Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Средний бомбардировщик B-25 Mitchell
История В-25 Mitchell (Митчелл) — самого массового двухмоторного бомбардировщика ВВС Американской армии (лишь в 1947 году ВВС получили самостоятельность, а до того обозначались US Army Air Force) — начиналась как раз с проекта штурмовика. В 1938 году военные выдали авиационным фирмам требования к будущему самолету категории А. Фирма North American, занимавшаяся до того лишь легкими и учебными самолетами, решила попытать счастья, и к январю 1939 года на свет появился NA-40 — двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением и носовой стойкой шасси. Победителем этого конкурса, однако, признали самолет компании Дуглас, впоследствии известный как А-20 Boston.

Средний бомбардировщик В-25 Mitchell

самолет митчеллВ 1938 году Авиакорпус Армии США разработал требования к среднему бомбардировщику. Проектирование такого самолета в инициативном порядке начала компания "Норт Америкен Авиэйшн Инкорпорэйтед"в Инглвуде, Калифорния. По конструкции NA-40 представлял собой двухмоторный трехместный самолет с высокорасположенным крылом и трехколесным шасси, оснащенный двумя звездообразными двигателями "Пратт-Уитни" R-1830-56C3G мощностью 1100 л.с. (821 кВт). "Звездный час" этого прототипа настал, когда в январе 1939 года Пол Бальфур выполнил на нем первый полет. В том же месяце Авиакорпус Армии США выработал требования, которым должен был удовлетворять проектируемый средний бомбардировщик. Эти требования были обнародованы 5 июля того же года. После замены двигателей на "Райт" GR-2600-A71 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), прототип (теперь под именем NA-40B) был представлен на испытания в Райт-Филд в марте 1939 года.

NA-40B был разбит при аварии через две недели после прилета в Райт-Филд, но, тем не менее, успел так понравиться пилотам, что "Норт Америкен" было дано задание продолжать работу, вводя большое количество изменений. Фюзеляж с бомбоотсеком стал вдвое шире, крыло передвинули в среднее положение, соответственно изменился верхний контур фонаря кабины, став заподлицо с верхней линией фюзеляжа. Экипаж был увеличен с трех до пяти человек, как и вооружение. Теперь оно насчитывало три 7,62-мм пулемета в носовой, верхней и нижней огневых точках и один 12,7-мм пулемет в самом хвосте. Новая конструкция, получившая обозначение В-25, еще не была закончена к сентябрю 1939 года, но "Норт Америкен" уже имела контракт (от 10 августа) стоимостью 11 771 000 $ на производство 184 самолетов.

Летные испытания

Первый самолет, предназначенный для статических испытаний, был закончен к июлю 1940 года, а первый полет серийного В-25 был совершен 19 августа. Самолет был оснащен двигателями R-2600-9 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт). Максимальная масса составила 12388 кг - на 3538 кг выше первоначальной массы прототипа NA-40. Первые же испытательные полеты выявили недостаточную путевую устойчивость. Дефект был быстро и эффективно ликвидирован устранением поперечного "V" консолей, что придало В-25 его характерный вид с крылом "чайка". Только на первые девять В-25 (40-2165 до 40-2173) было установлено исходное крыло с постоянным углом "V", следующие 15 имели уже модифицированное крыло, что никак не сказалось на базовых обозначениях.

фото самолета

Фотография среднего бомбардировщика В-25 "Mitchell" в полете нажмите, чтобы увеличить

Первые же опыты боевого применения в Европе показали необходимость усиления защиты от огня противника. В 1941 году была проведена модификация многих Американских самолетов под влиянием такого очевидного урока. Следующими самолетами В-25, вышедшими с завода в Инглвуде, были В-25А (NA-62A) с бронезащитой пилотов и протестированными баками. Первыми к их эксплуатации весной 1941 года приступила 17-я бомбардировочная группа (средняя) под командованием подполковника (позже бригадного генерала) Вальтера Р. Пека. Эскадрильи этой группы (34,37 и 95) базировались в аэропорту Лексингтон-Кантри, Южная Каролина. В конце этого года группу перевели на западное побережье США для прибрежного противокорабельного дозора (после японского нападения на Перл-Харбор). Один из Американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-25А 24 декабря потопил японскую подводную лодку.

фотография бомбардировщика

Средний Американский бомбардировщик В-25 "Mитчелл"

Между тем, первоначальный контракт на серийное производство, выданный в 1939 году, был выполнен в только 1941 году, производством 120 В-25В (кроме одного самолета, номер 40-2243, разбившегося и списанного до поставки). Этот вариант был оснащен верхней и нижней турелями "Бендикс" с электроприводом со спаренными 12,7-мм пулеметами; полная масса взросла до 12909 кг. С расширением производства и планированием выпуска усовершенствованных модификаций, американское правительство смогло предоставить 23 В-25В Великобритании по закону о "ленд-лизе". Однако только один из этих самолетов ("Митчелл" Mk.I по терминологии Королевских ВВС) остался в Великобритании; остальные были отправлены на кораблях в Северную Африку. Организации их эксплуатации в строевых подразделениях мешала нехватка средств обслуживания. В конце 1942 года они были направлены в Индию, где использовались 681-й эскадрильей в Дум-Дум в январе 1943 года. Позднее самолеты выполняли разведывательные полеты над Бирмой и Сиамом. Небольшое количество других бомбардировщиков В-25В было отправлено на кораблях первых конвоев PQ в северные порты России.

модификация самолета b-25b вид сбоку

Модификация бомбардировщика В-25В боковая проекция

Около 40 средних бомбардировщиков Второй мировой войны В-25В предназначались Нидерландам (для отправки в Голландскую Ост-Индию), но обстановка на юго-западе Тихого океана быстро изменилась не в пользу американцев. В результате все эти самолеты были направлены в 13-ю и 19-ю эскадрильи 3-й бомбардировочной группы ВВС США в Брисбене. Австралия. Командовал группой Роберт Ф. Стрикленд. За девять месяцев 1942 года он дослужился от младшего лейтенанта до полковника. Другие самолеты были направлены в 17-ю бомбардировочную группу (среднюю) для замены первых В-25А.

модель самолета b-25b вид сверху

Модификация бомбардировщика В-25В верхняя проекция

В апреле 1942 года военные самолеты В-25 участвовали в одной из самых отважных операций, когда 16 Американских бомбардировщиков В-25 В осуществили невероятный налет на территорию самой Японии. Использовались самолеты 17-й группы с увеличенным до 4319 литров запасом топлива против стандартных 2627 литров.

модель бомбардировщика b-25b вид снизу

Модификация бомбардировщика В-25В нижняя проекция

Этими В-25В управляли добровольцы под командованием подполковника Джеймса Н. Дулитла, одного из выдающихся американских пилотов. Этот человек с 1925 года был победителем гонок на кубок Шнейдера (соревнования на скорость гидросамолетов , а позднее командовал 8-й, 12-й и 15-й ВА ВВС США. Нижняя турель самолета В-25 и бомбардировочный прицел "Норден" были сняты, а в хвосте поставлены два деревянных "пулемета" для декорации. Взлетная масса самолетов составила 14062 кг. На расстояние 1290 км от берегов Японии самолеты доставил авианосец "Хорнет". Дулитл повел свои самолеты в атаку 18 апреля; на малой высоте бомбардировщики вышли на цели в Токио, Кобе, Йокогаме и Нагоя. Все самолеты, участвовавшие в этом рейде, были сбиты или интернированы после вынужденных посадок в России и Китае.

Основные модификации Среднего Американского бомбардировщика В-25 "Mitchell"

Поставки модификации В-25С (в ходе выпуска имевшей множество изменений) начались с конца 1941 года. С основного завода в Инглвуде вышло 1619 самолетов, а 2290 машин, обозначавшихся как B-25D, было выпущено на втором заводе "Норт Америкен" в Далласе (Техас).

модель самолета b-25c боковая проекция

Модификация самолета В-25С вид сбоку

На самолете стояли двигатели R -2600-13 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт), имелся автопилот; внешние узлы подвески на фюзеляже позволяли увеличить запас топлива до 4164 литров. В дополнение к этому бак в бомбоотсеке вмещал еще 2214 литров, доводя максимальную взлетную массу до 18000 кг.

модель b-25c верхняя проекция

Модификация самолета В-25С вид сверху

Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2359 кг, из них 1452 кг на внутренней подвеске, а восемь бомб калибра 113,5 кг - на подкрыльевых узлах. В-25С и B-25D могли нести торпеду массой 907 кг на внешней подвеске для атак кораблей. Максимальная скорость этих вариантов составляла 457 км/ч на высоте 4570 м.

модель бомбардировщика b-25c вид на фюзеляж

Модификация самолета В-25С вид снизу

Всего в Великобританию было поставлено 455 бомбардировщиков В-25С и 40 B-25D. Они летали под обозначением "Митчелл" Mk.II в 98-й, 180-й, 226-й. 305-й. 320-й и 342-й эскадрильях RAF, базировавшихся в метрополии. Около 182 самолетов В-25С было отправлено в Советский Союз (восемь из них было потеряно в море при перевозке), а также 688 B-25D. Остальные были направлены в Канаду, где использовались главным образом как тренировочные.

Противокорабельные варианты самолета В-25 "Mitchell"

Следующим серийным вариантом бомбардировщика Второй мировой войны был B-25G - развитие прототипа XB-25G, который был переоборудован из серийного самолета В-25С путем установки в носу фюзеляжа стандартной полевой 75-мм пушки армии США. Серийные B-25G (выпущено 405) несли 75-мм пушку М4, стрелявшую снарядами массой 6,81 кг. Самолеты использовались для атак на корабли в Тихом океане. Заряжаемая вручную штурманом-бомбардиром, крупнокалиберная пушка не могла делать более четырех выстрелов за одну атаку:

противокорабельный вариант самолета b-25g

Американский средний бомбардировщик B-25G в противокорабельном варианте исполнения

Экипаж B-25G из четырех человек не мог успешно выполнять поставленные задачи. В результате после больших изменений появился В-25Н, выпущенный в количестве более 1000 экземпляров. Он был оснащен более легкой 75-мм пушкой, и имел экипаж из пяти человек. В носу фюзеляжа стояло четыре 12,7-мм пулемета, еще четыре располагались по бокам фюзеляжа в обтекателях, по два пулемета было в верхней и кормовой турелях, и еще два - в бортовых установках. Все это, а также бомбовая нагрузка 1361 кг и возможность подвески восьми 127-мм ракет под крылом сделало В-25Н весьма грозным самолетом, успешно применявшимся в операциях против Японцев.

модель самолета b-25g

Противокорабельный вариант бомбардировщика B-25G

Основным и наиболее широко применявшимся был вариант B-25J. Машины этой модификации строились на новом заводе в Канзас-Сити (Канзас). Весь выпуск составил 4318 B-25J-NC. Здесь вернулись к экипажу из шести человек и фюзеляжу с застекленным носом без 75-мм пушки. Четыре пулемета в обтекателях были сохранены; верхняя турель переместилась вперед, к самой кабине экипажа. Силовая установка состояла из двух звездообразных двигателей R-2600-29. В 1944 году при анализе действий В-25 на Дальнем Востоке обнаружилось, что большинство атак они производят с малых высот, и бомбардир нужен там все реже. Его кабину зашивали как в полевых условиях, так и позднее, на заводах.

боковая проекция модели b-25j

Модификация бомбардировщика В-25J боковая проекция

295 B-25J были закуплены Велнкобртании, 20 из них были переданы ВВС в Северной Африке; в RAF эта модификация была известна как "Митчелл" Mk.III и постоянно эксплуатировались в эскадрильях только в метрополии. Несмотря на большое число построенных самолетов В-25, в составе ВВС США их было не более 2500, что объяснялось поставками в различные дружественные ВВС в течение последних лет войны и некоторое время после нее.

модель самолета b-25j вид сверху

Модификация бомбардировщика В-25J верхняя проекция

Самолеты В-25 также широко использовались ВВС США как разведчики. На первые В-25 (особенно модификации В-25В) кустарным образом, в полевых условиях устанавливались аэрофотоаппараты. Подобные самолеты использовались в 89-й разведывательной эскадрилье в декабре 1941 года, другие использовались в 5-й фоторазведывательной эскадрилье в Средиземноморье в начале 1943 года и в 26-й группе наблюдателей в США.

Специализированный фоторазведывательный вариант F-10, с "веером" из трех аппаратов, расположенных в "бороде" обтекателя, способных давать снимки для триметрографии, появился только в 1943 году (построено 10 машин переделкой B-25D.): все оружие с него было снято, и топливные баки размещались в бомбоотсеке.

В последнем периоде войны с 60 самолетов модификаций В-25С, B-25D, В-25С и B-25J было снято все военное оборудование, и они были переделаны в тренировочные самолеты, получившие сначала обозначение AT, а позднее ТВ. После войны такой же переделке подверглись и оставшиеся B-25J. Более 600 бывших бомбардировщиков эксплуатировалось в ВВС США. Некоторые из них впоследствии стали вариантами ТВ-25К, TB-25L, ТВ-25М и TB-25N.

модель самолета b-25h боковой вид

Модификация бомбардировщика В-25H боковая проекция

Другие были переделаны в качестве транспортных штабных или общего назначения (обозначения СВ, VB и ZB). Начиная с 1946 года, некоторые машины использовались как связные Стратегическим авиационным командованием. Последним, кто летал на самолетах В-25, было тренировочное подразделение базы ВВС Риз, чьи TB-25L и TB-25N использовались для тренировки пилотов до своего официального списания в январе 1959 года.

Третьим крупным пользователем В-25 (после ВВС США и RAF) были ВМС США, следовавшие основным направлениям политики, определенной в 1942 году, в соответствие с которой часть производившихся бомбардировщиков берегового базирования должна была передаваться ВМС. Поставки начались в январе 1943 года; из 50 PBJ-1C первой партии (соответствующих В-25С) 20 самолетов попали в бомбардировочную эскадрилью Корпуса морской пехоты VMB-413. Затем последовали 152 PBJ-1D, один PBJ-1G, 248 PBJ-1H и 255 PBJ-1J (соответствовали армейским модификациям B-25D, B-25G, В-25Н и B-25J).

Множество модификаций самолета

Варианты "Mитчелл" В-25 "Норт Америкен".

  • "Норт Америкен" В-25 NA-40 (позже NA-40B и NA-42): прототип, инициативная разработка; звездообразные двигатели "Пратт-Уитни" R-1830-56, позднее "Райт" GR 2600-А71. В-25 (NA-62): 24 самолета (номера с 40-2165 по 40-2188), первые девять с прямым крылом постоянного поперечного "V", остальные - с крылом "чайка"; звездообразный двигатель "Райт" R -2600-9.
  • В-25А (NA-62A): 40 самолетов (40-2189-2228), протектированные баки и бронезащита пилота; поступали в 17-ю бомбардировочную группу; звездообразный двигатель "Райт" R -2600-9.
  • В-25В (NA-62B): 120 самолетов (с 40-2229 по 40-2242 и с 40-2244 по 40-2348; 40-2243 потерпел аварию перед 23 поставкой); 23 самолета направлены в RAF как "Митчелл" Mk.l, некоторые в СССР.
  • В-25С (NA-82): 1625 самолетов построено в Инглвуде (41-12434-13038, 41-13039-41-13296,42-32233-32532, 42-53332-53493, 42-64502-64801); 856 передано ВВС США; 555 приобретено Великобританией как Митчелл Mk II, но 45 самолетов было передано в Канаду; 25 - в Бразилию: 182 - в СССР (включая восемь потерянных при транзите); некоторые - в Китай и в Воздушный корпус Голландской Ост-Индии (два из них позже перешли к RAF); звездообразные двигатели R-2600-13; уцелевшие получили новые обозначения ZB-25C в 1948 году.
  • ТВ-25С: другое обозначение АТ-24С.
  • B-25D (NA-82A): 2290 самолетов построено в Далласе (41-29648-30847, 42-871 13-87612, 43-3280-3869); все приобретены ВВС США, но 40 B-25D-15 переданы RAF: 29 поставлены Канаде; 688 - СССР; некоторые - в Индонезию после войны; немногие оставшиеся в эксплуатации в 1948 г. получили новое обозначение ZB-25D.
  • RB-25D: другое обозначение F-10. TB-25D: другое обозначение AT-24D.
  • ХВ-25Е: один В-25С (42-32281) с противообледенительной системой передней кромки крыла на горячем воздухе; позже получил новое обозначение ZXB-25E. XB-25F: один В-25С, оборудованный электрической противообледенительной системой передней кромки крыла.
  • XB-25G: один В-25С (41-13296) с установленной в носу фюзеляжа части стандартной 75-мм полевой пушкой армии США.
  • B-25G (NA-96): серийный самолет с пушкой М4 и несколькими обтекателями с пулеметами по бокам фюзеляжа; нижняя турель часто отсутствовала; пять В-25С были переоборудованы (42-32384-32388) и 400 самолетов построены заново (42-64802-65201).
  • TB-25G: другое обозначение АТ-24В.
  • В-25Н (NA-98): подобный B-25G, но с пушкой Т13Е1; имел многочисленные варианты вооружения, но обычно нес четыре 12,7-мм пулемета в носу; верхняя турель передвинута вперед; двигатели R-2600-13 или - 29; построено 1000 самолетов (43-4105-5104).
  • В-25 J (NA-108): как В-25Н, но с застекленным носом, где размещались один неподвижный и два подвижных 12,7-мм пулемета; двигатели R-2600-29; переделки B-25J-27 и -32NC имели по восемь пулеметов в заделанных носах; построено 4318 самолетов (43-3870-4104, 43-27473-28222, 43-35946-36245, 44-28711-31510, 44-86692-86897,45-8801 -8899), хотя некоторые не были востребованы в заключительной партии; 295 переданы RAF, как "Митчелл" Mk.HI.
  • CB-25J: небольшое количество B-25J, переоборудованных для сервисных транспортных задач.
  • TB-25J: другое обозначение AT-24D; много послевоенных переделок в стандартный тренировочный TB-25J.
  • VB-25J: штабной транспортный самолет, переоборудованный из B-25J.
  • ТВ-25К: 117 B-25J, оборудованных Е1 (радарной системой управления огнем); использовались как тренировочные для операторов радаров.
  • TB-25L: 90 B-25J, оборудованные для тренировки пилотов.
  • ТВ-25М: 40 B-25J, оборудованные радарной системой Е5; использовались как тренировочные для операторов радаров.
  • TB-25N: 47 B-25J, оборудованных для тренировки пилотов.
  • AT-24A/B/C/D: 60 В-25, переоборудованных для комплексного обучения экипажей; получили новое обозначение ТВ-25 в 1945 году.
  • F-10: 10 B-25D, переоборудованных в разведчики, с дополнительным топливом, выступом под кабиной и камерами, размещенными в задней части фюзеляжа; получил новое обозначение RB-25D.
  • PBJ-1 С: 50 самолетов, соответствующих В-25С, для Корпуса морской пехоты США (б/н 34998 до 35047).
  • PBJ-1 D: 152 самолета, соответствующих B-25D (б/н 35048 до 35096, 35098 до 35193, 35196 до 35202).
  • PBJ-1 G: один самолет, соответствующий B-25G (б/н 35097), PBJ-1 Н: 248 самолетов, соответствующих В-25Н (б/н 35250-35297. 88872-89071).
  • PBJ-1 J: 255 самолетов, соответствующих B-25J (б/н 35194-35195, 35203-35249, 35798-35920, 38980-39012, 64943-64992).
Множество модификаций самолета
Модель
В-25Н
Экипаж, человек
5
Длина, метров
15,54
Размах крыла, метров
20,60
Высота, метров
4,80
Площадь крыла, м2
56,67
Масса пустого, кг
9061
Масса снаряжённого, кг
15200
Максимальная взлётная масса, кг
16351
Силовая установка
2х14-цил. "Райт" R-2600-13
Мощность, л.с., кВт
2х1700 (2х1268)
Макс. скорость на высоте км/ч, м
443 на 3960
Макс. скорость у земли, км/ч
нет данных
Крейсерская скорость, км/ч
370
Боевой радиус, км
2170
Нормальная дальность, км
2173
Перегоночная дальность, км
4300
Практический потолок, м
7255
Скороподъёмность, м/с
4
Время набора высоты м/мин
4570 за 19
Нагрузка на крыло, кг/м2
270
Тяговооружённость, Вт/кг
182
Вооружение, пулеметы, мм
14х12,7
Вооружение, пушки, мм
1х75 Т13Е1 (21 снаряд)
Вооружение, ракеты, мм
8х127
Бомбовая нагрузка, кг
1361

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Владимир Котельников. Бомбардировщик В-25 "Митчелл".
  • Squadron/Signal. Ernest R.McDowell. B-25 Mitchell in Actione.
  • Котельников В.Р. "Американцы" в России.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Гидросамолет 'Консолидэйтед' PB2Y 'Коронадо'
Многоцелевой самолет Consolidated PB2Y Coronado Летающая лодка, моноплан с четырьмя двигателями и двухкилевым оперением; поплавки в полете убирались. Спроектирован в КБ...
Про учебно-боевые самолеты Як-130
Перегон трех учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО "Корпорация 'Иркут'" к месту постоянного базирования в Борисоглебск совершили пилоты Борисоглебской...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме