Американский бомбардировщик и штурмовик Douglas A-26 Invader
Разработанный доя замены самолета А-20 "Хэвок" превосходным техническим коллективом под руководством Эдварда X. Хайнеманна в Эль-Genu до, Калифорния, опытный образец ХА-26 (42-19504) поднялся в воздух 10 июля 1942 года, пилотируемый Беном Ховардом. Внешний вид "Инвейдера" (Invader - "захватчик") впоследствии менялся мало, но первая машина отличалась камуфляжем и большими коками воздушного винта. Хайнеманн начал с трех вариантов: ХА-26 (позже А-26С) - бомбардировщик с застекленной носовой частью для штурмана-бомбардира, А-26А -ночной истребитель с радаром в носовой части и четырьмя подфюзеляжными 20-мм пушками и ХА-26В с непрозрачной носовой частью, где размещалось стрелковое вооружение для штурмовой атаки. Ночной истребитель выпускался недолго, но бомбардировщики массово строились на сборочных линиях фирмы "Дуглас" в Лонг-Бич, Калифорния, и Тулсе (Tulsa), Оклахома.
А-26В имел шесть 12,7-мм пулеметов в носовой части (позже их количество увеличено до восьми), дистанционно управляемые верхние и нижние турельные установки, каждая с двумя 12,7-мм пулеметами, и до 10 и более 12,7-мм пулеметов в подкрыльевых и подфюзеляжных контейнерах.
Фото Американского штурмовика "Douglas" A-26 "Invader"
Сильно бронированный и способный нести до 1814 кг бомб, А-26В с максимальной скоростью 571 км/ч на высоте 4570 м был самым быстрым бомбардировщиком союзников Второй мировой войны. Было построено приблизительно 1355 штурмовиков А-26В и 1091 бомбардировщиков А-26С.
Штурмовик США "Douglas" A-26 "Invader"
Брошенный в бой в сентябре 1944 года в составе 553-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в Грейт Данмоу, Англия, и скоро появившийся также во Франции и Италии, "Инвейдер" стал наносить удары с воздуха по немцам еще до устранения производственных дефектов.
Штурмовик "Дуглас" А-26 "Инвайдер" в сопровождении истребителей
Пилоты были восхищены маневренностью и легкостью управления, но штурмовик А-26 обладал излишне сложной и утомляющей приборной доской, а также - слабой, легко разрушавшейся передней стойкой шасси. Фонарь кабины экипажа было трудно открыть при аварийном покидании машины. Со временем эти проблемы были решены, и пилоты самолета А-26 гордились освоением требовательной, но эффективной боевой машины.
Фотография легенды штурмовой авиации США "Дуглас" А-26 "Инвайдер" 0
На европейском ТВД "Инвейдеры" совершили 11567 вылетов и сбросили 18054 тонн бомб. А-26 был также достаточно ловок, чтобы постоять за себя при встрече с истребителями противника. Майор Майрон Л. Дарки (Myron L Durkee) из 386-й бомбардировочной группы в Бюмонте (Франция) записал на свой счет 19 февраля 1945 года "вероятную победу" над гордостью немецкой авиации - реактивным истребителем Мессершмитт Me-262.
"Douglas" A-26 "Invader" вид сбоку на самолет
В Европе по разным причинам было потеряно около 67 "инвейдеров", но за А-26 числится семь подтвержденных побед в воздушных боях. На Тихом океане "Инвейдер" также прогрессировал от неудачного начала к достижению высокой эффективности.
"Douglas" A-26 "Invader" вид сверху на самолет
Обладая двигателями R-2800-27 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 2000 л.с. (1491 кВт) и скоростью на уровне моря не менее 600 км/ч, "Инвейдер" был мощным оружием для штурмовых атак наземных и морских целей, но экипажи не сразу взялись за это.
"Douglas" A-26 "Invader" вид снизу на самолет
Пилоты А-20, безраздельно властвовавшие в их высоких одноместных кабинах, теперь оказались рядом со штурманом в правом откидном сиденье - по существу - вторым пилотом, но без органов управления. При совместном использовании ракет и бомб во время атаки на малой высоте, осколки повреждали "брюхо" "Инвейдеру".
Фотография сохранившегося до наших дней Американского штурмовика А-26
Будучи уверен, что новая машина не подходит для работы на малой высоте, командующий 5-й ВА Джордж Кенией потребовал не перевооружать подразделения Американской военной авиации самолетами А-20 на А-26. Но после соответствующих доработок А-26 стал также заменять В-25 "Митчелл" фирмы "Норт Америкен" в некоторых частях.
"Douglas" A-26С "Invader" боковая проекция штурмовика
Самолеты А-26 имелись на вооружении у 3-й, 41-й и 319-й бомбардировочных групп авиации США в операциях против Формозы, Окинавы и территории самой Японии. "Инвейдеры" активно действовали около Нагасаки перед тем, как этот город снесла вторая атомная бомба.
"Douglas" A-26С "Invader" верхняя проекция штурмовика
После переделки одного А-26В в буксировщик мишеней XJD-1, ВМС получили 140 JD-1 (переделанных из А-26С). Некоторые из них были впоследствии приспособлены для запуска и управления беспилотными летательными аппаратами.
"Douglas" A-26С "Invader" нижняя проекция штурмовика
После победы над Японией самолет, который, возможно, появился на войне слишком рано, базировался на многих дальневосточных авиабазах, включая Корею. Многие машины были модифицированы для решения других задач: появились транспортный самолет СВ-26В, тренировочный ТВ-26В/С, штабной транспорт VB-26B, машина для испытаний управляемых ракет ЕВ-26С и разведчик RB-26B/C.
Полет самолета "Дуглас" А-26 "Инвайдер" фотография
Этот тип ("Инвейдер") участвовал в боях во многих послевоенных конфликтах, включая Корею, Вьетнам и Алжир. XA-26D и ХА-26Е являлись построенными в одном экземпляре опытными образцами "Инвейдера", разработка которых была прекращена в конце Второй мировой войны. ХА-26Е имел прозрачную носовую часть и звездообразные двигатели R-2800-83 мощностью по 2100 л.с. (1566 кВт). Его летные характеристики соответствовали характеристикам XA-26D - модели с непрозрачной носовой частью и теми же двигателями. После войны в попытке использовать на самолете реактивный двигатель - один "Инвейдер" (№ 4434586) был модифицирован в вариант XA-26F. В хвостовой части фюзеляжа был установлен дополнительный ТРД "Дженерал Электрик" 1-16 (или J-31) максимальной тягой 7,12 кН.
Модель
|
А-26С
|
Экипаж, человек
|
3
|
Длина, метров
|
15,62
|
Размах крыла, метров
|
21,34
|
Высота, метров
|
5,56
|
Площадь крыла,м2
|
50,17
|
Масса пустого, кг
|
10365
|
Масса снаряжённого, кг
|
12519
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
15900
|
Силовая установка
|
2хR-2800-79 "Дабл Уосп"
|
Мощность, л.с., кВт
|
2000 (1491)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
570
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
600
|
Скороподьемность, м/с
|
6,4
|
Нагрузка на крыло, кг/2
|
250
|
Тяговооруженность, Вт/кг
|
108
|
Дальность с макс.бомбовой нагр, км
|
2253
|
Практическая дальность, км
|
2300
|
Практический потолок, м
|
6735
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
6х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
1814
|
Источники:
- Иван Малышев. Штурмовик-бомбардировщик Дуглас А-26 Инвайдер.
- Николай Околелов, Александр Чечин. Нестареющий "захватчик".
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.