Одноместный палубный истребитель-бомбардировщик Grumman F4F Wildcat
В американской военно-морской авиации, летавшей на бипланах в 1930-е годы, предложение проектов монопланов сторонники традиционных схем встретили со скептицизмом. Ряд "детских болезней", и разработанный фирмой "Грумман" F4F "Уайлдкэт" ("Дикая кошка"), казалось бы, имел небольшие шансы на успех. На самом деле он стал одним из наиболее эффективных и успешных палубных истребителей. Этот самолет известен в мире как "Уайлдкэт" фирмы "Грумман", хотя большинство из них серийно строились не компанией "Грумман", а многие, эксплуатировавшиеся за рубежом, известны как "Мартлет" (Martlet). Главным образом его помнят как оружие американских пилотов, противостоявших истребителям "Зеро" в 1942-43 годах, хотя боевой дебют приходится на британцев, когда военно-морской пилот с британского корабля "Аудэсити" (Audacity) сбил четырехдвигательный FW-200 "Кондор" около Гибралтара 20 сентября 1941 года.
На этом истребителе лейтенант Эдвард ("Бутч") О'Хара из эскадрильи VF-42 с американского авианосца "Лексингтон" (Lexington) сбил пять бомбардировщиков "Мицубиси" G4M за пять минут около Рабула (Rabaul) 20 февраля 1942 года, став первым асом ВМС США во Второй мировой войне и получив "Почетную медаль" Конгресса. Однако О'Хара при всех его достижениях оказался только вторым, получившим эту медаль, летая на истребителе "Уайлдкэт".
Победитель битв
"Уайлдкэт" был основным истребителем Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты США в самые сложные времена Перл-Харбора, боев в Коралловом море, на острове Уэйк и на Гуадалканале, когда появились первые признаки успехов в войне против непобедимого до тех пор врага. "Уайлдкэт" никогда не превосходил по летных характеристикам "Зеро", но, тем не менее, он выигрывал сражения, повернувшие ход войны к победе союзников.
Фото американского палубного истребителя "Grumman" F4F "Wildcat"
Подобно многим великим самолетам, "Уайлдкэт" мог вообще не появиться. Техническое задание ВМС США 1936 года на новый палубный истребитель было направлено не на фирму Лероя Груммана в Бэтпейдже (Bethpage), Лонг-Айленд, а на "Брюстер Аэронотикал Корпорэйшн" (Brewster Aeronautical Corporation) для ее XF2A-1 "Буффало", F2A-1, таким образом, стал первым принятым на вооружение монопланом-истребителем ВМС США, но специалисты флота настолько скептически оценивали возможности этого самолета, что решили рассмотреть альтернативный опытный биплан XF4F-1 фирмы "Грумман". Позже вариант биплана отклонили и 28 июля 1936 года заказали прототип истребителя-моноплана фирмы "Грумман", XF4F-2.
"Грумман" F4F-3 "Уайлдкэт" истребитель Второй мировой войны
Первый полет летчик компании Роберт Л. Халл (Robert L. Hall) выполнил 2 сентября 1937 года, и почти немедленно самолет перелетел для испытаний на базу ВМС Анакостия, округ Вашингтон. XF4F-2 имел двигатель R-1830-66 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью 1050 л.с. (783 кВт) и показал максимальную скорость 467 км/ч. Свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с клепаным фюзеляжем типа монокок, среднерасположенным крылом и убираемым шасси с хвостовым колесом, XF4F-2 оказался немного быстрее, чем прототип фирмы "Брюстер", в 1938 году также испытывавшийся в Анакостии и Делгрен (Dahlgren), Вирджиния. Он также превзошел по летным характеристикам истребитель Северский XFN-1, разработанный на базе истребителя Р-35 Авиакорпуса Армии США. Но скорость оказалась единственным преимуществом XF4F-2 над разработкой фирмы "Брюстер", которая и пошла в серийное производство 11 июня 1938 года. ВМС США верили, что XF4F-2 имеет скрытый потенциал. В октябре 1938 года фирма "Грумман" получила новый контракт на дальнейшую разработку.
Действия с авианосцев
"Уайлдкэт" особенно ценился за способность действовать с маленьких эскортных авианосцев. Пионерами здесь выступили "Мартлеты" ВМС Великобритании в ноябре 1940 года, летавшие с трофейного немецкого корабля "Аудасити" водоизмещением 5000 тонн, на котором смонтировали плоскую палубу. Первые самолеты F4F-3 ВМС США были распределены по эскадрильям VF-4 авианосца "Рейнджер" и VF-7 авианосца "Уосп". Компания провела существенные усовершенствования и изменила собственное обозначение с G-18 на G-36, прежде чем прототип полетел снова в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Изменения включали установку более мощного варианта двигателя "Твин Уосп" (XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем), увеличенные размах и площадь крыла, переделанные поверхности хвостового оперения и модифицированную пулеметную установку. Испытания конфигурации XF4F-3 показали значительное улучшение летных характеристик. Второй прототип приступил к программе испытаний с доработанным хвостовым оперением: стабилизатор передвинут выше по килю, изменен профиль киля. При этом заметно улучшились пилотажные характеристики и маневренность, a XF4F-3 обрел окончательный внешний облик. Максимальная скорость составила 539 км/ч на высоте 6490 м. Сочтя такие летные характеристики удовлетворительными, ВМС США заказали 8 августа 1939 года 78 серийных самолетов F4F-3.
F4F-3: первый серийный вариант с двигателем R-1830-76; впервые полетел в феврале 1940 года (построено 285 самолета)
С приближением войны в Европе фирма "Грумман" предложила проект G-36А для экспорта и получила заказы на 81 самолет и 30 самолетов от правительств Франции и Греции соответственно. Первая из машин, предназначавшихся для французского флота, имела звездообразный двигатель "Райт" R-1820 "Циклон" мощностью 1000 л.с. (746 кВт) и полетела 27 июля 1940 года, но к тому времени Франция пала. Британская комиссия по закупкам (British Purchasing Commission) согласилась взять этот самолет, увеличив заказ до 90 машин. Первый самолет этой партии прибыл в Великобританию в июле 1940 году и получил обозначение "Мартлет" Mk.I (на самом деле это был шестой из построенных - предыдущие пять поставили Канаде).
Вид на фюзеляж самолета "Grumman" F4F "Wildcat"
Два самолета, летавшие в 804-й эскадрилье, стали первыми истребителями американской постройки на британской службе, уничтожившими немецкий истребитель во время Второй мировой войны. Более поздние варианты истребителя "Грумман" состояли на вооружении 11 эскадрилий Военно-морского флота Великобритании, главным образом на борту небольших эскортных авианосцев, подобного "Адэсити", и участвовали в "Битве за Атлантику". Последующие варианты "Мартлета", служившие в британском Флоте, включали "Мартлет" Mk.II с двигателем "Твин Уосп" и складывающимся крылом, 10 самолетов F4F-4A, самолеты из греческого контракта на G-36A под обозначением "Мартлет" Mk.III и поставленные по "ленд-лизу" F4F-4B с двигателями Райт R-1820 "Циклон" под обозначением "Мартлет" Mk.IV. В марте 1944 года было принято решение стандартизировать названия американских и британских самолетов: все были переименованы в "Уайлдкэт", но сохранили регистрационные номера.
Варианты "Уайлдкэт"
Название "Уайлдкэт" использовалось в США с 1 октября 1941 года. Первый F4F-3 "Уайлдкэт" для ВМС США полетел 20 августа 1940 года, а в начале декабря этим типом стали вооружаться эскадрильи VF-7 и VF-41 ВМС США Флот США заказал около 95 самолетов F4F-3A. Они оснащались двигателями R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем. Поставки начались в 1941 году. Прототип XF4F-4 полетел в мае 1941 года и включал усовершенствования, принятые на основе опыта боевого применения самолетов "Мартлет" в Великобритании, в том числе шеститочечное стрелково-пушечное вооружение, бронирование, протектированные баки и (прежде всего) складывающееся крыло. Поставка серийных F4F-4 "Уайлдкэт" началась в ноябре 1941 года, и ко времени японского налета на Перл-Харбор ряд эскадрилий ВМС и Корпуса морской пехоты США имели их на вооружении. Следующие партии "Уайлдкэтов" поступили на вооружение американских авианосцев "Энтерпрайз" (CV-6), "Хорнет" (CV-12) и "Саратога" (CV-3). С их помощью ВМС США добились захметного успеха в сражениях в Коралловом море и у атолла Мидуэй, в боях на Гуадалканале. Они находились в центре всех важных боевых действий на Тихом океане, пока не были заменены более современными самолетами в 1943 году. Они также участвовали в боях в составе ВМС США на севере Африки в конце 1942 года.
F4F-3P: переделка в фоторазведчик (сделано несколько экземпляров)
Обозначения XF4F-5 и XF4F-6 принадлежали экспериментальным вариантам "Уайлдкэт". Обозначение F4F-6 первоначально применялось к машине, которая стала называться F4F-3A. Первый пилот "Уайлдкэта", получивший "Медаль почета", служил в эскадрилье VMF-211 Корпуса морской пехоты, которая потеряла девять F4F-3 на земле во время нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и еще семь на земле на острове Уэйк на следующий день. Защитники острова Уэйк отчаянно сопротивлялись, и 9 декабря два пилота VMF-211, объединившись, сбили японский бомбардировщик: это первая победа американского "Уайлдкэта". Прежде чем остров Уэйк был захвачен, капитан Роберт Макелрод (Robert McElrod) потопил японский эсминец прямым попаданием бомбы, сброшенной с его "Уайлдкэта", но получил "Медаль почета" посмертно, погибнув в этом бою.
Описание самолета
Пилотирование "Уайлдкэт" требовало достаточного опыта: его куцее шасси имело неважные рулежные характеристики; он слабо реагировал на рули, когда больше всего требовалась маневренность: сильно продувалась кабина при открытом в полете фонаре; практически невозможно было сбросить фонарь; тесное место пилота располагалось слишком низко, что ухудшало ему обзор. Короче говоря, "Уайлдкэт" мог быть строгим и коварным.
Фюзеляж/крыло.
Как и предыдущие военно-морские бипланы "Груммана", "Уайлдкэт" имел такой же толстый, но превосходно обтекаемый фюзеляж овального сечения, полумонококовой конструкции с клепаной металлической обшивкой. Типичное "груммановское" шасси, убираемое вручную в фюзеляж, в то время являлось отличительной особенностью истребителей фирмы "Грумман". На F4F основные стойки установлены под передней кромкой крыла. Тормозной гак также убирался в фюзеляж, в то время как хвостовое колесо было неубираемым. Необычное среднерасположенное крыло трапециевидной формы и большой площади имело профиль NACA 23015. Его искажали шарниры складывания консолей крыла, которое в сложенном положении устанавливалось рядом с фюзеляжем, верхней поверхностью наружу. Использовались цельнометаллические посадочные щитки с вакуумным приводом. FM-2 имел более легкий каркас и более высокий киль, оснащался более мощным двигателем, обеспечивающим лучшие взлетные характеристики с коротких авианосных палуб. Закрытая кабина имела скользящую сдвижную часть фонаря с пуленепробиваемым ветровым стеклом и броней позади пилота.
Силовая установка.
XF4F-2 оснащался поршневым двухрядным 14-цилиндровым двигателем R-1830-66 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью 1050 л.с. (782,9 кВт). F4F-3 и F4F-3A имели соответственно двигатели R-1830-76/86 с нагнетателем и R-1830-90, оба мощностью 1200 л.с. (894,8 кВт). F4F-4, FM-1 (постройки "Дженерал Моторс") и F4F-7 оснащались двигателем R-1830-36. На FM-2 устанавливался R-1820-56/56A/56W/56WA "Циклон" фирмы "Райт" мощностью 1350 л.с. (1007 кВт). На некоторых ранних моделях двухступенчатый компрессор отличался ненадежностью и был заменен одноступенчатым. В разные времена в испытательных полетах на воздушный винт устанавливался кок, но его не ставили на серийных самолетах. Несколько позже FM-2 имел систему впрыска воды в двигатель для увеличения мощности. Запас топлива составлял 606 литров в протектированных баках в крыле. На подкрыльевых узлах размещались сбрасываемые топливные баки.
Вооружение.
Первоначально F4F-3 имел два 7,62-мм фюзеляжных пулемета "Кольт-Браунинг" и два 12,7-мм пулемета в крыле. Впоследствии стандартом стали четыре 12,7-мм пулемета в крыле. F4F-4 и FM-1/2 имели шесть 12,7-мм пулеметов в наружных частях крыла и могли нести 91 кг бомб. FM-2 имел подкрыльевые узлы подвески двух бомб калибра 113 кг. Борьба с "Зеро" не имела аналогов. Пилоты ВМС и Корпуса морской пехоты США быстро поняли, что ввязываться в ближний бой с более проворным "Зеро" нужно только тогда, когда ситуация не может быть решена другим способом. Где возможно, они стремились вместо прорыва через боевые порядки истребителей "Мицубиси" нападать на бомбардировщики врага, дожидаясь времени, когда "Зеро", совершая активные выпады, отходили слишком далеко, допуская возможность прорыва к бомбардировщикам.
Множество модификаций американского палубного истребителя F4F
- XF4F-1: проект биплана G-16 (не строился);
- XF4F-2: прототип моноплана G-18; впервые полетел 2 сентября 1937 года; построен один экземпляр;
- XF4F-3: прототип G-36 со звездообразным двигателем XR-1830-76; впервые полетел 2 февраля 1939 году;
- F4F-3: первый серийный вариант с двигателем R-1830-76; впервые полетел в феврале 1940 года (построено 285 машин);
- F4F-3A: серийный вариант со звездообразным двигателем R-1830-90 (построено 95 машин);
- F4F-3P: переделка в фоторазведчик (сделано несколько экземпляров);
- F4F-3S: неофициальное обозначение для двух вариантов гидросамолета с поплавками "Эдо"; первый полет 28 февраля 1943 года;
- XF4F-4: прототип улучшенной модели с двигателем R-1830-86 и складывающимся крылом; первый полет 14 апреля 1941 года;
- F4F-4: основной серийный вариант со складывающимся крылом (построено 1169 машин);
- F4F-4A: обозначение поставлявшегося по "ленд-лизу" "Мартлет" Mk.III с нескладывающимся крылом;
- F4F-4B: поставлявшийся по "ленд-лизу" "Мартлет" Mk.IV с нескладывающимся крылом;
- F4F-4P: несколько экземпляров, переоборудованных в разведчики;
- XF4F-5: обозначение двух прототипов G-36A с двигателем "Райт" R-1820-40; первый полет в июне 1940 года;
- XF4F-6: один прототип серийного F4F-3A;
- F4F-6: первоначальное обозначение F4F-3A;
- F4F-7: разведчик с фотокамерами и увеличенным запасом топлива (фирменное обозначение G-52), впервые полетел 30 декабря 1941 года (построена 21 машина);
XF4F-8: два экспериментальных прототипа с новыми закрылками и капотами, первый полет 8 ноября 1942 года;
- FM-1: F4F-3, выпускаемые "Дженерал Моторс"; первый полет 31 августа 1942 года (1151 машин);
- FM-2: серийный вариант XF4F-8, выпускаемый "Дженерал Моторс" (4777 машин);
- XF2M-1: предложенная модернизация "Дженерал Моторс" (не строился);
- "Мартлет" Mk.I: британское обозначение истребителей "Грумман" G-36A, заказанных Францией, первый полет 11 мая 1940 года (построен 181 самолет), позже переименован в "Уайлдкэт" Mk.I;
- "Мартлет" Mk.II: британское обозначение истребителей "Грумман" G-36B со складывающимися крыльями, впервые полетел в октябре 1940 года (поставлено 100 машин); позже переименован в "Уайлдкэт" Mk.II;
- "Мартлет" Mk.III: британское обозначение F4F-4A, поставленного авиации ВМС с нескладывающимися крыльями (30 машин), позже переименован в "Уайлдкэт" Mk.III;
- "Мартлет" Mk.IV: британское обозначение F4F-4B (построено 220 машин), позже переименован в "Уайлдкэт" Mk.IV;
- "Мартлет" Mk.V: британское обозначение поставляемых по "ленд-лизу" M-2, (построено 312 машин), позже переименован в "Уайлдкэт" Mk.V;
- "Уайлдкэт" Mk.VI: британское обозначение FM-2; поставлено 370 машин.
Множество модификаций американского палубного истребителя F4F
Тактика
Над Гуадалканалом бомбардировщики подходили в клиновидных порядках, более чем 20 машин в группе, и "Уайлдкэты" стремились внезапно пикировать на бомбардировщики, наносить удар и уходить прежде, чем "Зеро" набросятся на них. Эта тактика "удара и ухода" (Hit-and-run) вынуждала японских пилотов быстро расходовать драгоценное топливо. Доверие своему ведомом) было решающим: когда начиналась "собачья свалка", пилот зависел от его ведомого, способного снять врага с его хвоста. "Одинокие волки" не жили слишком долго, хотя некоторые пилоты отличались индивидуальностью. Майор Джон Л. Смит записал на свой счет 19 сбитых японских самолетов, майор Мэрион Карл - 18,5.
Самолет F4F-3S в поплавковом варианте
Одним из интересных испытаний, в которых участвовали "Уайлдкэты", были работы в Филадельфии в 1942 году по оценке идеи буксировки бомбардировщиками истребителей сопровождения. К этой идее неоднократно возвращались в течение 1940-х годах., хотя это никогда не использовалось в боевых операциях. "Уайлдкэт" был идеальным кандидатом для этой роли, потому что трехлопастной воздушный винт "Кертисс Электрик" мог быть легко зафлюгирован, а двигатель - перезапустить в полете. Изобретенная система зацепки и отрывя давала возможность "Уайлдкэту" буксироваться за точки под крылом, при этом пилот "Уайлдкэта" мог бы присоединяться и разъединяться по желанию. В мае 1942 года F4F буксировался "Дугласом" BD-1 (вариант А-20 "Хэвок" для ВМС США), позже два "Уайлдкэта" буксировались "Боингом" В-17 по 1930-километровому восьмичасовому маршруту.
F4F-3S: неофициальное обозначение для двух вариантов гидросамолета с поплавками "Эдо"; первый полет 28 февраля 1943 года
Система работала: пилот "Уайлдкэта" мог оставаться пассажиром, пока его самолет летел как планер, его дальность, таким образом, ограничивалась только автономностью буксирующего самолета. Но практического применения эта программа никогда не имела. Последним серийным вариантом, построенным фирмой "Грумман", был дальний разведчик F4F-7 с увеличенным запасом топлива, камерами внизу фюзеляжа и без вооружения. Построили только 21 машину, но фирма "Грумман" также выпустила дополнительно 100 F4F-3 и два прототипа XF4F-8. Срочная необходимость сконцентрироваться на разработке и производстве более современного F6F "Хеллкэт" заставила компанию "Грумман" договориться с компанией "Дженерал Моторс" о продолжении производства F4F-4 "Уайлдкэт" под обозначением FM-1. Производство этих самолетов Восточным отделением (Eastern Aircraft Division) "Дженерал Моторс" началось после заключения контракта 18 апреля 1942 года, и первый из FM-1 этой компании полетел 31 августа 1942 года. Всего построили 1151 самолет, из которых 312 поставили Великобритании под обозначением "Мартлет" Mk.V (позже "Уайлдкэт" Mk.V).
Модификация самолета под индексом F4F-3S
В то же самое время компания "Дженерал Моторс" работала над улучшенной модификацией FM-2 - серийным вариантом прототипа "Грумман" XF4F-8, построенного в двух экземплярах. Главное отличие - установка двигателя R-1820-56 "Циклон 9" мощностью 1350 л.с. (1007 кВт) фирмы "Райт". Использование увеличенного киля позволило сохранить хорошую путевую устойчивость с этим более мощным двигателем; массу планера при этом постарались уменьшить до минимума. Всего построили 4777 FM-2, 370 из них поставили Великобритании под обозначением "Уайлдкэт" Mk.V. Это единственные британские машины, никогда не носившие название "Мартлет".
Модель
|
F4F-4
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,76
|
Размах крыла, метров
|
11,58
|
Высота, метров
|
2,81
|
Площадь крыла,м2
|
24,15
|
Профиль крыла
|
NACA 230
|
Масса пустого, кг
|
2612
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3607
|
Силовая установка
|
Pratt&WhitneyR-1830-36TwinWаsp
|
Мощность, л.с., кВт
|
1200 (895)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
249
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
512 на 5915
|
Скороподьемность, м/мин
|
594
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
149
|
Практическая дальность, км
|
1239
|
Практический потолок, м
|
12010
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
6х12,7 Browning
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
2х45
|
Источники:
- "Война в воздухе" № 83. Grumman Wildcat.
- Сергей Колов. Палубные самолеты. Жил да был "дикий кот".
- Сергей Цветков. В воздухе - "кошки".
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.