Истребители СССР второй мировой войны

Во время Второй мировой войны стала более выраженной специализация боевых самолетов всех классов. Достаточно четко выделились дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились ночные истребители. В СССР вплоть до начала 40-х годов популярной была идея о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в бою взаимодействовать и поддерживать друг друга. Основу истребительной авиации в тот период составляли скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. На смену этой паре должны были прийти истребители с более высокими характеристиками. Но ветвь развития пошла несколько иначе - на вооружение были приняты сразу три истребителя СССР Второй мировой войны - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.



Истребитель И-5

Советский истребитель-биплан И-5

И-5Самолеты И-5 находились на вооружении до 1936 года, когда им на смену пришли И-15. Оставшиеся И-5 были переданы в летные школы и училища для подготовки летчиков. Однако некоторые самолеты, были модифицированы в истребители-бомбардировщики, оснащенные двумя бомбодержателями, установленными под фюзеляжем. На их замках могли быть подвешены две бомбы ФАБ. 22 июня 1941 года, на аэродромах СССР было брошено большое количество И-5, использовавшиеся в роли истребителей-бомбардировщиков. Небольшое количество И-5 было передано в морскую авиацию. Когда началась Великая Отечественная война 11-й истребительный полк Черноморского флота, базирующийся на аэродроме Джанкой, был оснащен И-5.

 
Тяжелый истребитель Пе-3

Тяжелый истребитель Пе-3

советский военный самолетПро программу тяжелого барражирующего истребителя с мощным вооружением и большим радиусом действия руководство советских ВВС вспомнило лишь после начала массированных налетов фашистских бомбардировщиков на Москву. К тому времени из пятерки наиболее вероятных на эту роль претендентов из числа имеющихся в распоряжении испытателей истребителей (МПИ-1, Та-3/ОКО-6, И-29, ДИС и ТИС(А)) в серийное производство не был поставлен ни один из них. А в частях ПВО, да и не только в них, хронически не хватало тяжелых истребителей. Вот тут-то и пришла мысль переделать штурмовик Пе-2, созданного на базе ВИ-100, обратно в истребитель.

 
Истребитель И-15 (ЦКБ-3)

И-15Советский истребитель Н. Н. Поликарпова стал результатом доработки своего предшественника И-5. Первый полет самолета состоялся в октябре 1933 года, и вскоре он, вместе с И-16, стал основным самолетом-истребителем Советских ВВС. Самолет даже по нормам тех лет не был лучшим, перспективным, пригодным для модернизации. В то время самолеты аналогичных тактико-технических характеристик выпускались и в других странах, но они не были долгожителями, не сражались (за небольшим исключением) в небе Второй мировой войны. И-15 - деревянный биплан, имевший невысокую скорость и слабое вооружение. На самолете устанавливались двигатели: на первой стадии выпуска - М-22, затем - М-25. Мотор М-22 строился в Советском Союзе по лицензии, это был прототип мотора "Юпитер" (США).

 
Истребитель И-15 бис

Самолет И-15 бисСоздание "нового" советского истребителя конструкции Н. Н. Поликарпова - самый нелогичный ход в развитии отечественной авиации.

Истребитель-биплан с открытой кабиной И-15 бис появился в 1936-м, через три года после того, как И-16 был принят на вооружение. Вместе с тем он по всем показателям в значительной степени уступал своему предшественнику. В частности, уступал в скорости истребителю И-16 на 150 км/ч (!). По вооружению он был самым слабым из всех истребителей своего времени вообще. Самолет был оснащен двигателем М-25 В мощностью 750 л. с. Несмотря на невысокие боевые возможности, он принимал участие в военных действиях с японскими агрессорами и в первые месяцы Великой Отечественной войны сражался с немецкими самолетами. Всего было выпущено 2408 экземпляров И-15 бис.

 
Истребитель И-153 "Чайка"

Самолет И-153 "Чайка"Самолет был испытан в 1938 году, и в это же время его приняли на вооружение. Появление истребителя-биплана деревянной конструкции в канун Второй мировой было не оправданно. Авиация уже перешла на новый уровень своего развития. В частности, появились и реактивные двигатели, и истребители со скоростями полета свыше 600 км/ч. Вместе с тем, этот самолет принимал участие в Великой Отечественной войне до 1943 года и внес свой вклад в общую победу.

На самолете был установлен двигатель М-62 (американский "Райт", 9-цилиндровая звезда, воздушного охлаждения), он имел мощность 800 л. с. Компоновка - обычная для самолетов-бипланов Н. Н. Поликарпова. Особенностью были убирающиеся в полете стойки шасси. Это был единственный в мире биплан с такой системой. Самолет вооружался четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм, которые стреляли через плоскость, ометаемую воздушным винтом, он мог нести 200 кг бомбовой нагрузки. Всего было выпущено 3437 самолетов И-153 "Чайка".

 
Истребитель И-16

Истребитель И-16Советский истребитель находился на вооружении почти 10 лет. Принимал участие в боях: трижды с японцами, в Испании, в советско-финляндской и в Великой Отечественной войнах. Стал производиться почти одновременно с И-15. Первый полет И-16 (ЦКБ-3) состоялся 31 декабря 1933 года. По своим боевым возможностям он был одним из лучших в мире, но примерно к 1937 году уже устарел. Лучшие истребители конца 1930-х годов превосходили отечественный И-16. Самолет выпускался в десяти сериях. В частности, в последних моделях устанавливался мотор М-62 (АШ-62) мощностью 1100 л. с. (американская лицензия фирмы "Райт") вместо М-25 (лицензия той же фирмы) мощностью 715 л. с. Стрелковое вооружение: первые серии - два пулемета калибра 7,62 мм, последующие серии - четыре пулемета (7,62 мм). Самолеты последнего выпуска вооружались двумя пушками и двумя пулеметами. Он имел смешанную конструкцию, включавшую металлические элементы - трубы, профили, штампованные и прессованные детали и главным образом дерево.

 
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3

МиГ-3Истребитель МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1 (И-61, И-200).
Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Тогда же, в октябре, он совершил первый полет. Доработка самолета была связана прежде всего с улучшением его летно-тактических данных. Значительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружения и др. Вместе с тем возросла стартовая масса истребителя: с 3100 кг (МиГ-1) до 3718 кг (МиГ-3, серия 1940 г.) и 3350 кг (МиГ-3, серия 1941 г.). Самолет стал тяжелее, что отразилось на его боевых возможностях.

На 22 июня 1941 года Советские ВВС располагали 1289 экземплярами МиГ-3. Для сравнения: ЛаГГ-3 - 322 машины, Як-1 - 335.За несколько дней до начала Великой Отечественной были приняты документы, касавшиеся улучшения летно-тактических и технических характеристик новых истребителей, которые поступали на вооружение Красной Армии, в том числе - МиГ-3.

 
«ПерваяНазад123ВпередКрайняя»


Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме