Летающая лодка Sikorsky S-43 Baby Clipper
|
Транспортная летающая лодка Sikorsky S-43 Baby Clipper
До Второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. Техническое задание компании Pan American на трансатлантическую летающую лодку большой дальности, полученное 15 августа 1931 года, предусматривало способность самолета перевозить экипаж из четырех человек и 12 пассажиров на расстояние 4023 км (2500 миль) с крейсерской скоростью 233 км/час (145 миль/час). 30 ноября 1932 года авиакомпания подписала контракт с фирмой Martin на проектирование самолета М-130 и с фирмой Sikorski на самолет S-42 Clipper. S-42 Clipper имел традиционный корпус летающей лодки и был оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney Hornet мощностью 700 л.с., установленными на передней кромке крыла. Первый такой самолет был поставлен в августе 1934 году на базу компании Pan American, а первый рейсовый полет состоялся 16 августа. В 1935 году самолеты S-42 первыми проложили маршрут через Тихий океан с Западного побережья США на Филиппины, а в 1937 году S-42 открыл южно-тихоокеанскую трассу в Новую Зеландию.
Лодка также имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэродинамические и гидродинамические качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.
Всего было построено десять самолетов, включая три S-42 и три летающие лодки S-42A с двигателями Hornet мощностью 750 л.с., с увеличенным размахом крыла и увеличенным на 907 кг взлетным весом. Четыре лодки S-42B продемонстрировали улучшение аэродинамических характеристик. Так летающая лодка "русской" фирмы Сикорского стала первым самолетом, соединившим континенты. Ее уменьшенная модификация, получившая прозвище "Бэби клиппер", двухмоторная S-43, широко эксплуатировалась в разных частях света, в том числе и в СССР, главным образом, в системе "Севморпуть".
Гидросамолет "Sikorski" S-42 "Clipper"
На S-43, пилотируемой летчиком-испытателем Грацианским, осуществлялись поиски пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.
Гидросамолет "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли...Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации.
Фотография модели "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Описание летающей лодки Sikorsky S-43 Baby Clipper
Амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создан в отделении "Сикорски эйркрафт" корпорации "Юнайтед эйркрафт" под руководством И.И. Сикорского.
Фотография американской летающей лодки "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Военный вариант пассажирской амфибии S-43 "Бэби клиппер", проходившей испытания в 1935 году. Серийное производство S-43 начали в 1936 году. В следующем году стали строить варианты этой амфибии, принятые на вооружение армейской и морской авиации США. Всего вооруженные силы получили 23 машины этого типа.
Строились следующие военные модификации
- JRS-1 с моторами R-1690-52 для авиации флота, военно-транспортный самолет на 19 мест, в войну устанавливались бомбодержатели для глубинных бомб (весом до 225 кг);
- Y10A-8 с моторами R-1690-23 для армии, грузовой самолет без сидений в салоне;
- ОА-11, реквизированный армией пассажирский S-43 с моторами R-1690-S2C.
Стрелкового вооружения ни один самолет не имел.
В предвоенные годы машины семейства S-43 эксплуатировались американскими армией, флотом и морской пехотой. В 1942 году JRS-1 привлекались к противолодочному патрулированию у западного побережья США и Гавайских островов, но в основном все эти машины летали как транспортные.
Фотография летающей лодки ВМС США "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.
"Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым. Она посетила ряд заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.
Вид сзади на летающую лодку ВМС США "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Последний самолет (ОА-11) был приобретен армией в марте 1942 году. JRS-1 для флота прекратили строить в 1939 году. Морская авиация США сняла JRS-1 с вооружения в конце 1942 году, ВВС армии - в конце 1945 году. Чилийские ВВС эксплуатировали два S-43 гражданского варианта до конца 1938 года.
Вид спереди на гидросамолет Второй мировой войны "Sikorski" S-43 "Baby Clipper"
Модель
|
Sikorsky S-43 Baby Clipper JRS-1
|
Экипаж, человек
|
4
|
Длина, метров
|
15,7
|
Размах крыла, метров
|
26,21
|
Высота, метров
|
5,40
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
8850
|
Силовая установка
|
2 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
|
Мощность, л.с.
|
2х750
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
267
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
285
|
Практическая дальность, км
|
4000
|
Практический потолок, м
|
6300
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Владимир Котельников. Шеститонный "малыш" Сикорского.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Gordon Swanborough "United States Navy Aircraft since 1911".