Истребитель Валти P-66 Вэнгард
|
Американский истребитель Vultee P-66 Vanguard
Ни один истребитель не попадал в ВВС США такими окольными путями, или имел такой международный "привкус", или, в конце концов, обманул ожидания так жестоко, как Р-66 самолет "Вэнгард" фирмы "Валти". Этот самолет периода Второй мировой войны гораздо больше был известен под названием производителя "Модель 48", чем под своим истребительным названием. Заказанный Швецией, испытанный в Великобритании, использовавшийся в обороне Запада США и понесший потери с китайскими опознавательными знаками. Р-66 начал разрабатываться в 1938 году группой конструкторов "Валти" под руководством Ричарда Палмера. "Модель 48" представляла собой цельнометаллический истребитель-низкоплан с убираемым шасси и уникальным гладким капотом вокруг звездообразного двигателя "Пратт-Уитни" R-1830 мощностью 1200 л.с. (894 кВт). Конструкция капота с малым аэродинамическим сопротивлением, установленным на такой же двигатель на истребителе "Кертисс" ХР-42, вызвала проблемы с охлаждением.
Хотя такой в основном на Западное побережье, включая 14-ю истребительную группу на базе Окленд (Калифорния), а 129 самолетов были переадресованы в Китай. Китайские военные самолеты Р-66 "Вэнгард" были отправлены морем в Карачи, имея опознавательные знаки авиации США, для сборки и перегонки в Ченгду, Китай. Часть машин была потеряна при перегоне, некоторые - при первых испытательных полетах на аэродроме в Карачи, где они хранились до времени в массивном аэродромном ангаре.
"Vultee", истребитель Р-66 "Vanguard" документальная фотография
Серийный прототип "Валти модель 48С", дебютировал в сентябре 1940 года. ВВС Швеции заказали 144 самолета под обозначением J10. Хотя один "Вэнгард" летал со шведскими опознавательными знаками, эмбарго 1940 года на торговлю со Стокгольмом прервало сделку, а самолеты получили американские серийные номера 42-6832 - 6975. В ожидании приобретения Великобританией, ста самолетам были выделены серийные номера Королевских военно-воздушных сил (BW208/BW307), но только три машины (BW208/BW210) летали с этими обозначениями. Все еще не достроенная партия из 144 машин вновь была перенацелена: 15 "Вэнгардов" были направлены в тренировочные подразделения ВВС США, капот и был испытан на четвертом экземпляре этой конструкции (пилот Вэнс Бриз) в 1939 году, от него отказались в пользу обычного капота открытого типа (со входом воздуха через кольцевую щель.
Вид спереди на американский военный самолет Vultee Р-66 Vanguard
Американский истребитель Второй мировой войны Р-66 вполне мог противостоять японскому истребителю "Накадзима" Ki-43, с которым он мог столкнуться в юго-западном Китае. Мощное вооружение американского самолета включало в себя не менее четырех 7,62-мм пулеметов и два 12,7-мм пулемета; "Вэнгард" был маневренным и имел хорошую продолжительность полета. Но китайские пилоты, тренировавшиеся на "Белл" Р-39, после шасси с носовым колесом находили, что он ("Вэнгард") со своим хвостовым колесом труден при посадке и не прощает ошибок.
Вид сверху на истребитель Второй мировой войны "Валти" Р-66 "Вэнгард"
Авариями заканчивались многие тренировочные полеты в Карачи. Проблемы с гидравликой и набухающими резиновыми уплотнениями преследовали военный самолет США Р-66, уже потрепанные долгим морским путешествием. Менее 79 самолетов из 129 приобретенных реально прибыли в Ченгду. Они получили произвольные китайские серийные номера Р-13002 - Р-26886. Хуже был конфуз 21 ноября 1943 года, когда в воздушном бою китайские пилоты сбили один японский истребитель Ki-43, но также сбили и два своих самолета Р-66.
Вид сбоку на истребитель США "Vultee" Р-66 "Vanguard"
Вылетать в бой на истребителе Р-66 с аэродрома Фенг-Вау-Шан (Fengwaushan), около Ченгду, было ценным опытом, но вряд ли этот опыт был благосклонен для одного из китайских летчиков. Широкая (3,96 м) колея шасси самолета Р-66 в сочетании с боковым ветром едва не вызвала катастрофическую петлю на земле. На высоте машина управлялась хорошо и была комфортабельной, но не очень устойчивой при пикировании на больших скоростях и имела плохие штопорные характеристики. Многие Р-66 были уничтожены на земле японскими штурмовыми налетами, а "Вэнгарду" времени нужно было больше, чем для многих других типов, чтобы по тревоге подняться в воздух. Немногим китайским пилотам удалось одержать воздутшные победы, но "Вэнгард" оставался на вооружении до конца 1943 года. Некоторые были запакованы и, возможно, закончили свою жизнь в руках китайских коммунистов.
Модель
|
Р-66
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,66
|
Размах крыла, метров
|
10,92
|
Высота, метров
|
3,05
|
Площадь крыла,м2
|
18,30
|
Масса пустого, кг
|
2374
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3356
|
Силовая установка
|
Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G
|
Винт
|
Hamilton Standard 23Е50
|
Мощность, л.с., кВт
|
1200 (894)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
467
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
547 на 4572
|
Скороподьемность, м/мин
|
5182 за 9,2
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
150
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
330
|
Практическая дальность, км
|
1360
|
Практический потолок, м
|
8595
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х12,7 и 4х7,62
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
отсутствует
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Сергей Иванников. "Авангард" остался в арьергарде.
- Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Vultee P-66.