Автор: pro-samolet.ru
|
14.04.2013 20:18 |
Советский двухместный автожир ЦАГИ А-7
Советский двухместный автожир А-7 под руководством Н.И. Камова был спроектирован в ООК ЦАГИ в 1931-33 гг. Это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР, построенный на первом заводе для подобной техники. Именно с этих летательных аппаратов начиналось отечественное вертолетостроение. 20 сентября 1934 года впервые поднялся в небо опытный образец А-7. 18 августа 1935 года пилот К.К. Попов продемонстрировал новый советский автожир на авиапараде в Тушино. А-7 вызвал большой интерес, и было принято решение провести всесторонние испытания и ряд демонстраций возможностей новой машины.
|
Cоветский многоцелевой самолет Р-5
"Жаль, что не дают орденов самолетам, а то мой Р-5 должен был получить самую высокую награду" М.В. Водопьянов
Поликарповский биплан стал важной страницей в истории нашей авиации. Этот достойный самолет во многом определял лицо наших ВВС в 30-х годах, символизировал целую эпоху в отечественной авиации и заслуживает самых высших наград. Неудавшимися можно назвать только две модификации Р-5 - поплавковый вариант и торпедоносец. А в целом самолет удачно вписался в структуру советской авиации 30-х годов. Самолет P-5 строили в больших количествах и эксплуатировали долго, что объясняется не только его летными данными, но и неприхотливостью, надежностью, простотой ремонта и обслуживания. Хотя, летные данные P-5 были очень неплохи для своего времени - если сравнивать с зарубежными аналогами, то можно увидеть очень достойный уровень нашего самолета. P-5 не был дешев - правильнее говорить об относительно низкой стоимости, так как все советские самолеты того периода были в 1,5-2 раза дороже импортных. То что в кабину Р-5 можно было сажать молодых, еще слабо подготовленных, летчиков объясняется его популярность в качестве учебного самолета. В конструкцию были заложены высокие запасы, обеспечивающие большой ресурс планера. Время жизни самолета составляло 8-10 лет, при многократных ремонтных работ, который порой не требовал высокой квалификации.
|
Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5) |
Многоцелевой разведчик Р-10 (ХАИ-5)
Р-10 (ХАИ-5) являлся советским многоцелевым одномоторным самолетом-разведчиком. Тактическое назначение - разведчик, возможное применение - штурмовик и ближний бомбардировщик. В 1936 году создан в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана. После ареста которого в 1938 году, самолет доводил А. А. Дубровин. Серийный выпуск был организован в Харькове и Саратове, за период с 1936 по 1940 год построено 493 самолета. С конца 30-х годов до начала 40-х участвовал во всех вооруженных операциях РККА. Самолет Су-2 в 1940 году сменил его в производстве. До 1944 года Р-10 (ХАИ-5) участвовал в Великой Отечественной войне. Около 60 самолетов этого типа было передано в Аэрофлот, где они использовались под маркой ПС-5.
|
Многоцелевой одномоторный самолет Р-Зет
Можно констатировать, что самолет Р-Зет был неудачей отечественного самолетостроения. Быстро сойдя со сцены, он не оправдал сил и средств, которые были затрачены на его создание и освоение в строевых частях. Ошибкой стало и принятие его на вооружение. Справедливости ради нужно отметить, что подобные самолеты делали не только в СССР. Многие страны продолжали проектировать легкие бомбардировщики и разведчики, выполненные по схеме классического одномоторного биплана. Например, в Англии был принят на вооружение бомбардировщик "Хайнд", являвшийся модернизацией более раннего самолета - "Харта" образца 1930 года, а в гражданской войне в Испании приняли участие немецкие самолеты Не 45 и Не 46, и итальянский Ro 37, спроектированные в 1931 - 1933 гг. Если сравнивать упомянутые самолеты, то Р-Z выглядел совсем не плохо. Он имел и скорость выше, и больший потолок, а максимальная бомбовая нагрузка значительно превышала аналоги. Но эти западные самолеты были меньше и легче.
|
|
|
|