Бомбардировщики СССР Второй мировой войны

Бомбардировочная авиация во всем мире в 20-х годах замерла на уровне последнего года Первой мировой. Но в 30-х ситуация изменилась. Советский Союз первым создал стратегическую бомбардировочную авиацию, вооруженную  бомбардировщиками ТБ-3, на смену которым должны были прийти ТБ-7 (Пе-8). Которые на момент своего создания не уступали американским Боинг B-17 "Летающая крепость". Но их построили мало. Накануне Великой Отечественной войны основу советской дальней авиации составляли двухмоторные самолеты ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), а во время войны добавились доработанные транспортники Ли-2. Большое количество было двухмоторных бомбардировщиков СБ, а самолет Як-2 (Як-4), предназначавшийся для его замены, сняли с производства до войны. Карьера неплохого одномоторного бомбардировщика Су-2 закончилась с эвакуацией Харьковского авиазавода. Единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся всю войну, был двухмоторный Пе-2, формально числившийся пикировщиком. Обладавший гораздо лучшими летными и боевыми качествами Ту-2, появился в заметном количестве на фронтах только к концу войны.



Экспериментальный бомбардировщик К-12 "Жар-птица"

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица")

советская жар-птица18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую "Жар-птицу". Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название - "войскового".

 
Бомбардировщик ДБ-А

Тяжелый бомбардировщик ДБ-А

(Дальний Бомбардировщик-Академия)

советский бомбардировщикТяжелый четырехдвигательный бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) был спроектирован под началом преподавателя ВВИА им. Жуковского В.Ф. Болховитинова. В 1933 году группа преподавателей и инженеров Военно-воздушной академии под руководством Виктора Федоровича Болховитинова, с 1937 года главного конструктора, начала работы по глубокой модернизации бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3. Опытный образец под обозначением ДБ-А (ДБ-академия) был готов в ноябре 1934 года, в воздух он впервые поднялся 2 мая 1935 года, оснащенный четырьмя двигателями М-34РН. Этот самолет и стал глубокой модернизацией бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3 конструкции А. Н. Туполева и предполагался на его смену.

 
Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4)

Ил-4Под непосредственным руководством С.В.Ильюшина в ЦКБ завода имени Менжинского стала работать конструкторская бригада № 3, состоявшая первоначально из шести человек. Основные усилия этого небольшого коллектива направлялись С. В. Ильюшиным на решение очень важной в то время для обороны страны проблемы создания скоростного дальнего бомбардировщика, работа над которой в короткий срок завершилась принятием на вооружение ВВС Красной Армии выдающегося для своего времени самолета - дальнего бомбардировщика ДБ-3. Эта машина, летно-технические характеристики которой по скорости, грузоподъемности и дальности полета превышали уровень мировых достижений того времени, по своим параметрам и многим конструктивным решениям значительно отличалась не только от своих предшественников - "тяжелых" многодвигательных бомбардировщиков с низкой удельной нагрузкой на крыло, с большими размерами и малой скоростью полета, но и от многих современных ей опытных самолетов аналогичного назначения.

 
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)

Самолет ТБ-3Тяжелый бомбардировщик - это многотонная, крылатая машина, способная доставить за тысячи километров и обрушить на врага свой смертоносный груз. Это - летающая крепость, что со всех сторон встречает неприятеля стеной пулеметного и пушечного огня. В первой половине 1930-х годов одним из лучших в мире считался советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Летные боевые характеристики этого крылатого гиганта были на уровне лучших образцов. Самолет считался надежным, простым в управлении. Быстрее или выше других самолетов он не летал, зато был массовым. Его выпускали в неслыханных для того времени количествах, им гордились Военно-воздушные силы, вожди и советский народ.

Прошло не так уж много времени и в исторической литературе, воспоминаниях авиаконструкторов и участников Второй мировой войны часто обвиняют этот самолет во всех грехах. Сейчас бомбардировщик ТБ-3, которому когда-то пели дифирамбы, известен, как образец гигантомании, самолет не оправдавший себя в реальной войне.

 
Бомбардировщик Су-2

Су-2В 30-ые годы 20 века самым массовым ближним разведчиком ВВС Красной Армии по-прежнему оставался биплан Р-5, созданный еще в 1928 году под руководствам Н.Н. Поликарпова. На то время это был весьма неординарный самолет с революционными конструкторскими решениями и комплексом летных характеристик. Однако, прошло не более десяти лет и всем авиационным специалистам стало ясно, что этот самолет морально устарел. Создававшиеся для его замены скоростной самолет-разведчик Р-10 и в ЦКБ бригадой С.А.Кочеригина самолет CP (Р-9) также уже не удовлетворяли все увеличивающимся требованиям к машинам подобного класса. А ведь многоцелевые самолеты-разведчики составляли в те годы основу парка советских ВВС.

 
Бомбардировщик-штурмовик Су-4

Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4

Су-2Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели.

 
Бомбардировщик Як-2

Як-2В конце зимы 1939 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве можно было наблюдать симпатичный двухмоторный двухкилевой моноплан, бело-красный окрас и элегантные формы которого привлекали. Убранные в обтекаемые мотогондолы мощные 12-цилиндровые двигатели с коками винтов, далеко выступавшими за носок фюзеляжа, обеспечивали машине хорошую энерговооруженность. Было очевидно, что машина может показавать высокие летные качества. Даже не зная типа самолета, никто не сомневался в том, что она спроектирована в опытном конструкторском бюро Александра Яковлева, который в первым из советских конструкторов обеспечил "узнаваемость" своих опытных машин.

 
«ПерваяНазад12ВпередКрайняя»


Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Авиация отработала упражнения нанесения авиаударов
Основная задача - уничтожить аэродром условного противника, авиационную и бронетанковую технику На полигоне Погоново в Воронежской области в рамках воздушно-огневой...
Cамолет Р-51 "Мустанг" после второй мировой войны
Япония капитулировала, подчиняясь рескрипту императора Хирохито. Вторая мировая война, наконец, закончилась. Началась массовая демобилизация армии и флота. Истребительные авиагруппы одна...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме