Транспортная амфибия Grumman G-44 Widgeon
|
Амфибийная летающая лодка Grumman G-44 Widgeon
Успех восьмиместного коммерческого амфибийного самолета "Гуз" и наличие рынка для меньшей и более дешевой версии - все это привело к разработке фирмой "Грумман" пятиместного G-44 "Виджен", оснащенного двумя двигателями "Рэйнджер" L-440C-5 мощностью 200 л.с. (149 кВт). Опытный образец "Виджена" был поднят в испытательный полет Роем Груманом и Будом Жилесом (Bud Gillies) в Бетпэйдже 28 июня 1940 года 10 экземпляров были проданы гражданским покупателям, прежде чем первый серийный самолет был поставлен 21 февраля 1941 года.
Начальная серийная партия из 44 "Видженов" была предназначена для гражданского рынка, из которых 11 машин построены для выполнения португальского контракта, плюс четыре других экземпляра для Авиакорпуса армии США под обозначением OA-14.
"Grumman", транспортная амфибия G-44 "Widgeon"
Вторая выпущенная партия из 25 машин предназначалась для Береговой охраны США и под обозначением J4F-1 поставлена между 7 июля 1941 года и 29 июня 1942 года. В августе 1942 года "Виджен" из 211-й эскадрильи Береговой охраны, базировавшейся в Хоуме (Houma), штат Луизиана, потопил германскую подводную лодку U-166 у Пэссеса (Passes) на реке Миссисипи, первую вражескую субмарину, уничтоженную Береговой охраной США.
Фотография сохранившейся до наших дней (восстановленной) транспортной амфибии "Грумман" G-44 "Виджен"
"Грумман" затем построил 131 самолет J4F-2 для ВМС США, поставленных между 13 июля 1942 года и 26 февраля 1945 года. Действуя с экипажем из двух человек и беря трех человек при использовании в качестве вспомогательного транспортника, J4F-2, использовался также для берегового дозора и противолодочных задач.
Фотография дошедшего до наших времен американского гидросамолета "Grumman" G-44 "Widgeon"
15 самолетов J4F-2, поставленных по "ленд-лизу" Военно-морскому флоту Великобритании, использовались для связи, преимущественно в Вест-Индии, где (например, в Пиарко (Piarco), Тринидад) имелись школы для обучения наблюдателей. J4F-2 британских ВМС первоначально были известны под названием "Гослинг" (Gosling), позже получив американское название.
Амфибийный самолет Времен второй мировой войны "Грумман" G-44 "Виджен"
Выпускались серийно следующие модификации
- J4F-1, самолет ПЛО и ближний разведчик Береговой охраны, бомбы до 45 кг;
- OA-14, самолет связи для ВВС армии;
- J4F-2, самолет связи для флота, использовался также как учебный для подготовки штурманов морской авиации, состоял на вооружении в Англии как "Гослинг" I (позднее "Уиджн" I), самый массовый вариант.
Улучшенный G-44A был представлен фирмой "Грумман" в 1944 году, полетев впервые 8 августа. Он имел переработаный корпус с более длинным по вертикали килем и включал гидродинамические усовершенствования. Всего было построено 76 машин, последний поставлен 13 января 1949 года.
Трансортная летающая лодка "Grumman" G-44 "Widgeon"
Позднее на некоторых заменили двигатели на "Континенталь" W-670 или "Авко Лайкоминг" (Avco Lycoming) 90-435А. В течение 1948-1949 годов приблизительно 41 G-44A, под обозначением SCAN-30, были изготовлены по лицензии "Сокьюти де Конструктион Аэро-Наваль" (Societe Construction Aero-Navale-"SCAN") в Ля Рошеле во Франции. Впоследствии "Маккинон Энтерпрайз" (McKinnon Enterprises) в Сэнди (Sandy), штат Орегон, стали инициаторами конверсионной схемы "Виджена". Последним стал "Супер Виджен", в который переделали более 70 машин. Он имел двигатели "Авко Лайкоминг" G0-480BID мощностью 270 л.с. (201 кВт), усовершенствования в корпусе и интерьере, мог брать больший запас топлива.
Модель
|
G-44 ( J4F-2)
|
Экипаж, человек
|
5
|
Длина, метров
|
9,47
|
Размах крыла, метров
|
12,19
|
Высота, метров
|
3,43
|
Площадь крыла,м2
|
22,76
|
Масса пустого, кг
|
1447
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2041
|
Силовая установка
|
2х"Рэйнджер" L-440C-5
|
Мощность, л.с., кВт
|
200 (149)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
222
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
246
|
Максимальная дальность, км
|
1481
|
Практический потолок, м
|
4450
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
отсутствует
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
отсутствует
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Д.Пичугин "Авиационный музей в Бангкоке".
- Daves Warbirds. American Aircraft of World War II.