Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Военно-транспортный самолет Кертисс-Райт C-46 "Коммандо"
Curtiss-Wright C-46 Commando средний транспортный самолет. 26 марта 1940 года компания Curtiss-Wright подняла в воздух прототип 36-местного коммерческого авиалайнера, имевшего обозначение CW-20. Его фюзеляж большой вместимости привлек интерес Армии США, предполагавшей использовать самолет для грузовых и транспортных перевозок и аварийной эвакуации. Последовал заказ на военную версию С-46 Commando, имевшую двигатели Pratt & Whitney R-2800-43 мощностью 2000 л. с.. Когда в июле 1942 года первый экземпляр модели CW-20B поступил в эксплуатацию, он был самым большим и тяжелым двухмоторным самолетом, находившимся на вооружении ВВС США. Всего было построено более 3000 машин.

Американский транспортный самолет Curtiss-Wright C-46 Commando

транспортный самолетСамолет "Curtiss-Wright" С-46, обладавший большими возможностями, всегда находился в тени знаменитого транспортного самолета Второй мировой войны С-47. При сравнении с последним, он был больше, тяжелее и дороже. В военное время эти факторы работали против него. Он сделал себе имя на Дальнем Востоке, Тихом океане и после войны, приняв участие в боях в Корее и даже во Вьетнаме. Создание фирмой "Кертисс-Райт" CW-20, позднее ставшего С-46, являлось в то время самым дорогостоящим ее проектом.

Работы начались в 1936 году под руководством конструктора Джорджа А. Пэйджа (George A. Page). Новое поколение воздушных лайнеров должно было прийти на смену "Кондору" фирмы "Кертисс" и другим бипланам. Хотя "Дуглас" DC-3 уже эксплуатировался "Америкен Эйруэйз" и другими потребителями, CW-20 выглядел конкурентоспособным, как более крупный коммерческий корабль, с большей дальностью полета. Он был оснащен двумя звездообразными 18-цилиндровыми двигателями R-2800-17 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1650 л.с. Для обеспечения максимального внутреннего объема сечение CW-20 состояло из двух круговых сегментов, пересекающихся в общей линии хорды, что давало ошибочное впечатление "двухпалубного судна".

военный самолет

Американский транспортный самолет "Curtiss-Wright" С-46 "Commando" нажмите на фото для его увеличения

Конструирование CW-20 было начато, в преддверии фактических контрактов с авиакомпаниями, на заводе фирмы "Кертисс" в Сент-Луисе (штат Миссури). Прототип CW-20T (NX19436 или гражданский № 101) с двумя двигателями R-2600 "Циклон" фирмы "Райт" по 1600 л.с. и двухкилевым хвостовым оперением впервые взлетел 26 марта 1940 года, пилотируемый Эдмундом Т. (Эдци) Аленом. Фирма "Кертисс" представила публике новый самолет 11 апреля 1940 года, назвав его "Субстратосферный транспорт". Для американцев реальный потенциал самолета не был очевиден до 7 декабря 1941 года, когда налет на Перл-Харбор прервал гражданскую карьеру CW-20 и заставил его одеться в униформу.

передняя проекция самолета

Фотография американского транспортного самолета "Curtiss-Wright" С-46 "Commando" изображение кликабельно

Самолет - обычный свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, убираемым шасси и кабиной, не выступающей за обводы фюзеляжа. Экипаж состоял из четырех человек. Продольная впадина в месте сочленения верхнего и нижнего сегментов фюзеляжа на опытном образце CW-20 была закрыта специальными панелями обшивки. На последующих машинах от них отказались, так как они не обеспечивали снижения аэродинамического сопротивления. Прототип CW-20 скоро переделали в вариант CW-20A с однокилевым оперением, ставшим обязательным для всех последующих машин. Двухкилевая конфигурация на испытаниях показала неудовлетворительные характеристики.

самолет второй мировой войны

Военно-транспортный самолет "Curtiss-Wright" С-46 "Commando" нажмите на фотографию, чтобы увеличить ее

Хотя прототип демонстрировали администрации авиалиний и показали в полете над Нью-Йорком как гражданский самолет цвета естественного металла, он поступил на службу в ВВС США 20 июня 1941 года в качестве единственного образца С-55 (41-21041). Тремя месяцами позже он был продан британской авиакомпании BOAC (British Overseas Airways Corporation) с регистрационным номером G-AGDI и получил название "Сент-Луис". Встревоженные нехваткой воздушного транспорта (слово "airlift" - "воздушная перевозка" - не использовалось тогда), ВВС США были привлечены фюзеляжем с обводами двойной кривизны проекта фирмы "Кертисс". В грузовом отсеке могли разместиться (помимо основных грузов) 40 полностью экипированных солдат, до 33 раненых, пять двигателей "Райт" R-3350 или эквивалентный тоннаж. В сентябре 1940 года ВВС США заказали 200 машин С-46 (фирменное обозначение - CW-20B). Основная конструкция была утверждена, а планы герметизации самолета были отложены. Проблема утечки топлива из крыла была решена доработками в строю намного позже.

самолет в музее

Музейная фотография погрузки транспортного самолета Второй мировой войны "Curtiss-Wright" С-46 "Commando" изображение кликабельно

Производство началось на заводах "Кертисс" в Буффало и Нью-Йорке. Первый С-46 (41-5159) был поставлен ВВС 12 июля 1942 года. Последовали и другие заказы. "Модель С-46А" (CW-20B), начиная с 26-го серийного самолета, имела грузовую дверь, грузовой пол и откидные сиденья по бортам кабины. В Буффало, Сент-Луисе и Луизвиле (штат Кентукки) был построен 1491 самолет. ВВС США планировали использовать второго производителя - "Хигинс Индастрис Инкорпорейтед" из Нового Орлеана для выпуска 500 самолетов С-46А и 500 экземпляров С-76 "Караван" фирмы "Кертисс". С-76 имел в основном деревянную конструкцию: это могло пригодиться в случае нехватки стратегических материалов. Когда стало ясно, что металла будет достаточно, эта машина не пошла в серию. Фирма "Хиггинс" успела построить только два самолета С-46А, первый экземпляр (43-43339) поставили 1 октября 1944 года.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на военно-транспортный самолет США "Curtiss-Wright" С-46 "Commando" фото можно увеличить

ХС-46В (43-46953) был модификацией (фирменное обозначение CW-20B-1) производимого в Луизвиле С-46А с двигателями "Пратт-Уитни" R-2800-34W мощностью по 2100 л.с. (1566 кВт) и ступенчатым ветровым стеклом, нарушавшим чистые ровные линии фюзеляжа. Никаких исторических деталей не сохранилось относительно С-46С, который был экспериментальной модификацией С-46А с ракетным ускорителем для взлета. Гладкое ветровое стекло сохранилось на C-46D (CW-20B-2), имевшем двойные погрузочные двери; в Буффало построили 1410 машин. Ветровое стекло "ступенькой" вновь появилось на С-46Е (CW-20B-3), который оснащался двигателями R-2800-75 с трехлопастным винтом "Гамильтон Стэндарт", в то время как большинство моделей С-46 использовали четырехлопастный винт "Кертисс Электрик". В дальнейшем эти два типа винтов фактически были взаимозаменяемыми. Пользователи предпочитали несколько менее эффективный трехлопастный тип из-за большей надежности. Было построено лишь 17 экземпляров С-46Е.

На выпускаемом в Буффало C-46F (CW-20B-4) вернулись к первоначальному профилю ветрового стекла и грузовым люкам. Единственный экземпляр C-46G (4478945, фирменное обозначение CW-20B-5) был оснащен двигателями R-2800-34Y. Позже его модифицировали в вариант ХС-113, предназначенный для испытаний газовой турбины "Кертисс-Райт" TG-100. Неизвестно, поднималась ли эта летающая лаборатория в воздух. Среди нереализованных вариантов "Коммандо" были С-46Н с двойным хвостовым колесом, C-46J со ступенчатым ветровым стеклом и ХС-46К с двигателями "Райт" R-3350. Три экземпляра XC-46L с двигателями R-3350 были построены и летали. В 1942 году ВВС США начали использовать С-46 на транспортных маршрутах через Южную Атлантику. Лоуренс Роджерс, в то время сержант Авиационного Транспортного Командования (АТС), вспоминал впечатляющее зрелище прибытия и отправления самолетов из Акры. Однако Роджерс был менее воодушевлен, когда увидел взрыв при столкновении в воздухе после взлета: "Это впечатляло, но по-другому". Командование Транспортно-десантных перевозок (отдельное от АТС) поставляло С-46 в 1943 году в Байер-Филд (Форт-Уэйн, Индиана). Из-за сравнительно большой дальности полета С-46 использовались прежде всего на Азиатском и Тихоокеанском ТВД и ограниченно - в транспортных операциях в Европе.

фотография самолета

Американский транспортный самолет "Кертисс-Райт" С-46 "Коммандо"

"Кертисс" С-46 "Коммандо" более известен как основное средство массированных поставок по воздуху из области Ассам (Индия) дружественным силам на юго-западе Китая. Полеты по маршруту через "Горб", с пересечением Гималайского хребта, являлись опасной задачей для людей и самолетов С-46 индокитайского крыла полковника Эдварда X. Александера. Загрузка самолетов и полеты происходили в очень примитивных условиях, топливо заправлялось вручную из бочек, аэродромы в Ассаме в значительной степени были не подготовленными и превращались в болото после муссонных дождей, которые не прекращались полгода. На 805-километровом маршруте Ассам-Чунчин С-46 перевозил груз через горные хребты высотой от 3660 метров до 4265 метров, а лед начинал формироваться на крыльях уже на 3000 метрах. В августе 1942 года, используя несколько С-47, ВВС США были способны транспортировать только 77 тонн груза по маршруту Индия-Китай. К декабрю 1943 года, с увеличением количества С-46, объем перевезенного груза составил 11 420 тонн.

Невзирая на нехватку запчастей, полеты при невыносимо влажном и холодном воздухе с минимумом средств навигации, взлеты с максимальной нагрузкой, экипажи С-46 прокладывали дорогу жизни как к китайским силам Чан-Кай-Ши, так и к 14-й воздушной армии генерала Клэр л Шеннолта, во времена, когда японцы были повсюду. В течение одного из этого полетов капитан Уолли А Гейда (Wally A. Gayda) сбил с близкого расстояния японский Второй мировой войны истребитель, по-видимому, Ki-43, расстреляв его из автоматической винтовки "Браунинг" через окно кабины С-46 и убив пилота. Приблизительно 40 машин С-46А получили номера ВВС, но были построены как R5C-1 для Корпуса морской пехоты США и поступили в группу MAG-35 на юго-западе Тихого океана. Несколько уцелевших самолетов использовались Корпусом морской пехоты США в ходе Корейской войны 1950-1953 годов. Несколько R5C-1 были переданы из Корпуса морской пехоты США в ВМС США. По крайней мере один использовался как тренировочный самолет R5C-1T на авиабазе ВМС в Мемфисе (штат Теннесси) приблизительно 1954 года.

С-46 широко использовались в ВВС США после окончания войны, особенно в Транспортном Командовании. Некоторые применялись для отработки методов буксировки планеров, включая "жесткую" буксировку планера на малом расстоянии от буксировщика. С-46 не делал погоды в организации "воздушного моста" в Западный Берлин, но широко использовался до конца 1940-х годов. ВВС США, которые стали независимым родом войск. С-46Е объявили устаревшим в 1953 году из-за их малочисленности и отличий от моделей с невыступающим лобовым стеклом, но С-46А, C-46D и C-46F продолжали службу в эскадрильях резерва ВВС США. Тренировочные TC-46D служили в учебно-тренировочном командовании ВВС США до конца 1955 года. Некоторые ветераны С-46 летали с опознавательными знаками ВВС США до конца 50-х гг. Кроме того, ВВС США использовали самолеты С-46 частной компании "Гражданский воздушный транспорт" (CAT. Civil Air Transport) на военных чартерных рейсах. Например C-46D (44-78405) был зарегистрирован на Тайване как В-858. В начале 1960-х годов был разработан противоповстанческий вариант С-46 для первого специального авиакрыла, которое вело боевые действия на юге Вьетнама. Планер был доработан, но, в отличие от "Ганшипа" С-47, самолет не имел оружия. Их отправили в зону Панамского Канала, где они служили до июня 1968 года - очевидно, последняя дата эксплуатации военного С-46.

Модель
Curtiss-Wright C-46 Commando
Экипаж, человек
4
Полезная нагрузка, человек
54
Длина, метров
23,27
Размах крыла, метров
32,92
Высота, метров
6,63
Площадь крыла,м2
126,16
Масса пустого, кг
13290
Максимальная взлётная масса, кг
22680
Силовая установка
2хR-2800-34 Pratt & Whitney
Мощность, л.с., кВт
2100 (1566)
Крейсерская скорость, км/ч, м
378 на 2700
Максимальная скорость км/ч, м
435 на 3000
Боевая дальность, км
1930
Практическая дальность, км
2897
Практический потолок, м
6706
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Москве прошла генеральная репетиция Парада Победы 2014
Количество авиационной техники символизирует 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне Два дня остается до Дня Победы. И 7 мая 2014...
Парад Победы прошел в Москве 9 Мая 2016 года
71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 71-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне сегодня отмечают в России. Военные парады, салюты,...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме