Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолеты P-5 в бою - Великая Отечественная
Cоветский многоцелевой самолет 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году существовал во многих модификациях и принимал самое активное участие в боевых действиях. В том числе в Китае он применялся в качестве самолета связи, штурмовика, бомбардировщика; в гражданской войне в Испании; в боях на Халхин-Голе и в Финляндии, а также в Великой Отечественной войне.
Содержание
Самолеты P-5 в бою
Монголия, Хасан, Халхин-Гол
Поход на Запад и война с Финляндией
Великая Отечественная

Великая Отечественная война

К началу Великой Отечественной войны в штурмовых полках Р-5Ш и ССС в основном сменились устаревшими истребителями И-15бис. В войсковой авиации, довольно малочисленной, еще сохранялись Р-5 и ССС. Всего в составе боевых частей ВВС РККА на 22 июня 1941 года имелось 191 Р-5 и 104 ССС. В большинстве округов старых бипланов оставалось немного - по 30-50 самолетов. Крупные группировки были только в Западном особом округе и на Дальнем Востоке, где несколько полков еще летали на Р-5 и Р-5Ш. Значительная доля этих самолетов была небоеспособна. Для Р-5 процент годных к полетам машин составлял около 70%, для ССС - менее 50%. Немного Р-5 сохранялось в боевом составе морской авиации. Эти самолеты в основном использовались как вспомогательные.

Самолеты войсковой авиации в приграничных округах базировались поблизости от границы. Так, в Черновцах стояла 17-я отдельная корпусная эскадрилья (шесть ССС и семь У-2). Когда началась война, первые удары самолетов люфтваффе пришлись именно по этим передовым площадкам. Много самолетов было уничтожено на аэродромах, повреждено и брошено при отступлении. Немцы часто фотографировали разбитые старые бипланы. Иногда неисправные Р-5 использовали как ложные цели на фальшивых аэродромах. Попытки использовать устаревшие машины как разведчики и легкие бомбардировщики днем в условиях господства противника в воздухе обычно заканчивались печально. Но приходилось идти и на это. Днем бомбили немцев в районе Днепропетровска экипажи Мелитопольской школы штурманов в августе 1941 года. Они летали группами по 10-12 машин под прикрытием истребителей И-16, но все равно несли тяжелые потери. К 22 сентября на передовой оставалось всего 56 Р-5, самолеты ССС отсутствовали полностью.

Вместе с самолетами ВВС на фронте оказались П-5 и ПР-5 из "Аэрофлота". На 1 июля 1941 года ГВФ имел 139 П-5 и столько же ПР-5. Столь значительное сокращение парка объяснялось тем, что к ВВС отошли три крупные авиашколы со всеми самолетами. А в "Аэрофлот" вошли машины картографов и сельхозавиации. Для удовлетворения нужд действующей армии сформировали шесть авиагрупп и три отдельных отряда. Среди парка переданной им техники были 55 П-5 и ПР-5. В сумме эти самолеты занимали по массовости второе место после У-2. Самолеты подвозили боеприпасы, продовольствие, медикаменты, вывозили раненых и грузы. П-5 был самой распространенной машиной (около половины состава) в отдельной авиагруппе связи, базировавшейся на подмосковном аэродроме Мячково. Ее самолеты доставляли на фронт фельдъегерей и штабных офицеров с важными документами. Для подобных целей использовали и технику других групп и отрядов. Самолеты связи летали обычно без сопровождения, скрываясь от врага в облачности, маскируясь на бреющем полете складками местности. 9 июля 1941 года в районе Винницы немцы сбили П-5. Пилот и фельдъегерь погибли, но почту красноармейцы нашли. 17 июля два Bf 109 расстреляли у станции Магнетиты ПР-5 Карело-Финской группы ГВФ, перевозивший фельдъегеря. К 1 августа уже потеряли 17 П-5 и 11 ПР-5, а затем за один август - 18 машин.

Чтобы защитить бывшие гражданские самолеты, их стали вооружать. П-5 вооружались не совсем по образцу боевых Р-5. Сзади чаще всего монтировали ШКАС на турели Тур-8 по типу ССС, но встречались и пулеметы ДА, а в Мячково использовали и "Льюисы". Позднее на некоторых машинах появились пусковые балки РО-82 (по две-четыре штуки на месте усилений под бомбодержатели) и гранатометы ДАГ-10. За сентябрь и первую половину октября 1941 года в Московской авиагруппе вооружили 20 П-5. За вторую половину 1941 года ГВФ потерял от действий противника 23 самолета, но более чем компенсировал это 71 Р-5, полученным от ВВС. В начале 1942 года в гражданской авиации имелось 102 ПР-5 и 124 Р-5. Как транспортные порой использовались и военные Р-5. Например, в октябре 1941 года на Юго-Западном фронте они перевозили и сбрасывали в подвесных баках горючее для окруженных частей.

Основной работой для Р-5 вскоре стали ночные удары по противнику. Вспомнив выводы, сделанные из боевых действий на Халхин-Голе и Карельском перешейке, старые бипланы стали применять в темное время суток. Уже в августе 1941 года в обороне Киева участвовала 36-я отдельная эскадрилья "ночников". Но особый размах действия ночных легких бомбардировщиков приобрели после массового формирования специальных ночных легкобомбардировочных полков (нлбап).

В сентябре 1941 года в Авиационном отделе Генштаба составили документ, который потом дошел до самого верха. В нем говорилось: "В связи с наступлением плохой погоды и недостатком подготовленных аэродромов, боевая авиация на новых скоростных самолетах будет действовать ограниченно, а поэтому считаем необходимым использовать тихоходную авиацию, способную летать в дождь, при низкой облачности и даже в облачную ночь. Все тихоходные самолеты имеют незначительный шум моторов, что позволяет на малых высотах появляться совершенно неожиданно для противника над полем боя, изнурять немецкие войска по ночам, мешая им совершать передвижения и сосредоточение". Здесь, вероятно, намеренно не сказали о еще одной причине привлечения устаревшей техники - огромных потерях лета 1941 года. Современных самолетов просто не хватало, а враг продолжал двигаться на восток.

Уже в конце сентября появилось постановление ГКО о формировании десяти ночных полков на Р-5 и Р-Зет. Технику и личный состав собирались взять из летных школ и училищ, у "Осоавиахима" и ГВФ. Этот резерв выглядел очень внушительно: в школах на 20 сентября числились 1429 Р-5 и 29 ССС, еще 90 Р-5 и четырьмя ССС обладали различные части в тылу. Около 400 машин сдал военным "Осоавиахим". Собирали полки очень поспешно. Личный состав комплектовался курсантами и инструкторами школ, оттуда же бралась и техника. Зачастую восстанавливались законсервированные или даже списанные бипланы - из двух-трех машин собирали одну. Полки военного времени были значительно меньше довоенных. В них насчитывалось всего потри эскадрильи, и парк обычно не превышал три десятка машин. В сентябре 1941 года в Харьковской школе летчиков укомплектовали Р-5 и Р-Зет 719-й нлбап. Первый боевой вылет он совершил в ночь на 29 сентября на Юго-Западном фронте. В ноябре полк участвовал в разгроме танковой группы Клейста под Ростовом. За первый год войны экипажи этой части совершили 2800 боевых вылетов, уничтожили 108 автомашин, 22 артиллерийские и минометные батарей, 14 зенитных установок, 27 складов, восемь эшелонов, свыше 8000 солдат и офицеров.

Распоряжением ГКО от 2 ноября предусматривалось формирование уже 60 полков. Боевых машин для этого хватить не могло, поэтому в список включили и У-2. Взятые из школ и гражданской авиации самолеты, как правило, вооружения не имели. Его собирали на различных складах. У промышленности в ноябре затребовали 800 пулеметов, 1200 комплектов бомбового вооружения. Считая, что противник может применить химию, заводу № 145 заказали переделку выливных приборов ВАП-4м для подвески под Р-5. Они и без переделки годились для бипланов выпуска 1935 года и позже, но в школах было много машин старых серий. Но возможно, что на самолеты выливные приборы так и не подвесили.

606-й нлбап пришел из Ярославской школы стрелков-радистов. Он включал 27 Р-5 и эскадрилью Р-Зет. В Челябинской школе стрелков-бомбардиров сформировали сразу три полка - 658-й (командир подполковник В.Н. Кулаков-Павлов), 686-й (майор П.Д. Бондаренко) и 688-й (капитан К.В. Яровой). Эти части получили Р-5, ССС и P-Z. Всего за короткий срок ВВС пополнилось 27 полками на Р-5 и ССС и пятью на P-Z. Среди них были также 1-й, 621-й, 617-й, 668-й,735-й и другие полки. Подготовка экипажей в этих частях была довольно слабой. Недоученные курсанты совершали всего по несколько самостоятельных полетов ночью перед отправкой на фронт. Сроки подготовки новых полков были весьма сжатыми. Так, 688-й нлбап отправился на Западный фронт менее чем через месяц после приказа о его формировании, а уже вдень прибытия на передовую выпустил машины в первый боевой полет.

Тем не менее переброска на фронт такого значительного количества техники позволила существенно усилить ВВС фронтов и армий, частично возместить потери и общую нехватку бомбардировщиков современных типов. Большую роль сыграли ночные полки в битве под Москвой. Еще в октябре на Западном фронте появился 606-й нлбап полковника Н.С. Виноградова. Он действовал на Юхновском направлении с аэродрома Анютино. В первую же ночь его самолеты направили бомбить мосты и переправы через Угру, Оку и Протву. За первый месяц боев полк совершил более 800 боевых вылетов, сбросил более 7000 бомб. Целями Р-5 являлись мосты и переправы, аэродромы, узлы железных и шоссейных дорог, населенные пункты, где отмечалось скопление немецких войск. По советским данным, только этот полк уничтожил четыре моста, девять переправ, семь железнодорожных составов, три артиллерийские батареи, до 90 автомобилей и два самолета на земле. Третий был сбит в воздухе: 7 октября младший лейтенант И.С. Денисов таранил немецкий разведчик Hs 126. Несколько позже в бой вступили 615-й и 687-й нлбап. 593-й нлбап начал боевые операции, не успев в должной степени ознакомиться с районом. Во втором вылете, в ночь на 27 ноября, потеряли сразу три машины. Одну сбили немецкие зенитчики, другая потерпела аварию, третья просто пропала, возможно, заблудилась. Вскоре этот отвели в тыл.

На 14 ноября 1941 года под Москвой из 239 фронтовых бомбардировщиков было 157 легких ночников (У-2, Р-5 и Р-Зет), то есть более 65%. Свои цели ночники атаковали поодиночно с высоты 600-800 м с различных направлений с интервалом три-пять минут. На подходе летчик убирал газ и планировал до момента сброса бомб. За ночь совершали до пяти-шести вылетов. С целью упорядочить применение легких ночных бомбардировщиков, командующий ВВС Западного фронта 18 ноября утвердил указания "О ведении боевых действий на самолетах У-2, Р-5 и И -15". Кроме уже привычных приемов в них упоминались ночные штурмовые действия И-15 с лидерами Р-5. В общей сложности в битве под Москвой на Западном и Калининском фронтах принимали участие восемь полков на Р-5. В качестве легкого бомбардировщика Р-5 имел ряд преимуществ перед более распространенным У-2. Радиус действия Р-5 с бомбовой нагрузкой 400 кг превышал 300 км. Обычно брали четыре бомбы по 100 кг, или восемь по 50 кг плюс осветительные, или две "сотки" и две кассеты с мелкими осколочными бомбами (по 25-30 штук в каждой). Р-5 существенно превосходил У-2 по скорости. В отличие от У-2, он имел штатное стрелковое вооружение, которое часто пускали в ход и для защиты от немецких ночных истребителей, и для обстрела наземных целей. Так, осенью 1941 года под Ростовом штурман А. Холостых из 719-го нлбап, отстреливаясь, сбил Bf 109. 3 ноября того же года П-5 пилота Н.Я. Максимова был атакован сразу тремя Bf 109 и подожжен. Ответным огнем техник Толокнов сбил один из немецких истребителей. Нашему летчику удалось посадить горящий биплан. Был даже случай, когда Р-5 сам атаковал пару бомбардировщиков Ju 88, заходивших на эшелон, который стоял на путях станции Хитровск. Это произошло в августе 1941 года. Один "Юнкерс" ушел с горящим мотором, второй отказался от бомбометания и последовал за ним.

Из-за недостатка современной техники Р-5 вынужденно продолжали использовать как ближние разведчики, стараясь выпускать их только в плохую погоду или по ночам. Такие полеты совершались в Карелии, а также во время битвы под Москвой в районах Малоярославца, Можайска, Волоколамска, Калуги. Подобным образом трофейные Р-5 применялись и немцами. В сентябре 1941 года поступали сообщения о ведении ими разведки под покровом ночи или при густой облачности. Весной и летом 1942 года многие бывшие легкобомбардировочные полки, летавшие на Р-5, превратили в штурмовые, переучив их на Ил-2. 621-й полк, сформированный в ноябре 1941 года в Саратове, перешел на штурмовики в марте 1942 года, 624-й полк - в июне. Однако ряд полков сохранял прежнюю материальную часть и прежнюю тактику. Более того, на фронт прибыли новые полки на Р-5. В Челябинске на этих машинах сформировали 373-й нлбап. 19 ноября его отправили на запад.

На некоторых участках фронта как боевые самолеты использовались П-5 отдельных авиагрупп ГВФ. В Карелии они вели разведку днем и ночью. 9 января 1942 года экипаж пилота Г. Лугового обнаружил в лесу лагерь финских лыжников численностью до полка. В ту же ночь на него обрушились бомбы. 21 января подразделение противника прорвалось к Кировской железной дороге в районе Сегежи. Врага увидели с самолета А. Щербакова. Машина начала делать заход за заходом, атакую финнов пулеметным огнем. На шестом заходе ответные пули попали в мотор, но биплан улетел и совершил вынужденную посадку в безопасном месте. Подоспевшие красноармейцы разгромили противника. С февраля 1942 года бывшие гражданские машины подключились к ночным бомбовым ударам. П-5 Карело-Финской группы бомбили казармы в Суомуссалми, здания и аэродром в Кестеньге. В конце августа им удалось сорвать один из налетов немецкой авиации на Архангельск. Немцы сосредоточили свои самолеты на аэродроме Ругозеро, там их обнаружила наша разведка. П-5 подходили к цели скрытно, с интервалом 25-30 мин. Первый бомбардировщик вызвал пожар, осветивший все вокруг. Это дало бипланам возможность прицельно работать по стоянкам и аэродромным сооружениям. Противнику ничего не оставалось, как наутро эвакуировать площадку. Подобным образом вывели из строя аэродром Тикша. Но на этот раз самолеты прилетели все вместе, построились в круг, а затем поодиночке бомбили цель.

Но основной работой транспортников являлись именно перевозки. В апреле 1942 года на фронте находились 82 П-5 и П Р-5. Кроме обычных рейсов к фронту и от фронта они также обеспечивали связь с партизанскими отрядами и доставку разведгрупп в тыл врага. Способы были разными: посадка за линией фронта или сброс на парашютах. В 5-м транспортном полку для этой цели использовали кассеты Г-61. За один раз П-5 вывозил четверых десантников. В плохую погоду парашютисты прыгали даже с высоты 100-150 м. Разведгруппы забрасывались порой очень далеко, в Северную Норвегию (через Финляндию) - до шести-восьми часов полета. В Карелии зимой 1941/42 гг. летчик Карабанов садился с разведчиками на ПР-5 на замерзших озерах.

Связь с партизанами держали летчики Западной, Северокавказской, Закавказской и других авиагрупп ГВФ. В Закавказской группе ПР-5 оборудовали дополнительными баками, при этом дальность полета превысила 1000 км. В мае 1942 года 218-й нлбап полковника Н.Д. Попова (на Р-5) бомбил немцев на подступах к Харькову. Летом того года на фронте находились в общей сложности 183 Р-5 (в это число вошли и немногие ССС): 25 на Юго-Западном фронте, 51 - на Брянском, 57 - на Южном. Они действовали на Дону, а затем на подступах к Сталинграду. В Сталинградской битве участвовали 623-й и 719-й полки на Р-5. В ходе наступления там захватили большое количество немецких, румынских и итальянских авиабомб. Особенно оригинально выглядели 75-кг немецкие с сиренами. После небольших переделок эти боеприпасы вошли в ассортимент бомбовой нагрузки Р-5.

В январе 1943 года, во время наступления, самолеты ночных бомбардировочных полков 2-й воздушной армии использовали как летающие танкеры. Они доставляли горючее стремящимся вперед танкам Воронежского фронта. Очень полезны оказались Р-5 во время боевых действий в горах Северного Кавказа. Самолеты 8-го отрап подвозили оружие, боеприпасы, продовольствие, вели разведку. Пилот Н.А. Томадзе со своего ПР-5 своевременно обнаружил группу немецких альпинистов, подбиравшихся к Сванетскому перевалу.

В 1942-1943 гг. связи с партизанами придавалось большое значение. В июле 1943 года пилот В.Н. Тезиков, садясь на площадке в Селявшине, у белорусских партизан, подорвался на мине. У самолета повредило хвост. Отремонтировав машину, он все-таки прилетел назад (с шестью ранеными партизанами). Там же, в Селявшине, капитан Кузнецов при посадке сломал конец одной из лопастей винта. Пилот симметрично отпилил вторую и полетел домой. Старший лейтенант Камышев из I-го отдельного полка НКВД при посадке у партизан ударился о дерево. Он подвязал поврежденный лонжерон срубленной тут же березой и после разгрузки улетел. В апреле 1944 года П-5 младшего лейтенанта Новоселова трижды за одну ночь попадал под огонь истребителей. Пули и снаряды перебили лонжероны фюзеляжа и один из лонжеронов нижней плоскости. Но самолет сел у партизан. На другой машине на место доставили техника Седунина, который за два дня более-менее привел биплан в порядок. Новоселов полетел обратно, но над линией фронта рядом разорвался зенитный снаряд. При вынужденной посадке он был разбит и списан. Но экипаж остался жив и продолжал воевать. Подбитый Р-5 из 5-го отрап упал в тундре. Высланная бригада ремонтников обнаружила его на склоне сопки. Обвязав машину веревками, рабочие поволокли ее вниз, на лед замерзшего озера. Несмотря на столь бесцеремонное обращение, с озера самолет улетел сам и продолжал потом летать до самого конца войны.

Но не всегда все получалось так благополучно. Цитата из ведомости потерь 1-го отрап: "Ночь на 2 августа 1943 г. - младший лейтенант Шестаков Д.А. - не вернулся, младший лейтенант Дербаков И. И. - не вернулся. Ночь на 3 августа 1943 г. - младший лейтенант Кашель П.А. - сбит в воздухе". И так каждые три-четыре дня. Потери полков ГВФ восполняли за счет восстановления ранее подбитых и брошенных самолетов, а также передачи машин из ВВС.

Во время сражения под Курском Р-5 вели ночную разведку замаскировавшихся соединений противника. Указанный район они прочесывали по квадратам. Подозрительные объекты обстреливались из пулеметов, и на них сбрасывались мелкие бомбы (по 25 кг), чтобы спровоцировать зенитчиков открыть огонь. На Курской дуге П-5 14-го отрап использовали для поисков подбитых самолетов в прифронтовой полосе. На севере 5-й отрап ГВФ (командир Н.А. Опришко) по ночам останавливал движение на железнодорожной ветке Суоярви-Петрозаводск. Самолеты летали на высоте 500-600 м, отыскивая эшелоны, а затем подсвечивали цель САБ и атаковали бомбами и пулеметным огнем. Только в апреле 1943 года три экипажа вывели из строя два паровоза и 23 вагона. Позднее стали минировать полотно бомбами ФАБ-100 со взрывателями замедленного действия. Затем пустили в ход новинку - П-5, вооруженные реактивными снарядами РС-82. Первым таким образом оснастили самолет В.П. Гридасова; на нем поставили восемь пусковых балок. Первоначально "ракетоносцы" сопровождали У-2 с бомбами, обстреливая прожектора и зенитные батареи. Позже они приступили к "свободной охоте" за железнодорожными эшелонами по ту сторону фронта.

Командир звена В.Д. Никитов днем атаковал поезд (как позднее выяснилось, с авиационными боеприпасами). Он попытался разбить мост на его пути, но неудачно. Никитов все-таки догнал эшелон и пустил его под откос, несмотря на то что стоявшие на платформах зенитные установки понаделали в его П-5 немало дырок. Из верхних баков на голову пилоту лился бензин, но он еще выпустил два РС-82 в лежащие под насыпью вагоны и обстрелял их из пулемета. Поврежденный П-5, плохо слушавшийся рулей, с трудом пришел домой.

А на Юго-Западном фронте, в Донбассе, в июле 1943 года Р-5 опять использовали как корректировщики артиллерийского огня. Они корректировали стрельбу тяжелых батарей на подступах к Славянску. Самолеты летали вечером, в сумерки, опасаясь истребителей. В заднюю кабину сажали офицеров-артиллеристов, по радио передававших сообщения батареям. Однако к концу 1943 года полки легких ночных бомбардировщиков, которые изрядно сократились в числе, постепенно перешли полностью на У-2. В частях ВВС Р-5 становилось все меньше и они переключились на различные вспомогательные задачи: связь, перевозка грузов, а в тылу также буксировка мишеней для воздушной стрельбы. В Саратовской военной авиационной планерной школе эти машины таскали за собой десантные планеры (но только в учебных целях). Много Р-5 до конца войны сохранялось в авиационных училищах.

В морской авиации к январю 1944 года осталось лишь меньше десятка Р-5. Зато транспортные части продолжали их активно эксплуатировать. Эти самолеты имелись практически в каждом транспортном полку. Например, в 87-м гв. отрап П-5 и П Р-5 за войну перевезли 347 т грузов и 4331 пассажира. При этом полк потерял 21 машину этого типа. Весной 1944 года 105-й гвардейский и 13-й полки участвовали в операции "Звездочка" - вывозе детей из тыла противника. Партизаны разгромили созданные для детей лагеря и вывезли их в лес, откуда их начали забирать У-2 и Р-5. В ходе операции подвиг совершил лейтенант А. Мамкин. На борту его Р-5 находились девять детей, сопровождавшая их женщина и два раненых партизана. Немецкий ночной истребитель поджег самолет. На раненом Мамкине горела одежда, но он продолжал лететь через линию фронта. Выбрав площадку на замерзшем болоте, пилот пошел на посадку. При ударе о кочки его выбросило из кабины. Все пассажиры спаслись. Мамкин скончался от ран и ожогов.

Временами Р-5 наглядно демонстрировал свои возможности. Во время боев за Варшаву пилот Л.П. Шилдин перевез в юго-западную часть города понадобившуюся там пушку. Однако доля П-5 и ПР-5 в составе транспортных частей также падала. В начале 1945 года в транспортных полках ГВФ насчитывалось всего 38 П-5. Немного их осталось и в тылу.

Р-5 внесли свой вклад в скоротечную кампанию против Японии. В составе ВВС эти машины использовались уже только как вспомогательные. Так, в 17-й воздушной армии имелось звено, которое обеспечивало связь с передовыми частями Забайкальского фронта. Несколько машин входили также в авиацию Амурской военной флотилии. Восемь Р-5 имел Тихоокеанский флот, но в боях они не участвовали. Но активно действовали старые бипланы, принадлежавшие авиации погранохраны. К этому времени прежние эскадрильи НКВД преобразовали в полки. Ни один из них не был полностью вооружен Р-5, а имел смешанный состав из СБ, Р-5 и У-2, реже Р-10, ТБ-1 и МБР-2.

К действиям против Квантунской армии японцев привлекли части, дислоцированные в Забайкалье, Приморье и Средней Азии. Еше до начала боевых действий их использовали для ведения разведки. Так, 3-й олбап майора А. Шестова совершил 214 вылетов на фотографирование приграничной полосы. После начала войны с Японией 3-й, 7-й и 8-й авиаполки и 3-я оаэ НКВД бомбили, штурмовали, вели разведку. Так, в Маньчжурии действовал 3-й олбап, летавший с аэродрома Нерчинский завод. На его счету бомбежка города Джурганхе, уничтожение переправы на реке Ган, налеты на позиции японцев в районе Драгоценки. Советские войска продвигались вперед очень быстро и их приходилось снабжать по воздуху. Много Р-5 увезти не мог, но и их использовали для доставки продовольствия, медикаментов и боеприпасов. Бипланы также служили для обеспечения оперативной связи с передовыми частями. Быстрое продвижение наших частей привело и к тому, что в тылу оказались группы японских солдат и офицеров, пробивавшиеся к своим. В ходе "зачистки" тылов летчики НКВД разыскивали такие группы и наводили на них советские подразделения. Так, экипажи 8-й оап обнаружили пять групп японцев общей численностью около 450 человек, которые были взяты в плен.

Внесли свой вклад в победу и монгольские летчики на своих Р-5 с эмблемами "соембо". Монгольские машины несколько раньше успели повоевать и с китайцами. В ходе операций против японцев монгольские Р-5 не ограничивались вспомогательными функциями. Они как штурмовики действовали под Ондорханом, поддерживая продвижение советских и монгольских войск на Калган и Жехе. Это происходило при практически полном отсутствии в воздухе японских самолетов.

Источник: Серия "Война и мы. Авиаколлекция", Котельников В. Р. "Легендарный Р-5"



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме