Штурмовик A-36 Apache / Инвейдер
|
Американский пикирующий бомбардировщик-штурмовик North American A-36 Apache/Invader
Норт Американ A-36 Апач / Инвейдер - американский пикирующий бомбардировщик-штурмовик. Разработан на базе истребителя США второй мировой войны P-51 Mustang в качестве ответа на самолет люфтваффе Ju 87 "Stuка", производился фирмой North American. Надо отметить, что самолет A-36 известен под несколькими именами (хотя официального имени он так и не приобрел). Вначале он получил имя Apache, данное первоначально самолету - P-51, но после вторжения на Сицилию, оно было изменено на Invader ("Захватчик"). Но многие военные часто называли А-36 - Мустангом. А-36 применялся ВВС США в основном как пикирующий бомбардировщик для уничтожения вражеских войск. Создан в 1930-х годах. Первый полет совершил в октябре 1942 года. Всего построено около 500 самолетов данного типа с серийными номерами от 42-83663 до 42-84162.
Поскольку выше упомянут немецкий пикирующий бомбардировщик Ju 87 "Stuка", то стоит сказать, что у самолета Норт Американ A-36 Апач / Инвейдер скорость была более высокая. Несомненно, высокая скорость для истребителя - это преимущество, а вот для штурмовика - не всегда. При снижении с высоты 4260 м он мог разогнаться до 800 км/ч.
С целью снижения скорости пикирования А-36, на верхней и нижней поверхностях крыла были установлены перфорированные тормозные щитки из алюминиевого сплава, которые позволяли снизить скорость до 627 км/ч. Самолет был оснащен новым мотором "Аллисон V-1710-87", который имел хорошие характеристики на малых высотах. Двигатель развивал мощность 1325 л.с. на высоте 914 м, но на высотах свыше 3650 м она стремительно падала. На А-36 был установлен новый воздухозаборник радиатора, имевший такую же форму, как у своего предшественника, однако, без регулируемой створки. На А-36 были установлены четыре пулемета 12,7-мм Браунинг в крыле и два в носовой части. Под крылом была размещена пара бомбодержателей, которые сдвинули ближе к стойкам шасси для того, чтобы уменьшить нагрузки на конструкцию. Вентиляционные отверстия появились на передних панелях остекления.
От предыдущих версий Mustang самолет Норт Американ A-36 Апач / Инвейдер ВВС США отличался наличием перфорированных аэродинамических тормозов с гидравлическим приводом, установленных на верхней и нижней поверхностях крыла. В горизонтальном полете тормоза были обычно утоплены в крылья. С помощью гидропривода тормоза разворачивались на 90 градусов с целью снижение скорости пикирования до 250 миль в час. Под каждым крылом можно было:
- подвесить или 500 фунтовую бомбу,
- или сбрасываемый топливный бак,
- или оборудование для постановки дымовых завес.
Шесть 12,7 мм пулеметов: два с синхронизаторами в нижней части капота двигателя и четыре в крыльях - были стандартным стрелковым вооружением. Но на практике два носовых пулемета порой снимались. Верхняя часть фюзеляжа и крыльев самолетов окрашивались в оливково-зеленый цвет, а нижние части - в светло-серый. Вокруг опознавательных знаков наносили круги желтого цвета. Полосы такого же цвета имелись на крыльях.
К 21 сентября 1942 года был построен первый A-36A, к марту 1943 года были завершены поставки остальных самолетов. А-36А поступили на вооружение 27-й и 86-й групп истребителей-бомбардировщиков, базировавшихся на аэродромах в Италии. Вскоре после завершения Тунисской кампании в апреле 1943 года обе группы прибыли в Северную Африку. 6 июня 1943 года был совершен первый боевой вылет на цели на острове Пантеллерия. А-36А принимали участие во взятии Monte Cassino и потоплении итальянского лайнера Conte di Savoia. Обе группы выполнили более 1000 боевых вылетов за 35 дней, прошедших с момента прибытия в войска. Самолету предложили присвоить имя "Invender" ("Захватчик") после успехов во время кампании на Сицилии и первых атаках Италии. Но это имя так и не смогло прижиться, а пресса продолжала называть эти машины "Мустангами", что не могло не усиливать путаницу.
A-36А практически не участвовал в воздушных боях, поскольку он был оптимизирован для низковысотных действий и почти полностью терял эффективность на высотах более 10000 футов. Если воздушный бой был неизбежен, то пилоты А-36А предпочитали вести его на высотах не более 8000 футов, т.е. пока скоростные характеристики оставались на приемлемом уровне. А-36А проявил себя достаточно хорошо в роли пикирующего бомбардировщика и в атаках с бреющего полета
А-36 также находились на вооружении 311-й группы истребителей-бомбардировщиков в Индии. Осенью 1943 года группа приняла участие в боях в Бирме, и А-36 показал себя первоклассным самолетом. Штурмовики совершили 23373 боевых вылета, сбросив 8000 тонн бомб на объекты врага на Средиземноморском и Дальневосточном ТВД. В воздушных боях было сбито 84 самолета противника, 17 уничтожено на земле. Потери по разным причинам в воздухе и на земле американских самолетов второй мировой войны А-36 составили 177 машин. В целом, результаты оценивались, как очень неплохими для истребителя-бомбардировщика.
Тактико-технические характеристики самолета
- Размах крыла, м - 11,28
- Длина, м - 9,83
- Высота, м - 3,7
- Взлетная масса, кг - 4535
- Тип двигателя - 1 ПД Allison V-1710
- Мощность, л.с. - 1 х 1325
- Максимальная скорость, км/ч - 587
- Крейсерская скорость, км/ч - 402
- Практическая дальность, км - 885
- Практический потолок, м - 7650
- Экипаж - 1 человек
- Вооружение- шесть 12.7-мм пулеметов 454 кг бомб
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Владимир Котельников. Истребитель "Мустанг" - Воздушный кадиллак.
- Osprey. Air Vanguard 1. Martyn Chorlton. Allison-engined P-51 Mustang.
- Crowood. Malcolm V. Lowe. North American P-51 Mustang.