Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолеты P-5 в бою
Cоветский многоцелевой самолет 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году существовал во многих модификациях и принимал самое активное участие в боевых действиях. В том числе в Китае он применялся в качестве самолета связи, штурмовика, бомбардировщика; в гражданской войне в Испании; в боях на Халхин-Голе и в Финляндии, а также в Великой Отечественной войне.
Содержание
Самолеты P-5 в бою
Монголия, Хасан, Халхин-Гол
Поход на Запад и война с Финляндией
Великая Отечественная

Самолеты P-5Самолет-разведчик Р-5 получил боевое крещение в сентябре 1931 года. Два самолета, прибыли в 16-ю авиабригаду Среднеазиатского округа, и были включены в состав Туркменской авиагруппы, которая была сформирована для действий против басмачей в районе Кызыл-Арвата, где действовала Койматская группировка. Самолеты Р-5 применялись как командирские машины. Основную боевую работу выполняли старые Р-ЗЛД, однако и Р-5 участвовали в налетах на банды у колодцев Огуз-Кулоч и Огуз-Каюсы, сбрасывали мелкие осколочные бомбы и обстреливали басмачей из пулеметов. Так, 14 сентября командир 37-й эскадрильи И.А. Назарчук повел группу самолетов на бомбежку банды, которая отступала от колодца Чагыл. Летчики сбросили на врага 150 бомб по 8 кг. Активные боевые действия продолжались до начала октября. В середине месяца самолеты вернулись в Ташкент. Позже самолеты Р-5 многократно привлекались к борьбе с внутренними врагами. В апреле 1932 годы из 16-й бригады был выделен отряд (девять Р-ЗЛД и один Р-5) во главе с Назарчуком И.А., переброшенный в Туркмению. Он потом участвовал в боях с басмачами у озера Зайсан. Долго продолжалась "необъявленная война", масштабы которой постепенно уменьшались. Основную роль стали играть самолеты авиации НКВД, в которой также было много Р-5.

 

Наличие самолетов Р-5 в ВВС РККА на 1 февраля 1932 года:

  Исправл. Неисправл.
Московский ВО 21 0
Ленинградский ВО 19 0
Белорусский ВО 90 2
Украинский ВО 31 0
Северо-Кавказский ВО 38 1
Приволжский ВО 3 0
ОКДВА 66 0
Среднеазиатский ВО 2 0
ВВС Балтийского моря 1 0
Военно-воздушная академия 8 0
Отряд особого назначения 3 0
НИИ ВВС 12 1

Бипланы Поликарпова в Китае и в Турции

Зимой 1933 года самолеты P-5 были направлены в Китай. Четыре года назад произошел вооруженный конфликту КВЖД. Центральное правительство Китая возглавлял Чан Кайши, с которым Советское правительство находилось в плохих отношениях. По причине того, что китайское правительство порой формально контролировало значительную часть территории страны, на окраинах практически самостоятельно правили генералы-милитаристы, имевшие собственные армии, некоторые из которых были дружественными СССР. К таковым относился губернатор пограничной провинции Синьцзян.

В Урумчи в Синьцзяне планировали организовать летную школу, и три самолета предназначались именно для нее. Самолеты собирали на территории СССР, у станции Аягуз, и дальше переправляли по воздуху. Экипажи состояли из советских специалистов, командированных в Китай - будущих инструкторов, механиков и преподавателей школы. Стоит отметить, что набрали их из авиации НКВД, а не из ВВС. К. Шишков, В. Полынин и С. Антоненок были командирами экипажей. Из-за происходившего в Синьцзяне мятежа генерала Ма Чжуина, самолеты были не просто вооружены, но несли бомбы и двойной комплект патронов, что впоследствии пригодилось.

25 декабря 1933 года два самолета Р-5 с советскими летчиками были отправлены на бомбежку войск мятежного генерала, осадившего Урумчи. Солдаты Ма Чжуина видели самолет первый раз в жизни. И в страхе бежали.

Поскольку летная школа еще не работала, самолеты P-5 вели разведку, бомбили и обстреливали остатки частей мятежников. Однако самолеты уже не вызывали у солдат прежнего ужаса, и их встречали пулеметным огнем и винтовочными залпами. P-5 был подбит, но смог дотянуть до Урумчи. В другой раз бомба сорвалась при полете над городом и упала во двор (!) генерал-губернатора Синыдзян, но тот был очень доволен помощью авиации, что замял этот инцидент.

P-5

После начала работы летной школы, ей передали еще несколько Р-5 и У-2, к концу 1934 года численность авиапарка составила 18 самолетов. Советские инструкторы периодически совершали полеты и вели разведку во время многочисленных выяснений отношения китайских генералов. Самолеты Р-5 эксплуатировались в школе по меньшей мере до 1938 года. Однако, боевым частям китайских ВВС эти бипланы не поставлялись. Но в небе Китая иногда присутствовали самолеты советской авиации.

Советско-китайские отношения улучшились осенью 1937 года после японской агрессии и Советский Союз начат отправку боевых самолетов правительству Чан Кайши. Также были направлены специалисты, боеприпасы и запасные части. Военные самолеты Р-5 и гражданские П-5 применялись в качестве транспортных и связных и на южной (ведшей из Алма-Аты), и на северной (из Читы) трассе. ТБ-3, перевозившие со складов Забайкальского округа в Китай бомбы и патроны, в пути обычно сопровождались парой Р-5. В мае 1939 года по приказу наркома обороны была сформирована особая авиагруппа "Хами", предназначенная для защиты аэродрома в Хами (Китай), находившегося на трассе перегонки из СССР боевых самолетов. В нее наряду с истребителями и бомбардировщиками СБ вошли шесть Р-5. Данных об их действиях против японцев нет. Три биплана вместе с одним трехмоторным АНТ-9 в 1933 году советское правительство подарило Турции. Они несколько лет служили турецким ВВС как учебно-тренировочные машины.

Наличие самолетов Р-5, Р-5Ш и Р-5а в ВВС РККА на 1.02.1935 г.

Р-5

  Р-5
Исправл. Неисправл.
Ленинградский ВО 237 8
Белорусский ВО 508 23
Украинский ВО 450 21
Московский ВО 110 3
Приволжский ВО 53 1
Северо-Кавказский ВО 123 4
Среднеазиатский ВО 50 2
Сибирский ВО 39 15
ОКДВА 504 35
Тихоокеанский флот 57 9
Балтийский флот 8 0
Черноморский флот 6 0
Учебные заведения 300 70
Части центрального подчинения 135 3
Всего 2605 206

Р-5Ш

  Р-5Ш
Исправл. Неисправл.
Ленинградский ВО
Белорусский ВО
Украинский ВО
Московский ВО
Приволжский ВО
Северо-Кавказский ВО
Среднеазиатский ВО
Сибирский ВО 109 0
ОКДВА 333 7
Тихоокеанский флот
Балтийский флот
Черноморский флот
Учебные заведения
Части центрального подчинения 2 0
Всего 444 7

Р-5а

  Р-5а
Исправл. Неисправл.
Ленинградский ВО
Белорусский ВО
Украинский ВО
Московский ВО
Приволжский ВО
Северо-Кавказский ВО
Среднеазиатский ВО
Сибирский ВО
ОКДВА 19 0
Тихоокеанский флот 23 0
Балтийский флот
Черноморский флот 20 0
Учебные заведения 4 0
Части центрального подчинения 1 0
Всего 67 0

В Испании

17 июля 1936 года в Испании начался мятеж. Вначале республиканская авиация обладала подавляющим превосходством в воздухе, но вскоре у мятежников появились современные итальянские и немецкие самолеты. Правительство республики обратилось к разным странам с просьбой продать авиатехнику; удалось купить небольшое количество самолетов во Франции, Чехословакии и США. Но самые большие поставки обеспечил СССР, который отправил в Испанию своих летчиков, инженеров и техников. Было принято решение отправить в Испанию (из числа уже эксплуатировавшихся) истребители И-15, И-16, бомбардировщики СБ и штурмовики ССС. Согласно секретному постановлению правительства в страну "X" перебрасывалась штурмовая эскадрилья - 31 ССС, 109 человек личного состава, а также запчасти, моторы, бомбы и патроны, аэродромная техника. На эту операцию выделялось 1,5 млн рублей. Штурмовики доставили под Мадрид. И в республиканских ВВС появилась группа 15. В соответствии с принятой в Испании структурой наши авиаотряды переименовали в эскадрильи. 1-й эскадрильей командовал А. Стрелков, 2-й - В. Левекин (по некоторым документам - Левский), 3-й - Г. Тупиков. У испанцев ССС получили прозвище "Расанте" ("Бритва").

Первый боевой вылет был произведен 2 декабря 1936 года с аэродрома Санта-Крус-де-ля-Сарса, в 70 км от Мадрида. Девять самолетов ССС шли бомбить вражеский аэродром Торрихос. Самолетов там не нашли, но на обратном пути встретили кавалерийский эскадрон на марше. Эскадрон разогнали. Бомбы сбросили на железнодорожную станцию Ильескас. Самолет, летевший замыкающим, поразили осколки собственных бомб, и он совершил вынужденную посадку. В тот же день 12 штурмовиков атаковали аэродром Талавера, где базировались самолеты итальянского экспедиционного корпуса. По докладам советских летчиков, на летном поле было уничтожено до 15 "Капрони". Итальянцы потом действительно признали потерю нескольких бомбардировщиков "Савойя". Шедшие в хвосте самолеты летчиков Волкова и Поливалова были поражены осколками бомб (взрыватели не имели замедления). Осколки пробили радиаторы и вода вытекла. Волков сел недалеко от аэродрома и попал в плен. Судьба штурмана Акуленко осталась неизвестной. Поливалов тянул дальше и приземлился уже за линией фронта, но, не зная своего точного местонахождения, экипаж уничтожил самолет. На обратном пути впервые столкнулись с вражескими истребителями. Четверка немецких бипланов Не 51 безуспешно атаковала штурмовики. Франкисты сообщили об уничтожении четырех Р-5 - одного зенитчиками и трех истребителями CR.32.

На следующий день утром 27 самолетов ССС под прикрытием 30 истребителей нанесли удар по войскам франкистов южнее Касо-дель-Кампо. Противника забросали фугасными и осколочными бомбами, израсходовав более 600. Удачно действовали штурмовики у Посуэло. Девятка ССС бомбами и пулеметным огнем остановила и прижала к земле наступавших солдат противника. Закончили атаку три звена СБ. Они тоже сбросили бомбы, после чего враг побежал. За этот день ни одного ССС потеряно не было.

4 октября эскадрилью Туликова отправили бомбить железнодорожные эшелоны, но она заблудилась и случайно вышла к аэродрому Навальмораль-де-ла-Мата (в 60 км от Талаверы), где обнаружила полтора десятка "Юнкерсов" и несколько разведчиков. ССС сначала обстреляли стоянки самолетов с пикирования, выходя из него в 10-15 м над летным полем, а затем сделали "горку" и со 100 м засыпали противника мелкими бомбами. Отход выполнили со снижением и разворотом вправо. По рапортам пилотов, сожгли "не менее 12 самолетов". В "Журнале боевых действий" уточнено - восемь "Юнкерсов" и четыре разведчика. Позже признали, что на самом деле налет оказался не очень эффективным. Второй вылет 4 декабря совершили против аэродрома в Севилье. О результатах его сказано коротко: "Наблюдались прямые попадания". На обратном пути семь ССС обстреляли обоз. И штурмовиков настигли два истребителя. Они напали на замыкающий самолет Г. Никифорова. Летнаб А. Шукаев смог подбить один вражеский самолет, но второй вывел из строя ССС и ранил Шукаева. Летчикам пришлось сесть, затем они подожгли свой самолет. Раненый Шукаев попал в плен, потом его обменяли на немца. Второй самолет совершил вынужденную посадку, уже перетянув за линию фронта.

Всего за первые три дня группа Гусева потеряла шесть ССС. Из Испании в Москву докладывали: "Действия штурмовиков показали, что они являются грозной силой, а летный состав проявил высокую выучку и большую храбрость. Слабым местом штурмовиков является малая скорость и полная незащищенность баков и радиаторов от пуль".

Положение попытались исправить, превратив ССС в легкие бомбардировщики. Преследовать кавалерию и пехоту на малой высоте прекратили. Перешли на бомбометание с горизонтального полета с 400-500 м. Но при этом пулеметы в крыле стали лишними. Таким образом 10 декабря бомбили станцию Ильескас в 35 км от Мадрида. 12 самолетов прошли вдоль путей и сбросили свой груз на стоявшие там эшелоны. Но в основном CCC работали непосредственно на передовой. Цели летчикам указывали очень приблизительно - в лучшем случае деревню на карте, а иногда просто квадрат 40 на 40 километров. В 40% случаев цель не находили. Самолеты подлетали к заданному району и на высоте 200 0 300 м начинали кружить, разыскивая противника. С земли по ним при этом вели ружейно-пулеметный огонь.

19 декабря 18 самолетов действовали в районе Боадилья-Вильявимоса. Попали под обстрел зенитной артиллерии. На двух машинах продырявили радиаторы. При вынужденной посадке один CCC сгорел, второй получил значительные повреждения. Чаще стали встречаться с вражескими истребителями. Они обычно атаковали штурмовики снизу-сзади. Наши летчики убирали газ и "проваливались" вниз, истребитель проскакивал над ними, подставляясь под очереди стрелков. Потери увеличивались и вызывали все большее беспокойство командования.

К 19 декабря 1936 году самолетов без пробоин не осталось. "В итоге всех предыдущих боев установлена непригодность самолетов Р-5 и ССС для штурмовых действий в современной войне", - сообщали наши военные советники 21 декабря. А летчики высказывали такие мысли без дипломатии. "Я прямо скажу, что ССС - это летающий гроб", - так сказал штурман Мачеидзе после возвращения в Москву, на встрече с командованием ВВС.

Для спасения оставшейся техники, самолеты решили перевести на ночной режим работы. Но практики ночных полетов у большинства пилотов было мало. Поэтому уже со второй половины декабря начали тренировки - поодиночно и звеньями. При этом один самолет на посадке был разбит. А в ночь с 24 на 25 декабря самолеты CCC впервые ночью бомбили войска у Карабанчеля и Кампаменто. На следующую ночь самолеты вновь вылетели на фронт под Мадридом. Постепенно выработалась определенная система ночных операций. Летали парами или звеньями. Самолеты набирали над Мадридом высоту около 3000 м, а затем планировали к передовой с приглушенными моторами. Выход на цели облегчался электрифицированной стрелой-указателем в определенной точке маршрута. Один самолет в группе шел ниже других, его функции заключались в уничтожении зенитных прожекторов. Свои окопы обозначались фонарями. После сброса бомб пилот давал полный газ и делал разворот. Вражеские зенитчики обычно запаздывали. За ночь делали один-два вылета. За месяц каждый ССС налетывал примерно 30 часов. Наши советники писали о "большом моральном эффекте" ночных бомбардировок.

Самолеты ССС под Мадридом пытались использовать как ночной истребитель. Ему вполне по силам было догнать неуклюжий трехмоторный "Юнкерс", на которых немцы по ночам бомбили город. По огневой мощи штурмовик превосходил и И-15, и ранние модификации И-16. Один из экипажей несколько ночей пытался перехватить вражеские бомбардировщики, но безуспешно.

К 7 января 1937 года ССС в Испании налетали в общей сложности 620 часов. Семь советских летчиков погибли. К этому времени группа 15 уже являлась интернациональной. Кроме русских, в ней служили 12 испанцев (пять пилотов и семь летнабов), три чеха и два американца, позднее появился грек. В феврале ночные бомбардировщики действовали против войск франкистов на западном берегу реки Харама. На полдороге от аэродрома ставили автомашину со светомаяком. В 5 км от цели находилась световая стрела, указывающая направление. Бомбили по расчету времени. В марте ССС перебросили под Теруэль, где они ненадолго вновь превратились в штурмовики. 5 марта самолеты днем бомбили деревушку в 10 км от фронта, в которой скапливались войска противника. Прикрытие обеспечивали 18 истребителей И-16. Полтора десятка истребителей Не 51 попытались прорваться к штурмовикам, но советские истребители их оттеснили. На первом заходе ССС с высоты 150-200 м сбросили мелкие осколочные бомбы, на втором в ход пошли пулеметы.

Вскоре группу перебросили на аэродром Алкалья-де-Энарес недалеко от Мадрида, а через несколько дней - в бывший аэропорт испанской столицы. Республиканская авиация готовилась к боям в Гвадалахаре. Стянув все силы, она ненадолго смогла вновь завоевать превосходство в воздухе. Самолеты должны были остановить итальянский экспедиционный корпус. Итальянцы прорвали фронт и двигались на Мадрид. На 11 марта республиканцы смогли собрать 45 истребителей, 11 бомбардировщиков и 15 штурмовиков. В этот день ССС первый раз нанесли удар под Бриуэгой. Летели под тучами, в дождь, бомбили со 150-200 м. Воздушные атаки на итальянские войска длились около недели, но не помогли. Уже не опасаясь противодействия республиканцев, итальянцы двигались на Мадрид походной колонной. Основная масса войск шла по Французскому шоссе. Дорога пролегала в узких горных долинах, обочины после дождей "раскисли" и техника двигалась только по асфальту. Машины шли в два ряда, по обеим сторонам дороги. Пехота в кузовах грузовиков, орудия на прицепе у тягачей, бронемашины, танкетки. Колонна растянулась на 10 км.

Перелом наступил 20 марта. В решающем ударе участвовали 14 самолетов ССС, 11 СБ и 42 истребителя. На цель шли все вместе: на бреющем полете штурмовики Гусева, на высоте 1500-2000 м - бомбардировщики, выше - И-15, а в самом верхнем эшелоне - И-16, обеспечивая прикрытие. Каждый ССС нес по четыре ФАБ-50 и двадцать осколочных АО-10. К колонне штурмовики подошли на предельно малой высоте, а затем разделились на две группы и поднялись на 300 м. Одно звено сбросило бомбы на грузовики в голове колонны, остальные ССС атаковали хвост. Движение остановилось. Затем за итальянцев принялись СБ и истребители. Итальянские зенитчики стреляли плохо, в отличие от немецких. Тем не менее один ССС, И.С. Солдатенко, подожгли. Пилот дотянул до своих, сумел выбраться из горящей машины, с сильными ожогами попал в госпиталь. Штурман Жарский погиб вместе с самолетом. В тот же день налет на застрявшую колонну повторили. Восьмерку штурмовиков сопровождали 40 истребителей. Итальянские истребители "фиат" попытались помешать, но лишь потеряли в воздушном бою четыре самолета. Последующие два дня республиканская авиация добивала остатки соединения интервентов. Вылет следовал за вылетом. Точку поставили танки Т-26, они прошли по размокшим фунтовым дорогам и начали давить и расстреливать все подряд. Республиканцы перешли в контрнаступление.

ЭмблемаВ апреле 1937 года группу 15 перебросили на Южный фронт в район Андухара, затем несколько дней и ночей подряд самолеты бомбили Карабанчельи Каса-дель-Кампо. К концу апреля летный и технический состав почти полностью состоял из испанцев. Наши летчики выполняли лишь функции инструкторов. На 25 апреля в строю оставалось 18 ССС, еще два находились в ремонте. В течение 1937 года, несмотря на усилия ремонтников, количество штурмовиков в испанских ВВС постоянно уменьшалось. С мая по ноябрь в ремонт поступили 25 самолетов, из них 23 удалось вновь вернуть в строй. В 18 случаях все хвостовое оперение изготовили заново. Тем не менее к 11 ноября у республиканцев осталось только 13 ССС. Они входили в ночную эскадрилью под командованием В. Катца. Эскадрилья проводила беспокоящие налеты на позиции противника. Самолеты летали поодиночно или парами, заходя на цель с интервалом 15-20 мин. Бомбили узлы дорог, аэродромы, населенные пункты, где сосредотачивались вражеские резервы. Самолеты эскадрильи Катца несли эмблему - летучая мышь на фоне месяца.

Самолет ССС

К январю 1938 года у республиканцев остались семь исправных и четыре неисправных "Расанте". Эскадрилья базировалась в Бухаралосе, где ее застиг налет бомбардировщиков из "Легиона Кондор". С мая все уцелевшие ССС вошли в группу 72, продолжавшую непрерывно (за исключением лета, когда она патрулировала море у Картахены) находиться на фронте. К этому времени в ней насчитывалось всего шесть ССС. В октябре группа действовала из Альбасете, в ноябре по ночам бомбила войска под Сарагосой, в декабре участвовала в сражении под Теруэлем. В плохую погоду штурмовики иногда летали днем и без прикрытия, построив звенья плотным клином.

После капитуляции правительства в Мадриде 30 марта 1939 года шесть "Расанте" перелетели в Алжир, откуда были возвращены французской администрацией франкистам. С учетом захваченных ранее, противнику достались семь исправных и два поломанных самолета. Все эти девять бипланов эксплуатировались испанскими ВВС до 1945 года.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме