Авиация Японии
Япония захватила Маньчжурию в 1931-1932 гг., где японцы начали создавать плацдарм с целью подготовки дальнейшего продвижения. В составе японских войск, направленных в Северный Китай в июле 1937 года, была и авиация, прошедшая значительную модернизацию за прошедшие 5 лет. Армейская авиация Японии была сконцентрирована на поддержке наземных операций, когда авиация флота стремилась достичь превосходства в небе для выполнения дальних бомбардировочных ударов. В июле-августе 1938 года при нападении на СССР у озера Хасан была задействована Армейская авиация Японии - 70 самолетов, а также в июле-августе 1939 года у реки Халхин-Гол - более 300 самолетов. Эти два исторических события позволили японскому руководству проверить тактические наработки и дать оценку боеготовности своей авиатехники.
У нас на сайте Вы можете найти сразу все самолеты Японии Второй Мировой Войны в одной таблице.
Армейская авиация Японии
Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация - около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) - эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).
- Сентай обычно насчитывал 27 - 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
- От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
- Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
- Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.
К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:
- истребители - сен-токи,
- легкие бомбардировщики - кейбаку,
- тяжелые бомбардировщики - дзу-баку,
- разведчики - тейсацу,
- учебно-тренировочные самолеты - пенсуки.
Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:
- независимая боевая группа или полк - докорицу хикотай,
- независимая эскадрилья - докорицу чутай.
Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений.
Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.
Обозначения самолетов армейской авиации Японии
С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение "Ки" ("китай" - конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): "Каи" (а) - изменения в конструкции планера, "Ко" (b) - изменение силовой установки, "Оцу" (с) - изменение в оборудовании или в назначении самолета, "Хей" (d) - изменение в вооружении.
Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) - тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) - тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:
- Ки-61-Ia - истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
- Ки-61-Ib - истребитель армейский тип 3 модель 1В.
Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).
Самолеты Императорской армии Японии
Авиация флота Японии
Японская морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии являлись:
- флот - кантай,
- воздушный флот - коку кантай,
- региональный флот - хомен кантай.
Основной тактической единицей палубной авиации был сентай - 36-64 самолета (обычно с двух авианосцев). В коку кантай входило несколько сентаев. Позже вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус). Как и в армейской авиации (см. выше по тексту), к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов:
- истребители - сентоки,
- пикирующие бомбардировщики - кьюко-ку,
- торпедоносцы - райгекики,
- бомбардировщики - дзубаку,
- дальние бомбардировщики - енкийоки,
- разведчики - тейсацу,
- поплавковые истребители - фурато сентоки,
- летающие лодки - хико.
В наименованиях тактических единиц, которые предназначались для выполнения конкретных задач, часто употреблялось место их назначения (или место базирования).
Самолеты Императорского флота Японии
Обозначения самолетов авиации флота Японии
В начале Второй мировой войны в японском флоте имелись две системы обозначения самолетов - длинное и короткое. В первом варианте (длинная система обозначения) брались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению: если для 1940 года соответствует 2600 год, то обозначение имело вид - тип 0 (здесь же уточним: в армейской авиации - тип 100). Если нужно было обозначить модификацию самолета Японии, то в длинном обозначении использовался двухзначный номер: тогда первая цифра обозначала номер модификации, а вторая - номер модификации двигателя. Таким образом, например, модель 11 - это первая серийная модификация, модель 21 - вторую серийная модификация с первоначальным двигателем, тогда как модель 22 - это уже вторая модификация с новым типом двигателя. В случае обозначения дополнительных доработок одной модификации использовались иероглифы ("Ко", "Оцу" или "Хей") или латинские буквы (a, b, c).
- S - "Сасебо",
- Si - "Сова",
- V - "Воут",
- W - "Ватанабе" (позднее "Кюсю"),
- Y - "Йокосука",
- Z - "Мизуно".
Номер модели данного самолета находился в конце буквенно-цифровой комбинации. Если в самолет вносили незначительные изменения, то модификацию обозначали латинской буквой. Когда, в с течением времени менялось назначения самолета, то дописывалась буква (через дефис) в соответствии с новым применением. В ходе второй мировой войны на флот для дополнительного обозначения самолетов стали использовать также и собственные имена самолетов, это было сделано в том числе и с целью соблюдения режима секретности, чтобы скрыть от противников назначение машины.
Конечно, для европейцев подобная система обозначения самолетов кажется сложной, и со второй половины 1942 года союзники начали давать японским самолетам второй мировой войны собственные наименования. Вначале все истребители получили наименование "Зеро", а бомбардировщики - "Мицубиси". Но с лета 1944 года был введен другой принцип наименования японских самолетов:
- истребители получили мужские имена,
- бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты - женские (название транспортников начиналось с буквы "Т"),
- тренировочные самолеты - названия деревьев,
- планеры - птиц.
Вторая мировая война
Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 года, когда рано утром первая волна японских самолетов, взлетевшая с авианосцев, достигла Перл-Харбора. Операторы радиолокационной станции США своевременно обнаружили подход самолетов, но информация о появлении цели были передана несвоевременно, поскольку посчитали, что это были американские бомбардировщики В-17, их прилет ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, Форд- Айленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Были повреждены при атаке линейные корабли:
- "Arizona",
- "Oklahoma",
- "West Virginia",
- "Pennsylvania",
- "Tennessee",
- "Maryland",
- "Nevada",
- "California".
Из боевых кораблей неповрежденными остались только "Lexington", "Saratoga" и "Enterprise", которые смогли уйти из порта при начале атаки. Американцы потеряли во время атаки японцами Перл-Харбора 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. Японские потери составили 27 самолетов.
Подготовка японских летчиков к атаке Перл-Харбора шла в очень жестком режиме. Надо отметить, что пикирующие бомбардировщики периода второй мировой создавались для сброса бомб на высоте 800 м, данный факт позволял иметь достаточно времени, чтобы выйти из пикирования. Для повышения точности бомбометания, командование приняло решение уменьшить высоту наполовину! Это означало, что, сбросив бомбы с 400 метровой высоты, самолет должен находится на высоте примерно 15-20 м над землей при выходе из пикирования. В случае потери сознания при больших перегрузках на выходе из пикирования, пилот висел на волоске от смерти. Известно, что восемь японских летчиков погибли в ходе прохождения обучения, но это никого не остановило, ведь точность бомбометания возросла с 20 до 86% - эффективность ошеломительная в то время.
ВВС Японии второй мировой. Итог
Пилоты японских ВВС предпочитали открытые кокпиты и легкое вооружение высокоманевренного самолета, однако отказавшись от бипланов. Все истребители японских армии и ВМФ были монопланами. Японские истребители того времени представлены "Мицубиси Зеро-Сен" - одноместной машиной японского ВМФ, превосходившей по численности и известности многие другие типы самолетов, выпущенных в Японии до 1945 года. Кроме "Зеро", в небольших количествах выпускались и более совершенные самолеты, например, флотский "Сиден-Кай" и армейские Ki-84 и Ki-100. Необходимо вспомнить самолет Накадзимы "Хайбус", который при более серьезном вооружении имел возможность быть по-настоящему грозной машиной.
Театр военных действий, в которых принимала участие Япония, можно разделить на материковую часть Юго-Восточной Азии, где боевые действия велись в основном армейскими ВВС, и островную, где ответственность за боевые действия несла в первую очередь авиация ВМФ. Пока удавалось сохранять авианосцы, японский ВМФ был серьезным противником. Но в ходе войны авианосный флот понес значительные потери, многие корабли были потоплены. Японская армия захватила южную оконечность Азии так быстро, что ее ВВС оказались "рассеяны" над огромной территорией, которую они должны были контролировать. Японская авиапромышленность теперь уже не успевала восполнять даже обычные летные потери техники.
В июне 1942 года Япония потерпела серьезное поражение в сражении за остров Мидуэй - она потеряла 4 авианосца и более 250 самолетов передовых соединений. Сражение за Мидуэй стало поворотным пунктом в боевых действиях на Тихом океане, сравнимым по значению с поражением немцев в битве за Британию в Европе. За год после Перл-Харбора число авианосцев в вооруженных силах США утроилось. В основном корабли использовались вдали от берегов этой страны. Одним из первых шагов, предпринятых ВВС США после вступления Америки в войну, стало размещение на базах Великобритании 8-й воздушной армии. Осенью 1942 года часть этой армии была направлена в Северную Африку и стала основой для создания 12-й армии ВВС.
Методы, взятые во второй половине 1944 года на вооружение японскими ВВС, носили экстремальный характер - это были атаки камикадзе. Подобная тактика, непонятная для людей с "не восточным" менталитетом, оказывалась весьма эффективной по крайней мере в первое время ее применения. Во всяком случае, в результате ее в течение десяти месяцев было серьезно повреждено более 49% американских кораблей, из которых тогда же или в ходе последующих боевых операций пошли ко дну свыше 21%. В официальных исследованиях эту тактику назвали "единственно эффективным приемом, разработанным Японией во Вторую мировую войну". В сражениях за Иводзимо и Окинаву участие в боях японских летчиков из числа добровольцев-смертников приняло массовый характер. Однако к тому времени ВВС США с Марианских островов, захваченных флотом, начали бомбардировки целей на территории Японии самолетами "Суперфортресс" В-29, обладавшими большой высотой и значительной дальностью полета. И хотя атаки со стороны японских пилотов-самоубийц отнюдь не прекращались, их натиск и эффективность после сражения за Окинаву постепенно сходили на нет.