Штурмовик, легкий бомбардировщик и ночной истребитель Douglas A-20 Havoc/ DB-7 Boston
Создавая "Модель 7В" в 1938 году, конструкторы Джон Нортроп и Эдвард Хайнеманн из компании "Дуглас Эркрафт" в Эль-Сегундо, Калифорния, даже не думали, что армии США понадобится двухмоторный штурмовик, а тем более - с шасси с носовым колесом. Они выиграли контракт на постройку всего одного прототипа. Машина с двумя двигателями "Пратт-Уитни" R-1830C мощностью по 1100 л.с (820 кВт), совершившая первый полет 26 октября 1938 году, не была многообещающей. Жизнь ее также была краткой - до катастрофы 23 января 1939 года. К январю 1940 года, когда ВВС Франции начали использовать данный тип в 19-й и 32-й авиагруппах (первоначально - в Марокко, а позже - во Франции), Великобритания заинтересовалась машиной, и армия США выдала заказ.
В дальнейшей карьере самолета имелась путаница между названием компании "DB-7" и обозначением ВВС США А-20 и между именами "Бостон" и "Хэвок" (Havoc - "Опустошитель"). Многие из машин ВВС Великобритании официально имели оба имени. Участие Великобритании началось 20 февраля 1940 года с контракта на 150 самолетов, вскоре увеличенного до 300 и в конечном счете выросшего до 781 машины. Эти самолеты получили название DB-7B "Бостон" Mk.III для отличия их от 200 французских и 18 бельгийских DB-7 "Бостон" Mk.I и 249 французских DB-7 "Бостон" Mk.II, переданных Великобритании после падения Франции.
Американские легкие бомбардировщики "Douglas" А-20 "Havok"
Описание американского легкого бомбардировщика "Douglas" А-20 "Havok"
Приборы, гидравлика и электрические системы на "Бостоне"/"Хэвоке" оценивались как очень хорошего качества. Обзор с места пилота в кабине был превосходным. Пилот попадал в кабину через уникальный, распахивающийся на петлях наружу люк длиной 2,13 м и спускался на свое место. Пол кабины имел покрытие из застывшей пены, все трубы и провода были защищены специальной изоляцией. Просторная бронированная кабина создавала ощущение "спортивного автомобиля". В вариантах с застекленной носовой частью штурман-бомбардир сидел впереди, в полу кабины находился входной люк.
Конструкция самолета.
Конструкция самолета - обычная, с тонким фюзеляжем типа полумонокок из алюминиевого сплава и однолонжеронным алюминиевым крылом с обтянутыми тканью поверхностями управления. Вооружение менялось, но базовый проект имел неподвижные передние пулеметы в различных комбинациях, в то время как задний стрелок мог использовать подвижные 7,7-мм пулеметы верхней и нижней стрелковых точек с боезапасом у каждого - 500 патронов. В двух бомбоотсеках друг за другом могло размещаться до 544 кг бомб. Обычно устанавливалось два вертикальных держателя для шести 45-кг бомб каждый. При небольшом радиусе действия нагрузка возрастала до 907 кг.
Конфигурация.
А-20 - двухмоторный бомбардировщик с высокорасположенным крылом и шасси с носовым колесом. Большие звездообразные двигатели фирмы "Пратт-Уитни" "Твин Уосп" размещались в длинных гондолах под крылом. Фюзеляж был сравнительно высоким, но узким, с выступающей кабиной и верхней стрелковой установкой.
Расположение экипажа.
Хотя вооружение, назначение и модификации сильно различались, все самолеты "Бостон"/"Хэвок" - двухдвигательные монопланы с высокорасположенным крылом - имели такую конфигурацию фактически с самого начала. Пилоты, переучивавшиеся с машин, имевших шасси с хвостовой опорой, на новый тип трехколесного шасси с носовым колесом, сидели высоко и удобно и видели рулежную дорожку прямо перед собой внизу, для чего кабина была вынесена вперед от плоскости винтов. Помимо усовершенствований, которые внес Хайнеманн после прототипа "Модели В", имелся и недостаток, который оставался во всех сериях "Бостон"/"Хэвок": из-за узости фюзеляжа члены экипажа не могли поменяться местами в полете. Ранение или смерть пилота вынуждали штурмана и стрелка покидать машину с парашютом. На некоторых машинах для критических случаев в кабине стрелка устанавливали второе управление. Оно включало в себя ручку управления, педали руля поворота и сектор газа. Однако у стрелка при посадке могли быть проблемы, особенно если вышедший из строя пилот не мог сообщить ему информацию о переднем обзоре через селекторную связь.
Двигательная установка.
Первая модификация имела двигатели R-1830-S3C4G "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" взлетной мощностью по 1200 л.с. (895 кВт) при 2700 об/мин. Первый из серии DB-7, построенный по техническим требованиям Армии США, имел два двигателя R-2600-7 "Циклон" фирмы "Райт" мощностью по 1500 л.с. (1119 кВт) с турбонагнетателями, работающими от выхлопных газов. A-20G был оснащен двумя звездообразными 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения "Райт" R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт) с двухскоростными нагнетателями.
Камуфляж легкого бомбардировщика.
Первые А-20 имели верхние поверхности, окрашенные в состоянии заводской поставки в следующие цвета: оливково-серый (Olive Drab № 41) и средний зеленый (Medium Green № 42). Построенные в США ночные истребители окрашивались целиком в черный цвет. Оливковый и "пустынный" розовый цвета часто использовалась в схемах камуфляжа самолетов, применявшихся в Северной Африке с ноября 1942 года. Дополнение из "полос вторжения" наносилось обычно на руль направления на машинах 647-й и 410-й бомбардировочных групп 9-й ВА при действиях из Великобритании после высадки союзников в Нормандии.
Легкий бомбардировщик-штурмовик ВВС США периода Второй мировой войны "Douglas" А-20 "Havok"
В 1940 году, когда военная авиация Великобритании начала получать самолеты из бывшего французского заказа, возникла сильная потребность в ночных истребителях. Было решено переоборудовать на месте некоторое количество самолетов "Бостон" Mk.II в ночные истребители или ночные бомбардировщики (так называемые "самолеты вторжения"). На них устанавливались пламягасители на двигатели, четыре английских 7,7-мм пулемета внизу носовой части фюзеляжа и один пулемет "Виккерс К" в кабине стрелка.
Штурмовик американских ВВС "Douglas" А-20А "Havok"
Стеклянная носовая часть была сохранена. Находясь в составе 23-й эскадрильи RAF, эти маловысотные ночные бомбардировщики начали вылазки по Европе зимой 1940-1941 годов. Помимо прозвищ "Рейджер" или "Мунфайтер", этот самолет официально назывался "Хэвок" Mk.I ("Нарушитель"). Последующие машины, имевшие не менее 12 носовых пулеметов калибра 7,7-мм и бортовую РЛС, стали называться "Хэвок" Mk.II ("Ночной истребитель"). Эти самолеты неплохо действовали как ночные истребители RAF в период после Битвы за Англию (серия воздушных сражений осенью 1940 года). В декабре 1940 года самолеты "Хэвок" Mk.III, позже переименованные в "Хэвок" Mk.I ("Пандора"), использовались против нацистских штурмовиков, используя 610-метровый трос с миной на конце. Речь идет о так называемых воздушных минах, имевших на верхнем конце троса парашют. Самолет противника должен был цепляться за трос и подтягивать к себе мину. Одну воздушную победу с его помощью одержал сержант Врат (Wrat) из 93-й эскадрильи на самолете АХ913, прежде чем этот причудливый метод вышел из употребления.
Разработка "Турбинлайта"
Оригинальным вариантом был "Турбинлайт" - в носовой части самолета "Хэвок" Mk.II стоял прожектор мощностью 2,7 миллиона свечей (изобретение командира крыла У. Хелмора). Батареи размещались в бомбоотсеке "Хэвока", но из-за их большой массы этот вариант ночного истребителя не имел вооружения. "Хэвок" наводился на немецкие самолеты и освещал их с километрового расстояния для сопровождавших его "Харрикейнов". Последние служили в эскадрильях ВВС Великобритании бок о бок с "Дугласами". Десять таких эскадрилий скитались по ночам, используя эту бесполезную методику "поиска и уничтожения" до декабря 1942 года. Слишком много усилий расходовалось в попытках удержать лучи света на самолете противника, пока "Харрикейн" успешно проведет атаку. Была одержана только одна победа - над "Стирлингом" RAF.
Легкий бомбардировщик армии США "Douglas" А-20В "Havok"
В дополнение к путанице с именами заказанные Англией DB-7B "Бостон" Mk.III, которые начали прибывать в мае 1941 года, на месте переоборудовались в ночные истребители и становились "Бостон" Mk.III ("Нарушитель"). Они могли нести пакет из четырех 20-мм пушек "Испано" в нижней части фюзеляжа. Эту модификацию использовала 418-я эскадрилья канадских ВВС в Дебдене, сформированная в ноябре 1941 года, и 605-я эскадрилья RAF. К этому времени важность "Бостона"/"Хэвока" как ночного истребителя снизилась, и Бомбардировочное командование RAF использовало "Бостон" Mk.III для наступательных операций. Так, 88-я эскадрилья привлекалась для поиска линейного крейсера "Шарнхорст" в феврале 1942 года.
Военный самолет "Дуглас" А-20В "Хэвок" ВВС США
Экипажи "бостонов" выполнили несколько заданий непосредственно над территорией Германии, но обычно наносили удары по целям во Франции, Нидерландах и Бельгии. Экипажи "бостонов" RAF хорошо проявили себя в налете на радиозаводы фирмы "Филипс" в Эйдховене 6 декабря 1942 года. В конечном счете тяжелые бомбардировщики с большей несущей способностью затмили "Бостон" как бомбардировщик на Европейском ТВД. Этот тип использовался при выполнении других задач, таких как постановка дымовой завесы у берегов Нормандии в 1944 года. Улучшенные самолеты "Бостон" Mk.IV и "Бостон" Mk.V с верхними фюзеляжными турельными установками с сервоприводами действовали на Ближнем Востоке и в Италии.
Вид на фюзеляж американского штурмовика "Douglas" А-20В "Havok"
После того как первые самолеты распределились между Францией и Великобританией (следует добавить 16, заказанных Бельгией), появились другие заказчики, включая ВВС США с их заказом на модификацию А-20 "Хэвок". Несколько самолетов А-20 отправили Голландии на остров Ява в 1942 году, некоторые из них оказались захвачены Японией. СССР получил не менее чем 3125 самолетов "Бостон"/"Хэвок" (по сравнению с 1800 для Великобритании и 1962 машинами, используемыми войсками США). Они поставлялись через пункты, такие отдаленные, как Фэрбэнкс (Аляска) и Тегеран (Иран).
Легкий бомбардировщик Второй мировой войны "Douglas" А-20С "Havok"
Хотя это кажется сомнительным, некоторые американские пилоты полагают, что в начале Корейской войны они столкнулись в качестве противников с советскими "хэвоками", поставленными по "ленд-лизу". После 1945 года самолеты "Бостон"/"Хэвок" появились в ряде стран, и одна из прекрасно сохранившихся машин, восстановленная с послевоенными опознавательными знаками бразильских ВВС, находится в Авиационно-космическом музее в Бразилии.
Модель А-20С: 808 машин построено по программе "ленд-лиза" прежде всего для ВВС Великобритании как "Бостон" Mk.IIIA, и для военной авиации СССР
А-20, А-20А и А-20В "Хэвок" ВВС США мало участвовали в боевых действиях, хотя в составе советских ВВС воевало множество А-20В. Некоторые из ранних "хэвоков" модифицировались в ночные истребители Р-70. Все производство из Сегундо и Лонг-Бич было передано на завод компании "Дуглас" в Санта-Моника (Калифорния) в 1941 году, где появилась модель А-20С с двумя двигателями R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт).
Модель А-20С с двумя двигателями R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт)
Самолеты А-20С прибыли в Англию в июне 1942 года в составе 15-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США, участвовавшей в боях на континенте и позднее - в Северной Африке. Эта и другие боевые эскадрильи скоро начали получать A-20G с носовой частью, в которой на месте штурмана-бомбардира размещалось вооружение из шести 12,7-мм пулеметов. Сходная модель А-20Н имела двигатели R-2600-29 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт).
Действительная служба
Хотя А-20 служили за границей в армейских эскадрильях до конца 1941 года, модификация А-20С оказалась первой, принявшей участие в бою в составе 15-й бомбардировочной эскадрильи. Это подразделение прибыло в Великобританию в мае 1942 года и вступило в бой 4 июля.
Модификация самолета A-20G с носовой частью, в которой на месте штурмана-бомбардира размещалось вооружение из шести 12,7-мм пулеметов
Эта и другие бомбардировочные эскадрильи, последовавшие за ней в Европу и Северную Африку, в дальнейшем действовали в составе 9-й и 15-й воздушных армий, достигнув значительных успехов в роли тактического бомбардировщика и самолета вторжения. В дополнение к службе в Европе и на севере Африки A-20G и А-20Н видели действующими на Тихоокеанском театре военных действий.
Тихоокеанское направление
На Тихом океане "хэвоки" вступили в бой, когда они подверглись ударам на земле в декабре 1941 года при нападении на Перл-Хабор. Самолеты А-20А, модифицированные Мэджором "Паппи" ("Папочка") Ганном из 3-й бомбардировочной группы путем установки тяжелого носового вооружения, использовались для маловысотных штурмовых атак в Новой Гвинее.
A-20G: основной серийный вариант самолета на базе планера A-20D и с двигателями R-2600-23
Что касается действий против Германии, то "хэвоки" летали над всей Северной Африкой, а позднее наносили удары по целям на Сицилии и на Итальянском полуострове. "Хэвоки" ВВС США сражались в Нормандии, наносили удары по Берлину, хотя к концу войны в Европе "Хэвок" в некоторых эскадрильях был заменен на более совершенный Дуглас А-26 "Инвейдер".
Последними основными действующими вариантами "Хэвока" для Корпуса морской пехоты были A-20J и А-20К, на которых вернулись к застекленной носовой части, но более обтекаемой и без переплета. Некоторые А-20К были окрашены в черный цвет для ночных заградительных полетов. На Европейском театре боевых действий "Хэвоки" состояли на вооружении 47-й, 409-й, 410-й и 416-й бомбардировочных групп. На Тихом океане ими были вооружены 3-я, 312-я и 417-я бомбардировочные группы. Последний построенный "Хэвок" сошел со сборочной линии в Санта-Моника 20 сентября 1944 года. Всего фирмой "Дуглас" построено 7385 самолетов этого типа, и еще 140 выпустила фирма "Боинг".
Модификации американского легкого бомбардировщика-штурмовика А-20
- А-20С: 808 машин построено по программе "ленд-лиза" прежде всего для ВВС Великобритании как "Бостон" Mk.IIIA, и для ВВС СССР, после 7 декабря 1941 года большое количество поступило в ВВС США для создания учебных групп А-20 на территории США;
- A-20D: проект облегченного варианта с двигателями R-2600-7;
- А-20Е: 17 модифицированных А-20А с двигателями R-2600-11 и другими усовершенствованиями;
- XA-20F: один А-20А с 37-мм орудием в носовой части и двумя турельными установками с дистанционным управлением;
- A-20G: основной серийный вариант на базе планера A-20D и с двигателями R-2600-23; непрозрачная носовая часть с четырьмя 20-мм пушками или шестью 12,7-мм пулеметами; построено 2850 машин; последние серии имели надфюзеляжную турельную установку фирмы "Мартин" с двумя пулеметами;
- CA-20G: послевоенная транспортная модификация А-20Н; подобен A-20G, но с двигателями R-2600-29 (построено 412 машин);
- ТА-20Н: небольшое количество А-20Н, используемых для обучения;
- A-20J: вариант на базе A-20G, но более длинный и с беспереплетной застекленной носовой частью (построено 450 машин);
- TA-20J: учебная модификация A-20J;
- А-20К: подобен А-20Н, но с застекленной носовой частью от A-20J (построено 413 машин);
- ТА-20К: учебная модификация А-20К;
- XF-3: один самолет на базе А-20 с установленными в заднем бомбоотсеке фотокамерами;
- YF-3: два А-20 с камерами и хвостовой стрелковой точкой;
- F-3A: 46 A-20J и А-20К, оборудованных для фоторазведки;
- 0-53: разведывательный вариант А-20В; заказ на 1489 машин отменен;
- ХР-70: ночной истребитель на базе А-20 с носовым обтекателем РЛС, четырьмя 20-мм пушками в подфюзеляжном обтекателе, двигателями R-2600-11 и экипажем из пилота и оператора РЛС;
- Р-70: 59 учебных ночных истребителей на базе А-20;
- Р-70А-1: 13 ночных истребителей на базе А-20С с двигателями R-2600-23 и шестью или восемью 12,7-мм пулеметами в подфюзеляжном обтекателе;
- Р-70А-2: 65 ночных истребителей на базе A-20G; все подвижные пулеметы сняты;
- Р-70В-1: один A-20G с РЛС сантиметрового диапазона SCR-720 в доработанной носовой части и с шестью пулеметами в обтекателях по бортам носовой части фюзеляжа;
- Р-70В-2: 105 ночных истребителей на базе A-20G и А-20J с РЛС SCR-720 или SCR-729 и пушками в подфюзеляжном обтекателе;
- BD-1: обозначение одного экземпляра А-20А, переданного Корпусу морской пехоты США для буксировки мишеней и вспомогательных задач;
- BD-2: восемь А-20В, переданных Корпусу морской пехоты США.
Модификации американского легкого бомбардировщика-штурмовика А-20
Кроме замечательных пилотажных качеств, упомянутых ранее, "Хэвок" во многих отношениях выглядел как одноместный самолет и мог легко пилотироваться одним пилотом. Самолет нуждался в полном разбеге, но при достижении скорости 177 км/ч легко отрывался от взлетной полосы. Шасси очень быстро убиралось благодаря гидроаккумулятору, а скороподъемность у земли впечатляла.
Модель самолета "Дуглас" А-20J "Хэвок"
На рабочих высотах машина проворно маневрировала и, помимо высокой максимальной скорости (около 539 км/ч), имела и другие первоклассные характеристики. Высокое хвостовое оперение с одним рулем направления чутко реагировало на работу пилота педалями. Краткие эксперименты с двойным хвостовым оперением и двумя рулями поворота на 131-м экземпляре DB-7 "Бостон" не дали улучшения управляемости. Некоторые пилоты отмечали некоторую сложность в управлении "Бостоном"/"Хэвоком" при заходе на посадку и касании, недостаточную эффективность тормозов и то, что они слишком часто нуждались в замене. Это была строгая машина в условиях быстрой посадки на короткой полосе.
"Дуглас" A-20J: вариант на базе A-20G, но более длинный и с беспереплетной застекленной носовой частью (построено 450 машин)
По-видимому, успешное применение в Британии этого типа самолета как ночного истребителя побудило ВВС США модифицировать ранние А-20 "Хэвоки" в ночной истребитель Р-70. С использованием британского радара для перехватчика первый прототип ХР-70 был получен переделкой А-20 (39-735) в 1942 году. Следующие 59 самолетов А-20 были переделаны в Р-70, в то время как 13 машин А-20С стали истребителями Р-70А-1, а 26 A-20G получили обозначение Р-70А-2. Дальнейшими переделками стали один Р-70В-1 и небольшое количество Р-70В-2.
В рамках программы Р-70 было много сделано для повышения потенциала ночного истребителя. Однако пока шла эта работа, фирма "Нортроп" (основанная авиаконструктором Джоном Нортропом в 1938 году) разрабатывала "с нуля" собственный ночной двухмоторный истребитель. Готовый Р-61 "Блэк-Уидоу" ("Черная вдова") имел значительные преимущества перед Р-70. Последний использовался в основном для обучения и тренировок и в меньшей степени, участвовал в боевых действиях на Тихом океане. "Фоторазведывательное" обозначение F-3 применялось к оборудованным фотокамерами "Хэвокам" после того, как первоначальное "наблюдательное" обозначение 0-53 было отвергнуто. Один самолет А-20 (39-741) модернизировали в XF-3, установив камеры в отсеке фюзеляжа. Следующие две машины стали YF-3 с установкой различной оптики и камер. Потенциал "Хэвока" как разведчика, особенно из-за хороших летных характеристик на низкой высоте, был очевиден. Как только появилась разведывательная модификация, сорок шесть самолетов A-20J и А-20К были модифицированы в вариант F-3A. Относительно небольшое количество разведчиков F-3A приводило к непропорционально большому участию в сражениях. F-3A "Хэвок" стал первым самолетом военной авиации союзников, который приземлился на авиабазе Итазука в Японии после капитуляции последней 15 августа 1945 года.
Модель
|
A-20G
|
Экипаж, человек
|
2-3
|
Длина, метров
|
14,63
|
Размах крыла, метров
|
18,69
|
Высота, метров
|
5,36
|
Площадь крыла,м2
|
43,11
|
Масса пустого, кг
|
7265
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
12338
|
Силовая установка
|
2хR-2600-23 "Дабл Циклон"
|
Мощность, л.с., кВт
|
1600 (1193)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
439
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
546 на 3780
|
Скороподьемность, м/мин
|
887
|
Дальность с норм.бомбовой нагр, км
|
1754
|
Практический потолок, м
|
7865
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
9х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
1364
|
Источники:
- Владимир Котельников. "Бостоны" в СССР.
- Владимир Котельников. Краснозвездные "американцы" Сталина. A-20 "Бостон".
- Squadron/Signal. Jim Mesco. A-20 Havoc in Action.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.