Разведчик-корректировщик Curtiss SO3C Seamew
|
Разведчик-корректировщик Curtiss SO3C Seamew
В 1937 году ВМС США разослали запросы на проект разведчика-моноплана, более эффективного по сравнению с "Кертисс" SOC "Сигалл". В соответствии с обычной в то время практикой, требовалось действовать как с кораблей, находящихся в открытом море, так и с наземных баз, что подразумевало легкую замену шасси - поплавкового и колесного. Из полученных предложений были отобраны проекты "Кертисс" и "Воут", и в мае 1938 года фирмы получили заказы на постройку прототипов XSO3C-1 и XSG2U-1 соответственно. Опытный образец "Воут" с двигателем "Рейнджер" XV-770-4 мощностью 550 л.с. (410 КВт) прошел все испытания, но заказ на серийное производство получила фирма "Кертисс".
Можно предположить, что эффективность опытного образца "Воут" была далека от желаемой. У "Кертисс" XSO3C-1, впервые полетевшего 6 октября 1939 года, имелись серьезные проблемы с устойчивостью. Они были решены введением загнутых вверх законцовок крыла и увеличением площади хвостового оперения, но получившийся самолет в своем сухопутном варианте был едва ли не самым уродливым из всей продукции фирмы "Кертисс".
"Curtiss" разведчик-корректировщик SO3C "Seamew" в полете
Цельнометаллический (за исключением обтянутых полотном поверхностей управления) самолет имел закрылки по всему размаху крыла, разбитые на несколько секций. Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине по схеме "тандем". Поплавковое шасси состояло из большого однореданного центрального поплавка и двух поддерживающих поплавков на стойках крыла. Колесное шасси содержало две мощные основные стойки с колесами, закрытыми большими обтекателями. Основные стойки монтировались на точки крепления основного поплавка, будучи сдвинутыми слишком далеко назад. При этом носовая часть задиралась так высоко, что обзор при рулении был затруднен. Необычной особенностью являлось крепление передней секции форкиля к верху подвижной части фонаря задней кабины: когда фонарь двигался вперед, вместе с ним уезжал и форкиль.
Опытный образец и серийный SO3C-1, первоначально именовавшийся "Сигалл", имели двигатель "Рейнджер" V-770-6 мощностью 520 л.с. (388 кВт). Самолеты Второй мировой войны SO3C-1 начали поступать в эксплуатацию на борт американского корабля "Кливленд" в июле 1942 года. Было построено 300 машин, после чего в производство пошел вариант SO3C-2. Он отличался наличием оборудования для авианосных операций, включая тормозной гак, а также подфюзеляжный держатель - на сухопутном варианте самолета -для подвески 227-кг бомбы.
Фотография взлета с катапульты американского поплавкового самолета-разведчика "Curtiss" SO3C "Seamew"
Выпуск этой модели составил 456 самолетов; из них 256 отправили в Великобританию по "ленд-лизу", хотя по британским данным было получено только 100 самолетов. Вариант,первоначально предназначавшийся для ВМС Великобритании, назывался SO3C-1B, но фактически поставлялась модификация SO3C-2C с более мощным двигателем, 24-вольтовой электросистемой и улучшенным радиооборудованием.
Сухопутный вариант был оборудован гидравлическими тормозами. В британском флоте этот самолет обозначался "Симью" (это название впоследствии приняли и на военно-морском флоте США). В Великобритании ни один из этих самолетов не применялся в боевых условиях. Вместо этого они поступили в 744-ю и 745-ю тренировочные эскадрильи в Ярмуте, Канада, и Уорти Даун, Гемпшир, соответственно, для обучения стрелков-радистов.
Морской разведчик-корректировщик "Curtiss" SO3C "Seamew" на катапульте военного корабля
Модификации поплавковых гидросамолетов "Curtiss" SO3C "Seamew"
- SO3C-1 с мотором V-770-6; позднее часть машин переделана в радиоуправляемые мишени SO3C-1 ("Куин Симью");
- SO3C-2 с оборудованием для эксплуатации на колесах с авианосцев, фюзеляжным бомбодержателем; для Великобритании выпускался экспортный тип SO3C-2C ("Симью" I) с мотором V-770-8, облегченный вариант, не приспособленный к катапультированию.
Неудовлетворительные характеристики SO3C-1, показанные при эксплуатации в ВМС США, явились причиной изъятия его из передовых частей. Многие самолеты были переделаны в радиоуправляемые мишени. Тридцать таких машин отправились в Великобританию, где они получили название "Куин Симью" (приставка "Queen" использовалась в Англии для обозначения беспилотных самолетов) служили вместе с мишенями "Куин Би" фирмы "Де Хэвилленд".
В попытке поправить ситуацию фирма "Кертисс" представила в конце 1943 году облегченный вариант SO3C-3 с более мощным двигателем SGV-770-8. До окончания производства в январе 1944 года было построено 39 машин. Планы создать вариант SO3C-3 с посадочным гаком и организовать производство модификации SO3C-1 фирмой "Райан Аэронотикл Корпорейшн" под обозначением SOR-1 были отменены.
Вид спереди на модель американского гидросамолета-разведчика "Curtiss" SO3C "Seamew" фотография
Модель
|
Curtiss SО3C Seamew
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
11,23
|
Размах крыла, метров
|
11,58
|
Высота, метров
|
4,57
|
Площадь крыла,м2
|
26,94
|
Масса пустого, кг
|
1943
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2599
|
Силовая установка
|
"Рейнджер" SGV-770-8
|
Мощность, л.с., кВт
|
600 (447)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
201
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
277 на 2470
|
Практическая дальность, км
|
1851
|
Практический потолок, м
|
4815
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,62 и 1х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
2х45 или 2х147
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Daves Warbirds. American Aircraft of World War II.
- Peter M.Bowers "Curtiss Aircraft 1907–1947".