Вспомогательная амфибия Grumman G-21 Goose
|
Транспортная летающая лодка-амфибия Grumman G-21 Goose
В 1937 году фирма "Грумман" выпустила двухдвигательную амфибийную летающую лодку, известную как G-21 "Гуз". Первая из длинной линии таких машин имела два двигателя "Прайт-Уитни" R-985 с радиальным расположением цилиндров мощностью 450 л.с. (336 кВт).
"Гуз" был монопланом с высокорасположенным крылом, на котором устанавливались двигатели и подкрыльевые стабилизированные поплавки. Глубокий двухреданный корпус имел обычную конструкцию и расчалочное хвостовое оперение. Амфибийная способность обеспечивалась шасси с хвостовым колесом, все три стойки которого убирались в корпус.
Вспомогательная амфибия "Grumman" G-21 "Goose"
Построенный до войны для коммерческого использования как G-21A, самолет мог разместить до семи пассажиров. Военно-морской флот США заказал один экземпляр для оценки, дав ему обозначение XJ3F-1. После этого последовал заказ на производство 20 серийных машин, переименованных в JRF, поставки которых начались в 1939 году.
Самолет-амфибия "Грумман" G-21 "Гуз"
Первая партия использовалась Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты для транспортировки, буксировки мишеней и фотографирования и обозначались JRF-1A. Следующие 10 могли нести обычные или глубинные бомбы и обозначались JRF-4.
Документальная фотография американского гидросамолета "Grumman" G-21 "Goose"
Следующая партия из 10 машин была заказана для Береговой охраны и известна как JRF-2 или, с противообледенительным оборудованием для использования в Арктике, как JRF-3.
Множество модификаций американской вспомогательной амфибии G-21
OA-9, легкий транспортный самолет для ВВС армии на базе G-21A с моторами R-985-SB2, 7 мест;
OA-13, аналог OA-9 с моторами R-985-AN1;
JRF-1, аналог OA-9 для флота;
JRF-1A, вариант JRF-1 с фотоаппаратами и устройством для буксировки мишеней;
JRF-2, спасательный самолет для Береговой охраны;
JRF-3, аналог JRF-2 с автопилотом и антиобледенителем;
JRF-4, легкий противолодочный самолет, бомбы до 227 кг;
JRF-5, наиболее массовый транспортный вариант с моторами R-985-AN12, состоял на вооружении также в ВВС армии (как OA-13B) и ВВС Великобритании (как "Гуз" I), выпускался специальный спасательный JRF-5G для Береговой охраны;
JRF-6 с улучшенным электро- и радиооборудованием; существовал также JRF-6B экспортный для Англии ("Гуз" IA).
Множество модификаций американской вспомогательной амфибии G-21
Американская летающая лодка "Грумман" G-21 "Гуз"
В период подготовки к войне в 1941 года, "Грумман" представила JRF-5, имевший форсированные двигатели и другие усовершенствования. Всего было выпущено 184 машины, включая 24 JRF-5G для Береговой охраны, 16 для Канады и четыре, проданные Англии как "Гуз" Mk.I.
Американская вспомогательная амфибия "Grumman" G-21 "Goose"
Пятьдесят следующих самолетов были отправлены в Англию согласно "ленд-лизу" под обозначением JRF-6B. Пять поставлены ВВС армии США, где они известны как OA-9.
Гидросамолет авиации США "Грумман" G-21 "Гуз" фотография полета
В конце войны оставшиеся коммерческие самолеты и самолеты, списанные из войсковых частей, оказались ценными для некоторых послевоенных авиаперевозок. Компания "Маккиннон Энтерпрайз" (McKinnon Enterprises) в США специализировалась в восстановлении самолетов "Гуз" и разработке модификаций с газотурбинными двигателями, многие из которых все еще летали во второй половине XX столетия.
Модель
|
G-21 (JRF-5)
|
Экипаж, человек
|
2
|
Пассажировместимость, человек
|
4
|
Длина, метров
|
11,73
|
Размах крыла, метров
|
14,94
|
Высота, метров
|
4,93
|
Площадь крыла,м2
|
34,84
|
Профиль крыла
|
корень NACA23015 заканц 23009
|
Средняя аэродинамич. хорда, м
|
2,474
|
Колея шасси, м
|
2,286
|
Водоизмещение, корпус, кг
|
11340
|
Водоизмещение, поплавки, кг
|
2х689,5
|
Масса топлива во внутр. баках, кг
|
598,7
|
Объём топливных баков, литров
|
832,8
|
Воздушный винт
|
Hamilton Standart 6167(4 лопасти)
|
Диаметр винта, м
|
2,6
|
Масса пустого, кг
|
2461
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3629
|
Силовая установка
|
2хPratt & Whitney R-985-AN-6
|
Мощность, л.с., кВт
|
450 (335)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
307
|
Скорость сваливания, км/ч
|
99,5
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
323 на 1524
|
Скороподьемность, м/сек
|
5,436
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
113,3
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
148,8
|
Практическая дальность, км
|
1030
|
Практический потолок, м
|
6492
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
отсутствует
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
2х113
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- William Green, "War Planes of the Second World War: Volume Five: Flying Boats".
- Gordon Swanborough, Peter M.Bowers "United States Navy Aircraft since 1911".