Гидросамолеты СССР второй мировой войны
Самолет для подводных лодок СПЛ

Самолет-амфибия ОСГА-101 и самолет для подводной лодки СПЛ ("Гидро-1")

Самолет для подводных лодокЕще в конце 20-х годов британцы проводились опыты, которые не привели к удовлетворительным результатам, по постановке самолета на подводную лодку для ведения воздушной разведки в открытом море. Кстати, подлодки Японии в 1924-1925 гг. были вооружены подобными самолетами. В нашей стране эту идею выполнил Игорь Вячеславович Четвериков. В 1931 году реализовывались программы по укреплению военно-морских сил, в частности, военно-морской авиации, и И. В. Четвериков предложил УВМС построить самолет для подводных лодок более совершенной схемы, обладающий лучшей мореходностью.

 
Самолет МБР-2

летающая лодкаК моменту нападения Германии на Советский Союз - самый массовый гидросамолет в частях Красной армии. На то время во флотских соединениях присутствовали только МБР-2 с моторами М-34НБ. Самолеты этого типа имелись также в ВВС (как транспортные и предназначенные для аэрофотосъемок на Дальнем Востоке) и в частях НКВД. МБР-2 первыми вступили в воздушный бой на начальном этапе Великой войны: два самолета Балтийского флота были атакованы германскими истребителями за час до нападения фашистов по всему периметру границ СССР. В июне 1941 года под Ригой эти летающие амфибии использовались как ближние разведчики, ночные и даже дневные бомбардировщики и противолодочные самолеты. МБР-2 обеспечивали сопровождение конвоев транспортов и боевых кораблей. Участвовали в обороне полуострова Ханко, активно действовали на подходах к городу Ленина. Использовались и для эвакуации экипажей сбитых самолетов и как корректировщики (в августе 1942 года под Ленинградом).

На Черноморском море эти легендарные самолеты уже на следующий день после начала войны бомбили румынский порт Констанцу. В конце 1941 года невосполнимые потери в авиации вынудили изьять из школ и ГВФ и применять на флотах устаревшие МБР-2 с моторами М-17Б.Позже эти амфибии участвовали в защите Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска.Гидросамолеты МБР-2 применялись для разведки над морем и ночных бомбардировок. Удары наносились по аэродромам, портам и железнодорожным узлам. Удачный налет весной 1942 года совершили на аэродром под крымским городом Саки. Летающие лодки совершали налеты на Крым летом 1943 года, поддерживали высадку десанта под Керчью. Несколько позже МБР-2 применялись при освобождении Новороссийска,сражениях на Таманском полуострове. При десантировании морской пехоты под Новороссийском применили радиоуправляемые катера, наводившиеся с самолетов МБР-2ВУ.

 
Гидросамолет КОР-1 (Бе-2)

Бе-2Катапультный разведчик базирующийся на кораблях. Биплан комбинированной конструкции с одним двигателем. Шасси сменное: колеса, лыжи или поплавки (центральный и два вспомогательных подкрыльных). Сконструирован в бригаде № 5 ЦКБ, позднее в ЦКБ МС под руководством ГМ. Бериева. Опытный образец КОР-1, самолет ЦКБМС-3, дебютировал в сентябре 1936 года. Государственные испытания велись с остановками с мая 1937 года по начало 1938 года. КОР-1 выпускался небольшой серией заводом № 31 в Таганроге с середины 1938 года. Начальные запуски с катапульты произвели в весной 1939 года. Общее число изготовленных самолетов 13 единиц. Зимой 1939-1940 годов, серийные самолеты были доработаны с установкой лобовых жалюзи капота мотора. Состоял на вооружении только в Советском Союзе, с лета 1939 года. Экипаж-2 человека. Двигатель М-25А. Вооружение 3x7,62, бомбы до 200 кг.

гидросамолет

КОР-1

 
КОР-2 (Бе-4)

Палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик)

самолет БериеваГидросамолет-летающая лодка, цельнометаллический подкосный моноплан-парасоль с одним двигателем. Колесное-лыжное шасси сделано съемным. Основное назначение-самолет-разведчик,использовавшийся с применением катапульты.Машина предназначалась для применения с линкоров типа "Советский Союз" и тяжелых крейсеров типа "Кронштадт". Сконструирован в ЦКБ МС под руководством Г.М. Бериева. Предсерийная модель КОР-2 дебютировала 8 октября 1940 года. Государственные испытания проходили в феврале 1941 года, первые запуски с катапульты осуществили в июле - августе того же года. Серийное производство начали в августе 1941 года на заводе № 288 в Савелово, но в ноябре работы прервали в связи с эвакуацией.Производство Бе-4 (частично из узлов завода № 288) продолжили в Омске на заводе № 166, а с мая 1942 года - в Красноярске на заводе № 447. Всего за годы войны произведено 44 единицы.

Экипаж - 3 человека.Силовая установка М-62. Вооружение 2x7,62 (с 1942 года некоторые самолеты получили 2x12,7 + 1x7,62, с 1944 года 2x12,7), бомбы до 400 кг (в перегрузку), на некоторых сериях с 1943 года - 2хНУРС РС-82 (с самолета № 28807). С середины 1943 года оснащались запасными топливными баками, расположенными в фюзеляже самолета. Самолет стоял на вооружении только в Советском Союзе, с осени 1941 года.

 
Гидросамолет МДР-3

Опытный морской дальний разведчик МДР-3

Гидросамолет МДР-3Самолет, разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова, серийно не выпускался, но несмотря на это, привнес в авиацию некоторые новаторские идеи. Кроме того, на базе МДР-3 родился уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), но это было позже. А в проекте опытного морского дальнего разведчика МДР-3, который в ЦКБ шел под обозначением №11 (самолет 11), было принято решение применять различные элементы конструкции от ТБ-5 (ТБ-5 - являлся опытным тяжелым дальним бомбардировщиком, который фактически был готов в мае 1931 года, а его испытания проводились с начала лета того же года).

 
Летающая лодка МДР-4

Морской дальний разведчик и торпедоносец МДР-4 (МДР-4бис, АНТ-27, МТБ-1)

Летающая лодкаМДР-4 (АНТ-27) стал дальнейшим развитием морского дальнего разведчика МДР-3 (не выпускавшегося серийно), разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова. МДР-3 имел, как достоинства, так и недостатки, и поскольку флоту необходим был самолет данного класса, то для доработки задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. МДР-3 не был модернизирован (доработка фактически превратилась в создание нового самолета) - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3.

 
«ПерваяНазад12ВпередКрайняя»


Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме