FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Вас ждет боевая авиация и бронетехника Второй Мировой войны

Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Палубный истребитель Грумман F6F Хеллкэт
Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF6F-1, совершил 26 июля 1942 года. Серийное производство на заводах Грумман в Лонг-Айленде и Бетпейдже началось с октября 1942 года. Всего выпущено 12275 самолетов. В годы войны самолет состоял на вооружении в США - с января 1943 года, в Великобритании - с июня того же года.

Палубный истребитель США Grumman F6F Hellcat

палубный военный самолет"Грумман" F6F "Хеллкэт" не был самым быстрым, самым маневренным или сильно вооруженным истребителем Второй мировой войны. Но в войне против Японии F6F стал одним из наиболее полезных одноместных самолетов, его хорошая горизонтальная маневренность позволила добиться непрерывного ряда легких побед, вселивших страх в сердце каждого японского пилота. Из 647 подтвержденных побед палубных пилотов Военно-морского флота США. на F6F (который вступил в бой 31 августа 1943 года) приходится 4947. Большинство из остальных побед получено пилотами с большим навыком и храбростью, летавших на истребителях фирмы "Грумман" F4F "Уайлдкэт". Он начал жизнь как биплан, но в конце концов превратился в 1940 году в выносливый и проворный моноплан со средне расположенным крылом, который делал все, что можно ожидать от истребителя с двигателем 1000 л.с.(746кВт).

Использовавшийся ВМФ Великобритании под названием "Мэтлет". этот истребитель сбил немецкий бомбардировщик Второй мировой войны Ju-88 еще до Рождества 1940 года. Прочный, с хорошим радиусом разворота, надежный и сильно вооруженный шестью пулеметами калибра 12,7 мм, F4F был способен на большие дела, но имел недостаточную скорость горизонтального полета и набора высоты и не мог бороться с "Мессершмиттом" Bf-109F в равных условиях. В боях против А6М "Зеро" фирмы "Мицубиси" наблюдалась та же ситуация, поэтому фирма "Грумман" и Военно-морской флот США решили строить более совершенный истребитель.

Контракт на прототип

Прямо не конкурируя с истребителем фирмы "Воут" F4U, бывшем в другом классе, фирма "Грумман" решила строить улучшенный F4F, и это было оговорено в контракте от 30 июня 1941 года, который предписывал создание прототипа нового истребителя. Очевидно, что двигателем этого самолета должен был стать Райт R-2600, или двухрядный "Циклон 14", уже производящийся для бомбардировщиков и для торпедоносца TBF "Эвенджер" фирмы "Грумман". Контракт предусматривал постройку двух самолетов. XF6F-1 (02981) с двигателем R-2600-10 мощностью 1600 л.с. (1194 кВт) и XF6F-2 (Bu.No 02982) с новым двигателем R-2600-16 с турбонагнетателем. F6F первоначально разрабатывался как усовершенствованный с минимальными изменениями F4F, но ВМС Великобритании и США требовался истребитель с намного более высокими летными характеристиками, и фирма "Грумман" все более убеждалась в необходимости выбоpa более мощного двигателя, например R-2800 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни". Используемый на F4U, он находился в классе 2000 л.с. (1492 кВт), но не мог устанавливаться на F4F.

полет морских самолетов

Документальная фотография полета палубных истребителей "Grumman" F6F "Hellcat" (Ведьма)

Дирекция фирмы "Грумман" включала главным образом инженеров, таких как президент Лерой Р. Грумман, исполнительный вице-президент Леон А. Свирбул и технический вице-президент Вильям Т. "Билл" Швендлер (Willyam. Т. "Bill" Schwendler). Перед Перл Хабором 7 декабря 1941 года эти люди сделали набросок схемы полностью нового F6F, большего и намного более мощного, чем F4F, и не только обещавшего более высокие летные характеристики, но имевшего больший запас топлива и большое количество боеприпасов. Крыло этого самолета было самым большим среди всех других однодвигательных истребителей Второй мировой войны, площадью 31,03 м2 по сравнению с 29,17 м кв. у F4U, 27,87 м2; у Р-47 (большинство других истребителей имело крыло меньше 23,23 м2).

американские военные самолеты

Воздушный бой американского палубного истребителя "Грумман" F6F "Хеллкэт" с японскими самолетами нажмите на изображение, для его увеличения

Это огромное трапециевидное крыло имело три лонжерона, обтянутые тканью, элероны и щелевые закрылки, его консоли могли вращаться на косых осях у переднего лонжерона с каждой стороны центроплана, чтобы складываться назад по сторонам фюзеляжа верхней поверхностью наружу. Каждая складывающаяся консоль крыла содержала три 12,7-миллиметровых пулемета с боекомплектом 400 выстрелов к каждому. Крыло было смещено вниз по сравнению с F4F, что облегчало размещение топлива под полом кабины и укорачивало шасси, при этом была увеличена колея. Каждая главная стойка шасси,рассчитанная на приземление со скоростью 4,27 м/с, убиралась назад в ниши крыла перед закрылком с поворотом колеса на 90°. Фюзеляж был значительно больше, чем у F4F, пилот восседал на верху центральной секции, имевшей грушевидное сечение вместо круглого. Широкая нижняя часть сочеталась с узкой надфюзеляжной областью, подобной гаргроту раннего Р-47. (В отличие от истребителей армии США на F6F не устанавливался каплевидный фонарь, и его обзор назад всегда являлся слабым местом.)

Успешное испытание двигателя

Проект установки R-2800 в начале 1942 года получил развитие, но на первый самолет, XF6F-1, устанавливался двигатель "Райт". XF6F-1, пилотируемый Селденом Конверсом, полетел впервые 26 июня 1942 года, меньше чем через год после начала работ. Результаты были хорошие, хотя продольная устойчивость оказалась чрезмерной для истребителя и при изменении мощности двигателя или при выпуске-уборке шасси, или при отклонении закрылков приходилось слишком много работать триммером. К счастью, производить существенную переработку конструкции не пришлось, потому что в мае 1942 года Военно-морской флот США начал размещать массовые промышленные контракты на самолет с двигателем R-2800, получивший обозначение F6F-3. Второй опытный образец, обозначенный как XF6F-3, полетел 30 июля (только через месяц после первого), с двигателем R-2800-10 мощностью 2000 л.с. (1492 кВт) и с воздушным винтом фирмы "Кертисс Электрик" с коком. Это был превосходный самолет, и он замечателен тем, что фирма "Грумман" сумела разместить более тяжелый и крупный двигатель практически без изменения размеров самолета и запаса топлива, при сохранении положения центра тяжести.

полет истребителя сша

Полет палубного истребителя США "Grumman" F6F "Hellcat",
нажмите на фотографию, чтобы ее увеличить

В начале 1942 года фирма "Грумман" достигла пика активности, имея постоянную обратную связь с боевыми подразделениями. Колоссальная загрузка производства высокоприоритетными заказами потребовала построить новый завод для выпуска в Бетпэйдже, рядом с первым. План производства F6F по лицензии фирмой "Виккерс" в Канаде не был реализован. Весной 1942 года компания скупила тысячи стальных балок старой надземной железной дороги на 2-й Авеню и Всемирного ярмарочного павильона, с целью ускорения строительства нового завода. F6F-3 появились на серийном конвейере задолго до того, как предприятие было закончено. Были сделаны небольшие переработки конструкции - упрощены обтекатели главных стоек шасси (нижняя часть колеса при этом торчала из крыла), слегка изменено расположение двигателя (хотя он оставался наклоненным вниз на 3°), воздушный винт был заменен на "Гидроматик" без кока фирмы "Гамильтон". Наклон двигателя был согласован с нулевым углом установки крыла, что подразумевало, что при взлете или в крейсерском полете двигатель оказывался в горизонтальном положении, в то время как остальная часть самолета опущена хвостом вниз. При полной мощности фюзеляж становится в горизонталь, обеспечивая минимальное сопротивление.

Полет опытного образца

2 октября 1942 года полетел первый опытный образец, известный как XF6F-4 с двухскоростным К-2800-27, по этот двигатель не был принят. Второй самолет приняли в серийное производство как стандартный F6F-3, исключая наличие обтекателей шасси, этот самолет в дальнейшем использовался для испытаний сбрасываемых баков и других грузов под фюзеляжем. С самого начала оба опытных образца имели пуленепробиваемое остекление кабины и 96 кг брони на ней. Очень немного замен было произведено в течение карьеры "Хеллкэта", если не считать модернизации вооружения и оборудования. Интересно, что хотя оба опытных образца имели возможность размещения шести пулеметов, они не устанавливались, и передние кромки крыла даже не имели соответствующих отверстий.

боковая проекция самолета

Стандартный палубный истребитель F6F-3

Вооружение, конечно, устанавливалось на первой серийной версии F6F-3 номера 04775-04958, первый из этой партии полетел 4 октября 1942 года. Окраска - оттенки синего, от зеленовато-синего (называемого средиземноморским синим) сверху, к более бледно-синему на нижних поверхностях. Низ был бледно-синим на первой партии, позднее - типа "серая чайка". Опознавательные знаки были белые. В целом нвета слабоконтрастные, очень похожие на использующиеся сегодня. В июле 1943 года государственные опознавательные знаки по бокам стали прямоугольниками с красной границей, замененной на темно-синюю месяцем позже, окраска стала полностью полночно-синей.

верхняя проекция самолета

F6F-3: основной серийный вариант американского истребителя (всего построено 4402)

Нововведения, ставшие стандартом в производстве, включали: протектированный бак на 227 литров под кабиной и по одному 331 литровому топливному баку во внутренней части каждой консоли крыла, что обеспечило общий запас топлива - 889 литров; бронированные маслобак и радиатор; убираемое хвостовое колесо с твердой резиновой шиной; тормозной крюк типа "жала осы", тянувшийся вдоль хвостовой части (эта область требовала усиления из-за многочисленных повреждений); обтянутые тканевой обшивкой органы управления с управляемыми летчиком металлическими триммерами, двигатель R-2800-10 "Дабл Уосп" с 4-метровым винтом.

нижняя проекция самолета

Вид на фюзеляж американского военного самолета Второй мировой войны "Grumman" F6F "Hellcat"

Большинство боев на Тихом океане происходило на средних или низких высотах, и хотя необходам ость турбокомпрессоров рассматривалась, они никогда не устанавливались. В конце 1943 года F6F-3 (66244) испытывался с двигателем R-2800-21, оснащенным турбонагнетателем. Установка потребовала утопленного нижнего воздухозаборника турбокомпрессора и охладителя, с выхлопным окном на нижней стороне фюзеляжа, как раз позади передней кромки, и специального четырехлопастного воздушного винта с коком. В конечном счете в апреле 1944 года этот самолет получил BuNo. 43137, как стандартный F6F-3 (и фактически последний из этой модели). Несмотря на огромное количество построенных "Хеллкэтов", никаких попыток установить другой двигатель, кроме R-2800, на последующие F6F не делалось.

Модификаций американского палубного истребителя
  • XF6F-1: два опытных образца (02981-2) с R-2600-10 "Циклон": только первый был завершен в этой конфигурации;
  • XF6F-2: планировавшийся турбокомпрессорный варианте R-2600-16, не строился, позже обозначение использовано для F6F-3 № 66244. Закончен одновременно с турбокомпрессорным R-2800-21;
  • XF6F-3: второй опытный образец (02982), законченный с R-2800-10;
  • F6F-3: основной серийный вариант (всего построено 4402);
  • F6F-3E переделка в ночной истребитель (построено 18);
  • XF6F-3N: первая заводская модификация ночного истребителя;
  • F6F-3N: ночной истребитель (общее количество 205);
  • XF6F-4: преобразование первого опытного образца в варианте R-2800-27 с двухскоростным турбонагнетателем в октябре 1942 года;
  • F6F-5: основной серийный вариант с небольшими усовершенствованиями (всего 6341 штук);
  • F6F-5K: различные доработки в радиоуправляемые беспилотные мишени, исследовательский самолет, бомбардировщик или беспилотные самолеты-снаряды;
  • F6F-5N: ночной истребитель (всего, исключая переделанные из F6F-5, 1529);
  • F6F-5P: оборудованная фотокамерой переделка (число не известно, но приблизительно 200);
  • XF6F-6: два F6F-5 (70188 и 70913) с двигателем "Дабл Уосп" серии С (2450 л.с. /1828 кВт R-2800-18W) и четырехлопастным воздушным винтом, первый полетел в июле 1944 года, он достиг скорости 671 км/ч и позже заменил F6F-5.


Модификаций американского палубного истребителя

Поставки начались 16 января 1943 года в истребительную эскадрилью VF-9 Военно-морского флота США, на борт американского авианосца "Эссекс". В это время F4U фирмы "Воут", летая почти три года, все еще не был пригоден для действий с авианосца. Видимо, соревнование с быстро построенным F6F провели, чтобы подстегнуть команду фирмы "Воут", которая должна была завершить необходимые изменения на превосходном в основном самолете. В январе 1943 года были прозедены продленные испытания с различными видами вооружения на наружных подвесках под F6F, но насколько известно, ни один из 4402 (не 4403, так как номера 66244 и 43137 имел один и тот же самолет) построенных F6F-3 не был приспособлен для размещения какой-либо внешней нагрузки, кроме сбрасываемого 568 литрового бака, хотя некоторые в ходе эксплуатации получили приспособления для бомб и ракет.

"Хеллкэт" приняли в войсках положительно, и, несмотря на довольно плохой передний обзор, тенденцию разворачиваться по воздушному потоку на земле, если хвостовое колесо не было блокировано, и опоры шасси с большой длиной хода, которые могли позволить большому воздушному винту ударяться о поверхность, пилоты скоро приспособились и не имели больших проблем в действии даже с легких эскортных авианосцев. В августе 1943 года большое число "Хеллкэтов" находились в готовности на борту авианосцев флота США "Эссекс", "Йорктаун" и "Индепенденс" и легких американских авианосцев "Белью Вуд" (Belleau Wood) и "Принстон" (Princeton). Первой боевой задачей стал вылет эскадрильи VF-5, действующей с авианосца "Йорктаун", в ходе второй атаки на острова Маркуса 31 августа. Следующей в тот же самый день совершила вылет YF-9 с авианосца "Эссекс". Были получены хорошие результаты, включая снижение километрового расхода топлива на крейсерском режиме, осуществление быстрой посадки на палубу с ударом и высокую надежность в интенсивных действиях (по две боевые задачи на самолет в день). В первом большом воздушном сражении, в районе Кваджелейн/Руи (Kwajalein/Roi) 4 декабря 1943 года, группа из 91 "Хеллкэта" встретилась с 50 АбМ и сбила 28, потеряв два.

В конце 1943 года поставки достигли 2555 машин, с небольшим количеством очевидных дефектов. Ни один из самолетов, действующих в том году, не имел бомбодержателей. Чрезвычайно важная новая разработка, последовавшая несколькими месяцами позднее, чем та же самая разработка была использована на F4U, - установка радара для ночных перехватов. История радаров ВМС США, работающих на короткой волне длиной 3 см, начинается с британского подарка (магнетрона) в 1940 году. В конечном счете имелось девять различных систем, четыре из которых производились серийно. Радар для F6F получен из AI Mk III (SCR-537) фирмы "Сперри" под обозначением AIA (это прародитель системы ASH, используемой на британских военно-морских самолетах). На его базе были созданы серийные семейства APS-4 и APS-6, оба из которых имели главные силовые модули, блок временной развертки и другие элементы в фюзеляже, сканер в контейнере на правой консоли крыла вращался с высокой скоростью, обеспечивая поиск в секторе 60° со спиральным сканированием. Никакая вибрация при этом не чувствовалась в кабине, управление самолетом изменилось незначительно. Контейнер уменьшил максимальную скорость приблизительно на 32 км/ч и при боковом скольжении давал ложно высокое показание воздушной скорости.

Первой версией ночного истребителя стал модифицированный в полевых условиях F6F-3E, 18 из которых дорабатывались в гарнизоне морской пехоты Куонсет Пойнт (Quonset Point), где тремя месяцами раньше, в июне 1943 года, собрали вручную первый ночной истребитель "Корсар". Самолеты F6F-3E имели AIA с координатором фирмы "Филко RF", первоначально настроенным для ASV операций ("air-to-surface vessel" - воздух-поверхность (корабль), использующим широкое, но неглубокое сканирование. Другие изменения включали красное освещение кабины и удаление изогнутого плексигласового обтекателя перед пуленепробиваемым лобовым стеклом, который мог легко стать поцарапанным и менее прозрачным. Завод построил XF6F-3N и 205 серийных ночных истребителя F6F-3N. оснащенных радаром APS-6, радиовысотомером и системой опознавания "свой-чужой". Одно время планировалось установить APS-6 на половине всей строящейся партии "Хеллкэтов" (ограничивающими факторами стали недостатки радаров и недостаточная квалифицированность ночных летчиков-истребителей). История 3-сантиметровых радиоволн велика сама по себе, но 1943 год был полон японской активностью ночью и в ожидании соответствующих ночных истребителей, и ВМС и корпус морской пехоты США испытывали альтернативные схемы.

Ночной успех

Лучше всего запомнилась команда "охотник/убийца" в составе одного-трех одноместных истребителей в группе с TBF "Эвенджер", оснащенным радаром ASV или с "Доут лессом" с ASB. Экипажи должны были работать как единое целое, и первый результативный ночной вылет имел место 26 ноября 1943 года, его возглавлял лейтенант-командор "Бутч" О'Хара. Он уничтожил "Мицубиси" G4M, но был сбит японскими истребителями, в то время как F6F-3 делали "мясорубку" из основных японских сил. Всемирно известный аэропорт в Чикаго назван в память о нем.

Подобно всем самолетам F6F-3 в 1944 году, F6F-3N имел несколько усовершенствований, наиболее важным из которых являлась установка двигателя R-2800-10W мощностью 2200 л.с. (1641 кВт) с впрыском воды. Водяной бак размещался позади кабины, с длинной трубой от горловины наверху гаргрота. Этот двигатель прибыл в Бетпэйдж в конце производства F6F-3 и считался одной из основных особенностей F6F-5, который с 21 апреля 1944 года заменил предшественника на производственной линии. Другой стандартной модификацией стало удаление изогнутого обтекателя ветрового стекла, который, как отмечалось ранее, портил передний вид, принося незначительный прирост скорости. Другие изменения включали пружинные триммеры на элеронах, измененную конструкцию главных опор шасси, уменьшенную прямую мачту радиоантенны, снятие пулеметных обтекателей, заднее окно кабины и более низкие створки капота.

Столкновения на каждом театре

Таким образом, F6F-5, который сходил с линии в Бетпэйдже со скоростью около 20 машин в день, был почти идентичен F6F-3. Трудно найти другой самолет, выпущенный на одном заводе в количестве 12274 экземпляра (все практически идентичны) за 2,5 года. По рентабельности и влиянию на ход Мировой войны F6F идет в первом ряду. Почти все основные воздушные сражения Тихоокеанского театра, начиная с августа 1943 года, были с его участием, на нем летали все асы ВМС США того периода. С февраля 1945 года его использовали четыре авиаэскадрильи корпуса морской пехоты США. Его превосходство над японцами к концу 1944 году становится абсолютным, он непрерывно находится днем и ночью в зоне боевых действий и над японскими аэродромами, за что был назван "Большое голубое одеяло". На основе современных исследований, отношение сбитых F6F к своим потерям - 19:1.

вид сбоку на истребитель

Американский палубный военный самолет "Grumman" F6F-5 "Hellcat"

Варианты перечислены отдельно, серийно выпускались ночной истребитель F6F-5N и самолет-фоторазведчик F6F-5P. Все имели вооружение, и существенная часть от партии F6F-5, включавшая все F6F-5N и F6F-5P. имела внутренние 12,7-мм пулеметы, замененные 20-миллиметровыми пушками, каждая с боезапасом 200 выстрелов. Все самолеты F6F-5 могли нести внешнюю нагрузку вооружения, хотя, поскольку это также особенность многих F6F-3, она не может быть расценена как отличительная особенность. Подфюзеляжный центральный держатель рассчитан на 454-килограммовую бомбу или бак на 682 литра. На подобный держатель под каждой корневой частью крыла можно было подвесить 454-килограммовую бомбу или ракету "Тайни Тим". Каждая из наружных частей крыла могла использоваться для разхмещения трех ракет. Исследовались другие различные установки вооружения.

вид сверху на истребитель

Самолет F6F-5: основной серийный вариант с небольшими усовершенствованиями (всего 6341 штук)

В Великобритании испытательная программа включала установку восьми направляющих рельсового типа 27-килограммовых реактивных снарядов. Флот Британии получил 252 F6F-3 согласно "Ленд-лизу" с конца апреля 1943 года, под названием "Грумман" "Гэннет" Mk.I, пока название "Хеллкэт" не было стандартизировано. Все имели британский камуфляж и участвовали во многих боях у Норвегии и в Средиземноморье, первоначально в 800-й и 804-й эскадрйльях. За ними последовали 930 "Хеллкэт" Mk.2 (F6F-5) и 80 "Хеллкэт" NF.Mk.2 (F6F-5N), поставленные окрашенными в полночный синий цвет. Почти все использовались на Тихом океане с синими (белыми) поясами и часто с белыми полосами вокруг носовой части, крыла и хвоста. Некоторые были оборудованы фотокамерой ("Хеллкэт" FR.Mk.2) и несколько, без стрелково-пушечного вооружения, "Хеллкэт" PR.Mk.2, Они работали повсюду - в Восточной Индии, Малайзии, Бирме и в заключительном нападении на Японию. К концу 1945 года, все, кроме двух, из 12 действующих эскадрилий были перевооружены, один самолет, КЕ209, использовался командующим RNAS Луссимоутом (Lossiemouth) в качестве персонального даже после 1953 года. По крайней мере 120 бывших "Хеллкэтов" ВМС США были поставлены Военно-морской авиации Франции для использования в Индокитае, оставшиеся в строю позже служили на севере Африки. Другими потребителями являлись флоты Аргентины и Уругвая (к 1961 году). Более чем 300 штук были преобразованы в дистанционно-пилотируемые мишени и управляемые беспилотные самолеты-снаряды F6F-5K. Шесть из последних были запущены по северокорейским целям в августе 1952 года.

Модель
F6F-5
Экипаж, человек
1
Длина, метров
10,23
Размах крыла, метров
13,08
Размах крыла в сложенном виде, м
4,93
Высота, метров
3,99
Площадь крыла,м2
31,03
Масса пустого, кг
от 4152 до 4191
Массан нормальная взлетная, кг
5670
Максимальная взлётная масса, кг
6991
Силовая установка
1хR-2800 "Дабл Уосп"
Мощность, л.с., кВт
2000 (1491)
Максимальная скорость, км/ч
621 (на средних высотах)
Посадочная скорость, км/ч
135
Профиль крыла
NACA 23015.6
Коэффициент удлинения крыла
5,5
Воздушный винт, м
Hamilton Standard (4)
Коэффициент лоб.сопротивления
0,0211
Площадь сопротивления, м2
0,65
Время набора высоты, м/мин
6100 за 7,7
Скороподьемность, м/мин
1039 (без подвесок)
Нагрузка на крыло, кг/2
184
Тяговооруженность, Вт/кг
260
Запас топлива, литров
946 (3х568 ПТБ)
Перегоночная дальность, км
2460
Практическая дальность, км
1674
Практический потолок, м
11369
Аэродинамическое качество
12,2
Длина разбега, м
244
Вооружение, пулеметы, мм (или)
6х12,7
Вооружение, пушки, мм
2х20+(4х12,7 пулемета)
Вооружение ракеты, мм
6х127 HVAR или 2х298 Tiny Tim
Бомбовая нагрузка, кг (или)
1х910
Вооружение, торпеды, кг
1хMk.13-3
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В ЮВО сформированы роты БПЛА
Руководство российского военного ведомства в декабре 2013 года приняло решение о формировании рот беспилотников в составе соединений видов Вооруженных...
О закупке Ираном российских самолетов Су-30
Ближневосточный страшный сон: Иран покупает российские смертоносные Су-30 Иран, по всей видимости, заключит сделку на покупку российских самолетов Су-30 Flanker компании...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме