Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Тактический бомбардировщик Martin B-26 Marauder
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Экипаж 5 - 7 человек. Создан в КБ фирмы Гленн Л.Мартин эйркрафт под руководством П.Магрудера. Опытного образца самолета не было. Серийное производство начато осенью 1940 года. Выпускался заводами Мартин в Балтиморе и Омахе. Построено 5266 экземпляров. B-26 состоял на вооружении в США с февраля 1941 года, в Великобритании - с мая 1942 года, во Франции - с сентября 1943 года. Самолет имел несколько модификаций. Первое боевое применение в ВВС Армии США - в апреле 1942 года.

Средний бомбардировщик Martin B-26 Marauder

американский бомбардировщикВ конце тридцатых годов Авиакорпус Армии США почувствовал недостаток в средних бомбардировщиках, способных заменить "Дуглас" В-18 и "Мартин" В-10, ни один из которых не соответствовал по своим летным данным, бомбовой нагрузке или оборонительному вооружению современным самолетам, бывшим на вооружении в Европе. В январе 1939 года Авиакорпус Армии США обратился к американским производителям с требованиями на новый средний бомбардировщик, который должен был обладать высокой скоростью, большой дальностью и бомбовой нагрузкой в 90 кг. Производители отметили, что достижение всех этих характеристик приведет к увеличению нагрузки на крыло, повышению посадочной скорости и увеличению длины разбега-пробега.

Подготовленный Пептоном М. Макгрудером и представленный фирмой "Гленн Л. Мартин Ко." Авиационному совету 5 июля 1939 года, проект "Мартин 179" был воплощением всех условий тендера, включая самую высокую нагрузку на крыло из всех самолетов, поступавших на вооружение Авиакорпуса Армии США. Контракт на производство был заключен сразу же после представления конструкции, принимая во внимание напряженную предвоенную международную обстановку. Имея экипаж из пяти человек. "Мартин 179" был оснащен двумя звездообразными двигателями R-2800 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1850 л.с. (1380 кВт) в мотогондолах под крылом очень малой площади. Два 7,62-мм п два 12,7-мм пулемета составляли оборонительное вооружение, а центром конструкции был, конечно, фюзеляж красивых стремительных линий, круглого поперечного сечения, скрывавший в себе вместительный отсек для бомбовой нагрузки.

фото самолета

"Martin" средний бомбардировщик В-26 "Marauder" фотография самолета

1100 самолетов, обозначенных В-26, были заказаны в сентябре 1939 года, а первый самолет (40-1361) полетел 25 ноября 1940 года под управлением Вильяма К. Эбеля. Прототипов, как таковых, не было. Первые 201 самолет с двигателями R-2800-5 были предназначены, прежде всего, для экспериментальных и тренировочных полетов, оказавшихся впоследствии достаточно долгой и опасной процедурой, в результате незнания пилотами шасси с носовым колесом и высокой посадочной скорости. Большая масса (14515 кг) и площадь крыла в 55,93 м2 создали нагрузку на крыло 260 кг/м, и обеспечили посадочную скорость при нормальном посадочном весе около 154 км/ч. Максимальная бомбовая нагрузка (2631 кг) превышала первоначальные требования, а максимальная скорость 507 км/ч была наивысшей из всех вариантов В-26.

тактический бомбардировщик

Фото среднего бомбардировщика "Martin" В-26 "Marauder"

Первые поставки в Авиакорпус Армии США начались в 1941 году. Во второй половине года в производство пошел В-26А. Он отличался дополнительным подвесным топливным баком в бомбоотсеке, креплениями для подвески 588-мм торпеды под фюзеляжем и заменой 7,62-мм пулеметов на 12,7-мм пулеметы в носовой и кормовой турелях. Максимальная масса возросла до 14006 кг. Одновременно электрическая система была переведена с 12 вольт на 24 вольта.

бомбардировщик сша

"Martin" В-26 "Marauder" фотография сохранившегося до наших дней самолета

Всего было построено 139 В-26А, и все самолеты этой версии были отправлены в составе 22-й (средней) бомбардировочной группы в Австралию, немедленно после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года. В апреле следующего года эти самолеты атаковали цели на Новой Гвинее, используя дополнительные баки в бомбоотсеках. В июне того же года торпедоносцы В-26А участвовали в грандиозной битве при Мидуэе, тогда как 73-я и 77-я бомбардировочные эскадрильи атаковали корабли у Алеутских островов.

картина самолета

"Мартин" В-26 "Мародер" в полете

Производство В-26А продолжалось на заводе "Мериленд" в Балтиморе до мая 1942 года, когда появился первый В-26В. Этих самолетов было построено 1883, что сделало его самым многочисленным вариантом В-26. В-26В-1 имел усиленное бронирование, улучшенную форму капотов двигателей (без коков винтов), нижнюю огневую точку и спарку 12,7-мм пулеметов в кормовой турели. Эти изменения увеличили массу самолета до 16556 кг, без изменения силовой установки, но в производившихся сериях В-26В-2, В-26В-3 и В-26В-4 двигатели были заменены на R-2800-41 или R-2800-43 мощностью 1920 л.с. (1432 кВт).

военный самолет

Полет американского среднего бомбардировщика "Martin" В-26B2 "Marauder"

Подвариант В-26В-4 имел удлиненную переднюю стойку шасси, чтобы улучшить положение крыла при взлете; вместо нижней стрелковой точки появились одиночные 12,7-мм пулеметы в боковых проемах. На В-26В-5 были установлены щелевые закрылки для улучшения управляемости при посадке.

модель b-26b2

Модель самолета под индексом В-26В-2

Всего было выпущено 641 В-26В-1, В-26В-2, В-26В-3, В-26В-4 и В-26В-5.

полет самолета

"Martin" В-26 "Marauder" на задании

Поскольку В-26 вызывал неприятные комментарии в эксплуатации в американских авиационных частях, то на В-10 (и последующих версиях ) увеличили размах крыла до 21,64 м, чтобы уменьшить нагрузку на крыло. Однако это сопровождалось дальнейшим ростом массы, вплоть до 17328 кг, из-за установки еще четырех "пакетных" 12,7-мм пулеметов по бокам носовой части фюзеляжа и механизированной кормовой турели "Мартин-Белл". Далее пришлось действительно ограничить нагрузку на крыло при полной массе до 283,4 кг/м2, а нормальную посадочную скорость 166 км/ч. Эти значения ограничивались критической скоростью, которая потребовала улучшения путевой устойчивости путем увеличения высоты и площади вертикального оперения. Завод в Балтиморе произвел 1242 В-26В-10 и его модификаций, а фирма "Мартин" открыла новое производство в Омахе, Небраска, где позднее в 1942 года было произведено 1235 В-26С (соответствующих В-10 и его производным).

вид сбоку на американский бомбардировщик

Модификация самолета под обозначением В-26С

Боевые действия

Серийные В-26В с подвеской торпеды между створками бомболюка были отправлены в Австралию через день после нападения на Перл-Харбор (8 декабря 1941 года). Позже В-26В широко применялся на юго-западе Тихого океана, летая с дополнительным баком в заднем бомбоотсеке, чтобы увеличить дальность действия. 22-я бомбардировочная группа использовала В-26 в апреле 1942 года при налетах на Новую Гвинею. К июню 1942 года "Мародеры" 38-й БГ были использованы, как торпедоносцы в битве при Мидуэе. 73-я и 77-я бомбардировочные эскадрильи базировались в штате Аляска и использовали "Мародер" в нападениях на корабли у Алеутских островов. В мае 1943 года для "Мародера" началась его карьера, как главного среднего бомбардировщика Европейского ТВД. Приблизительно 525 самолетов также использовалось RAF и ВВС ЮАР в Италии. Вооруженные "Мародерами" подразделения следовали за наземными силами союзников из Северной Африки через Сицилию в Италию, Сардинию, Корсику и на юг Франции.

фото самолета

"Martin" В-26 "Marauder"

Боевые действия тактических бомбардировщиков В-26 в первые 11 месяцев участия США в войне ограничивались Тихоокеанским ТВД. При поддержке операции "Торч" (высадка союзников в Северной Африке, участвовали 17-я, 319-я и 320-я бомбардировочные (средние) группы, включавшие в себя 34-ю, 37-ю, 95-ю, 432-ю, 437-ю, 438-ю, 439-ю, 440-ю, 441-ю, 442-ю, 443-ю и 444-ю эскадрильи. Эти войсковые части действовали в составе 12-й ВА в Северной Африке, используя В-26В и В-26С с декабря 1942 года. Они также поддерживали армии союзников в Сицилии, Италии, Сардинии, Корсике и Южной Франции.

В Северной Европе первые операции В-26 были неудачными. Следом за удачным "крещением" первой группы (а именно 322-й) В-26 8-й воздушной армии при налете на узловую станцию Вельсен в Юминде 14 мая 1943 года, повторный налет 10 самолетов на ту же цель, ведомых полковником Робертом М. Стиллманом, тремя днями позднее он потерял почти всю группу от огня зенитной артиллерии, германских истребителей Второй мировой войны и столкновений. Для уменьшения потерь В-26 от огня с земли операции проводились на средних и больших высотах. Однако весь потенциал "Мародеров" не был реализован авиацией США до тех пор, пока в конце 1943 года не была сформирована новая 9-я Воздушная Армия, взявшая на себя атаки стратегических объектов со средних высот (с обязательным истребительным прикрытием), особенно на территориях, находившихся на направлении вторжения в Европу.

боковая проекция самолета

Модификация среднего бомбардировщика В-26С-30-МА

В мае 1844 года в составе 9-й ВА действовали восемь групп тактических бомбардировщиков Второй мировой войны В-26: 322, 323, 344, 386, 387, 391, 394 и 397, включавшие в себя 28 эскадрилий. К тому времени В-26 поступили на вооружение и в Королевские военно-воздушные силы. В июле 1942 года первый "Мародер" Mk.I (соответствующий В-26А, с размахом крыла 19,81 м) был направлен в Египет, а в следующем месяце 14-я эскадрилья первой начала заменять свои Бристоль "Бленхейм" на американские самолеты. Однако в RAF продолжали раздаваться критические голоса, и это привело к дополнительным испытаниям самолета в Великобритании. В результате все самолеты, поставленные на Ближний Восток, были переведены в технические подразделения и резерв. 14-я эскадрилья много месяцев оставалась единственным подразделением RAF, оснащенным "Мародерами", и летала на них до сентября 1944 года.

Южно-африканский Mk.II

Быстрое распространение и развертывание Южно-африканских ВВС в Северной Африке было результатом оснащения их "длиннокрылыми" "Мародерами" Mk.II (аналогичными В-26С-30-МА). Самолеты этой модификации поступили в 12-ю, 21-ю, 24-ю, 25-ю и 30-ю эскадрильи ЮА ВВС. 19 "короткокрылых" В-26В несли основную нагрузку в RAF. В 1944 году "Мародеры" Mk.III (соответствующие B-26F и B-26G) прибыли на Средиземноморский ТВД и поступили в ЮА ВВС, а также в шесть эскадрилий новых, возрождавшихся французских ВВС. Всего по "ленд-лизу" в Великобританию поступило 525 "Мародеров".

боковая проекция самолета

Тактический бомбардировщик "Martin" В-26В-55-МА "Marauder" вид сбоку

Производство В-26В закончилось в Балтиморе в феврале 1944 года с поставкой последнего В-26В-55-МА. Соответственно, "Мартин" произвел 208 АТ-23А для ВВС США, которые использовались как тренировочные машины для подготовки к В-26В, или буксировщики мишеней (без брони, пулеметов и турелей, но с буксировочной лебедкой С-5). В Омахе до конца 1944 года строились В-26С-45-МА, было выпущено 350 тренировочных самолетов и буксировщиков мишеней АТ-23В. 225 буксировщиков было поставлено ВМС США и Корпусу морской пехоты под обозначением JM-JM-1. Самолеты ВВС США получили в 1944 году обозначение ТВ-26.

верхняя проекция самолета

Средний бомбардировщик "Martin" В-26В-55-МА "Marauder" вид сверху

После модернизации первых самолетов авиации США, был построен единственный экземпляр XB-26D для испытаний противообледенительной системы. Запланированная модификация В-26Е с уменьшенной массой и верхней турелью, сдвинутой вперед, к кабине штурмана, не была построена. Два других разработанных варианта пошли в производство. Их обоих отличали увеличенные размах крыла и угол установки крыла (до 3,5°).

По мнению большинства пилотов, это должно было улучшить взлетно-посадочные характеристики, и, в конечном счете, управляемость при заходе на посадку стала лучше, но максимальная скорость упала до 446 км/ч. Производство B-26F началось в конце 1943 года, а первые поставки в ВВС США были произведены в феврале следующего года. Почти 300 B-26F были закончены, из них 200 попали на Ближний Восток по "ленд-лизу", как "Мародер" Mk.III (соответствовали B-26F-2 и B-26F-6). Большое количество мелких изменений в конструкции и оборудовании характеризовало B-26G. Фирма "Мартин" выпустила 893 экземпляра, из них 150 поступило в части авиации Великобритании, тоже под маркой "Мародер" Mk.III. Около 57 TB-26G было также произведено в 1944 году, из которых 15 было поставлено в ВМС США и Корпус морской пехоты под обозначением JM-2. С проблемами взлета и посадки больше всех столкнулась вторая по счету эскадрилья RAF (39-я), начавшая осваивать "Мародер" Mk.III в Альжеро (Италия) в феврале 1945 года. Она использовала "Мародеры" на Ближнем Востоке до сентября 1946 года.

боковая проекция самолета

B-26G: сходный с B-26F, с двигателями R-2800-43 как стандарт и некоторыми изменениями в деталях; построено 893 самолета

Принадлежавшие ВВС США В-26 действовали к марту 1944 года, в составе 11 групп (включавших 43 эскадрильи), из них 1931 тактических бомбардировщиков В-26 действовали только на Европейском ТВД (Театре Военных Действий). Цена первых серийных В-26 составляла 261000 $, а к 1944 году она снизилась до 192000 $ (сравните со 142000 $ у самолета В-25). Это был крепкий самолет с полумонококовым фюзеляжем, состоявшим из трех частей с четырьмя главными лонжеронами и продольными стрингерами, круглым в сечении.

Центральная часть фюзеляжа с бомбоотсеком была выполнена зацело с центропланом. Коробчатую конструкцию крыла составляли два мощных главных лонжерона, связанные мощной силовой обшивкой, подкрепленной стержнями изнутри. Передняя кромка крыла для удобства обслуживания крепилась к переднему лонжерону. Только руль направления имел полотняную обшивку. Все стойки шасси убирались гидроприводом назад, а носовое колесо с поворотом на 90° для размещения в носовом фюзеляжном отсеке.

верхняя проекция самолета

Средний бомбардировщик "Martin" В-26ВG

Экипаж из семи человек включал в себя двух пилотов, штурмана, радиста, переднего стрелка/бомбардира, турельного и кормового стрелков. Одиннадцать 12,7-мм пулеметов (один - в носу, четыре - в обтекателях по сторонам носа, два - в турели, два - на шкворнях в боковых проемах и два в самом хвосте) имели суммарный боезапас 3950 патронов. Максимальную бомбовую нагрузку составляли две 726-кг бомбы или одна 907-кг торпеда. Торпеды применялись редко, гораздо чаще летали с восемью 227-кг бомбами или с шестнадцатью 113,5-кг бомбами.

Множество модификаций тактического бомбардировщика
  • В-26: первая серийная модель с двигателями R-2800-5, построена 201 машина (номера с 40-1361 до 40-1561); позже переименованы в RB-26 (чтобы показать устаревание), использовались главным образом для обучения или испытаний.
  • В-26А: 139 самолетов (номера с 41-7345 до 41-7483), сходных с В-26, но с 12,7-мм пулеметами в носу и хвосте и еще двумя в верхней турели; 24-вольтовая электрическая система и возможность установки дополнительных топливных баков в бомбоотсеке; возможность внешней подвески торпеды; двигатели R-2800-9 или R-2800-39; 52 передано RAF как "Мародер" Mk.I, впоследствии имел обозначение RB-26A.
  • В-26В: основная серийная модель с улучшенной броневой защитой; сначала был выпущен 791 самолете двигателями R-2800-5, оставшиеся - с двигателями R-2800-41, самолеты до партии "блок 3" имели нижнюю огневую точку с 7,62-мм пулеметом, в то время как "блок 4" и последующие партии имели два 12,7-мм пулемета в боковых проемах; "блок 5" имел щелевые закрылки, в то время как "блок 10" имел более длинные крылья, более высокий киль, дополнительное вооружение в носу и четыре обтекателя с пулеметами по сторонам фюзеляжа; построено 1883 самолета (41-17544 до 18334, 41-31573 до 32072, 42-43260 до 42-43357, 42-43360 до 42-43361, 42-43459, 42-95738 до 96228), из которых 123 передано RAF как "Мародер" Mk.IA, уцелевшие В-26В в 1948 году были переименованы в ZB-26B.
  • СВ-26В: небольшое число В-26В. переоборудованных в транспортные самолеты.
  • ТВ-26В: другое обозначение АТ-23А.
  • В-26С: сходен с В-26В, но строился преимущественно в Омахе, помимо Балтимора, построено 1210 самолетов (41-34673 до 41-35370, 41-35372, 41-35374 до 41-35515, 41-35517 до 41-35538, 41-35540, 41-35548 до 41-35551, 41-35553 до 41-35560, 42-107497 до 42-107830), из которых 123 передано RAF как "Мародер" Mk.II.
  • ТВ-26С: другое обозначение АТ-23В.
  • XB-26D: единственный В-26 с противообледенительными устройствами с горячим воздухом.
  • В-26Е: единственный В-26В с верхней турелью, перемещенной в переднюю часть фюзеляжа; развития не получил.
  • B-26F: сходный с В-26В, но с несколько увеличенным углом атаки крыла и другими незначительными усовершенствованиями; построено 300 самолетов (42-96229 до 42-96528), из которых 200 поставлено RAF как "Мародер" Мк.III.
  • B-26G: сходный с B-26F, с двигателями R-2800-43 как стандарт и некоторыми изменениями в деталях; построено 893 самолета (43-3411 5 до 43-34614, 44-67805 до 44-67944, 44-67970 до 44-68221, 44-68254).
  • TB-26G: невооруженный буксировщик мишеней/тренировочный, прежде всего для ВМС США; построено 57 самолетов (44-67945 до 44-67969, 44-68272 до 44-68253), из них машины с номерами с 44-67960 по 44-67969 возвращены ВВС США.
  • ХВ-26Н: один ТВ 26G (44-28221), оборудованный велосипедным шасси с дополнительными стойками под мотогондолами, отработка шасси для реактивных бомбардировщиков В-47 и В-48, переименован в ZXB-26H в 1948 году.
  • АТ-23А: тренировочный вариант В-26В для воздушных стрелков, поставлено 208 самолетов (42-43358 до 42-43359, 42 43362 до 42-43458, 42-95629 до 42-95737); получил обозначение ТВ 26В.
  • АТ-23В: тренировочный вариант В-26С, поставлено 375 самолетов (41-35371, 41-35373, 41-35516, 41-35539, 41-35541-35547, 41-35552, 41-35561-35872, 42-107471-107496, 42-107831-107855); 225 переданных ВМС США/Корпусу морской пехоты получили обозначение ТВ-26С.
  • JM-1: 225 АТ-23В для нужд ВМС США/Корпусу морской пехоты, буксировщики мишеней (б/н 66595-66794, 75183- 75207).
  • JM-1Р: несколько JM-1. переоборудованных для фоторазведки.
  • JM-2: 47 TB-26G, переданные ВМС США/Корпусу морской пехоты (б/н 90507-90521, 91962-91993).
Множество модификаций тактического бомбардировщика

Последние американские тактческие бомбардировщики Второй мировой войны В-26 были поставлены 30 марта 1945 года. Общее количество поставленных "Мародеров" достигло 5157. (Еще один самолет ХВ-26Н, 44-28221 был построен для испытаний четырехколесного велосипедного шасси, предполагавшегося к установке на бомбардировщики "Боинг" В-47 и "Мартин" ХВ-48.) Несмотря на проблемы, присущие выбранной перспективной философии конструкции, В-26 имел выдающиеся для войны достижения. Он совершил 129943 боевых вылета на Европейском и Ближневосточном ТВД (Театра Военных Действий), сбросив 162382 тонны бомб. Их экипажи сбили 402 вражеских самолета, потеряв 911 своих, что в общих боевых потерях составляет меньше одного процента.

B-26G

Модификация
B-26G
Экипаж, человек
7
Длина, метров
17,8
Размах крыла, метров
21,65
Высота, метров
6,55
Площадь крыла, м2
61,1
Мощность л.с. (кВт)
1920 (1432)
Масса пустого, кг
11476
Масса снаряженного, кг
17327
Силовая установка
Pratt & Whitney R-2800-43
Крейсерская скорость, км/ч
358
Максимальная скорость, км/ч
нет данных
Максимальная скорость, км/ч на м
455 на 4525
Практическая дальность, м
1850
Перегоночная дальность, м
4590
Практический потолок, м
6400
Вооружение пулеметы, мм
11х12,7 Browning
Вооружение бомбы, кг
1814

В-26В10МА

Модификация
В-26В10МА
Экипаж, человек
7
Длина, метров
17,75
Размах крыла, метров
21,64
Высота, метров
6,.55
Площадь крыла, м2
61,13
Мощность л.с. (кВт)
1920 (1432)
Масса пустого, кг
10886
Масса снаряженного, кг
16783
Силовая установка
Pratt & Whitney R-2800-43
Крейсерская скорость, км/ч
358
Максимальная скорость, км/ч
нет данных
Максимальная скорость, км/ч на м
454 на 4570
Практическая дальность, м
1851
Перегоночная дальность, м
4587
Практический потолок, м
6400
Вооружение пулеметы, мм
11х12,7 Browning
Вооружение бомбы, кг
1818

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Владимир Котельников. "Мужеубийца".
  • Aircraft Profile 112. Ray Wagner. Martin B-26B & C Marauder (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева).
  • Сергей Колов. "Марадер" на военной службе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме