Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Пикирующий бомбардировщик Curtiss SB2C Helldiver/A-25 Shrike
Третьим из самолетов компании Curtiss, носившем имя Helldiver, стал наиболее интенсивно производившийся из пикирующих бомбардировщиков ВМС США SB2С Helldiver. Прототип Curtiss Model 84, обозначенный как XSB2C1 (1758), совершил свой первый полет 18 декабря 1940 года, но в начале января 1941 года разбился. К счастью, ВМС США верили в самолет этой конструкции (29 ноября 1940 года было получено разрешение на начало серийного производства), но только спустя 18 месяцев, в июне 1942 года, первый серийный SB2C1 поднялся в воздух.

Американский многоцелевой самолет Curtiss SB2C Helldiver

палубный бомбардировщик"Кертисс" SB2C, один из немногих членов длинного и гордого ряда пикирующих бомбардировщиков фирмы "Кертисс", носивших имя "Хеллдайвер" (официально или неофициально), предназначался для славных военных достижений и замены устаревшего SBD. В отличие от детища фирмы "Дуглас", созданного Эдом Хейнеманном, работавшим под руководством Джона К. Нортропа, изумительный новый "Кертисс" имел новый мощный двухрядный двигатель, внутренний отсек оружия и массу топлива и нового оборудования, плотно упакованного в объеме планера. После Перл-Харбора он оказался в центре гигантской общенациональной промышленной программы, имевшей целью выбросить японцев из Тихого океана. Единственной плохой вещью был сам самолет. Военно-морской флот США предпочитал старый SBD, который просто продолжал оставаться в гуще боевых действий.

Другим массово производимым для ВМС во время Второй мировой войны самолетом "Кертисс" был SB3C "Симью". Удивительно, что эти два не самых удачных самолета строились в таком количестве. Этот факт сыграл главную роль в снижении авторитета выдающихся имен "Кертисс" и "Райт" в послевоенный период, и к этому приложили руку заказчики Армии и ВМС США. Фактически "Симью" был разработан коллективом, руководимым главным инженером Доном Р. Берлином, в то время как SB2C создавался вновь сформированной группой под руководством Раймонда К. Блейлока. Обозначение свидетельствует, что SB2C планировался как бомбардировщик-разведчик, действующий с американских авианосцев.

полет самолета

Палубный бомбардировщик-разведчик "Curtiss" SB2C "Helldiver" фото полета над морем

Технические требования 1938 года были чрезвычайно напряженны и оставляли мало места для поиска лучших вариантов. Был задан свободнонесущий моноплан с работающей обшивкой, со среднерасположенным крылом, чтобы под ним было место для внутреннего отсека оружия. В этом отсеке планировалось размещение бомб калибра 454 кг и многих других нагрузок, за исключением торпеды. Отсек закрывался створками с гидроприводом. Экипаж из двух человек размещался тандемом. На самолете находилось большое количество топлива (различные диапазоны дальности и радиуса действия были заданы в технических требованиях) и разнообразное радио и другое оборудование, включая большую фотокамеру в задней кабине. Конструкция была приспособлена для бомбометания с пикирования, а самолет - для эксплуатации на авианосце: имелись складываемое крыло, узлы для старта с катапульты и посадочный гак. Предусматривался 14-цилиндровый двигатель R-2600 "Циклон" фирмы "Райт".

Описание конструкции американского палубного бомбардировщика "Curtiss" SB2C "Helldiver"

Вооружение.
Прототип XSB2C имел два пулемета под капотом, но серийный вариант располагал четырьмя 12,7-мм пулеметами в крыле. После выпуска первых 200 SB2C-1 неподвижное вооружение было изменено на две 20-мм пушки в варианте SB2C1С. Кроме того, "Хеллдайвер" имел спаренный 7,62-мм пулемет в задней кабине и внутреннюю бомбовую нагрузку 454 кг. Под крыло SB2C4 можно было подвесить восемь 127-мм ракет или до 454 кг бомб (в дополнение к внутренней нагрузке). На модификации SB2C4E была установлена РЛС. Некоторые варианты оснащались одноствольным 12,7-мм пулеметом в задней кабине вместо спаренных 7,62-мм пулеметов.

Шасси.
Для посадок на авианосец было необходимо прочное шасси. Основные стойки с двумя масляно-воздушными амортизаторами убирались в центроплан крыла поворотом внутрь, ниши закрывались створками на стойках и колесах. Механизм уборки - гидравлический. Управляемое хвостовое колесо - частично убираемое, с обтекателем у основания. Один SB2C-1 был переделан в XSB2C-2 с двумя поплавками.

Эффективность.
Нет ничего удивительного, что прототип XSB2C1 был показан раньше конкурента, XSB2A-1 "Баканир" фирмы "Брюстер". Трудно себе представить, но последний являлся худшим самолетом, чем "Кертисс". ВМС США так верили в компанию из Буффало, что разместили твердый заказ на 200 SB2C1 еще до первого полета прототипа, состоявшегося 18 декабря 1940 года. Единственный прототип (серийный № 1758) заказали 15 мая 1939 года, а 29 ноября 1940 года был заключен большой серийный контракт. Таким образом, в 1941 году фирма "Кертисс" имела единственный блестящий прототип, который иногда летал, но для серийного производства этой модели уже нанимались 14000 рабочих для работы на обширном новом заводе, быстро растущем в городе Колумбус, штат Огайо (позже - "Норт Америкен", а сегодня - "Рокуэлл"). Шло планирование еще двух гигантских промышленных программ на заводах "Канадиэн Кар энд Фаундри" в Форт-Уильям и "Фэрчайлд Эркрафт" в Лонгвиле, Монреаль. Фирма "Кертисс" заявила: "Хеллдайвер" - самый эффективный пикирующий бомбардировщик в мире: он несет вдвое больше бомб, имеет удвоенную огневую мощь, по крайней мере на 100 миль в час быстрее, может находиться в полете 4,5 часа и действовать на 600 миль дальше, чем любой тип, находящийся сейчас в эксплуатации. Мы построим 1000 или больше машин, по 80 штук в месяц".

фото самолета

Фотография полета американского военного самолета "Curtiss" SB2C "Helldiver"

При этом фирма утаила, что SB2C сильно грешит недоработками. Некоторые из них являлись обычными "детскими болезнями", поразившими почти все функциональные системы и особенно двигатель R-2600-8 с трехлопастным винтом "Кертисс Электрик" диаметром 3,66 м. Более существенными представлялись серьезные дефекты самолета - недостаточная прочность конструкции, плохая управляемость, отвратительная устойчивость (особенно в каналах рысканья и тангажа) и неприемлемые характеристики сваливания. Странным было то, что серийные машины выглядели как первый прототип. Даже факт необходимости увеличения площади хвостового оперения не был очевиден.

полет бомбардировщика

Полет палубного бомбардировщика США "Curtiss" SB2C "Helldiver"

Особенности XSB2C1 включали большое крыло с сужением за счет задней кромки. На задней кромке располагались щитки, состоящие из верхних и нижних половин, разделенные также на внутренние и наружные секции на фиксированных и складываемых вручную частях крыла. В нормальном полете верхние секции щитков были заблокированы гидроприводами, формируя верхнюю поверхность крыла, нижняя часть при этом функционировала как нормальный посадочный щиток.

вид сбоку на самолет

Модель самолета под индексом "Curtiss" SB2C1 "Helldiver"

При бомбометании с пикирования верхние части закрылков освобождались переводом рычага положения, и гидроцилиндры открывали обе части закрылка максимально вверх и вниз. Это удерживало скорость пикирования на уровне 354 км/ч, но тряска хвостового оперения достигала такого уровня, что пилот боялся разрушения конструкции (которое часто и происходило, хотя не обязательно от бафтинга).

вид сверху на самолет

Модель самолета под индексом "Curtiss" SB2C1 "Helldiver"

Элероны, которые у большинства модификаций имели большую хорду, чем закрылки, обшивались алюминиевым листом сверху и тканью снизу. По длине элеронов на передней кромке располагались большие предкрылки, выдвигавшиеся при выпуске шасси (они были соединены тросами); это обеспечивало хорошую управляемость при посадке на низких скоростях.

вид снизу на самолет

Модель самолета под индексом "Curtiss" SB2C1 "Helldiver"

ВМС США мирились с вялой реакцией элеронов, но в 1944 году англичане сразу отказались от самолета с таким недостатком (и это после четырех лет усовершенствований!).

Отказы двигателя.
Самолет № 1758 был потерян слишком рано, 8 февраля 1941 года, причина - отказ двигателя. Подобно многим самолетам того времени, SB2C испытывал сильные изменения в балансировке при использовании закрылков, аэродинамических тормозов, выпуске шасси или при перепадах мощности двигателя. В данном случае потребные усилия на ручке управления превысили возможности большинства летчиков, а очень высокое трение в системе управления не помогало пилоту; так что не удивительно, что управление был потеряно, когда отказал двигатель.

боковая проекция самолета

Американский пикирующий бомбардировщик модель под индексом "Curtiss" SB2C3 "Helldiver"

При такой гигантской запланированной промышленной программе фирма "Кертисс" просто обязана была продолжить летные испытания, так что самолету № 1758 срочно изготовили замену. Почти каждая часть была изменена, фюзеляж стал на 0,305 м длиннее, площадь хвостового оперения - на 30% больше, а форма во многих местах слегка изменена. Недостаточная устойчивость привела к дорогому дополнению в виде автопилота. Благодаря доработкам по боевым донесениям из Европы топливные баки в фюзеляже и центроплане крыла стали протектированными, броня усилена, переднее вооружение заменено. Вместо двух 12,7-мм пулеметов над капотом появились четыре таких же пулемета в крыле. Хвостовая кабина была переработана: введен улучшенный складной фонарь для расширения сектора стрельбы единственного хвостового 12,7-мм пулемета. Позже он был заменен спаренным 7,62-мм пулеметом, с боезапасом не менее 2000 патронов на каждый ствол, на турели с гидроприводом. На крыле установили держатели для бомб калибром до 147 кг (калибр глубинной бомбы). Эти и другие изменения не были приняты сразу, но большинство, по крайней мере, было согласовано к времени возобновления летных испытаний прототипа 20 октября 1941 года.

верхняя проекция самолета

SB2C3: серийный вариант с двигателем R-2600-20, четырехлопастным винтом и маловысотной системой бомбометания APG-4 (построено 1112 машин)

Программа производства оказалась странной: находясь в десятке самых крупных программ в Северной Америке, она серьезно запаздывала. Фирма "Кертисс" согласилась начать поставки в декабре 1941 года, но к этому времени ни одна машина даже не была собрана. Более того, 21 декабря 1941 года единственный прототип разрушился в воздухе во время испытательного бомбометания с пикирования, пилот Б.Т. Хуллс выбросился с парашютом. К этому времени еще 900 самолетов "Хеллдайвер" были заказаны ВВС США под обозначением А-25 "Шрайк" (без взлетно-посадочных приспособлений для авианосца, с пневматическим хвостовым колесом и многими другими изменениями). Все работали круглосуточно, чтобы ускорить программу, и, наконец, постройка первого SB2C1 была закончена в Порт-Колумбус в июне 1942 году; представители ВМС США не упустили заметить, что 10 днями ранее гораздо лучший TBF "Эвенджер" фирмы "Грумман" вступил в бой, хотя его начали проектировать почти двумя годами позже, чем злосчастный SB2C. Срочные испытания первых шести серийных машин показали, что во многих отношениях они оказались хуже прототипа.

Большой прирост массы (масса пустого возросла с 3230 до 4636 кг) без замены двигателя привел к тому, что испытатели авиабазы ВМС Анакостия характеризовали самолет как "чрезвычайно вялый". Но к этому времени струйка произведенных машин быстро росла, и, чтобы избежать политических скандалов, нужно было поставить хотя бы несколько экземпляров. Штурмовую эскадрилью ВМС США VS-9 начали перевооружать на SB2C1 в декабре 1942 года. Фактически политические скандалы остались незамеченными (это было военное время); оказалось так много плохих программ, что был образован "Комитет Трумэна по программе национальной обороны", чтобы разобраться в происходившем. Этот комитет выдал убийственные выводы относительно SB2C и, помимо прочего, сумел перенаправить А-25 другим заказчикам, хотя многие машины некоторое время несли цвета Армии США.

вид сбоку на бомбардировщик

SB2C4: подобен SB2C3, но с подкрыльевыми узлами подвески для ракет и бомб общей массой 454 кг (построено 2045 машин)

Впоследствии производство SB2C развивалось во многих вариантах, перечисленных ниже. Только первоначально заказанные 200 машин соответствовали модели SB2C1, все они остались в США для обучения. SB2C1A, который появился в 1943 году, являлся сухопутным А-25А - после передачи Корпусу морской пехоты США. Многие участвовавшие в боях машины все еще были окрашены в оливково-коричневый цвет. SB2C1C содержал несколько бомбоотсеков и мог нести торпеду на внешней ферме, но на практике это использовалось редко. Главное изменение SB2C1C - замена четырех пулеметов в крыле двумя 20-мм пушками, каждая с боезапасом 400 снарядов, загружаемым сверху крыла. Рядом с боезапасом находились дополнительные топливные баки вместимостью по 170 литров. Полностью загруженный SB2C1C (первая модификация, участвовавшая в боевых действиях) во многих отношениях был хуже, чем старый SBD, летать на котором было гораздо приятнее и безопаснее.

Удар по Рабаулу.
Первый боевой вылет совершила эскадрилья бомбардировщиков VB-17 с авианосца "Банкер Хилл". SB2CS совершили второй удар 11 ноября 1943 года по большой японской базе в Рабауле, Новая Гвинея. Они были окрашены в "морской синий" и белый цвета, тогда как обычно самолеты этой серии окрашивались в блестящий темно-синий цвет с номером "Модекс" из трех жирных белых цифр на носу. Долгожданное небольшое улучшение характеристик у модификации SB2C3 было связано с установкой более мощного двигателя R-2600-20 с улучшенным четырехлопастным винтом "Кертисс Электрик" с комлевыми манжетами. К концу войны стало обычным летать без кока, хотя это часто делалось и раньше в отдельных подразделениях. К 1944 году, когда появился SB2C3, "Хеллдайвер" закрепился в процессе эксплуатации и достиг приемлемого уровня боеготовности, хотя катастрофы, разрушения конструкции в полете и происшествия при посадке на палубу вывели его на одно из первых мест по количеству катастроф. Остряки в Военно-морском флоте США называли этот самолет "Скотина" (Beast) и расшифровывали обозначение SB2C как "Сукин сын, 2-й класс" (Son of a Bitch, 2nd Class), хотя пилоты с большим опытом считали это несправедливым.

Варианты "Curtiss" SB2C "Helldiver"

Множество модификаций американского палубного бомбардировщика Curtiss SB2С Helldiver
  • XSB2C1: первый прототип (серийный № 1758) с двигателем R-2800-8; переделывался и модифицировался несколько раз; вооружение из двух пулеметов в носу и одного подвижного пулемета в задней кабине;
  • SB2C1: первый серийный вариант с четырьмя пулеметами в крыле (построено 200 машин);
  • SB2C1А: обозначение, примененное к А-25А: впоследствии использовалось вновь для 410 самолетов А-25А ВВС США, переданных Корпусу морской пехоты;
  • SB2C1С: первая модификация с 20-мм крыльевыми пушками и закрылками с гидроприводом (построено 778 машин);
  • XSB2C2: один самолет (00005), испытанный с двумя поплавками "Идо" (Edo); задуман как разведчик-бомбардировщик;
  • XSB2C3: один самолет (00008) с двигателем R-2600-20;
  • SB2C3: серийный вариант с двигателем R-2600-20, четырехлопастным винтом и маловысотной системой бомбометания APG-4 (построено 1112 машин);
  • SB2C3E: самолет SB2C3 с РЛС APS-4 (длина волны 3 см) в контейнере;
  • SB2C4: подобен SB2C3, но с подкрыльевыми узлами подвески для ракет и бомб общей массой 454 кг (построено 2045 машин);
  • SB2C4E: SB2C4 с РЛС APS-4 в контейнере;
  • XSB2C5: два модифицированных SB2C4 с увеличенным внутренним запасом топлива и другими небольшими изменениями;
  • SB2C5: серийный вариант на базе XSB2C-5; (построено 970 из первоначального заказа на 2500 машин);
  • XSB2C6: два полностью переделанных SB2C-3 с более длинным фюзеляжем, увеличенным запасом топлива и двигателем "Пратт-Уитни" R-2800-28 "Дабл Уосп" мощностью 2100 л.с. (1566 кВт);
  • SBF1: SB2C1, выпускавшийся фирмой "Фэрчайлд" (построено 50 машин); один самолет использовался для испытаний как XSBF-1;
  • SBF3: SB2C3, выпускавшийся фирмой "Фэрчайлд" (построено 150 машин);
  • SBF4E: SB2C4E, выпускавшийся фирмой "Фэрчайлд" (построено 100 машин);
  • SBW1: SB2C1, выпускавшийся "Canadian Саr & Foundry" (построено 38 машин);
  • SBW1В: SB2C1С, выпускавшийся "Canadian Саr & Foundry" по "ленд-лизу" для Великобритании (построено 28 машин, поставлено 26);
  • SBW3: SB2C3, выпускавшийся "Canadian Саr & Foundry" (построено 413 машин);
  • SBW4E: SB2C4E, выпускавшийся "Canadian Саr & Foundry" (построено 270 машин);
  • SBW5: SB2C5, выпускавшийся "Canadian Car & Foundry" (построено 85 машин, заказ на 165 отменен);
  • А-25А "Шрайк": армейский вариант SB2C1 с различными изменениями; построено 900 машин, 410 из которых переданы Корпусу морской пехоты США, 270 - ВМС США и 10 - ВВС Австралии;
  • "Хеллдайвер" Mk.I: обозначение SBW1В в авиации ВМС Великобритании; поставлено 26 самолетов с номерами JW100...125, больше всего в эскадрилью № 1820, но от их боевого применения отказались.
Множество модификаций американского палубного бомбардировщика Curtiss SB2С Helldiver

Подобно большинству программ военного времени, производство стало подобным реке уже после того, как жестокие боевые схватки пошли на убыль, и модификация SB2C-4, появившаяся летом 1944 года, оказалась наиболее многочисленной из всех. С точки зрения пилота, главное отличие этой модели закшочалась в том, что верхние и нижние секции закрылков были перфорированы и напоминали решето. Это не влияло на сопротивление при бомбометании с пикирования, но слегка уменьшало сильный хвостовой бафтинг, который, по заявлениям многих пилотов, снижал возможность видеть цель и мешал целиться при пикировании. Боевая эффективность этой модификации значительно возросла за счет усиления крыла и внедрения узлов подвески для двух подвесных баков, или двух 227-кг бомб, или восьми 127-мм ракет.

вид сбоку на военный самолет

Самолет SB2C4E: SB2C4 с РЛС APS-4 в контейнере

Последним серийным вариантом "Хеллдайвера" стал SB2C-5 со слегка увеличенным внутренним запасом топлива (на 132 литра). Большинство модификаций, производимых в Колумбусе, более или менее повторялись двумя канадскими компаниями. Фирма "Кертисс" была единственной, кто опасался малых количеств выпуска SB2C. Много лет спустя, после войны, президент компании Гэй Вэйган (Guv Vaughan) сказал, что это был "один из самых больших крестов военного времени, которые мы должны были нести". После войны "Хелдайвер" не исчез внезапно. Некоторое количество продолжало летать в резерве ВМС США и в различных испытательных частях, по крайней мере, до 1947 года. Самолет часто использовался как буксировщик мишеней. Другие машины использовались французской военно-морской авиацией, флотами Италии и Португалии, ВВС Греции и Таиланда как штурмовики. Французские "Хеллдайверы" играли существенную роль в войне в Индокитае, которая не затихала до 1954 года. Никто не может обвинить SB2С в ее продолжительности.

Модель
Curtiss SB2C3 Helldiver
Экипаж, человек
2
Длина, метров
11,18
Размах крыла, метров
15,14
Высота, метров (на стоянке)
4,49
Площадь крыла,м2
39,2
Профиль крыла
NACA 23017-23009
Средняя аэродинамическая хорда, м
2,776
Коэффициент удлинения крыла
5,8
База шасси, м
6,553
Колея шасси, м
4,877
Масса топлива во внутр.баках, кг
966
Объём топливных баков, кг
1344+3х378 ПТБ
Воздушный винт
Curtiss Electric SPA-9-200
Диаметр винта, м
3,708
Масса пустого, кг
4803
Масса пустого, кг (без РЛС)
4760
Масса снаряжённого, кг
5572
Нормальная взлётная масса, кг
7219
Максимальная взлётная масса, кг
7598
Силовая установка
Wright R-2600-20 Cyclone 14
Мощность, л.с., кВт
1900 ( 1417)
Крейсерская скорость, км/ч
287
Максимальная скорость км/ч, м
472 на 5180
Скорость сваливания, км/ч
143
Скороподьемность, м/с
7
Боевой радиус, км
482
Нагрузка на крыло, кг/2
184,1
Тяговооруженность, Вт/кг
193,5
Дальность с макс.бомбовой нагр, км
1930
Практическая дальность, км
1278
Практический потолок, м
8140
Вооружение, пулеметы, мм
2х7,62
Вооружение, пушки, мм
2х20
Бомбовая нагрузка, кг (внешне)
2х227
Бомбовая нагрузка, кг (внутри)
907 с торпедой Мк. 13-2

Источники:

  • Вячеслав Кондратьев. "Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хэллдайвер".
  • Crowood. Peter C. Smith. Curtiss SB2C Helldiver.
  • Д.Дональд "Американские военные самолёты Второй Мировой Войны".
  • Г.Брылевский, М.Райдер "Пылающее небо Кохинхины".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме