Основным самолетом штурмовой авиации стал легендарный Ил-2. Однако, в начале Великой Отечественной войны задачи штурмовой авиации выполняла истребительная, на вооружении которой находились самолеты И-15 бис и И-153, когда Ил-2 только начал поступать в войска. Во время войны были разработаны и другие модификации этого самолета. На смену Ил-2 пришел Ил-10. К началу Великой Отечественной войны авиация военных округов состояла из отдельных: • бомбардировочных авиационных дивизий, • истребительных авиационных дивизий, • смешанных (штурмовых) авиационных дивизий, • разведывательных авиационных полков. Осенью 1942 года авиационные полки всех родов авиации насчитывали по 32 самолета, летом 1943 года количество самолетов в полках штурмовой и истребительной авиации увеличили до 40 машин. Штурмовая авиация закончила свое существование в 1956 году, когда Приказом министра обороны СССР от 20 апреля в составе советских Военно-воздушных сил упразднена штурмовая авиация, уступив место истребительно-бомбардировочной авиации.
|
Штурмовики Ил-2, простые и дешевые в производстве, выпускавшиеся в больших количествах и обладавшие высокими боевыми качествами, во время Великой Отечественной войны стали наиболее массовыми боевыми самолетами советских ВВС. В 1943 году 1/3 всех выпущенных авиационными заводами СССР боевых самолетов, составили Ил-2. Этому во многом способствовало то, что с 1941 по 1943 годы затраты труда на один серийный самолет Ил-2 уменьшились более чем в 1,5 раза. В разгар Курской битвы на фронт поступало каждый месяц по 1000 с лишним самолетов Ил-2. К началу 1944 года около 30% от общего числа боевых самолетов, имевшихся в действующих армиях, составляли штурмовики Ил-2. Они знаменовали собой качественно новую ступень развития штурмовой авиации и способствовали появлению новой тактики ее боевого применения. Летчики-штурмовики и воздушные стрелки, воевавшие на Ил-2, внесли значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом.
|
Советский штурмовик Ил-10 (Beast - "Зверь")
Ил-10 - советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944 году путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Конечно, новый штурмовик Ил-10 сравнивали со знаменитым Ил-2. Самолет Ил-10 имел много преимуществ перед своим предшественником. Цельнометаллическая конструкция штурмовика упрощала уход и увеличивала срок его службы. Применение потайной клепки и качественная окраска машины не могли этому не способствовать. Удобные эксплуатационные люки обеспечивали хороший подход к трубопроводам, агрегатам и деталям управления. Штурмовик Ил-10 более скоростной и маневренный, чем Ил-2 - это особо отмечалось в документах. Максимальная скорость у земли самолета Ил-10 ранних серий была 500 - 505 км/ч, а это позволяло вести эффективную борьбу с самолетами люфтваффе и уклоняться от огня зениток.
|
Советский опытный бронированный штурмовик Су-6
С начала 1943-го до апреля 1944 года самолет Су-6 М-71Ф был лучшим советским бронированным штурмовиком. Возможно, что при сумме факторов штурмовик Сухого с 37-миллиметровыми пушками имел возможность стать серийным и по-настоящему эффективным противотанковым самолетом, который был так необходим нашей авиации все годы Великой Отечественной войны. Успех самолета Су-6 определялся в том числе и тем, что моторы М-71 и М-71Ф по взлетной мощности превосходили моторы АМ-38 и АМ-38Ф на 300-500 л.с., а по номинальной у земли - примерно на 100 л.с. Вместе с этим штурмовики Сухого имели меньшие, чем Ил-2, размеры и полетную массу при несколько большей нагрузке на крыло. Для обеспечения хорошей маневренности на Су-6 использовалась мощная механизация крыла. Хорошую устойчивость и управляемость (в чем Ил-2 "хромал" с самого начала) обеспечивала удачная компоновка самолета. В начале бронирование и вооружение Су-6 уступало штурмовику Ил-2, но Су-6 М-71Ф (двухместный вариант) и по этим показателям его превзошел (исключая массу нормальной бомбовой нагрузки).
|
Бронированный штурмовик Су-8 |
Проект двухместного двухмоторного бронированного штурмовика (ДДБШ) Су-8
Проект одноместного двухмоторного бронированного штурмовика (ОДБШ) с двумя двигателями М-71 был разработан в конце июня 1941 года в Конструкторском Бюро завода № 289. Два мощных мотора воздушного охлаждения М-71 обладали повышенной живучестью в бою по сравнению с моторами жидкостного охлаждения, при взлете М-71 развивал мощность, обеспечивающую достаточно высокие ЛТХ самолета при мощном наступательном вооружении. К осени 1941 года проект был доработан: добавлены две огневые точки, а воздушный стрелок был введен в состав экипажа.
|
|
|
|