Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Палубный истребитель Чанс-Воут F4U "Корсар"
Самолет Chance Vought (V-166) F4U Corsair был самым лучшим палубным истребителем Второй мировой войны. Проектирование этого самолета началось в 1938 году. Компания Воут разработала самый маленький планер, какой только было возможно, и оснастила его самым мощным из имевшихся тогда двигателей - Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp. Было сконструировано сильно изогнутое складывающееся крыло типа чайка, благодаря чему стоики шасси не пришлось делать длинными. Остальные элементы планера были обычными.

Одноместный палубный истребитель Chance Vought F4U Corsair

военный самолет сшаИстребитель F4U "Корсар", с его характерным изогнутым крылом, был первым палубным самолетом, который превосходил не только лучшие японские истребители, но и самолеты союзников. Многие считают "Корсара", совершившего первый полет в 1940 году и снятого с производства в 1952 году лучшим истребителем авиации Америки с поршневым двигателем из всех, когда либо строившихся. Проектирование "Корсара" началось в феврале 1938 года. Флот США хотел получить новый палубный истребитель с высокими летными характеристиками, чтобы заменить такие машины, как "Брюстер" F2A и "Грумман" F-4F. первые скоростные монопланы ВМС США с двигателями класса 900 л.с., и 1000 л.с. (671 и 746 кВт). Флот рассчитывал использовать в новой конструкции 1938 году новейшие двигатели "Циклон" или "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. (895 кВт), но фирма "Пратт-Уитни" уже работала над более крупным двигателем R-2800 "Дабл Уосп" (1850 л.с., или 1380 кВт), который при дальнейшем развитии мог выдать мощность 2000 л.с. (1492 кВт).

"Пратт-Уитни" была одной из компаний "Юнайтед Эркрафт Корпорейшн" (UAC) в Коннектикуте. Другой компанией UAC, сформировавшейся на базе краткого союза двух малосовместимых компаний, была фима "Воут - Сикорский". (В 1943 году они разделятся: Сикорский начнет строить геликоптеры, а "Чане Воут Эркрафт" сосредоточит все свои усилия на самолете F4U.) Главный инженер "Воут - Сикорский" Рекс Биссел (Rex Beisel) смело предложил в ответ на требования авиации того времени в 1938 году истребитель, оснащенный новым двигателем R-2800. В июне 1938 года предложение было приято, и "Воут - Сикорский" получила контракт па постройку прототипа XF4U-1. Проектирование шло быстро, и представление макета в натуральную величину успешно прошло в феврале 1939 году. Серебристый XF4U-1 впервые полетел под управлением Лаймана А. Булларда-младшего (Lyman A. Billiard Jr.) в Стратфорде 29 мая 1940 года.

модель истребителя

Модель истребителя F4U Chance Vought F4U Corsair

Хотя масса пустого XF4U-1 - 3365 кг - являлась техническим триумфом, она все же была значительно больше взлетной массы любого из предшествовавших палубных истребителей ВМС США. В сравнении с большинством истребителей Второй мировой войны и особенно СССР и Японии, конструкция "Воут - Сикорский" выглядела настоящим монстром. 18-цилиндровый звездообразный двигатель был намного больше и мощнее, чем то, что ставилось до него на истребители. Он приводил в движение трехлопастный винт "Гамильтон-Стандарт" (еще одна компания UAC) диаметром 4,04 м. Это был самый большой винт, когда-либо ставившийся на истребители. Для сравнения, винт немецкого истребителя Второй мировой войны "Мессершмитт" Bf-109 имел в диаметре только 3,0 м. В частности, именно из-за необходимости создания клиренса между длинными лопастями и землей крыльям была придана форма "обратной чайки" (W). Это позволило сделать стойки главного шасси достаточно короткими, чтобы убирать их назад с поворотом колес на 90° и разместить их перед большими закрылками.

полет военных самолетов

Американский палубный самолет Corsair F4U в полете

Крыло должно было быть большим, чтобы обеспечить малую посадочную скорость при посадке на палубу, а также, чтобы обеспечить исключительную маневренность. Крыло прототипа включало в себя одни из первых образцов интегральных топливных баков, вмещавших не менее 1046 литров горючего. В консолях крыла были отсеки для размещения 20 маленьких бомб; прицеливание для их сброса осуществлялось через прозрачную панель снизу. В верхней части фюзеляжа стояли два синхронных 7,62-мм пулемета, а два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета были установлены в консолях крыла. Конструктивно новый истребитель был значительно прочнее, особенно толстой была обшивка фюзеляжа. Она крепилась с помощью новой технологии точечной сварки, как и обшивка передней кромки крыла. За главным лонжероном, однако, обшивка крыла была полотняной, также как и обшивка управляющих поверхностей.

палубный истребитель

Фотография модели самолета палубной авиации США Chance Vought F4U Corsair

Летные характеристики были даже лучше расчетных, но на пятом полете драгоценный прототип с почти сухими баками попал в грозовую облачность. Пилот Бун Т. Джайрон (Boone Т. Guyton) решил посадить машину на поле для гольфа в Норвиче, но тяжелая машина не смогла плавно опуститься на мокрую скользкую лужайку, врезалась в деревья и остановилась почти разрушенной, оставив под перевернутым фюзеляжем достаточно места, чтобы Джайрон мог вылезти. Этот случай показал, что самолет XF4U был настолько прочен, что его восстановили за несколько месяцев.

боковая проекция самолета

Палубный истребитель США F4U Chance Vought F4U Corsair

С сентября цифры летных характеристик росли, и на 1 октября 1940 года была показана истинная скорость 652 км/ч, что было рекордом в горизонтальном полете. Он был быстрее других истребителей мира, а важной поддержкой его летных характеристик было то, что фирма "Пратт-Уитни" добивалась и добилась от Авиакорпуса Армии США отмены их большой и дорогостоящей программы многоцилиндровых двигателей жидкостного охлаждения.

верхняя проекция самолета

Американский палубный истребитель Chance Vought F4U Corsair

"После всего, - заявил производитель двигателей, - что может обещать разработка будущих двигателей, сказать, что R-2800 не годится уже и для "Корсара?" Этот полет крупнейшего истребителя Флота США означал, что крупнейший у союзников производитель двигателей продолжал заниматься "звездами" воздушного охлаждения до конца эры поршневых двигателей, а также сделал "Корсар" стандартом, по которому равнялись характеристики других истребителей ВМС США.

нижняя проекция самолета

Вид на фюзеляж американского палубного истребителя F4U "Corsair"

Описание самолета "Chance Vought" F4U "Corsair"

Конструкция планера.
Низкоплан с крылом типа "обратная чайка", идеально (без промежуточного участка центроплана как у F4F "Уайлдкэт") сопряженным с фюзеляжем под углом 90°. Это обеспечило применение воздушного винта диаметром 4,06 м. При этом стойки шасси, закрепленные в зонах излома крыла, получились минимальной длины и убирались в крыло с поворотом колес на 87°, хорошо вписываясь в его обводы. Ниши шасси закрывались створками. Шасси самолета все равно было высоким, что создавало проблемы при посадках на палубу авианосца. Консоли крыла устанавливались с положительным V. Цельнометаллическое крыло однолонжеронной конструкции, обшивка крепилась к каркасу точечной сваркой, обеспечившей гладкую наружную поверхность. При хранении на авианосцах крыло складывалось, поворачиваясь вверх. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции изготавливался с применением точечной сварки. На последних вариантах самолета F4U-1 и F4U-1А устанавливался фонарь с подвижной частью сделанной для улучшения обзора из одного листа оргстекла.

Вооружение.
Опытный образец отражал требования авиации ВМС на тот период о наличии внутренних отсеков в крыле для маленьких бомб. Неподвижное стрелковое вооружение в ранних модификациях включало два 7,7-мм пулемета "Браунинг" над двигателем и два 12,7-мм пулемета в крыле; впоследствии их заменили шесть 12,7-мм пулеметов "Браунинг" MG53-2 в складывающихся консолях, каждый с боезапасом около 390 патронов. Модификация самолета F4U1-C имела четыре 20-мм пушки вместо пулеметов, a F4U1-D и большинство последующих версий вариантов несли 606-литровый подвесной бак и две 454-кг бомбы или ракеты. Модификации с суффиксом "N" имели РЛС APS-4 или APS-6 в контейнере под крылом (для ночных перехватов). В Корейской войне модификация истребителя-бомбардировщика AU-1 несла 1818 кг бомб, но ее скорость редко превышала 386 км/ч. "Корсар" достиг соотношения "сбитый противник - американский истребитель Второй мировой войны "Корсар" приблизительно 11 к одному, включая значительные потери в боях против японских самолетов-камикадзе, и в ходе вторжений на Иводзиму и Окинаву.

вид сбоку на истребитель

Модификация самолета F4U1А "Corsair" "Chance Vought"

Тем не менее самолетам XF4U предстояло пройти еще долгий путь. После долгих споров были произведены радикальные изменения в вооружении. Фюзеляжные пулеметы были сняты, а в консолях крыла установлены четыре крупнокалиберных 12,7-мм пулемета; впоследствии их количество было доведено до шести. Бомбы и радиопрозрачная нижняя панель были ликвидированы. Установка в крыле тяжелого вооружения сделала невозможным применение интегральных крыльевых топливных баков, и поэтому вернулись к традиционному решению: разместить все топливо в 896-литровом фюзеляжном баке. Для осуществления этого решения потребовалось сдвинуть кабину пилота на 0,81 м назад, что ухудшило жизненно важный обзор вперед. Также было произведено много друтих изменений, таких как увеличение размеров элеронов (для увеличения угловой скорости по крену), установка щелевых закрылков типа NACA. Бронирование было усилено установкой пуленепробиваемого стекла и протестированных, самозатягивающихся баков; введены складывающиеся консоли крыла, посадочный гак и британское изобретение - радиосистема опознавания "свой-чужой". И, конечно, выдающаяся силовая установка была дополнена реактивными выхлопными патрубками и эффективными воздухозаборниками в передней кромке крыла для карбюратора и маслорадиаторов.

боковая проекция истребителя

Модификация истребителя F4U1D "Corsair" "Chance Vought"

Последняя демонстрация состоялась в начале 1941 года, и первый контракт на серийное производство 584 самолетов F4U-1 "Корсар" был подписан в июне 1941 года. Первый самолет F4U-1 полетел годом позже и поступил в ВМС США 31 июля 1942 года. Днем ранее его конкурент F6F "Хеллкэт" фирмы "Грумман" совершил свой первый полет с таким же двигателем. Так получилось, что самолет F6F был стремительно запущен на вооружение палубной авиации, в то время как у ВМС было много поводов для критики многообещающего истребителя F4U-1. Поведение при срыве было опасным, и на передней кромке правой консоли установили металлическую полосу с острой кромкой: она обеспечивала срыв потока в тот же момент, что и на левой консоли (препятствуя сваливанию в штопор - Прим, ред.). Внезапное рысканье, т.н. "толчок руля поворота", в момент касания скомпенсировали увеличением длины хвостовой стойки шасси. Однако это сделало невозможным полное использование подъемной силы крыла при посадке и, следовательно, увеличило посадочную скорость. Особенно сложно было устранить сильную тенденцию к подпрыгиванию ("козлу") на палубе.

вид сбоку на истребитель

Модификация самолета F4U1С "Corsair" "Chance Vought"

Результатом действия всех этих факторов было то, что F4U не мог использоваться как палубный самолет, и все машины первой партии отправили в подразделения Корпуса морской пехоты. Эти отличные эскадрильи, начиная с VMF-124, действовали с летных полос ограниченных размеров на тихоокеанских островах. К концу 1943 года, все, особенно японцы, знали, что F4U является лучшим истребителем воздушного боя на Тихом океане; последующие испытания в США показали, что у него есть все шансы стать лучшим в мире. Серийное производство медленно, но развивалось, и если в 1942 года было построено 178 самолетов, то в 1943 году - уже 2294, из которых 378 были FG-1 производства "Гудьир Эркрафт" и 136 F3A нерасторопной "Брюстер Компани". После выпуска 1550-го "Корсара", на них стали устанавливать более мощный двигатель R-2800-8W, развивавший мощность 2250 л.с. (1679 кВт) с впрыском воды. Эта модификация получила название F4U-1A (самолеты "Гудьир" с нескладывающимся крылом - FG-1A. самолеты "Брюстер" F3A-1A).

боковая проекция истребителя

Модификация истребителя F4U2N "Corsair" "Chance Vought"

К этому времени обзор пилота улучшился благодаря небольшой выпуклости на сдвижной части фонаря; затем последовала замена оригинальной "птичьей клетки" выпуклым фонарем с отличным круговым обзором в сочетании с приподнятым сиденьем пилота. F4U-1B был вариантом для Британской военно-морской авиации. F4U-1C был выпущен серией в 200 самолетов, вооруженных четырьмя 20-мм пушками М2 ("Испано"), F4U-1D был первой моделью с пилонами под центропланом для двух 606-литровых каплевидных подвесных баков или двух 454 кг бомб - исключительная нагрузка для истребителя. Тридцать два F4U-1 были переделаны в ночные истребители F4U-2 с вооружением из четырех пулеметов, РЛС, автопилотом и другим специальным оборудованием. Эти "Корсары" стали первыми ночными истребителями ВМС, оснащенными радарами, и добились определенных боевых успехов при действиях с авианосцев и береговых баз.

вид сбоку на истребитель

Модификация самолета F4U4 "Corsair" "Chance Vought"

Полеты с палуб были запрещены в ВМС США, но 2012 "Корсаров" были поставлены по "ленд-лизу" военно-морской авиации Великобритании, где использовались с бортов авианосцев с 1943 года. В апреле 1944 года авианосцы "Викториес" и "Илластриес", на которых базировались "Корсары", участвовали в операциях против линкора "Тирпиц" в Норвегии и против японцев в Голландской законцовке Ост-Индии. В Британии "Корсару" "подрезали крылья": сделав законцовки квадратными, консоли укоротили на 0,203 м для удобства размещения самолетов на низких ангарных палубах. Несмотря на уменьшение площади крыла, "Корсар" был допущен к полетам с авианосца, поскольку был введен способ захода на посадку с разворота, позволявший постоянно видеть палубу.

боковой вид самолета

Модификация истребителя F4U4B "Corsair" "Chance Vought"

В ходе серийного производства в F4U внесли 500 крупных и 2500 мелких конструктивных доработок. За этот период фирма "Гудьир" выпустила 4102 самолета, фирма "Воут" - 3808 и фирма "Брюстер" - 735. В небольшом количестве был выпущен высотный истребитель F4U-3 с двигателем XR-2800-16 с турбонагнетателем, питаемым от большого подфюзеляжного воздухозаборника. На базе прототипа F4U-4XA, взлетевшего в апреле 1944 года, была запущена в серию последняя модификация военного времени F4U-4. Различия были минимальными и включали новые двигатели R-2800-18W или -42W (мощность 2450 л.с.. или 1828 кВт, с впрыском воды) с четырехлопастным винтом "Гидроматик", диаметром 4,01 м. Воздухозаборник карбюратора перенесли с передней кромки крыла под двигатель, который был окружен кольцом выхлопных патрубков. F4U-4B имел четыре пушки М3. Все Р4Г-4 могли нести в качестве внешней подвески восемь небольших ракет или две огромных ракеты "Тайни Тим". Фирма "Воут" в 1945 году строила F4U-4 с темпом 400 машин в месяц, а завершилось серийное производство только в 1947 году. К этому времени было поставлено еще 2365 самолетов. К окончанию войны с Японией F4U совершили 64051 боевой вылет с результатом 2140 вражеских самолетов, сбитых в воздушных боях (а также в большом количестве уничтоженных на земле) при своих боевых потерях 189 "Корсаров".

Модификации самолета
  • XF4U-1: прототип с двигателем R-2800-4 мощностью 1850 л.с. (1380 кВт): все топливо размещалось в крыле.
  • F4U-1: основной серийный вариант, обычно с двигателем R-2800-8 мощностью 2000 л.с. (1492 кВт) (последние модификации - с двигателем мощностью 2250 л.с.. или 1879 кВт), шесть 12,7-мм пулеметов или (в варианте F4U-1С) четыре пушки М2 (выпущен 9441 самолет).
  • F4U-1А: сходный с F4U1. за исключением фонаря кабины (приподнятого и без переплета), спойлеры на внешних консолях крыла, удлиненная хвостовая стойка и другие незначительные изменения, 360 поставлено ВМС Великобритании как "Корсар" Мк.И.
  • F4U-1С: 200 F4U-1А с четырьмя 20-мм пушками вместо пулеметов.
  • F4U-1D: истребительно-бомбардировочный вариант на базе F4U-1А с возможностью подвески бомб, ракет и дополнительных топливных баков; 192 самолета поставлено ВВС Новой Зеландии и 150 - ВМС Великобритании.
  • F4U-1Р: несколько F4U-1. переделанных в самолеты-фоторазведчики.
  • F4U-2: переделка в первый вариант "Корсара" - ночного истребителя с РЛС APS-4 на правой консоли крыла, обычное вооружение - четыре - пять 12,7-мм пулеметов.
  • F4U-3: высотный вариант с двигателем R-2800-16 и турбонагнетателем (в серии не строился).
  • F4U-4: поздняя военная модификация, двигатель R-2800-18W или -42W, номинальная мощность 2450 л.с. (1828 кВт), улучшенная кабина и другие изменения (выпущено 2357 машин).
  • F4U-4C: 300 F4U-4, вооруженных 20-мм пушками вместо шести пулеметов.
  • F4U-4E: несколько F4U-4C, переоборудованных в ночные истребители с РЛС APS-4.
  • F4U-4K: радиоуправляемый самолет-мишень (переделка F4U-4).
  • F4U-4N: ночной истребитель с радаром APS-6 (на базе F4U-C).
  • F4U-4P: F4U-4. переоборудованные в вооруженные самолеты-фоторазведчики.
  • F4U-5: послевоенная модель с двигателем R-2800-32W мощностью 2850 л.с. (2126 кВт), металлической обшивкой крыла и оперения и многими другими изменениями (общее число выпущенных в нескольких подвариантах 568).
  • F5U-5N: ночной истребитель на базе F4U-5.
  • F5U-5NL: 72 ночных истребителя, сходные с F4U-5N, но в исполнении для холодного климата; несколько F5U-5N были переоборудованы подобным образом.
  • F5U-5P: 40 самолетов-фоторазведчиков.
  • F5U-5, выпущенных в варианте вооруженного фоторазведчика.
  • AU-1 (F4U-6): низковысотный штурмовик (построено 111 машин).
  • F4U-7: палубный истребитель-бомбардировщик для Франции, сходный с модификацией AU, с двигателем от F4U-4 (94 машины).
  • FG-1A: 1704 F4U-1А, произведенных фирмой "Гудьир" с февраля 1943 г.; 99 машин передано ВМС Великобритании как "Корсар" Mk.IV.
  • FG-1D: F4U-1D,. произведенный фирмой "Гудьир", 828 машин передано ВМС Великобритании как "Корсар" Mk.IV и 60 - ВВС Новой Зеландии.


Модификации самолета
Модель
F4U-1А
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,16
Размах крыла, метров
12,5
Высота, метров
4,9
Площадь крыла,м2
29,17
Масса пустого, кг
4074
Масса взлетная, кг
6350
Максимальная взлётная масса, кг
6654
Силовая установка
R-2800-8 "Дабл Уосп"
Мощность, л.с.
2000
Крейсерская скорость, км/ч
346
Максимальная скорость км/ч, м
671 на 6065
Скороподьемность, м/с
19,7
Практическая дальность, км
1633
Практический потолок, м
11247
Вооружение, пулеметы, мм
6х12,7 M2
Вооружение, пушки, мм
4х20 AN/M2
Вооружение, ракеты, мм (или)
8х127 HVAR
Бомбовая нагрузка, кг
2х454

Источники:

  • Владимир Ригмант. Им восхищался даже противник.
  • Sherrod, Robert. History of Marine Corps Aviation in World War II.
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Barber, S.B. Naval Aviation Combat Statistics: World War II, OPNAV-P-23V No. A129.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме