Штурмовики СССР Второй мировой войны
Основным самолетом штурмовой авиации стал легендарный Ил-2. Однако, в начале Великой Отечественной войны задачи штурмовой авиации выполняла истребительная, на вооружении которой находились самолеты И-15 бис и И-153, когда Ил-2 только начал поступать в войска. Во время войны были разработаны и другие модификации этого самолета. На смену Ил-2 пришел Ил-10. К началу Великой Отечественной войны авиация военных округов состояла из отдельных:
• бомбардировочных авиационных дивизий,
• истребительных авиационных дивизий,
• смешанных (штурмовых) авиационных дивизий,
• разведывательных авиационных полков.

Осенью 1942 года авиационные полки всех родов авиации насчитывали по 32 самолета, летом 1943 года количество самолетов в полках штурмовой и истребительной авиации увеличили до 40 машин. Штурмовая авиация закончила свое существование в 1956 году, когда Приказом министра обороны СССР от 20 апреля в составе советских Военно-воздушных сил упразднена штурмовая авиация, уступив место истребительно-бомбардировочной авиации.


Штурмовик Ил-2

ИЛ-2Штурмовики Ил-2, простые и дешевые в производстве, выпускавшиеся в больших количествах и обладавшие высокими боевыми качествами, во время Великой Отечественной войны стали наиболее массовыми боевыми самолетами советских ВВС. В 1943 году 1/3 всех выпущенных авиационными заводами СССР боевых самолетов, составили Ил-2. Этому во многом способствовало то, что в с 1941 по 1943 годы затраты труда на один серийный самолет Ил-2 уменьшились более чем в 1,5 раза. В разгар Курской битвы на фронт поступало каждый месяц по 1000 с лишним самолетов Ил-2. К началу 1944 года около 30% от общего числа боевых самолетов, имевшихся в действующих армиях, составляли штурмовики Ил-2. Они знаменовали собой качественно новую ступень развития штурмовой авиации и способствовали появлению новой тактики ее боевого применения. Летчики-штурмовики и воздушные стрелки, воевавшие на Ил-2, внесли значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом.

 
Штурмовик Ил-10

Советский штурмовик Ил-10 (Beast - "Зверь")

Ил-10Ил-10 - советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944 году путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Конечно, новый штурмовик Ил-10 сравнивали со знаменитым Ил-2. Самолет Ил-10 имел много преимуществ перед своим предшественником. Цельнометаллическая конструкция штурмовика упрощала уход и увеличивала срок его службы. Применение потайной клепки и качественная окраска машины не могли этому не способствовать. Удобные эксплуатационные люки обеспечивали хороший подход к трубопроводам, агрегатам и деталям управления. Штурмовик Ил-10 более скоростной и маневренный, чем Ил-2 - это особо отмечалось в документах. Максимальная скорость у земли самолета Ил-10 ранних серий была 500 - 505 км/ч, а это позволяло вести эффективную борьбу с самолетами люфтваффе и уклоняться от огня зениток.

 
Штурмовик Су-6

Советский опытный бронированный штурмовик Су-6

Су-6С начала 1943-го до апреля 1944 года самолет Су-6 М-71Ф был лучшим советским бронированным штурмовиком. Возможно, что при сумме факторов штурмовик Сухого с 37-миллиметровыми пушками имел возможность стать серийным и по-настоящему эффективным противотанковым самолетом, который был так необходим нашей авиации все годы Великой Отечественной войны. Успех самолета Су-6 определялся в том числе и тем, что моторы М-71 и М-71Ф по взлетной мощности превосходили моторы АМ-38 и АМ-38Ф на 300-500 л.с., а по номинальной у земли - примерно на 100 л.с. Вместе с этим штурмовики Сухого имели меньшие, чем Ил-2, размеры и полетную массу при несколько большей нагрузке на крыло. Для обеспечения хорошей маневренности на Су-6 использовалась мощная механизация крыла. Хорошую устойчивость и управляемость (в чем Ил-2 "хромал" с самого начала) обеспечивала удачная компоновка самолета. В начале бронирование и вооружение Су-6 уступало штурмовику Ил-2, но Су-6 М-71Ф (двухместный вариант) и по этим показателям его превзошел (исключая массу нормальной бомбовой нагрузки).

 
Бронированный штурмовик Су-8

Проект двухместного двухмоторного бронированного штурмовика (ДДБШ) Су-8

Штурмовик Су-8Проект одноместного двухмоторного бронированного штурмовика (ОДБШ) с двумя двигателями М-71 был разработан в конце июня 1941 года в Конструкторском Бюро завода № 289. Два мощных мотора воздушного охлаждения М-71 обладали повышенной живучестью в бою по сравнению с моторами жидкостного охлаждения, при взлете М-71 развивал мощность, обеспечивающую достаточно высокие ЛТХ самолета при мощном наступательном вооружении. К осени 1941 года проект был доработан: добавлены две огневые точки, а воздушный стрелок был введен в состав экипажа.

 



Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

День Дальней авиации ВВС Российской Федерации
День Дальней авиации отметили в ВВС России Дальней авиации ВВС России, которая берет свое начало от эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец",...
В Ахтубинске проходят Госиспытания Т-50 ПАК ФА
Государственные испытания Т-50 ПАК ФА начались в Ахтубинске Астраханской области В Ахтубинске начались Государственные испытания новейшего российского истребителя 5-го поколения...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме