Средний бомбардировщик и противолодочный самолет Douglas B-18 Bolo
|
Средний бомбардировщик Douglas B-18 Bolo
Компания "Дуглас" в начале 1934 года получила задание Авиакорпуса Армии США на создание бомбардировщика, способного нести вдвое большую бомбовую нагрузку и имеющего вдвое большую дальность, чем "Мартин" В-10 - стандартный армейский бомбардировщик того времени. Компания не сомневалась, что может разработать его на базе опыта разработки коммерческого транспортного самолета DC-2, находящегося тогда в стадии подготовки к первому полету.
Прототипы, разработанные по требованиям Армии и построенные за счет компаний, проходили испытания в августе 1935 года на аэродроме Райт-Филд, штат Огайо. Здесь рассматривались "Модель 299" фирмы "Боинг", "Дуглас" DB-1 и "Мартин 146". Первый в дальнейшем стал В-17 "Флаинг Фортресс", последний производился как экспортный вариант серий "Мартин" В-10/В-12. Бомбардировщик DB-1 ("Douglas Bomber 1") в январе 1936 года срочно запустили в серийное производство под обозначением В-18. Полученный из коммерческого транспортника DC-2, опытный образец DB-1 сохранил крыло, хвостовое оперение и силовую установку исходного самолета.
Фотографии американского тактического бомбардировщика-противолодочного самолета "Douglas" В-18 "Bolo"
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения
|
Однако при сохранении формы крыла в плане как у DC-2, размах крыла DB-1 уменьшили на 1,68 м; крыло стало среднерасположенным вместо низкорасположенного. Силовая установка включала два двигателя Р-1820-45 "Циклон 9" фирмы "Райт" мощностью по 930 л.с. (694 кВт) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага. Полностью новый фюзеляж стал значительно выше, чем у коммерческого транспорта, обеспечивая размещение экипажа из шести человек, носовой и верхней турелей, кабины бомбардира и внутреннего бомбоотсека. Кроме того, имелось место третьего стрелка, с пулеметом, стрелявшим через специальный туннель в нижней части фюзеляжа.
Фотографии среднего бомбардировщика-противолодочного самолета ВВС США "Douglas" В-18 "Bolo"
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения
|
Первый контракт предусматривал производство 133 экземпляров В-18, включая один прототип DB-1. Серийные самолеты имели ряд изменений в составе оборудования, что привело к увеличению нормальной взлетной массы. Последний американский бомбардировщик Второй мировой войны В-18, покинувший сборочную линию, отличался наличием носовой турели с сервоприводом и нес фирменное обозначение DB-2, но это новшество не получило распространения на последующих серийных машинах. Заказы на модификацию В-18А составили 217 машин (177 по контракт); выданному в июне 1937 года, и 40 - по контракту в середине 1938 года.
Американский тактический бомбардировщик "Douglas" В-18 "Bolo" вид спереди на самолет
Этот вариант отличался выносом места бомбардира вперед над носовой стрелковой точкой и установкой более мощных двигателей "Райт" R-1820-53. Большинство бомбардировочных эскадрилий Авиакорпуса Армии США получили самолеты Второй мировой войны В-18 или В-18А в 1940 году. Большинство из 33 самолетов В-18А, состоявших на вооружении 5-й и 11-й бомбардировочных групп Авиакорпуса Армии США, базировавшихся на аэродромах на Гавайях, были уничтожены при нападении на Перл-Харбор.
Выпускались следующие модификации самолета
- B-18 с моторами R-1820-45, вооружение 3x7,62, вариант B-18M с измененным бомбоотсеком для подвески крупнокалиберных бомб;
- B-18A с моторами R-1820-53 и новой носовой частью, вооружение: 3x7,62, существовал вариант B-18 AM, аналогичный B-18M;
- "Дигби" I, аналог B-18 А для экспорта в Канаду, вооружение 3x7,69, отличия в оборудовании.
Когда в 1942 году американские самолеты В-18 в передовых частях заменялись бомбардировщиками Второй мировой войны В-17, приблизительно 122 самолета были оборудованы поисковой РЛС и магнитометром и развернуты в Карибском бассейне для организации противолодочного патрулирования. Королевские Канадские ВВС также приобрели 20 В-18А, которые под обозначением "Дигби 1" использовались для морского патрулирования.
Тактический бомбардировщик ВВС США "Douglas" В-18 "Bolo" вид сбоку на самолет
Обозначение бомбардировщиков В-18С использовалось для двух других самолетов, переоборудованных для противолодочного патрулирования. Еще два самолета были переделаны в транспортные под обозначением С-58, но многие самолеты В-18 использовались для этого без специальных доработок. Самолет был снят с производства в 1938 году. B-18 снят с вооружения строевых частей в США в августе 1943 года, но как учебный и транспортный использовался до конца войны. В Канаде снят с вооружения в ноябре 1946 года.
Модель
|
В-18
|
Экипаж, человек
|
6
|
Длина, метров
|
17,63
|
Размах крыла, метров
|
27,28
|
Высота, метров
|
4,62
|
Площадь крыла,м2
|
89,65
|
Масса пустого, кг
|
7403
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
12552
|
Силовая установка
|
2хWright R-1820-53 Cyclone 9
|
Мощность, л.с., кВт
|
2х1000 (2х746)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
269
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
346 на 3050
|
Практическая дальность, км
|
1931
|
Практический потолок, м
|
7285
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
3х7,62
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
2948
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Моделист-Конструктор. Бомбардировщик B-18 "Боло".
- Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945.
- Squadron/Signal. Aircraft Number 149. Larry Davis. C-47 Skytrain in Action.