FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Клиентская онлайн-игра, которая перенесет вас во времена Второй мировой войны.

Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Подготовка летных кадров в 1939-1941 годах
В данной статье кандидата исторических наук подполковника Н. Федоренко, которая была опубликована в 1976 году в Военно-историческом журнале, дается краткая характеристика подготовки летчиков перед началом Великой Отечественной войны. Также кратко дается описание улучшений в подготовке ВВС Красной Армии непосредственно во время самой войны.

Кандидат исторических наук
подполковник Н. Федоренко

У-2/По-2 В конце 30-х годов в крупных капиталистических государствах бурно развивалась военная авиация. "Авиационное строительство, - отмечал К. Е. Ворошилов на XVIII съезде ВКП(б), - форсировано продолжается всеми капиталистическими странами. Авиация - этот молодой род войск - рассматривается всеми империалистическими армиями, как панацея от всех военных затруднений". Учитывая возросшую угрозу нападения на нашу страну со стороны империалистов, Коммунистическая партия предпринимала решительные меры к дальнейшему усилению боевой мощи всех видов Вооруженных Сил, в том числе и авиации. В 1939-1940 гг. конструкторские бюро и бригады разработали около 20 новых типов самолетов, из которых для серийного производства были приняты истребители ЯК-1, ЛАГГ-3, МИГ-3, бомбардировщик ПЕ-2 и штурмовик ИЛ-2. Они обладали большой скоростью, дальностью полета, оснащались мощным пушечным вооружением и специальным оборудованием, что предъявило высокие требования к качеству подготовки летного состава.

Мартовский (1940 г.) пленум ЦК ВКП(б) и специальное совещание руководящих командных и политических работников (апрель 1940 г.) потребовали перестроить боевую подготовку войск в соответствии с новым опытом, полученным в ходе боевых действий в Испании, у реки Халхин-Гол и на Карельском перешейке. В связи с этим в учебе авиаторов особое внимание обращалось на глубокое усвоение характера современных боевых действий, воспитание готовности к борьбе с сильным противником. В соответствии с требованиями мартовского пленума Центрального Комитета партии Наркомат обороны принял срочные меры по расширению сети летных военных учебных заведений (вуз), совершенствованию руководства ими и улучшению учебной и воспитательной работы. Рост количества летных учебных заведений в 1939-1941 гг. наглядно виден из табл. 1.

Дата 1.10
1937 г.
1.1.
1940 г.
1.9.
1940 г.
1.12.
1940 г.
5.2.
1941 г.
22.6.
1941 г.
Количество летных учебных заведений ВВС 12 18 28 41 53 83

Многие авиационные школы формировались на базе объединенных школ Гражданского воздушного флота, аэроклубов и школ Осоавиахима СССР. В 1940 году, помимо летных школ центрального подчинения, создаются дополнительно окружные школы пилотов, в которых к середине октября обучалось 4274 человека. 24 августа 1940 года приказом Наркома обороны СССР начальнику Главного управления ВВС Красной Армии были подчинены авиационные академии, училища и школы. Еще ранее Отдел ВУЗ ВВС был преобразован в Управление, объединившее руководство авиационными учебными заведениями. 17 мая 1941 года Нарком обороны СССР принял решение о подчинении авиационных училищ, школ и курсов военным советам округов по всем вопросам, кроме учебно-методических. Для руководства их деятельностью в штат управлений ВВС восьми военных округов вводились отделы военно-учебных заведений во главе с помощниками командующих ВВС округов по вузам, а в ряде других округов -должности инспекторов по вузам.

В декабре 1940 года по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР Нарком обороны издал приказ "Об изменении порядка прохождения службы младшим и старшим начальствующим составом в ВВС Красной Армии". Приказ увеличивал срок службы солдатам и сержантам в ВВС до четырех лет, пилоты и стрелки-бомбардиры после окончания школы получали звание сержанта и продолжали срочную службу; с весны 1941 года весь летный состав до командира звена включительно, не прослуживший в армии четырех лет, переводился на казарменное положение. Такой порядок прохождения службы был вызван новой системой подготовки кадров, которая была утверждена Наркомом обороны СССР 3 марта 1941 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и CHK СССР от 25 февраля 1941 года "О реорганизации авиационных сил Красной Армии". По новому положению командир, штурман, начальник связи эскадрильи должны были обучаться в двухгодичных военных училищах, а сержанты - пилоты и стрелки-бомбардиры - в специальных годичных школах.

Изменилась и система комплектования училищ и школ. С 1938 года они пополнялись исключительно за счет добровольных наборов пилотов, прошедших первоначальное летное обучение в аэроклубах Осоавиахима СССР. В предвоенные годы аэроклубы являлись основным источником пополнения военных школ курсантами. Только в 1938-1940 гг. они направили в летные вузы более 24 тыс. человек. Однако в условиях быстрого увеличения сети училищ и школ такой принцип комплектования уже не обеспечивал необходимого набора курсантов. С декабря 1940 года комплектование летных школ осуществлялось за счет отбора курсантов из числа призывавшихся в армию, а также набора младших командиров и красноармейцев срочной службы. Однако попытка комплектовать военные авиационные школы первоначального обучения младшим командным составом всех родов войск не оправдала себя, так как уровень технических знаний не всегда соответствовал требуемому. Поэтому 19 июня 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли решение в дальнейшем направлять туда лишь авиамехаников. Для увеличения численности этих специалистов предусматривалось в 1941 году создать 25 школ с переменным составом в 35 тыс. человек.

По решению ЦК партии и Советского правительства от 6 ноября 1940 года в системе наркоматов просвещения союзных республик было создано 20 специальных школ, обязанных ежегодно направлять в летные военно-учебные заведения не менее 1600 человек. В спецшколы принимались ученики, окончившие семилетку с хорошими и отличными оценками. В течение трех лет они наряду с программой средней школы изучали авиационные дисциплины, а летом в аэроклубах проходили летную практику. Одновременно в соответствии с постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 года в 47 учебных эскадрильях ГВФ была организована подготовка пилотов на самолете У-2. К 1 октября 1941 года учебные эскадрильи закончили 9910 человек, из которых 7756 были направлены в школы ВВС. Кроме того, в военные школы пилотов принималась молодежь, прошедшая обучение на самолете У-2 в аэроклубах Осо-авиахима СССР и во вновь создаваемых на базе аэроклубов 30 военных авиационных школах первоначального обучения. Большое внимание уделялось улучшению организации учебного процесса. Так, в 1941 году вводились новые учебные планы и программы для всех типов учебных заведений и школ. 8 апреля 1941 года был утвержден новый курс летной подготовки (КУЛП) военных авиационных школ первоначального обучения. По указанию ЦК ВКП (б) Главное управление ВВС разработало также сокращенные программы подготовки летных кадров на военное время (10- и 6-месячные).

В центре внимания командиров, политорганов и партийных организаций постоянно находились вопросы улучшения теоретической подготовки, летной выучки курсантов и обеспечения безаварийной работы. Большое значение в правильной организации летной подготовки играли методические совещания, введенные с января 1940 года в летных учебных заведениях. Они рассматривали вопросы летной работы применительно к местным условиям, совершенствования методики обучения курсантов, учебных планов подготовки эскадрилий и отрядов, обобщения опыта летного обучения. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 года четко определялись задачи каждому типу летных учебных заведений. В военных школах пилотов курсанты должны были научиться пилотированию днем в простых условиях, групповым полетам в составе звена и получить практику полетов по маршруту. Кроме того, летчики-истребители обучались основам воздушного боя, а бомбардировщики - бомбометанию с горизонтального полета и пикирования на самолетах УСБ и СБ до углов 40 град. Общий налет на одного курсанта истребительных школ определялся в 24 часа, а школ бомбардировщиков - 20 часов. Курсанты военных командных училищ должны были в течение двух лет овладеть техникой пилотирования днем и ночью, научиться водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельном радиусе действия самолета с боевым применением, вести воздушный бой одиночно и в группе. Общий налет на одного курсанта устанавливался до 150 часов. Для организации качественной подготовки летных кадров в учебные заведения направлялось большое количество самолетов (табл. 2) и учебных пособий.

Даты Октябрь
1937 г.
Апрель
1939 г.
Декабрь
1940 г.
Планировалось на конец 1941
Количество самолетов в учебных заведениях ВВС 3007 4245 6053 6841

Росло число преподавателей и инструкторов, имеющих опыт работы в учебных заведениях. Это были выпускники академий, училищ и школ, командиры строевых частей, прошедшие переподготовку на различных курсах. Большое внимание обращалось на совершенствование специальной подготовки, летного и методического мастерства преподавательского и инструкторского состава в ходе командирской учебы. Преподаватели и инструкторы-летчики принимали активное участие в воспитательной работе с курсантами. В утвержденной 2 июля 1939 года Управлением ВУЗ ВВС "Памятке инструктору-летчику по воспитанию и обучению курсантов" говорилось, что инструктор является основным непосредственным воспитателем курсантов, располагающим наибольшими возможностями воздействия на них. Он обязан воспитывать у них беззаветную преданность Родине, инициативу, смелость, дисциплинированность. Быстрое развитие ВВС потребовало значительного улучшения подготовки старшего командного состава для авиации. Поэтому в марте 1940 года Комитет Обороны при CHK СССР принял постановление "О разделении Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского", в соответствии с которым командный, штурманский, оперативный факультеты, курсы усовершенствования высшего начальствующего состава выделялись в самостоятельную Военную академию командного и штурманского состава ВВС РККА. Занятия начались 1 октября 1940 года. Всего в академии обучалось 2240 слушателей, из них 450 - на командном факультете.

В планах и программах новой академии предусматривалось главное внимание уделять оперативно-тактической, штурманской, огневой и совершенствованию летной подготовки слушателей. Для этого был сформирован учебный полк в составе 5 эскадрилий (73 самолета). К 22 мая 1941 года академия подготовила 255 авиационных командиров с высшим военным образованием. В борьбе за повышение качества подготовки летных кадров особое внимание обращалось на улучшение организации партийно-политической работы в учебных заведениях ВВС, направленной на воспитание идейно закаленных воздушных бойцов, готовых в любую минуту вступить в бой для защиты интересов Родины. Большую роль в активизации идейно-воспитательной работы в летных вузах сыграли XVIII съезд ВКП (б) и XVIII партконференция. В летных училищах и школах постоянно проводилась партийно-политическая работа по разъяснению решений ЦК ВКП (б), пропаганде успехов СССР в социалистическом строительстве. Значительное внимание в летных учебных заведениях отводилось работе по воспитанию курсантов на славных революционных и боевых традициях советского народа. При этом особую роль в воспитании курсантов сыграли подвиги, совершенные выпускниками летных вузов в боях с белофиннами и японскими самураями.

Таким образом, меры, принятые Коммунистической партией и Советским правительством накануне Великой Отечественной войны, позволили создать широко разветвленную сеть летных учебных заведений, которые смогли подготовить многотысячный отряд летных кадров и полностью обеспечить ими ВВС. Созданные в предвоенные годы летные учебные заведения в течение всей войны успешно решали задачу подготовки летных кадров для ВВС Красной Армии. Большая работа, проделанная командирами, политорганами и партийными организациями по воспитанию личного состава на героических традициях, нашла свое яркое выражение в подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Перспективный китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20: новые фото
В Интернете появились новые фотографии китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 с бортовым номером "2001", сделанные в начале...
Торпедоносец Виккерс "Вайлдебист"
Британский торпедоносец-бомбардировщик Vickers Vildebeest Vildebeest ("Вайлдебист", иногда употребляется произношение - "Уайлдбист") - был базовым одномоторным торпедоносцем и бомбардировщиком - цельнометаллический биплан...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме