Многоцелевая летающая лодка Consolidated PBY Catalina
Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А.Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 года. Серийное производство начато в сентябре 1936 года. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 года - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - № 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 года, самостоятельное производство - с конца 1939 года. Всего было выпущено 3299 экземпляров, в том числе в Таганроге 27 экземпляр (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 года дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс-Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 человек, в боевых условиях - до 10-11 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 года, в СССР - с 1939 года, в Австралии - с февраля 1941 года, в Великобритании - с марта 1941 года, в Канаде - с июня 1941 года, в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 года, в Новой Зеландии - с апреля 1943 года.
Летающая лодка Consolidated РВY-1 Catalina Консолидэйтед PBY "Каталина" вид сбоку
Выпускались следующие основные модификации гидросамолета:
- РВY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
- РВY-2 с измененным хвостовым оперением;
- РBY-3 с моторами R-1830-66;
- РВY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
- PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 года устанавливались PЛC;
- РВY-5А, амфибия на базе РВY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5АМС" ("Кансо" А), для ВВС армии США - ОА-Ю и ОА-ЮА;
- "Каталина" I ("модель 28-5МЕ"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5МС" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-М А" для Австралии;
- Гидросамолет, советский вариант на базе РВY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G;
- PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
- РВ2В-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5; ф PBU-1 (ОА-ЮА, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
- PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62; ФРВУ-6А (ОА-ЮВ), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2х 12,7;
- РВ2В-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские гидросамолеты "Каталина" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 года. 29 апреля летающая лодка второй мировой войны "Каталина" потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
Гидросамолет "Каталина "
С июля английские самолеты-амфибии второй мировой войны "Каталина" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 года гидросамолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 года английские самолеты с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР. Осенью того же года одна эскадрилья "Каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове. В 1942-1943 годах английская авиация второй мировой войны применяла летающие лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
Полет самолета-амфибии второй мировой войны "Каталина"
В Юго-Восточной Азии с гидросамолетов "Каталина" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника. Американские самолеты с осени 1939 года приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 года американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты.
Боевой вылет самолета-амфибии Второй мировой войны "Каталина"
Например, на подходах к Мидуэю четыре летающих лодки PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Гидросамолеты данного типа эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз. Американские самолеты второй мировой войны действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. Гидросамолеты PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции самолетов-амфибий "Каталина" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 год вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии. Советские гидросамолеты данного типа с апреля 1940 года эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 года - как ночные бомбардировщики. 13 июля звену советских самолетов-амфибий удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
Документальное фото американского гидросамолета Второй мировой войны Консолидэйтед PBY "Каталина"
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 года они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения данных гидросамолетов второй мировой войны- высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 года. В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ-гидросамолеты) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
Гидросамолет Consolidated РВY-1 Catalina вид сбоку
В 1944 году в СССР начали перегонять из США летающие лодки Второй мировой войны PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 года с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 года самолет PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации. С лета 1945 года из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с самолетами PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти летающие лодки второй мировой войны вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 году амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов.
Самолет-амфибия Консолидэйтед PBY "Каталина" сохранившийся до наших дней
Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 года, в Канаде - в мае 1945 года, в США - в сентябре 1945 года. С вооружения эти машины сняли в Канаде-осенью 1945 года, в Великобритании - в конце 1946 года, в Австралии - в 1953 года, в Новой Зеландии - в декабре 1956 года. В США они летали в авиации флота до 1949 года (находились в резерве до января 1957 года), в ВВС - до января 1953 года, в Береговой охране - до апреля 1954 года. В Советском Союзе последний гидросамолет этого типа эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 года. В полярной авиации они дожили до середины 1948 года, в гражданской один МП-7 летал до 1949 года. Летающие лодки второй мировой войны американского производства с 1952 года начали заменяться отечественными гидросамолетами Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954 года, на Черноморском - до октября 1955 года, на Тихоокеанском - до августа 1957 года. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 году.
Документальное фото гидросамолета "Каталина"
В послевоенный период самолеты-амфибии "Каталина" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 годах, израильские - в войне с Египтом в 1956 году. Последней боевой операцией для гидросамолетов второй мировой войны "Каталина" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 году, в которой участвовал один самолет без вооружения.
Тактико-технические характеристики PBY-1
|
Размах: 31,7 м.
Длина: 19,47 м.
Моторы, количество х мощность: 2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 16 100 кг.
Максимальная скорость: 288 км/ч.
Практический потолок: 4500 м.
Дальность: 4060 км.
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- В.Р. Котельников. "Американцы" в России.
- Squadron/Signal. Aircraft Number 62. W.E. Scarborough. PBY Catalina in Action.