Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Легкий бомбардировщик-штурмовик 'Дуглас' А-20 'Хэвок'/ДБ-7 'Бостон'
Легкий бомбардировщик и штурмовик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Экипаж 3 - 4 человека. Проектирование начато в Нортроп авиэйшн корпорейшн под руководством Дж.Нортропа и Э.Хейнемана. Впоследствии фирма поглощена Дуглас эйркрафт, и самолет доведен до уровня серийного производства под руководством Э.Уэйденхеймера.

Штурмовик, легкий бомбардировщик и ночной истребитель Douglas A-20 Havoc/ DB-7 Boston

штурмовик сшаСоздавая "Модель 7В" в 1938 году, конструкторы Джон Нортроп и Эдвард Хайнеманн из компании "Дуглас Эркрафт" в Эль-Сегундо, Калифорния, даже не думали, что армии США понадобится двухмоторный штурмовик, а тем более - с шасси с носовым колесом. Они выиграли контракт на постройку всего одного прототипа. Машина с двумя двигателями "Пратт-Уитни" R-1830C мощностью по 1100 л.с (820 кВт), совершившая первый полет 26 октября 1938 году, не была многообещающей. Жизнь ее также была краткой - до катастрофы 23 января 1939 года. К январю 1940 года, когда ВВС Франции начали использовать данный тип в 19-й и 32-й авиагруппах (первоначально - в Марокко, а позже - во Франции), Великобритания заинтересовалась машиной, и армия США выдала заказ.

В дальнейшей карьере самолета имелась путаница между названием компании "DB-7" и обозначением ВВС США А-20 и между именами "Бостон" и "Хэвок" (Havoc - "Опустошитель"). Многие из машин ВВС Великобритании официально имели оба имени. Участие Великобритании началось 20 февраля 1940 года с контракта на 150 самолетов, вскоре увеличенного до 300 и в конечном счете выросшего до 781 машины. Эти самолеты получили название DB-7B "Бостон" Mk.III для отличия их от 200 французских и 18 бельгийских DB-7 "Бостон" Mk.I и 249 французских DB-7 "Бостон" Mk.II, переданных Великобритании после падения Франции.

американские военные самолеты

Американские легкие бомбардировщики "Douglas" А-20 "Havok"

Описание американского легкого бомбардировщика "Douglas" А-20 "Havok"

Приборы, гидравлика и электрические системы на "Бостоне"/"Хэвоке" оценивались как очень хорошего качества. Обзор с места пилота в кабине был превосходным. Пилот попадал в кабину через уникальный, распахивающийся на петлях наружу люк длиной 2,13 м и спускался на свое место. Пол кабины имел покрытие из застывшей пены, все трубы и провода были защищены специальной изоляцией. Просторная бронированная кабина создавала ощущение "спортивного автомобиля". В вариантах с застекленной носовой частью штурман-бомбардир сидел впереди, в полу кабины находился входной люк.

Конструкция самолета.
Конструкция самолета - обычная, с тонким фюзеляжем типа полумонокок из алюминиевого сплава и однолонжеронным алюминиевым крылом с обтянутыми тканью поверхностями управления. Вооружение менялось, но базовый проект имел неподвижные передние пулеметы в различных комбинациях, в то время как задний стрелок мог использовать подвижные 7,7-мм пулеметы верхней и нижней стрелковых точек с боезапасом у каждого - 500 патронов. В двух бомбоотсеках друг за другом могло размещаться до 544 кг бомб. Обычно устанавливалось два вертикальных держателя для шести 45-кг бомб каждый. При небольшом радиусе действия нагрузка возрастала до 907 кг.

Конфигурация.
А-20 - двухмоторный бомбардировщик с высокорасположенным крылом и шасси с носовым колесом. Большие звездообразные двигатели фирмы "Пратт-Уитни" "Твин Уосп" размещались в длинных гондолах под крылом. Фюзеляж был сравнительно высоким, но узким, с выступающей кабиной и верхней стрелковой установкой.

Расположение экипажа.
Хотя вооружение, назначение и модификации сильно различались, все самолеты "Бостон"/"Хэвок" - двухдвигательные монопланы с высокорасположенным крылом - имели такую конфигурацию фактически с самого начала. Пилоты, переучивавшиеся с машин, имевших шасси с хвостовой опорой, на новый тип трехколесного шасси с носовым колесом, сидели высоко и удобно и видели рулежную дорожку прямо перед собой внизу, для чего кабина была вынесена вперед от плоскости винтов. Помимо усовершенствований, которые внес Хайнеманн после прототипа "Модели В", имелся и недостаток, который оставался во всех сериях "Бостон"/"Хэвок": из-за узости фюзеляжа члены экипажа не могли поменяться местами в полете. Ранение или смерть пилота вынуждали штурмана и стрелка покидать машину с парашютом. На некоторых машинах для критических случаев в кабине стрелка устанавливали второе управление. Оно включало в себя ручку управления, педали руля поворота и сектор газа. Однако у стрелка при посадке могли быть проблемы, особенно если вышедший из строя пилот не мог сообщить ему информацию о переднем обзоре через селекторную связь.

Двигательная установка.
Первая модификация имела двигатели R-1830-S3C4G "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" взлетной мощностью по 1200 л.с. (895 кВт) при 2700 об/мин. Первый из серии DB-7, построенный по техническим требованиям Армии США, имел два двигателя R-2600-7 "Циклон" фирмы "Райт" мощностью по 1500 л.с. (1119 кВт) с турбонагнетателями, работающими от выхлопных газов. A-20G был оснащен двумя звездообразными 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения "Райт" R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт) с двухскоростными нагнетателями.

Камуфляж легкого бомбардировщика.
Первые А-20 имели верхние поверхности, окрашенные в состоянии заводской поставки в следующие цвета: оливково-серый (Olive Drab № 41) и средний зеленый (Medium Green № 42). Построенные в США ночные истребители окрашивались целиком в черный цвет. Оливковый и "пустынный" розовый цвета часто использовалась в схемах камуфляжа самолетов, применявшихся в Северной Африке с ноября 1942 года. Дополнение из "полос вторжения" наносилось обычно на руль направления на машинах 647-й и 410-й бомбардировочных групп 9-й ВА при действиях из Великобритании после высадки союзников в Нормандии.

военный самолет сша

Легкий бомбардировщик-штурмовик ВВС США периода Второй мировой войны "Douglas" А-20 "Havok"

В 1940 году, когда военная авиация Великобритании начала получать самолеты из бывшего французского заказа, возникла сильная потребность в ночных истребителях. Было решено переоборудовать на месте некоторое количество самолетов "Бостон" Mk.II в ночные истребители или ночные бомбардировщики (так называемые "самолеты вторжения"). На них устанавливались пламягасители на двигатели, четыре английских 7,7-мм пулемета внизу носовой части фюзеляжа и один пулемет "Виккерс К" в кабине стрелка.

вид сбоку на самолет

Штурмовик американских ВВС "Douglas" А-20А "Havok"

Стеклянная носовая часть была сохранена. Находясь в составе 23-й эскадрильи RAF, эти маловысотные ночные бомбардировщики начали вылазки по Европе зимой 1940-1941 годов. Помимо прозвищ "Рейджер" или "Мунфайтер", этот самолет официально назывался "Хэвок" Mk.I ("Нарушитель"). Последующие машины, имевшие не менее 12 носовых пулеметов калибра 7,7-мм и бортовую РЛС, стали называться "Хэвок" Mk.II ("Ночной истребитель"). Эти самолеты неплохо действовали как ночные истребители RAF в период после Битвы за Англию (серия воздушных сражений осенью 1940 года). В декабре 1940 года самолеты "Хэвок" Mk.III, позже переименованные в "Хэвок" Mk.I ("Пандора"), использовались против нацистских штурмовиков, используя 610-метровый трос с миной на конце. Речь идет о так называемых воздушных минах, имевших на верхнем конце троса парашют. Самолет противника должен был цепляться за трос и подтягивать к себе мину. Одну воздушную победу с его помощью одержал сержант Врат (Wrat) из 93-й эскадрильи на самолете АХ913, прежде чем этот причудливый метод вышел из употребления.

Разработка "Турбинлайта"

Оригинальным вариантом был "Турбинлайт" - в носовой части самолета "Хэвок" Mk.II стоял прожектор мощностью 2,7 миллиона свечей (изобретение командира крыла У. Хелмора). Батареи размещались в бомбоотсеке "Хэвока", но из-за их большой массы этот вариант ночного истребителя не имел вооружения. "Хэвок" наводился на немецкие самолеты и освещал их с километрового расстояния для сопровождавших его "Харрикейнов". Последние служили в эскадрильях ВВС Великобритании бок о бок с "Дугласами". Десять таких эскадрилий скитались по ночам, используя эту бесполезную методику "поиска и уничтожения" до декабря 1942 года. Слишком много усилий расходовалось в попытках удержать лучи света на самолете противника, пока "Харрикейн" успешно проведет атаку. Была одержана только одна победа - над "Стирлингом" RAF.

боковая проекция штурмовика

Легкий бомбардировщик армии США "Douglas" А-20В "Havok"

В дополнение к путанице с именами заказанные Англией DB-7B "Бостон" Mk.III, которые начали прибывать в мае 1941 года, на месте переоборудовались в ночные истребители и становились "Бостон" Mk.III ("Нарушитель"). Они могли нести пакет из четырех 20-мм пушек "Испано" в нижней части фюзеляжа. Эту модификацию использовала 418-я эскадрилья канадских ВВС в Дебдене, сформированная в ноябре 1941 года, и 605-я эскадрилья RAF. К этому времени важность "Бостона"/"Хэвока" как ночного истребителя снизилась, и Бомбардировочное командование RAF использовало "Бостон" Mk.III для наступательных операций. Так, 88-я эскадрилья привлекалась для поиска линейного крейсера "Шарнхорст" в феврале 1942 года.

верхняя проекция бомбардировщика

Военный самолет "Дуглас" А-20В "Хэвок" ВВС США

Экипажи "бостонов" выполнили несколько заданий непосредственно над территорией Германии, но обычно наносили удары по целям во Франции, Нидерландах и Бельгии. Экипажи "бостонов" RAF хорошо проявили себя в налете на радиозаводы фирмы "Филипс" в Эйдховене 6 декабря 1942 года. В конечном счете тяжелые бомбардировщики с большей несущей способностью затмили "Бостон" как бомбардировщик на Европейском ТВД. Этот тип использовался при выполнении других задач, таких как постановка дымовой завесы у берегов Нормандии в 1944 года. Улучшенные самолеты "Бостон" Mk.IV и "Бостон" Mk.V с верхними фюзеляжными турельными установками с сервоприводами действовали на Ближнем Востоке и в Италии.

вид снизу на легкий бомбардировщик

Вид на фюзеляж американского штурмовика "Douglas" А-20В "Havok"

После того как первые самолеты распределились между Францией и Великобританией (следует добавить 16, заказанных Бельгией), появились другие заказчики, включая ВВС США с их заказом на модификацию А-20 "Хэвок". Несколько самолетов А-20 отправили Голландии на остров Ява в 1942 году, некоторые из них оказались захвачены Японией. СССР получил не менее чем 3125 самолетов "Бостон"/"Хэвок" (по сравнению с 1800 для Великобритании и 1962 машинами, используемыми войсками США). Они поставлялись через пункты, такие отдаленные, как Фэрбэнкс (Аляска) и Тегеран (Иран).

вид сбоку на самолет

Легкий бомбардировщик Второй мировой войны "Douglas" А-20С "Havok"

Хотя это кажется сомнительным, некоторые американские пилоты полагают, что в начале Корейской войны они столкнулись в качестве противников с советскими "хэвоками", поставленными по "ленд-лизу". После 1945 года самолеты "Бостон"/"Хэвок" появились в ряде стран, и одна из прекрасно сохранившихся машин, восстановленная с послевоенными опознавательными знаками бразильских ВВС, находится в Авиационно-космическом музее в Бразилии.

вид сверху на самолет

Модель А-20С: 808 машин построено по программе "ленд-лиза" прежде всего для ВВС Великобритании как "Бостон" Mk.IIIA, и для военной авиации СССР

А-20, А-20А и А-20В "Хэвок" ВВС США мало участвовали в боевых действиях, хотя в составе советских ВВС воевало множество А-20В. Некоторые из ранних "хэвоков" модифицировались в ночные истребители Р-70. Все производство из Сегундо и Лонг-Бич было передано на завод компании "Дуглас" в Санта-Моника (Калифорния) в 1941 году, где появилась модель А-20С с двумя двигателями R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт).

фюзеляж самолета

Модель А-20С с двумя двигателями R-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт)

Самолеты А-20С прибыли в Англию в июне 1942 года в составе 15-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США, участвовавшей в боях на континенте и позднее - в Северной Африке. Эта и другие боевые эскадрильи скоро начали получать A-20G с носовой частью, в которой на месте штурмана-бомбардира размещалось вооружение из шести 12,7-мм пулеметов. Сходная модель А-20Н имела двигатели R-2600-29 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт).

Действительная служба

Хотя А-20 служили за границей в армейских эскадрильях до конца 1941 года, модификация А-20С оказалась первой, принявшей участие в бою в составе 15-й бомбардировочной эскадрильи. Это подразделение прибыло в Великобританию в мае 1942 года и вступило в бой 4 июля.

боковая проекция штурмовика

Модификация самолета A-20G с носовой частью, в которой на месте штурмана-бомбардира размещалось вооружение из шести 12,7-мм пулеметов

Эта и другие бомбардировочные эскадрильи, последовавшие за ней в Европу и Северную Африку, в дальнейшем действовали в составе 9-й и 15-й воздушных армий, достигнув значительных успехов в роли тактического бомбардировщика и самолета вторжения. В дополнение к службе в Европе и на севере Африки A-20G и А-20Н видели действующими на Тихоокеанском театре военных действий.

Тихоокеанское направление

На Тихом океане "хэвоки" вступили в бой, когда они подверглись ударам на земле в декабре 1941 года при нападении на Перл-Хабор. Самолеты А-20А, модифицированные Мэджором "Паппи" ("Папочка") Ганном из 3-й бомбардировочной группы путем установки тяжелого носового вооружения, использовались для маловысотных штурмовых атак в Новой Гвинее.

вид сверху на легкий бомбардировщик

A-20G: основной серийный вариант самолета на базе планера A-20D и с двигателями R-2600-23

Что касается действий против Германии, то "хэвоки" летали над всей Северной Африкой, а позднее наносили удары по целям на Сицилии и на Итальянском полуострове. "Хэвоки" ВВС США сражались в Нормандии, наносили удары по Берлину, хотя к концу войны в Европе "Хэвок" в некоторых эскадрильях был заменен на более совершенный Дуглас А-26 "Инвейдер".

Последними основными действующими вариантами "Хэвока" для Корпуса морской пехоты были A-20J и А-20К, на которых вернулись к застекленной носовой части, но более обтекаемой и без переплета. Некоторые А-20К были окрашены в черный цвет для ночных заградительных полетов. На Европейском театре боевых действий "Хэвоки" состояли на вооружении 47-й, 409-й, 410-й и 416-й бомбардировочных групп. На Тихом океане ими были вооружены 3-я, 312-я и 417-я бомбардировочные группы. Последний построенный "Хэвок" сошел со сборочной линии в Санта-Моника 20 сентября 1944 года. Всего фирмой "Дуглас" построено 7385 самолетов этого типа, и еще 140 выпустила фирма "Боинг".

Модификации американского легкого бомбардировщика-штурмовика А-20
  • А-20С: 808 машин построено по программе "ленд-лиза" прежде всего для ВВС Великобритании как "Бостон" Mk.IIIA, и для ВВС СССР, после 7 декабря 1941 года  большое количество поступило в ВВС США для создания учебных групп А-20 на территории США;
  • A-20D: проект облегченного варианта с двигателями R-2600-7;
  • А-20Е: 17 модифицированных А-20А с двигателями R-2600-11 и другими усовершенствованиями;
  • XA-20F: один А-20А с 37-мм орудием в носовой части и двумя турельными установками с дистанционным управлением;
  • A-20G: основной серийный вариант на базе планера A-20D и с двигателями R-2600-23; непрозрачная носовая часть с четырьмя 20-мм пушками или шестью 12,7-мм пулеметами; построено 2850 машин; последние серии имели надфюзеляжную турельную установку фирмы "Мартин" с двумя пулеметами;
  • CA-20G: послевоенная транспортная модификация А-20Н; подобен A-20G, но с двигателями R-2600-29 (построено 412 машин);
  • ТА-20Н: небольшое количество А-20Н, используемых для обучения;
  • A-20J: вариант на базе A-20G, но более длинный и с беспереплетной застекленной носовой частью (построено 450 машин);
  • TA-20J: учебная модификация A-20J;
  • А-20К: подобен А-20Н, но с застекленной носовой частью от A-20J (построено 413 машин);
  • ТА-20К: учебная модификация А-20К;
  • XF-3: один самолет на базе А-20 с установленными в заднем бомбоотсеке фотокамерами;
  • YF-3: два А-20 с камерами и хвостовой стрелковой точкой;
  • F-3A: 46 A-20J и А-20К, оборудованных для фоторазведки;
  • 0-53: разведывательный вариант А-20В; заказ на 1489 машин отменен;
  • ХР-70: ночной истребитель на базе А-20 с носовым обтекателем РЛС, четырьмя 20-мм пушками в подфюзеляжном обтекателе, двигателями R-2600-11 и экипажем из пилота и оператора РЛС;
  • Р-70: 59 учебных ночных истребителей на базе А-20;
  • Р-70А-1: 13 ночных истребителей на базе А-20С с двигателями R-2600-23 и шестью или восемью 12,7-мм пулеметами в подфюзеляжном обтекателе;
  • Р-70А-2: 65 ночных истребителей на базе A-20G; все подвижные пулеметы сняты;
  • Р-70В-1: один A-20G с РЛС сантиметрового диапазона SCR-720 в доработанной носовой части и с шестью пулеметами в обтекателях по бортам носовой части фюзеляжа;
  • Р-70В-2: 105 ночных истребителей на базе A-20G и А-20J с РЛС SCR-720 или SCR-729 и пушками в подфюзеляжном обтекателе;
  • BD-1: обозначение одного экземпляра А-20А, переданного Корпусу морской пехоты США для буксировки мишеней и вспомогательных задач;
  • BD-2: восемь А-20В, переданных Корпусу морской пехоты США.


Модификации американского легкого бомбардировщика-штурмовика А-20

Кроме замечательных пилотажных качеств, упомянутых ранее, "Хэвок" во многих отношениях выглядел как одноместный самолет и мог легко пилотироваться одним пилотом. Самолет нуждался в полном разбеге, но при достижении скорости 177 км/ч легко отрывался от взлетной полосы. Шасси очень быстро убиралось благодаря гидроаккумулятору, а скороподъемность у земли впечатляла.

боковая проекция военного самолета

Модель самолета "Дуглас" А-20J "Хэвок"

На рабочих высотах машина проворно маневрировала и, помимо высокой максимальной скорости (около 539 км/ч), имела и другие первоклассные характеристики. Высокое хвостовое оперение с одним рулем направления чутко реагировало на работу пилота педалями. Краткие эксперименты с двойным хвостовым оперением и двумя рулями поворота на 131-м экземпляре DB-7 "Бостон" не дали улучшения управляемости. Некоторые пилоты отмечали некоторую сложность в управлении "Бостоном"/"Хэвоком" при заходе на посадку и касании, недостаточную эффективность тормозов и то, что они слишком часто нуждались в замене. Это была строгая машина в условиях быстрой посадки на короткой полосе.

верхняя проекция самолета второй мировой войны

"Дуглас" A-20J: вариант на базе A-20G, но более длинный и с беспереплетной застекленной носовой частью (построено 450 машин)

По-видимому, успешное применение в Британии этого типа самолета как ночного истребителя побудило ВВС США модифицировать ранние А-20 "Хэвоки" в ночной истребитель Р-70. С использованием британского радара для перехватчика первый прототип ХР-70 был получен переделкой А-20 (39-735) в 1942 году. Следующие 59 самолетов А-20 были переделаны в Р-70, в то время как 13 машин А-20С стали истребителями Р-70А-1, а 26 A-20G получили обозначение Р-70А-2. Дальнейшими переделками стали один Р-70В-1 и небольшое количество Р-70В-2.

В рамках программы Р-70 было много сделано для повышения потенциала ночного истребителя. Однако пока шла эта работа, фирма "Нортроп" (основанная авиаконструктором Джоном Нортропом в 1938 году) разрабатывала "с нуля" собственный ночной двухмоторный истребитель. Готовый Р-61 "Блэк-Уидоу" ("Черная вдова") имел значительные преимущества перед Р-70. Последний использовался в основном для обучения и тренировок и в меньшей степени, участвовал в боевых действиях на Тихом океане. "Фоторазведывательное" обозначение F-3 применялось к оборудованным фотокамерами "Хэвокам" после того, как первоначальное "наблюдательное" обозначение 0-53 было отвергнуто. Один самолет А-20 (39-741) модернизировали в XF-3, установив камеры в отсеке фюзеляжа. Следующие две машины стали YF-3 с установкой различной оптики и камер. Потенциал "Хэвока" как разведчика, особенно из-за хороших летных характеристик на низкой высоте, был очевиден. Как только появилась разведывательная модификация, сорок шесть самолетов A-20J и А-20К были модифицированы в вариант F-3A. Относительно небольшое количество разведчиков F-3A приводило к непропорционально большому участию в сражениях. F-3A "Хэвок" стал первым самолетом военной авиации союзников, который приземлился на авиабазе Итазука в Японии после капитуляции последней 15 августа 1945 года.

Модель
A-20G
Экипаж, человек
2-3
Длина, метров
14,63
Размах крыла, метров
18,69
Высота, метров
5,36
Площадь крыла,м2
43,11
Масса пустого, кг
7265
Максимальная взлётная масса, кг
12338
Силовая установка
2хR-2600-23 "Дабл Циклон"
Мощность, л.с., кВт
1600 (1193)
Крейсерская скорость, км/ч
439
Максимальная скорость км/ч, м
546  на 3780
Скороподьемность, м/мин
887
Дальность с норм.бомбовой нагр, км
1754
Практический потолок, м
7865
Вооружение, пулеметы, мм
9х12,7
Бомбовая нагрузка, кг
1364

Источники:

  • Владимир Котельников. "Бостоны" в СССР.
  • Владимир Котельников. Краснозвездные "американцы" Сталина. A-20 "Бостон".
  • Squadron/Signal. Jim Mesco. A-20 Havoc in Action.
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме