Американский торпедоносец-бомбардировщик Grumman TBF Avenger
Свыше 50 лет компания "Грумман" создает палубные самолеты, считающиеся одними из лучших в мире, отличающиеся оригинальной конструкцией крыльев, легкостью эксплуатации и прочностью. Никакой самолет лучше не представляет "Грумман", чем "Эвенджер", главный самолет - торпедоносец Второй мировой войны в боях на Тихом океане в 1942-1945 годов. В своей первой боевой задаче шесть новых TBF-1 прославились в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Только один возвратился назад, пилот летел на поврежденной машине, управляемой с помощью триммеров, везя одного члена экипажа раненым, а другого - убитым. Это казалось почти повторением того, что случилось с предыдущим поколением TBD-1 "Девастэтор" фирмы "Дуглас", который просто не выжил во Второй мировой войне. "Эвенджер" заслуженно станет одним из победителей в этой войне.
Когда "Дуглас" создала в 1935 года TBD, это был современный для того времени самолет, с цельнометаллической конструкцией, имевшей несущую обшивку, закрытые кабины и убирающиеся шасси. Однако уже в октябре 1939 г. стало ясно, что один двигатель мощностью 900 л.с (671 кВт) не соответствует задачам палубного торпедоносца-бомбардировщика. Поэтому в том же месяце Военно-морской флот США начал планировать проведение конкурса для авиационной промышленности на самолет для замены TBD. Ключ к развитию лежал в существовании таких мощных двигателей как "Пратт-Уитни" R-2800 и "Райт" R-2600 и R-3350. "Грумман" поставила перед собой цель - победу в конкурсе, и вскоре это стало главным делом фирмы.
"Grumman", палубный торпедоносец TBF "Avenger" фото самолета
Требования Военно-морского флота США не обещали легкую победу, однако заданный радиус действия с требуемыми загрузками оружия можно было выполнить. После пяти недель интенсивной работы накануне 1941 года инженерная бригада под руководством технического инженера Боба Халла набросала черновой вариант машины, которую позже назвали "Беременное Животное" (The Pregnant Beast), или, более любезно, "Турция".
Американский палубный торпедоносец TBF "Avenger" TBF "Grumman" в полете
Этот полный фюзеляж, гигантское угловатое крыло и своеобразное хвостовое оперение могли быть только "грумманскими", но что никак не ожидалось, так это внутренний бомбоотсек и пулеметная турель. Инженер проекта Р.Коч (R.Koch) первым принял решение о таком внутреннем отсеке, частично потому, что это позволяло разместить нижнюю заднюю оборонительную пушечную позицию. Не имелось никаких проблем с пилотом, сидевшим высоко над передней кромкой крыла в просторной и удобной кабине, где обзор был совершенен. Другие два члена экипажа имели худший обзор.
Фото модели палубного торпедоносца США "Avenger" TBF "Grumman"
Дверь на правой стороне позади крыла давала доступ в заднюю часть фюзеляжа, где размещались оборудование, сигнальные ракеты, парашюты и боеприпасы. При низковысотном полете штурман (бомбардир) был обеспечен откидным креслом, с которого он или другой человек мог применять нижнюю заднюю пулеметную установку с 7,62-мм пулеметом "Браунинг". При бомбометании со средних высот он стоял лицом вперед и осуществлял прицеливание самолета.
Описание самолета "Grumman" TBF "Avenger"
Фюзеляж/крыло.
Короткий фюзеляж типа полумонокок имел овальное сечение, создан из ряда угловых силовых рам (шпангоутов) и штампованных перегородок, закрытых гладкой металлической обшивкой. Среднерасположенное крыло имело прямоугольное сечение центральной секции и равносужающиеся складывающиеся наружные секции. Оно имело цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с металлической обшивкой с потайной клепкой, щелевые закрылки, размещенные между элеронами и центральной секцией. Складывание и раскладывание наружных частей крыла осуществлялось гидравлически. Опоры с масляным амортизатором крепились шарнирно в оконечностях центроплана и убирались в наружную (от фюзеляжа) сторону, в ниши наружных частей крыла. Хвостовое колесо полностью выдвигалось. Катапультные точки и выдвигающийся тормозной гак с электрическим приводом размещены в хвостовой части. TBF был хорошо спроектирован и почти не бился.
Силовая установка.
Опытный образец XTBF-1 имел 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения "Райт" R-2600-8. Этот двигатель с двухскоростным нагнетателем мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) устанавливался на большинстве вариантов. ТВМ-4 имел двигатель R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и трехлопастной воздушный винт. Три основных топливных бака были встроены в центроплан - средний бак на 568 литров в пределах фюзеляжа и два внешних бака по 340 литра каждый в укороченных консолях центральной секции. Дополнительные обтекаемой формы сбрасываемые баки по 20 литров каждый размещались под наружными консолями крыла. Для полетов на перегоночную дальность в бомбоотсеке размещался сбрасываемый топливный бак на 1040 литра. Маслобак на 120 литров размещался в отсеке двигателя.
Экипаж.
"Эвенджер" обычно имел экипаж из трех человек - пилота, бомбардира и радиста. Кабина пилота была по передней кромке крыла, он стрелял из неподвижных передних пулеметов и сбрасывал торпеду. Место бомбардира находилось в нижней хвостовой части фюзеляжа у бомбоотсека; он также применял подфюзеляжный пулемет. Радист, размещавшийся позади пилота, применял также пулемет турельной установки.
Вооружение.
TBF-1 имел один неподвижный 7,62-мм пулемет для стрельбы вперед в капоте двигателя (TBF-1С два 12,7-мм пулемета), один 12,7-мм пулемет в управляемой с помощью электропривода сферической турельной установке сверху фюзеляжа и один 7,62-мм пулемет под фюзеляжем. Каждый самолет мог нести до 726 кг боевой нагрузки, включающей торпеду или бомбы. На самолетах TBF-3 вооружение было усилено и включало 12,7-мм пулеметы: два в крыле и по одному сверху и снизу фюзеляжа. Бомботорпедная нагрузка (в авиации ВМС США - авиационная торпеда калибра 558 мм Мк.12) составляла 907 кг. Подкрыльевые держатели рассчитаны на установку восьми 27-килограммовых ракет. Специальный противолодочный радар для обнаружения на ТВМ-3Е сделал этот вариант особенно ценным для ВМС США в первые послевоенные годы, и он стал основной действующей версией "Эвенджера" после 1945 года. Створки бомбоотсека имели гидравлический привод и могли управляться пилотом или бомбардиром. Дымозавесный бак мог быть вставлен в бомбоотсек. TBF-1L имел там же выдвигающийся прожектор.
Палубный бомбардировщик-торпедоносец "Эвенджер" TBF "Грумман" на рулежке, фото сохранившегося самолета
В ходе развития, в 1942 году, ВМС США получили радар ASB фирмы "Вестингауз", который стал стандартным оборудованием на некоторых версиях. Другой обычной установкой являлся радар APG-4 "Снайффер" (Sniffer) для автоматического маловысотного бомбометания. Индикатор радара находился перед бомбардиром, чей отсек таким образом стал несколько перенасыщенным. Индикатор радара фактически располагался непосредственно под турельной установкой, которая сама по себе была новшеством, в котором Военно-морской флот США был заинтересован (подобная турельная установка монтировалась на нескольких других типах одномоторных ударных самолетов, таких как советский ББ-1 /Су-2).
Военно-морской флот США задал турельную установку с одним 12,7-мм пулеметом, и фирма "Грумман" проводила соответствующую работу. Хотя почти все на самолетах Второй мировой войны TBF приводилось в движение гидравлически, в конечном счете турельная установка оказалась электроприводной, в основном потому что работа была поручена Оскару Олсену, чей опыт работы (главным образом в "Дженерал Электрик") был электрический. Он знал проблемы, вызванные летными маневрами, которые определяли различные нагрузки на различные части кольца башенной установки. Лучшим решением, казалось Олсену, будет электромашинная форма управления, которая может сочетать вращающий момент и скорость вращения электродвигателя с большой точностью. Таким образом, он оборудовал турельную установку синхронизированными двигателями, которые, независимо от ориентации турельной установки или самолета, всегда обеспечивали высокую точность наводки пулемета.
Фотография сохранившегося до наших дней палубного бомбардировщика-торпедоносца "Эвенджер" TBF "Грумман"
Напротив, большинство других подвижных элементов приводилось гидравлически, включая массивные основные стойки шасси (которые выдерживали посадку на жесткую палубу с вертикальной скоростью 4,88 м/сек), складывающиеся консоли крыла, большие щелевые закрылки и створки бомбоотсека двойного складывания. Лерой Грумман сам овладел складыванием крыла только годом ранее, и этот опыт сначала использовался на серийном образце самолета F4F "Вилдкэт", тогда только начавшем выпуск. Он предсказал проблемы, возникающие в ангарных палубах авианосца с крыльями, обычно двигающимися вверх на шарнирах. и экспериментировал с двумя частично развернутыми скрепками, воткнутыми в боковые стороны ластика. В конечном счете он нашел способ складывания, чтобы крылья оказывались сложены аккуратно рядом с корпусом. В сложенном положении верхние поверхности консолей крыла смотрели наружу. Для большого TBF был необходим привод для складывания: никакая команда техников не смогла бы вручную работать с такими консолями крыла, на которых размещены радар, баки и ракеты, в условиях корабельной качки. Еще одним агрегатом, использующим электропривод, был гигантский тормозной гак, обычно размещенный внутри задней части фюзеляжа, выпускаемый по рельсовым направляющим тросом и блокируемый, когда необходимо.
При наличии двух задних пулеметов 7,62-мм пулемет был установлен высоко справа в носовой части и стрелял через винт двигателя. Всегда считалось полезным предоставить пилоту пулемет не только для улучшения морального состояния, но и для реального наступательного потенциала. Как бомбардир может нацеливать бомбы с высоты, пилот способен управлять торпедными атаками, используя подсвечиваемый торпедный прицел слева от комингса. Впереди он имел только диоптрический прицел для пулемета, который мог также использоваться для бомбометания с пикирования, бомбардир тогда являлся бы простым пассажиром. Главные стойки шасси могли быть выпущены как аэродинамические тормоза, чтобы держать скорость пикирования приблизительно 482 км/ч, хотя управление при этом становилось чрезвычайно тяжелым и требовалось много усилий и при пикировании, и при выводе из пикирования.
"Grumman", палубный торпедоносец TBF "Avenger" вид сбоку
Первый из двух прототипов XTBF-1, Bu.No 253е), совершил успешный первый полет 1 августа 1941 года. Пилотом любого экспериментального груммановского самолета в то время был главный инженер по испытаниям Боб Халл. После принятия решения, что ХР-50 не самое безопасное рабочее место, придерживался о XTBF-1 с его испытанным 14-цилиндровым "Циклоном", по домашнему бодро грохочущим под ногами, прямо противоположного мнения. Фирма "Грумман" быстро оказалась перегруженной работой и спроектировала новый завод № 2, вдвое больший чем первый. Здесь предполагалось построить 286 самолетов TBF, заказанных "от чертежной доски" в декабре 1940 года. Тогда, как часто случается, неприятность вышла из ничего. 28 ноября 1941 года XTBF-1 пилотировали Боб Кук и инженер Гордон Исраэль. Около Брентвуда, приблизительно в 16 км к востоку от завода в Бетпэйдже, они обнаружили сильный пожар в бомбоотсеке. (Единственной причиной, по общему мнению, могло быть короткое замыкание в электрической цепи.) Кук и Исраэль выбрасываются с парашютами, и объятый пламенем самолет врезается в лес. Это не повлияло на программу, и к этому времени Военно-морской флот США изменил заказ на 286 машин на открытый контракт, который длился до 31 декабря 1943 года, пока не был построен 2291 самолет (и даже больше, с учетом построенных другими).
"Grumman", палубный торпедоносец TBF "Avenger" вид сверху
В не по сезону жаркое воскресное утро 7 декабря 1941 года все суетились в Бетпэйдже, так как начиналась красочная церемония открытия обширного нового завода № 2. В середине был освещен второй прототип XTBF-1, который должен был стать приоритетным изделием. Внезапно вице-президент компании Клинт Тоул (Clint Towl) подходит к микрофону системы оповещения публики. Он поднял микрофон, чтобы сказать: "Японцы напали на Перл-Харбор: мы - на войне". Тоул запретил любые мероприятия, и публика начала расходиться по домам; когда последний из собравшихся тысяч прошел через ворота, предприятие было заперто. Завод стал охраняемым местом в течение следующих четырех лет. TBF было присвоено имя "Эвенджер" (Avenger - "Мститель").
Множество модификаций самолета
- Х-1: два прототипа с двигателем R-2600-8.
- TBF-1: первый серийный вариант, подобный второму прототипу; всего построено 2291, исключая прототипы, но включая TBF-1В и TBF-1С.
- TBF-1В: грумманское обозначение варианта для Британии с отличиями в деталях; первоначально обозначенный "Тэрпон" TR.Mk 1; всего построено 395 штук.
- TBF-1С: подобен TBF-1, нo максимальный запас топлива увеличен с 1268 литра до 2748 литров, включая два сбрасываемых бака под крылом и бак в бомбоотсеке для перегоночных полетов, два 12,7-мм крыльевых пулемета.
- TBF-1CP: модификация TBF-1C с разведывательной камерой широкого обзора.
- TBF-1D: модификация с радаром RT-5/APS-4 в крыльевом контейнере;
- TBF-1CD модификация, подобная TBF-1С.
- TBF-1Е: модификация со специальным радарным и дополнительным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
- TBF-1J: вновь построенная версия (включена в общее количество TBF-1) с бортовым радиоэлектронным оборудованием и освещением для полета в сложных метеорологических условиях и специальной защитой от обледенения.
- TBF-1L: подтип с прожектором на выдвигающейся наружу из бомбоотсека установке.
- TBF-1Р: TBF-1, доработанный как TBF-1 СР.
- XTBF-2: модификация TBF-1 № 00393 с двигателем XR-2600-110 мощностью 1900 л.с. (1417кВт).
- XTBF-3: два TBF-1, построенные с двигателем как на TBF-3.
- TBF-3: вторая основная серийная модификация с двигателем R-2600-20; производилась в основном на Востоке как ТВМ-3.
- ТВМ-1: подобен TBF-1; всего построено 550.
- ТВМ-1С: подобен TBF-1С; всего построено 2336.
- ТВМ-1D/E/J/L/P: подобны аналогичным TBF.
- ТВМ-2: модификация ТВМ-1 № 24580 с двигателем XR-2600-10.
- ХТВМ-3: модификация четырех ТВМ-1 С с R-2600-20.
- ТВМ-3: основной серийный образец с двигателем R-2600-20 и сбрасываемыми баками или ракетами на наружной части крыла; всего построено 4657.
- TBM-3D: модификация с радаром APS-4 на правой консоли крыла. ТВМ-3Е: модификация с усиленной конструкцией и радаром RT-5/APS-4 в контейнере под правым крылом.
- ТВМ-3Е2: модифицированный ТВМ-3Е с дополнительным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
- TBM-3H: модификация с радиолокационной станцией обнаружения надводных целей.
- TBM-3J: аналогичная TBF-1J модификация.
- TBM-3L: аналогичная TBF-1L модификация.
- ТВМ-3М: модификация для исследования пуска ракет (различные варианты) после войны. ТВМ-3М2: модификации с дополнительным оборудованием.
- TBM-3N: модификация (1945/46) для специальных ночных ударных задач.
- ТВМ-3Р: модификация для фотографической разведки, отличающаяся от TBF-1Р.
- TBM-3Q: различные переделанные машины для послевоенных исследований аппаратуры радиоэлектронной войны и боевых задач для приема и/или постановки помех с заметными дополнениями на нижней части фюзеляжа, кабине, стабилизаторе и крыла (в некоторых случаях).
- TBM-3R: модификация для перевозки семи пассажиров или груза по крайней мере в трех конфигурациях, все без пулеметов и с дверью на правой стороне.
- TBM-3S: основная послевоенная программа модификации для противолодочного удара, большинство далее модифицируемы как TBM-3S2 с авионикой ТВМ3Е2.
TBM-3U: модификация для вспомогательных задач и буксировки мишени.
- TBM-3W: основная послевоенная программа модификации для обнаружения целей (радиолокационный дозор) с радаром APS-20, без вооружения и дополнительными стабилизаторами; большинство модифицированы как TBM-3W2 с модернизированными дисплеями для двух задних операторов и другими изменениями.
- ХТВМ-4: три вновь построенных самолета с повторно разработанным крылом с отличной системой складывания и заново усиленного для выполнения маневров с перегрузкой 5g, производство 2141 ТВМ-4 отменено в связи с окончанием Второй мировой войны.
- "Эвенджер" Мк.1: британское обозначение TBF-1 В; всего построено 402.
- "Эвенджер" Мк.2: британское обозначение ТВМ-1; всего построено 334.
- "Эвенджер" Мк.3: британское обозначение ТВМ-3; всего построено 222.
- "Эвенджер" AS Mk.4: британское обозначение (после войны) TBM-3S; всего построено 100.
Множество модификаций самолета
На службе
К этому времени завод № 2 был уже загружен производством TBF-1, и первый самолет из серийной партии, Bu.No 00373 ВМС США, полетел 3 января 1942 года. Немного технических изменений нужно было сделать, чтобы к концу шести месяцев поставить еще 145 машин, половина для эскадрильи Военно-морского флота США VT-8, уже завершавшей переучивание при NAS в Норфолке, Вирджиния. Отсюда шесть новых самолетов TBF пролетели, неся 1022-литровые баки в бомбоотсеках, поперек США и по 10-часовому океанскому участку в Перл-Харбор. Их корабль, американский авианосец "Хорнет", уже отбыл, так что они полетели дальше - к атоллу Мидуэй. Здесь все шесть самолетов были расстреляны на куски, открыв счет потерям: это, возможно, был единственный случай, в котором TBF выглядел второсортным самолетом. С этого времени он станет не только разрушителем японского военно-морского флота, но также грозой подводных лодок Гитлера.
"Grumman", палубный торпедоносец TBF "Avenger" вид на фюзеляж
Неся нормальную внутреннюю нагрузку - торпеду Mk 13-2 или четыре бомбы по 227 кг и полный внутренний запас топлива (1268 литров в трех крыльевых топливных баках), TBF-1 мог атаковать цели на дальности 418 км. Было всегда приятно лететь, хотя виражи и бочки запрещались. Когда летели с сильным пилотом, он почти всегда мог маневрировать подобно истребителю, и поэтому уже в серийном производстве было принято решение увеличить вперед стреляющее вооружение. На TBF-1C имевшийся 7,62-мм носовой пулемет заменили двумя 12,7-мм крыльевыми пулеметами, каждый с боезапасом 600 выстрелов. Они включены в общий заказ 2291 самолетов "Груммана". Это общее количество также включает 395 TBF-1B. оснащенных британским радио и некоторыми другими различными элементами оборудования для британского авиационного вооружения флота. Всего британцы получили не менее 921 "Эвенджера" (первоначальное британское имя "Тэпон" (Tarpon) отменено), которые получили не менее 33 эскадрилий первой и второй линий. Они действовали на множестве авианосцев. многочисленных британских базах и других береговых аэродромах от Канады до Цейлона и Дальнего Востока.
Модификация самолета "Эвенджер" TBF-1C "Грумман" боковая проекция палубного бомбардировщика-торпедоносца
В декабре 1941 года срочная настоятельная нужда в самолетах TBF сделала необходимым найти второго производителя. Компания "Дженерал Моторс" имела пять предприятий на восточном побережье (Тэрритаун (Tarrytown), Линден (Linden), Блумфилд (Bloomfield), Трентон (Trenton) и Балтимор), которые были без работы. Они быстро были организованы в мощное объединение, названное Истерн Эркрафт Дивизион (Eastern Aircraft Division) и взялись строить не только истребители "Вилдкэт" под обозначением FM, но также и "Эвенджеры", обозначаемые ТВМ. К декабрю 1943 года 1000-й восточный ТВМ был поставлен, и к концу окончания Второй мировой войны эти производители выпустили не менее чем 7546 машин в более чем 20 вариантах.
Большинство были типа ТВМ-3, с более мощным двигателем и наружным тормозным гаком, часто без турельной установки и во всех случаях с возможностью разхмещения ракет или сбрасываемых топливных баков на внешних частях крыла. Дэш (Dash)-ID (TBF и ТВМ) и TBM-3D и TBM-3Е имели поисковый радар RT-5/APS-4, работающий на 3-см длине волны, во встроенном контейнере снаружи на правой консоли крыла. Таким образом, к концу войны 9836 "Эвенджеров" были произведены, включая небольшое количество множества специальных вариантов, из которых, возможно, наиболее значительным была испытательная платформа "Проект Кадиллак" (Project Cadillac), первая из серии TBM-3W, которая в ноябре 1946 года стала первым самолетом, полетевшим с обзорным радиолокатором APS-20 в гигантском обтекателе "Гуппи" (Guppv).
После 1945 года доминирующая модель была ТВМ-3Е. использовавшаяся как с турельной установкой, так и без нее, поставляемая согласно взаимной программе помощи (Mutual Assistance Program) во многие дружественные флоты, включая Канаду, Францию, Нидерланды и, позже, Японию (страна, против которой действовало большинство "Эвенджеров"). В ВМС США и также в Англии противолодочные D-3S работали в парах "поиск-уничтожение" с Dash-3W и -3W2 с радарами "Guppy" и тройными стабилизаторами до июня 1954 года. Некоторые модификации использовались еще в течение многих лет.
Модель
|
TBF-1С
|
Экипаж, человек
|
3
|
Длина, метров
|
12,2
|
Размах крыла, метров
|
16,51
|
Высота, метров
|
5,00
|
Площадь крыла,м2
|
45,52
|
Масса пустого, кг
|
4788
|
Масса снаряжённого, кг
|
7838
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
7876
|
Силовая установка
|
Wright R-2600-8 Cyclone
|
Мощность, л.с., кВт
|
1700 (1268)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
233
|
Максимальная скорость км/ч
|
436
|
Скороподьемность, м/с
|
7,3
|
Средняя аэродинамическая хорда, м
|
2,977
|
Коэффициент удлинения крыла
|
6,0
|
База шасси, м
|
6,515
|
Колея шасси, м
|
3,3
|
Воздушный винт
|
Hamilton Std. 6359-A12
|
Диаметр винта, м
|
3,962
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
172,3
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
136,3
|
Профиль крыла
|
NACA 23015-23009
|
Практическая дальность, км
|
1778
|
Практический потолок, м
|
6830
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,62 2х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг (или)
|
907
|
Вооружение, торпеда, мм
|
577
|
Вооружение, ракеты, мм
|
8х127 HVAR
|
Источники:
- Grumman. Avenger" - Война в воэдухе. № 98, 99.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Osprey. Barrett Tillman. TBF/TBM Avenger Units of World War 2.
- Aircraft Profile 214. Rene J Francillion. Grumman (Eastern) TBF (TBM) Avenger.