Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолеты Италии Второй мировой войны
Если до начала Второй мировой войны военная авиация Италии, ведя боевые действия со слабыми противниками, получила уверенность в превосходстве своих самолетов, но фактически к новой войне готова не была. Реализация программы по усовершенствованию ВВС не состоялась в полной мере, а во время войны авиапромышленность не успевала восполнять потери.

Военная авиация Италии Второй мировой войны

Флаг Италии

Самолеты Италии периода Второй мировой
Истребители Истребители Бомбардировщики Бомбардировщики
Штурмовики Штурмовики Гидросамолёты Гидросамолёты
Транспортные самолёты Транспортные самолёты Учебно-тренировочные Учебно-тренировочные

Военная авиация Италии до Второй мировой войны

Италия во время Первой мировой войны воевала на стороне Антанты против Германии и Австро-Венгрии, в составе армии действовал авиационный корпус (Corpo Aeronautico Militare). После того, как к власти пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини, был организован комиссариат по авиации и 28 марта 1923 года принято решение о формировании Военно-воздушных сил (Regia Aeronautica - королевская авиация). С конца 20-х до середины 30-х годов развитие авиации Италии сопровождалось рекордными полетами и пропагандой, с целью увеличения престижа режима.

Regia Aeronautica

Весна 1930 года - июль 1943 года

Министерство авиации Италии

На фото: Министерство авиации в 1931 году

3 октября 1935 года Италия напала на Эфиопию. Действия были тщательно подготовлены, а военная авиация получила хорошее финансирование для закупки новых самолетов. В Эфиопию направили подразделения с новейшими машинами, в то время как подразделения в самой Италии летали на устаревших самолетах. Эфиопская столица Аддис-Абеба пала 5 мая 1936 года, через четыре дня Муссолини объявил Италию империей. В победе над Эфиопией авиация стала решающим фактором. Слабая система местной ПВО позволила воздушной разведке итальянцев контролировать каждый шаг противника, а бомбардировщикам - безнаказанно атаковать места скопления эфиопских войск.

Военные самолеты Италии того периода по своему техническому уровню были сопоставимы с самолетами других стран Европы, хотя военные действия в Эфиопии и в Испании способствовали блокировке дальнейшего развития итальянской авиации. Да, бои в Эфиопии, успехи итальянского корпуса в Испании и война против Албании в 1939 году в определенной степени продемонстрировали военную силу Италии.

В 1938 году высшее военное руководство приняло "Программу R", целью которой являлось совершенствование авиации, как количественное так и качественное. Ожидалось, что к концу 1939 года появятся современные типы самолетов, которые позволят Италии занять ведущие позиции в мировой авиации. Но в полной мере реализовать "Программу R" не удалось из-за недостатка денежных средств, по этой причине итальянская авиапромышленность не смогла обеспечить существенное увеличение доли серийных цельнометаллических самолетов. В реализации "Программы R" и самолетных программ военного времени были задействованы основные авиационные фирмы Италии: "Амброзини", "Бреда", "Верчелезе", "Кантиери", "Капрони", "Макки", "Меридионали", "Нарди", "Новарези", "Пьяджио", "Реджиане", "Савойя-Маркетти" и "Фиат".

Savoia-Marchetti SM.81

Военная авиация Италии во Второй мировой войне

Успех в борьбе со слабыми противниками в Эфиопии, Испании и Албании способствовал возникновению чувства превосходства у высшего руководства Италии. Конечно, и Муссолини, и его военные эксперты осознавали, что Италия не готова к новой войне, тем не менее итальянское правительство 10 июня 1940 года объявило войну Франции. Если более точно, то Королевство Италия вступило во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции. 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, 6 апреля 1941 года - Югославии. 22 июня 1941 года Италия вместе со странами Оси напала на СССР. 11 декабря 1941 года Италия вместе с Германией объявила войну США.

До начала Второй мировой войны вся Италия делилась на три воздушных округа со штабами в:

  • Милане,
  • Палермо,
  • Риме.

Четвертым округом стала территориальная зона (Zona Territoriale), в которую входили Сардиния, Албания, Ливия и острова Эгейского моря.

Как правило, в составе воздушного округа были три авиадивизии или бригады - две бомбардировочные и одна истребительная. Дивизия включала в себя три штормо, который состоял из двух групп. Gruppo же имела в своем составе 2-3 эскадрильи (Squadriglie) по три звена (Sezione) в каждой, в каждом звене находились три самолета.

Королевская авиация (Regia Aeronautica) делилась на:

  1. Aviazione per lа Regia Esercito - армейская авиация.
  2. Aviazione per lа Regia Marina - морская авиация.
Regio Esercito Regia Marina
Regio Esercito Regia Marina

Когда Италия вступила во Вторую мировую войну, в ее составе были:

  • 2 штормо,
  • 13 отдельных групп,
  • 60 отдельных эскадрилий,
  • 4 отдельных звена.

В состав подразделений входили 3345 самолетов, из них:

  • 1332 бомбардировщика,
  • 1160 истребителей и истребителей-бомбардировщиков,
  • 497 разведчиков и самолетов наблюдения,
  • 49 военно-транспортных самолетов,
  • 38 связных машин,
  • 269 учебно-тренировочных самолетов.

Вступив в войну с Францией, Италия затем начала военные действия в Северной Африке. С октября 1940 года до января 1941 года Regia Aeronautica также участвовала вместе с люфтваффе в "Битве за Англию", но совместные операции итальянских и немецких авиационных подразделений не дали желаемых результатов. Это было связано, как с ограниченными навигационными навыками, проблемами с радиооборудованием, так и с немецким языком. Боевые действия против Греции начались в октябре 1940 года, тогда авиация в основном занималась поддержкой наземных войск. В апреле 1941 года война расширилась на Югославию, где самолеты Италии были задействованы против партизан; а в 1941-1943 года подразделения Regia Aeronautica совместно с люфтваффе вели бои на советско-германском фронте. В ходе Второй мировой войны авиационная промышленность Италии не успевала восполнять потери машин, и к сентябрю 1943 года в военной авиации оставалось только 1306 самолетов, из которых только треть была пригодна к эксплуатации.

25 июля 1943 года Муссолини был свержен и арестован, а новое правительство Италии 8 сентября 1943 года заключило перемирие с союзниками, объявив 13 октября войну Германии и странам Оси. Новые Военно-воздушные силы были сформированы из самолетов и их экипажей, присоединившихся к союзникам на юге. Новые ВВС, войдя в состав, так называемых, Балканских воздушных сил, сражались против немцев. В дополнение к 203 итальянским самолетам использовались и союзные самолеты. Истребители выполняли тактические задачи, а бомбардировщики снабжали итальянские отряды, которые сражались на стороне союзников и партизан в Югославии, занимались спасением на море, выполняли буксировочные и другие полеты для поддержки союзных войск.

Repubblica Sociale ItalianaВ сентябре 1943 года Германия оккупировала Северную и Центральную Италию. 12 сентября 1943 года Муссолини был освобожден немецкими войсками. 23 сентября 1943 года на оккупированных Германией итальянских территориях была провозглашена Итальянская социальная республика (Repubblica Sociale Italiana), которая продолжала войну вплоть до своего краха в 1945 году. Остатки Regia Aeronautica, базировавшиеся на севере страны, перешли под ее контроль. Возглавлял RSI Муссолини. Полковник Эрнесто Ботто был назначен заместителем по авиации в объединенном Министерстве национальной обороны RSI, позже переименованном в Министерство вооруженных сил. На него возложили обязанности сформировать Aeronautica Repubblicana (AR - Республиканские военно-воздушные силы).

Aeronautica Nazionale Repubblicana
Опознавательные знаки
Опознавательный знак Опознавательный знак Опознавательный знак
Фюзеляж: с 4 января 1944 по 1945 год Крыло: 1943 по 3 января 1944 года Крыло: 4 января 1944 по 1945 год

Число желающих служить в AR достигло 15000 человек, затем немцы разрешили сформировать Aeronautica Repubblicana. Помимо AR около 90 тысяч итальянцев служили добровольцами в люфтваффе (более половины в зенитных подразделениях). Первыми в составе AR начали работать две группы истребителей, вступившие в борьбу с бомбардировщиками союзников в январе 1944 года, в марте - группа бомбардировщиков-торпедоносцев, а в апреле - транспортная группа. Личный состав воздушно-десантного полка сражался вместе с пехотой на участке фронта у Анцио, другие же летные подразделения до конца Второй мировой войны так и не были сформированы. В истребительных частях вначале эксплуатировались итальянские самолеты Macchi C.205 Veltro, Fiat G.55 Centaur, Reggiane Re.2005 Sagittario, которые позже заменили самолетами Германии Messerschmitt Bf.109. В конце Второй мировой небольшая группа итальянских пилотов находилась в Германии, готовясь к обучению на реактивных истребителях Messerschmitt Me 163 Komet и Messerschmitt Me.262 Schwalbe, но война закончилась раньше, чем начались учебные полеты.

Эрнесто БоттоAeronautica Repubblicana была под контролем 2-го воздушного флота Германии. Но когда у Э. Ботто ухудшились отношения с немецким руководством, в марте 1944 года он был заменен генералом Арриго Тессари, который смог получить партию истребителей Bf 109. В июне 1944 года бомбардировщики AR атаковали Гибралтар из южных районов Франции. Сразу после этой операции под давлением немцев название Aeronautica Repubblicana изменили на Aeronautica Nazionale Repubblicana (ANR), но в августе личный состав ANR отказался принести присягу Гитлеру и носить немецкую форму, после чего АNR была расформирована. В ноябре 1944 года к боевым действиям вернулась 2-я истребительная группа, к которой в феврале 1945 года присоединилась 1-я истребительная группа. Эти подразделения несли тяжелые потери, но воевали до середины апреля 1945 года.

ANR окончательно расформировали после захвата Италии союзниками. В общей сложности авиапромышленность Италии до сентября 1943 года создала 11500 самолетов. Из Германии получено 400 самолетов, кроме того были 97 французских трофейных машин.

С 1940 по 1945 год пилоты Regia Aeronautica:

  • совершили около 280000 вылетов,
  • сбили 2533 самолета в воздушных боях,
  • уничтожили 474 самолета на земле,
  • 144 пилота одержали по пять и более воздушных побед.

Потери авиации Италии составили 6805 самолетов и 22805 человек личного состава (среди экипажей самолетов потери составили 25%).

Опознавательные знаки самолетов Италии
Период Опознавательный
знак
Знак на
фюзеляж
Знак на
киль
1920-1939 Опознавательный знак Италии Знак на фюзеляж Знак на киль
1940-1943 Опознавательный знак самолетов Италии Знак на фюзеляж Знак на киль
1943-1945 Опознавательный знак самолетов Италии Знак на фюзеляж самолетов Италии Знак на киль итальянских самолетов
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме