Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Гидросамолет 'Консолидэйтед' PBY 'Каталина'
Самолет Консолидэйтед PBY Каталина строился как в США и Канаде, так и в СССР. Летающая лодка и амфибия, двухмоторный моноплан-парасоль. Всего было выпущено 3299 гидросамолетов, в том числе в Таганроге - 27 единиц, включая собранные из импортных узлов. Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 года дорабатывались на заводах. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 года, в Канаде - в мае 1945 года, в США - в сентябре 1945 года. В США эти амфибии летали в авиации флота до 1949 года (находились в резерве до января 1957 года), в ВВС - до января 1953 года, в Береговой охране - до апреля 1954 года.

Многоцелевая летающая лодка Consolidated PBY Catalina

амфибия каталинаЛетающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А.Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 года. Серийное производство начато в сентябре 1936 года. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 года - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - № 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 года, самостоятельное производство - с конца 1939 года. Всего было выпущено 3299 экземпляров, в том числе в Таганроге 27 экземпляр (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 года дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс-Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.

Экипаж - 7-8 человек, в боевых условиях - до 10-11 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 года, в СССР - с 1939 года, в Австралии - с февраля 1941 года, в Великобритании - с марта 1941 года, в Канаде - с июня 1941 года, в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 года, в Новой Зеландии - с апреля 1943 года.

гидросамолет каталина

Летающая лодка Consolidated РВY-1 Catalina Консолидэйтед PBY "Каталина" вид сбоку

Выпускались следующие основные модификации гидросамолета:

  • РВY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
  • РВY-2 с измененным хвостовым оперением;
  • РBY-3 с моторами R-1830-66;
  • РВY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
  • PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 года устанавливались PЛC;
  • РВY-5А, амфибия на базе РВY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5АМС" ("Кансо" А), для ВВС армии США - ОА-Ю и ОА-ЮА;
  • "Каталина" I ("модель 28-5МЕ"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5МС" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-М А" для Австралии;
  • Гидросамолет, советский вариант на базе РВY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G;
  • PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
  • РВ2В-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5; ф PBU-1 (ОА-ЮА, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
  • PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62; ФРВУ-6А (ОА-ЮВ), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2х 12,7;
  • РВ2В-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.

Английские гидросамолеты "Каталина" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 года. 29 апреля летающая лодка второй мировой войны "Каталина" потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.

американский гидросамолет второй мировой войны

Гидросамолет "Каталина "

С июля английские самолеты-амфибии второй мировой войны "Каталина" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 года гидросамолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 года английские самолеты с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР. Осенью того же года одна эскадрилья "Каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове. В 1942-1943 годах английская авиация второй мировой войны применяла летающие лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.

американская летающая лодка

Полет самолета-амфибии второй мировой войны "Каталина"

В Юго-Восточной Азии с гидросамолетов "Каталина" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника. Американские самолеты с осени 1939 года приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 года американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты.

бой самолета каталина

Боевой вылет самолета-амфибии второй мировой войны "Каталина"

Например, на подходах к Мидуэю четыре летающих лодки PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Гидросамолеты данного типа эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз. Американские самолеты второй мировой войны действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье.Гидросамолеты PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции самолетов-амфибий "Каталина" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.

Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 год вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии. Советские гидросамолеты данного типа с апреля 1940 года эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 года - как ночные бомбардировщики. 13 июля звену советских самолетов-амфибий удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.

американский гидросамолет второй мировой войны

Документальное фото американского гидросамолета второй мировой войны Консолидэйтед PBY "Каталина"

На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 года они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения данных гидросамолетов второй мировой войны- высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 года. В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ-гидросамолеты) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.

гидросамолет-амфибия

Гидросамолет Consolidated РВY-1 Catalina вид сбоку

В 1944 году в СССР начали перегонять из США летающие лодки второй мировой войны PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 года с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 года самолет PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации. С лета 1945 года из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с самолетами PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти летающие лодки второй мировой войны вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 году амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов.

гидросамолет каталина в наши дни

Самолет-амфибия Консолидэйтед PBY "Каталина" сохранившийся до наших дней

Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 года, в Канаде - в мае 1945 года, в США - в сентябре 1945 года. С вооружения эти машины сняли в Канаде-осенью 1945 года, в Великобритании - в конце 1946 года, в Австралии - в 1953 года, в Новой Зеландии - в декабре 1956 года. В США они летали в авиации флота до 1949 года (находились в резерве до января 1957 года), в ВВС - до января 1953 года, в Береговой охране - до апреля 1954 года. В Советском Союзе последний гидросамолет этого типа эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 года. В полярной авиации они дожили до середины 1948 года, в гражданской один МП-7 летал до 1949 года. Летающие лодки второй мировой войны американского производства с 1952 года начали заменяться отечественными гидросамолетами Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954 года, на Черноморском - до октября 1955 года, на Тихоокеанском - до августа 1957 года. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 году.

историческое фото самолета-амфибии

Документальное фото гидросамолета "Каталина"

В послевоенный период самолеты-амфибии "Каталина" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 годах, израильские - в войне с Египтом в 1956 году. Последней боевой операцией для гидросамолетов второй мировой войны "Каталина" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 году, в которой участвовал один самолет без вооружения.

Тактико-технические характеристики PBY-1

Размах: 31,7 м.

Длина: 19,47 м.

Моторы, количество х мощность: 2х 1200 л.с.

Взлетная масса, максимальная: 16 100 кг.

Максимальная скорость: 288 км/ч.

Практический потолок: 4500 м.

Дальность: 4060 км.

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • В.Р. Котельников. "Американцы" в России.
  • Squadron/Signal. Aircraft Number 62. W.E. Scarborough. PBY Catalina in Action.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Ан-124-100 "Руслан" передан на летно-испытательную станцию
Ан-124 "Руслан" составляет основу тяжелого авиапарка военно-транспортной авиации ВВС России. Это самый тяжелый стратегический военно-транспортной самолет в мире, который способен...
Буксировщик мишеней Хоукер "Хенли"
Британский самолет - буксировщик мишеней Hawker Henley Самолет Великобритании Хоукер "Хенли" изначально разрабатывался как легкий бомбардировщик, но в серийное производство поступил,...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме