приоритет работам над лучшей в мире РЛС AI и предназначенному дня нее истребителю.

Успехи РЛС

Работы над РЛС вела большая группа радиолаборатории, специально созданной при Массачусетском технологическом институте (MIT). Совместными англо-американскими усилиями работа продвигалась с астрономической скоростью. Двумя днями позднее "невозможного" срока, 4 января 1941 года первая микроволновая РЛС, построенная в США, будучи установленной на крыше MTI, показала картинку неба над Бостоном вокруг реки Чарлз. Она имела основой британский магнетрон GEC, вибратор "Вестингауз", подвижную тарелкообразную и неподвижную приемную антенны "Сперри", приемник "Белл Телефон Лаборатории" (с IF-блоком RCA) и осциллографическую трубку "Дженерал Электрик". Она впервые была испытана в полете на "Дуглас" В-18А 10 марта и вскоре вполне созрела для серийного производства под маркой SCR-720. Она также использовалась на многих британских ночных истребителях под обозначением AI.Mk.X.

вид сбоку на истребитель

Р-61А: первая серийная модель, построено 200 самолетов

В то время как передовая РЛС потребовала ресурсов всех основных компаний. составлявших электронную индустрию США, работы над самолетом-носителем были начаты тремя днями ранее: 21 октября 1940 года фирма "Нортроп Эркрафт" в Хауторне (Лос-Анжелес, Калифорния) получила соответствующее распоряжение. "Нортроп" не испытывал недостатка в мастерстве и самоотверженности, но никогда не вел такую крупную производственную программу тем более в чрезвычайно трудной области. В октябре 1940 года миссия Авиакорпуса Армии США в Великобритании, возглавляемая генералом Эммонс (Emmons), только что вернулась в Вашингтон. Среди большого количества рекомендаций там было развитие работ по специальному ночному истребителю. Прибытие из Англии магнетрона стало большим подспорьем. Без сомнения, РЛС SCR-720 была очень важным оружием, которое RAF были рады использовать в 1950-е годы на послевоенных ночных истребителях. Но, оглядываясь назад, теперь ясно видно, что создаваемый "с чистого листа" ночной истребитель запоздал и был не лучше, чем, например, модифицированный для этих целей А-26 "Инвейдер" фирмы "Дуглас". В самом деле, мнение большинства экспертов, как из RAF, так и из ВВС США, сводится к тому, что он предложил меньше, чем компромиссные, вынужденные варианты ночных истребителей на базе "Боуфайтер" фирмы "Бристоль" и "Москито" фирмы "Де Хэвилленд", появившиеся после 1941 года. Многие из тex, кто летал на британских самолетах и "БлэкУидоу", считали Р-61 первоклассным самолетом, чей единственный недостаток - тяжкая ноша, лежавшая на всех, кто летал на нем и обслуживал его.

вид сверху на истребитель

Р-61А - 45 самолетов с двигателями R-2800-10, а после - с двигателями R-2800-65.R-2800-65; первые 37 выпущены с верхней башней, а последующие самолеты - без

Ничего подобного не предполагалось. Джон К. Нортроп рассчитывал начать производство в середине года. Его правой рукой в проекте был Уолт Черны (Walt Cerny), который начинал с ним еще с набросков NS-8A, предложенного небольшой группой под руководством доктора Вильяма Сирса (уволеннного в 1942 году). Сначала Армия США настаивала на экипаже из трех человек, обязательном круговом обзоре и вооружении, включавшем механизированную прель или турели. Первоначальная схема включала центральную гондолу с двухбалочным оперением. Экипаж из трех человек размещался в гондоле тандемом: пилот, за ним и выше - стрелок/оператор радара (оба могли вести огонь вперед) и стрелок в задней части гондолы, прикрывавший заднюю полусфер). Как и на самолете ВМС США "Грумман", FT должны были устанавливаться два чрезвычайно мощных двигателя R-2800. Четыре 20-мм пушки размещались в центроплане или в консолях. В дополнение предусматривалась верхняя турель с четырьмя 12,7-мм пулеметами и нижняя турель с еще двумя такими же пулеметами.

вид снизу на истребитель

"Northrop" Р-61 "Black Widow"  вид на фюзеляж

В те дни, даже с учетом телефонов, Райт-Филд был далеко от Лос-Анжелеса. На показ макета в натуральную величину 2 апреля 1941 года было специально приглашено не менее 76 инженеров. Наиболее важным был перенос неподвижных пушек под пол гондолы, верхняя турель не была установлена. Бесчисленные обстоятельства словно сговорились задержа ть программу, получившую в декабре 1940 года обозначение ХР-61, включая вопросы относительно установки двигателей, конструкционных материалов, системы управления и заправки: приоритетам задача фирмы "Нортроп" - построить 400 пикирующих бомбардировщиков "Вендженс" для RAF и Армии США - тоже не способствовала делу. Несмотря на это, первоначальный контракт от 11 января 1941 года стоимостью 116000 $ (за проектирование и постройку двух прототипов) был дополнен в сентябре 1941 г, заказом на 150 серийных самолетов Р-61. Более того, 12 февраля 1942 года было заказано еще 410 машин! Это означало заказ на сумму в 26 млн долларов, почти в 26 раз больше, чем все, что было у "Нортропа" прежде, а первый прототип все еще не был готов.

Проблемы прототипа

Еще не окрашенный ХР-61 (41-19509) был закончен в начале мая 1942 года. Пилот Вэнс Бриз (Vance Breese) облетал его, получив замечательные результаты. Машина выглядела странной и слишком большой для истребителя. Площадь крыла составляла 61,53 м2, больше, чем у современного истребителя F-15. Кабина экипажа была просторнее, чем у большинства средних бомбардировщиков, несмотря на большое число органов управления и переключателей. Второй ХР-61 (19510) был закончен 18 ноября 1942 года. С самого начала он был окрашен в блестящий черный цвет, который помог дать истребителю его имя. В целом, это был очень хороший самолет, хотя имелись серьезные проблемы, препятствовавшие началу полномасштабного производства.

боковая проекция самолета

Р-61В: 450 серийных машин (42-39398-39757 и 43-8231-8320) с незначительными усовершенствованиями

Первоначальная топливная система с мягкими баками вместимостью 1023 литров размещенными между лонжеронами крыла в мотогондолах, была дополнена двумя баками вместимостью по 455 литра и подвесными баками вместимостью по 1173 литров на пилонах под крылом (последние внедрили в серии). Аэродинамику прямоугольного стабилизатора и руля высоты доработали дчя улучшения управления по тангажу, сварные магниевые хвостовые балки были заменены обычными, клепанными из легкого сплава, а закрылки "Zap" (впервые примененные Нортропом на OS2U "Кингфишер" в мае 1941 года) были заменены на двухсекционные закрылки, которые широко применялись в серии. Основной проблемой был флаттер закрылков, вызывавший пугающие вертикальные перегрузки в пределах от -6 до +9 g (выше предела прочности крыла). Закрылки были необыкновенно мощными. Нортроп лучше многих других конструкторов понимал важность значения коэффициента подъемной силы, и самолет Р-61 имел закрылки почти по всему размаху крыла. Обычные элероны были маленькими, но в управлении по крену участвовали также четыре секции дифференциальных спойлеров на каждой консоли.

верхняя проекция самолета

Р-61В большинство выпущено с верхней турелью и четырьмя подкрыльными пилонами для оружия "воздух-земля"; позже получил обозначение F-61В

Это обеспечивало Американскому ночному истребителю Р-61 замечательную маневренность, принимая во внимание его размеры и вес. Шансов днем против немецкого самолета "Фокке-Вульф" FW-190 было немного, но ночью Р-61 превзошел бы по маневренности любой двух-моторный самолет. РЛС, наконец, установили на второй прототип в конце апреля 1943 года. На аэродроме Райт-Филд к этому времени выстроились в линейку 13 YP-61, предназначенных для войсковых испытаний (с более ранними номерами, чем прототипы: 41-18876 - 18888). Все они полетели в августе и сентябре и на них была установлена усиленная из-за воздействия при стрельбе пушек обшивка в районе носовой стойки шасси и других местах. Обнаружилось, что верхняя турель при развороте в боковое положение вызывает сильный бафтинг хвостового оперения. Вследствие этого турель была установлена только на первые 37 серийных Р-61А (номера начиная с 42-5485). Более того, конструкция была усилена, и зачастую устанавливались только нижние пушки. С 38-го экземпляра турель ставить перестали, что привело к увеличению скорости на 4,8 км/ч. Позже на последних 10 (или более) экземплярах из оставшихся 163 Р-61 А снова поставили турели, но уже после устранения бафтинга.

нижняя проекция самолета

Ночной истребитель Р-61В "Northrop" Р-61 "Black Widow" вид на фюзеляж

Становилось ясно, что каждый день приносит десяток новых проблем. Еще хуже положение стало после начала в марте 1944 года поставок в 348-ю эскадрилью ночных истребителей (481-я группа ночных истребителей). Изнемогая от зноя Флориды, группа готовила будущие экипажи "Блэк Уидоу". Неприятностей было слишком много, все шло не так: например, только в установку пушек конструкторы внесли 229 изменений в период с начала 1942 года по весну 1944 года. Но стоило экипажу преодолеть шок от размеров "Уидоу", и он наслаждался стремительным полетом. Запрещенными маневрами были только сваливание, штопор, быстрые бочки и длительный перевернутый полет. Другой непопулярной особенностью был тот факт, что четырехлопастные винты "Кертисс Электрик" диаметром 3,71 м находились на одной линии с пилотом, и поначалу не было никакого способа освободить снаружи блокированный при вынужденной посадке экипаж.

С июня 1944 года "запруду прорвало", и самолеты с темпом по три машины в день стали поступать на Европейский и Центрально-Тихоокеанский ТВД. Первая победа ночных истребителей Второй мировой войны Р-61 была одержана на Тихом океане 6 июля, когда самолет 6-й эскадрильи ночных истребителей сбил G4M "Бетти" фирмы "Мицубиси". В Великобритании первыми подразделениями стали 422-я и 425-я эскадрильи "ночников". Они прибыли в мае и продолжали заниматься тем же, чем и раньше: бесконечными утомительными тренировками в классах. 6 июня (в день высадки союзников в Нормандии) 425-я эскадрилья наблюдала бесконечный поток "Дугласов" С-47, тянувших планеры "Хорса" во Францию, вылетевших со своей базы в Чарми Даун. Затем ясным днем они вернулись к своим основным военным усилиям - в классе. 28 июня положение ухудшилось: IX истребительное командование решило, что самолеты "Москито" смогут превзойти огромных "Уидоу". Подполковник Орис Б. Джонсон (Oris В. Johnson) из 422-й и майор Леон Г. Льюис (Leon G. Lewis) из 425-й эскадрилий выделили свои лучшие экипажи и организовали показательный перелет в Хорн. Крепкие Р-61 показали себя, и к июлю оба подразделения "были в деле" с 16 "Уидоу", AT-6 "Тексан" и LJC-78 "Бобкэт", пусть даже для экономии времени и горючего им пришлось передислоцироваться на базу RAF Скортон в 322 км к северу!

Описание конструкции ночного истребителя Northrop Р-61 "Black Widow"

Конфигурация самолета.
Р-61 был цельнометаллическим монопланом с высокорасположенным крылом. Гондолы двигателей переходили в хвостовые балки, кили выполнены зацело с балками и стабилизатором, расположенным между килями. Уникальная двухбалочная конфигурация позволила разместить экипаж из трех человек в большой гондоле, установленной на центроплане.

Силовая установка.
Первоначально предполагалась установка двигателей воздушного охлаждения "Пратт-Уитни" R-2800-A5G с подачей воздуха через кок винта. Затем военные решили опереться на другую модель мотора фирмы "Пратт-Уитни" R-2800 - 18-цилиндровый звездообразный R-2800-65 "Дабл Уосп". Некоторые самолеты были оснащены системой впрыска воды для режима чрезвычайной мощности. Винты "Кертисс Электрик" пришли на смену первоначально установленным "Гамильтон Стандарт" после возникновения проблем с последними. Р-61С имел двигатели R-2800-73 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) (и 2800 л.с., или 2088 кВт., на боевом чрезвычайном режиме) с турбонагнетателями "Дженерал Электрик" СН-5 с большими воздухозаборниками под капотом, что вместе с широколопастными винтами "Кертисс Электрик" было попыткой улучшить высотные характеристики самолета.

Камуфляж.
Массачусетский технологический институт создал краску, которая делала ночной истребитель "невидимым", когда его ловили прожектора противника. Лучшей краской оказалась глянцевая черная, которая была невидима в 80% случаев прохождения лучей прожектора.


Модификации самолета
  • ХР-61: два опытных образца (41-1 9509-19510) с двигателями R-2800-10.
  • YP-61: 13 предсерийных образцов для войсковых испытаний с двигателями R-2800-10 (41-18876-18888).
  • Р-61А: первая серийная модель, построено 200 самолетов. (42-5485-5634 и 42-39348-39397); первые 45 самолетов с двигателями R-2800-10, а последующие - с двигателями R-2800-65; первые 37 выпущены с верхней башней, а последующие самолеты - без нее, хотя на многих турель установлена позже; в 1948 году получил обозначения F-61А и ZF-61А.
  • Р-61В: 450 серийных машин (42-39398-39757 и 43-8231-8320) с незначительными усовершенствованиями, большинство выпущено с верхней турелью и четырьмя подкрыльными пилонами для оружия "воздух-земля"; позже получил обозначение F-61В.
  • Р-61С: произведен 41 самолет (43-8321 -8361) с двигателями R-2800-73 и турбокомпрессорами СН-5, чрезвычайный режим с впрыском воды 2800 л.с. (2089 кВт), винты "Кертисс Электрик" с полыми стальными лопастями, максимальная скорость 692 км/ч на большой высоте; заказ на 476 самолетов отменен в конце войны; переименован в F-61C в 1948 году.
  • ХР-61D: два Р-61В (42-5559 и 42-5587); двигатель R-2800-77 с турбонагнетателем, мощность 2100 л.с. (1567 кВт). ХР-61Е: два Р-61 С (42-39549 и 42-39557) с узкой гондолой, демонтированной верхней турелью и большим плексигласовым каплевидным фонарем кабины экипажа из двух человек; вместо носовой РЛС установлены четыре 12,7-мм пулемета; четыре 20-мм пушки в подфюзеляжном обтекателе; запас топлива увеличен до 4382 литров.ХР-61F: один Р-61С (43-8338). предназначенный для переделки по образцу ХР-61Е; не закончен.
  • Р-61G: обозначение получил самолет-разведчик погоды, переоборудованный из Р-61 В в 1945 году.
  • XF-15 "Репортер": один глубоко модифицированный ХР-61 Е (42-39549) с шестью фотокамерами в носовом отсеке.XF-15А: один Р-61С (43-8335), оснащенный носовым отсеком с фотокамерами, отличался oт XF-15 заборниками нагнетателя под двигателями.
  • F-15А: серийный вариант XF-15 с двигателем R-2800-65, из заказа на 175 машин закончено только 36 (45-59300 - 59335); переименован в R-15А в 1947 году и в RF-61С - в 1948 году.
  • F2T-1N: 12 Р-61В, переданных корпусу морской пехоты для использования в качестве тренировочных ночных истребителей (серийные номера № 52750 - 52761).
Модификации самолета

Боевое применение Ночного истребителя "Northrop" Р-61 "Black Widow"

Первые серийные cамолеты Р-61 А поступили в 348-ю эскадрилью ночных истребителей для обучения экипажей на авиабазу Орландо во Флориде. Р-61 был привлечен к высадке союзников во Франции и к последующим действиям над северной Францией, Рейнской областью, Арденнами, Эльзасом и Центральной Европой. Множество немецких самолетов, бороздивших ночное небо, к тому времени ушло в историю, и перехваты для "Блэк Уидоу" были редкостью. Армия сочла, что Р-61 нужно использовать как ночной истребитель вторжения, нападая на вражеский подвижной состав и позиции, что было бы опасно при дневном свете. Тихоокеанский ТВД, однако, дал больше возможностей для применения Р-61.

Операции дальнего вторжения

О прочности и мощности cамолета Второй мировой войны Р-61 много говорит то, что на Европейском ТВД они успешно перехватили и сбили девять летающих бомб, причем одну из них с дистанции 30 метров сзади. На таком расстоянии бомба едва не "прихватила" с собой "Блэк Уидоу". С августа 422-я и 425-я эскадрильи ночных истребителей понастоящему участвовали в боях: ходили в дальние рейды, уничтожили множество локомотивов и транспортных колонн и даже один мост, помимо немецких самолетов Второй мировой войны Bf-109, Bf-110, Me-410, FW-190, Do-217 и других неустановленных типов самолетов. В Италии 12-я ВА перевооружила к январю 1945 года 414-ю эскадрилью с проверенных "боуфайтеров" на Р-61, добившихся пяти побед, но 415-я, 416-я и 417-я эскадрильи ночных истребителей закончили перевооружение в марте, и время их уже ушло. Части на Тихом океане были более удачливыми: 418-я и 421-я эскадрильи ночных истребителей, начиная с середины 1944 года, смогли выполнить много боевых вылетов, а в Китае 426-я и 427-я эскадрильи, перевооруженные в конце 1944 года, использовались в основном для атак наземных целей с использованием ракетных установок.

фото самолета

Фотография сохранившегося до наших дней самолета "Northrop" Р-61 "Black Widow"

С июля 1944 года поставлялась модификация Р-61В, которая имела не только двигатели R-2800-65 мощностью по 2250 л.с. (1679 кВт) с впрыском воды (это устройство впервые было применено на 46-ом самолете Р-61 А), но и четырехпулеметную верхнюю турель (начиная с Р-61В-20, усовершенствованного типа). На партии "блок В-10" и последующих ввели четыре подкрыльных пилона, каждый из которых мог нести подвесной бак или бомбу калибра 726 кг. Ночные истребители Р-61С имели еще более мощные двигатели, но до конца войны их было собрано очень мало. Другие варианты описываются отдельно. Несомненно, лучше всех в семействе выглядели ХР-61Е и F-15A с узкой гондолой экипажа и изящным каплевидным фонарем. У разведчика F-15А "Репортер" в летно-технических характеристиках все "тройки" "Блэк Уидоу" были заменены на "четверки" (в милях): 708 км/ч, 12495 м и 6437 км - просто замечательно для самолета 1945 года. Что до Р-61, то до окончания войны с Японией их было выпущено 674, а в общей сложности - 706 машин. Модификация самолета Р-61С не сошла со сцены до тех пор, пока 68-я и 339-я эскадрильи ночных истребителей (347-я истребительная группа на Тихом океане) не были перевооружены в 1950 году.

Модель
P-61В-1
Экипаж, человек
3
Длина, метров
15,11
Размах крыла, метров
20,11
Высота, метров
4,47
Площадь крыла,м2
61,53
Масса пустого, кг
10637
Масса снаряжённого, кг
13471
Максимальная взлётная масса, кг
16420
Силовая установка
2хR-2800-65 "Дабл Уосп"
Мощность, л.с., кВт
2000 (1491)
Макс. скорость на высоте км/ч, м
589 на 6096
Крейсерская скорость, км/ч
428
Боевой радиус, км
982
Нормальная дальность, км
2172
Перегоночная дальность, км
3060
Практический потолок, м
10600
Скороподъёмность, м/мин
637
Время набора высоты м/мин
6100 за 12
Нагрузка на крыло, кг/м2
219
Тяговооружённость, Вт/кг
25
Вооружение, пулеметы, мм
4х12,7 "Кольт-Браунинг"
Вооружение, пушки, мм
4х20  М2, 200 снарядов (каждая)
Бомбовая нагрузка, кг
4х726
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Четвертый истребитель F-35A прибыл на базу ВВС США Неллис
Четвертый истребитель F-35A "Лайтнинг II" 24 апреля 2013 года прибыл на базу Военно-воздушных сил США Неллис в состав 422-й испытательной...
Почему разбился китайский самолет J-10?
Самолет J-10 ВВС КНР разбился 19 сентября 2015 года во время ночного патрулирования. По словам пилота Ли Туна, двигатель самолета...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме