Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Применение ВВС Тихоокеанского флота
ВВС Тихоокеанского флота активно применялись в боях против Японии и после окончания Великой Отечественной войны. Большое количество вражеских судов было уничтожено Военно-воздушными силами СССР 9 и 10 августа 1945 года. Статья написана участниками тех исторических событий - генерал-майором авиации Вишенским и полковником Семеновым.

Применение ВВС Тихоокеанского флота в период разгрома милитаристской Японии

Генерал-майор авиации Н. И. Вишенский,
полковник Н. И. Семенов.

Морская авиацияАвторы статьи - участники войны с милитаристской Японией. В описываемый период Н. И. Вишенский служил на Тихоокеанском флоте, был заместителем начальника штаба авиаполка. Н. И. Семенов - штурманом авиаэскадрильи.
В войне с милитаристской Японией активно участвовала морская авиация. К началу боевых действий она имела два оперативных объединения: Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота (командующий генерал-лейтенант авиации П. Н. Лемешко) и Военно-воздушные силы Северной Тихоокеанской флотилии (командующий генерал-майор авиации Г. Г. Дзюба) - и насчитывала 1495 боевых самолетов (665 истребителей, 243 штурмовика, 164 бомбардировщика, 157 торпедоносцев, 266 разведчиков); кроме того, имелось 254 транспортных, связных, санитарных и учебно-тренировочных самолета. Организационно эти силы состояли из 6 авиационных дивизий, 8 отдельных полков, 8 отдельных эскадрилий, 2 отдельных отрядов и 5 отдельных авиационных звеньев специального назначения.

Морская авиация противника насчитывала на 1 января 1945 года 1800 самолетов (1000 истребителей, 500 бомбардировщиков и 300 разведчиков), которые могли быть быстро переброшены в любой район боевых действий. В середине 1945 года свои основные Военно-воздушные силы японское командование сосредоточило на островах собственно Японии. На 5 августа 1945 года на приморском направлении авиация противника насчитывала лишь 439 самолетов. В последующем боевой состав на всех операционных направлениях еще более сократился. Таким образом, ВВС ТОФ при выполнении боевых задач почти не встречали сколько-нибудь серьезного противодействия авиации противника, а главным препятствием для них была зенитная артиллерия.

Авиации ТОФ в ходе боевых действий пришлось решать одновременно четыре основные задачи:

  • вести воздушную разведку;
  • нарушать морские сообщения противника и уничтожать его корабли и транспорты в портах и базах;
  • обеспечивать десантные действия;
  • осуществлять противовоздушную оборону объектов флота и конвоев.

Одна из особенностей обстановки, влиявшая на решение перечисленных задач, состояла в том, что в соответствии с союзническими обязательствами были установлены зоны действий морских и воздушных сил СССР и США на Дальнем Востоке. В Японском море разграничительная линия проходила на расстоянии 90-120 миль от нашего побережья. Это лишало авиацию ТОФ возможности летать за пределы указанного района, совершенно исключив дальнюю авиационную и сократив ближнюю разведку. На ведение боевых действий влияла также сложная метеорологическая обстановка (частые дожди и туманы, низкая, доходящая до 10 баллов, облачность).

Рассмотрим характерные особенности действий авиации по выполнению поставленных боевых задач.

Воздушная разведка военно-морских баз противника, портов, его прибрежных аэродромов, железнодорожных станций и узлов, а также выявление интенсивности морских перевозок в зоне действия сил флота возлагались на пять разведывательных авиационных полков и две морские авиационные эскадрильи. Чтобы создать наиболее благоприятные условия для использования этих сил и обеспечить надежность разведки, морская зона действий флота была разбита на 10 районов, которые с 9 августа регулярно просматривались экипажами лодочных самолетов визуально и с помощью локаторов. Одновременно велась воздушная разведка северного побережья Корейского полуострова и Южного Сахалина. Первые же полеты показали, что сведения о противнике, базировавшиеся накануне войны на источниках союзников, оказались весьма приблизительными. Основываясь на данных воздушной разведки, командующий Тихоокеанским флотом адмирал И. С. Юмашев, член Военного совета генерал-лейтенант береговой службы С. Е. Захаров, начальник штаба вице-адмирал А. С. Фролов оперативно вносили коррективы в планы.

Кроме разведки сил и средств противника в военно-морских базах, портах и на его побережье, разведывательная авиация производила поиск подводных лодок, использовалась в целях противолодочной обороны наших кораблей и транспортов на переходе морем, наносила бомбардировочные удары по объектам врага, вела метеорологическую разведку в интересах сил флота, обеспечивала спасение экипажей самолетов, вынужденно севших на воду. Поиск кораблей производился различными способами, в основу которых был положен принцип одновременного просмотра несколькими самолетами заданных районов моря. Расчет на поиск производился исходя из величины визуальной или технической дальности обнаружения кораблей в конкретных условиях полета и наиболее вероятной скорости их хода. Районы разведки на побережье выбирались с учетом наличия аэродромов, железных, шоссейных и грунтовых дорог, городов, их военного, политического и промышленного значения. В большинстве случаев районы закреплялись на весь период боевых действий за подразделениями разведывательной авиации, что позволяло командованию быстро ставить задачи, а летному составу решать их наиболее эффективно.

Скрытность разведки обеспечивалась тем, что значительная часть маршрута полета проходила над морем с последующим выходом на малонаселенный, но хорошо определяемый с воздуха участок берега, после чего дальнейший полет производился по ломаной линии. При низкой облачности объект разведывался с бреющего полета, чаще всего с перспективным, а иногда и плановым фотографированием. Для обнаружения сил и средств противовоздушной обороны ряд объектов подвергался бомбардировке. Аэрофоторазведка аэродромов с нанесением по ним бомбовых ударов позволяла своевременно вскрывать фактические и ложные батареи зенитной артиллерии, боевые самолеты и безупречно выполненные макеты, имевшие даже хвостовые номера. Воздушная разведка уточняла результаты боевых действий всех родов морской авиации путем аэрофотосъемки соответствующих объектов удара. Для этого использовались разведывательные звенья, имевшиеся в минно-торпедных, бомбардировочных, штурмовых и истребительных авиационных полках. С начала и до конца войны разведывательная авиация обнаружила в море 17 конвоев, 5 подводных лодок, произвела 932 аэрофотосъемки местности. Общая площадь сфотографированной территории составила около 45 тыс. кв. км. Всего на воздушную разведку авиация флота совершила 835 самолето-вылетов (более 17 проц. общего количества) с общим налетом 3958 часов.

Нарушение морских сообщений и уничтожение кораблей и транспортов в портах выполнялось с целью воспретить противнику пополнять свои силы, а также эвакуировать технику и войска, откатывавшиеся под натиском войск 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта. Удары по кораблям и транспортам, находившимся в море, наносила минно-торпедная авиация, основным способом действий которой были крейсерские полеты. Поскольку противник осуществлял перевозки одиночными транспортами или небольшими конвоями, а возможность ударов ограничивалась зоной действия сил флота, применялись только низкие торпедоносцы одиночно или парами по методу "свободной охоты". Используя облачность, самолеты приближались к цели на высоте 10-20 м и с расстояния не более 4 кабельтовых сбрасывали торпеды. Обычно самолеты выходили в атаку с носовых и кормовых курсовых углов. Группы торпедоносцев, как правило, атаковывали цель с разных направлений. Наша авиация на коммуникациях не встречала противодействия истребительной авиации противника. К тому же его транспорты обычно были слабо вооружены. Поэтому массированные и комбинированные удары торпедоносцев совместно с бомбардировщиками и штурмовиками при действиях на коммуникациях не производились. Всего для нарушения морских сообщений 2-я минно-торпедная авиационная дивизия произвела 68 самолето-вылетов, потопив при этом 5 транспортов и эсминец.

Для ударов по Юки, Расину и Сейсину были выделены 2-я минно-торпедная авиадивизия (командир генерал-майор авиации П. И. Сучков), 10-я дивизия пикирующих бомбардировщиков (командир подполковник С. Д. Коваленко) и 12-я штурмовая авиадивизия (командир Герой Советского Союза полковник М. В. Барташов). Летчики авиагрупп, которыми командовали майоры М. Н. Барбашинов, А. М. Николаев, Н. И. Хренов, Н. М. Черняев, капитаны И. Ф. Воронин и А. Д. Щукин, решительно прорывались через заградительный зенитный огонь и поражали вражеские корабли, транспорты и береговые объекты. Особенность массированных ударов авиации по портам Северной Кореи - Юки, Расину и Сейсину - состояла в том, что они наносились бомбардировщиками в темное время суток, а пикировщиками, штурмовиками и топмачтовиками - в светлое время. Поскольку планирование ударов в ночь на 9 августа основывалось на неполных данных о количестве кораблей, их типах и расположении в портах, то самим экипажам предстояло принять решение, какие объекты подвергнуть бомбардировке. Трудности усугублялись еще и режимом радиомолчания.

Первый удар по порту Юки, расположенному наиболее близко к границам советского Приморья, был нанесен в ночь на 9 августа тремя группами самолетов (каждая из которых состояла из 3-4 МБР-2) с высот 1400-2200 м с интервалом 14-15 минут. Самолеты в группах производили самостоятельное бомбометание, сбрасывая по две осветительные бомбы CAБ-15 или САБ-25 и по три бомбы ФАБ-100. В результате был потоплен один транспорт и четыре повреждены, создано два крупных очага пожара. Днем группы штурмовиков в сопровождении истребителей атаковывали пулеметно-пушечным огнем находившиеся на рейде и стоявшие у причалов транспорты, а также производили и серийное бомбометание. В предвечернее время 10 августа штурмовики и топмачтовики в сопровождении истребителей нанесли последний удар по порту. Поставленные перед авиацией задачи были успешно решены. На следующий день в Юки высадился морской десант. Ночной удар 9 августа по порту Расин наносили 16 самолетов ИЛ-4 4 мтап 2 мтад, имевшие по три ФАБ-500. Сброшенные в 02 ч 08 мин 9 августа САБ-100 позволили установить, что кораблей и транспортов в порту нет. Поэтому самолеты в течение часа производили с высот 1500-2300 м прицельное бомбометание по портовым сооружениям и железнодорожной станции.

При последующих ударах учитывались данные воздушной разведки. Их особенность состояла в массированном комбинированном применении пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков, топмачтовиков и истребителей сопровождения. ПЕ-2 пикировали звеньями и сбрасывали бомбы по сигналу ведущего (высота ввода в пикирование - 3000 м, вывода из пикирования - 1500 м). Вслед за пикировщиками наносили удары штурмовики и топмачтовики ИЛ-10. Истребители, прикрывавшие ПЕ-2, пикировали вместе с ними и вели пулеметно-пушечный огонь по портовым сооружениям, а сопровождавшие штурмовиков и топмачтовиков - барражировали над портом. При налетах на Юки и Расин авиация применяла следующие приемы. За 2-3 минуты до подхода к объектам атаки ударных групп штурмовиков высылалась группа подавления зенитной артиллерии. Ударные группы в свою очередь делились на группы, действовавшие с пикирования, и группы топмачтового бомбометания. Штурмовики выходили к цели с разных направлений. При первых налетах бомбы сбрасывались серийно, с одного захода. В последующем ввиду слабости средств ПВО противника на каждую цель производилось по 2-3 захода. После атаки штурмовики уходили в сторону моря с резкой потерей высоты на повышенной скорости.

В ночь на 9 августа бомбовые удары на Сейсин нанесли три группы самолетов, в каждой из которых было по шесть ДБ-3 52 мтап 2 мтад. Особенность действий состояла в том, что в каждую группу входил самолет-осветитель с пятью бомбами САБ-100. В первой группе были 2 самолета с 14 зажигательными бомбами и 3 самолета, имевших по три бомбы ФАБ-500. Вторая и третья группы включали по 5 бомбардировщиков с фугасными бомбами ФАБ-500. При этом необходимо отметить, что полет проходил в сложной метеообстановке. Удар наносили одиночные самолеты с высот 2000-3000 м с одного захода с разных направлений. Огонь зенитной артиллерии, освещение прожекторами и атака ночных истребителей существенно не помешали действиям нашей авиации. Днем 9 августа аэродромы бомбардировочной и истребительной авиации закрыл густой туман, поэтому удар по 5 транспортам, обнаруженным воздушной разведкой, удалось нанести лишь в предвечернее время. Его осуществляли 29 самолетов ПЕ-2 34 бап 10 бад в сопровождении 16 ЯК-9 19 иап. Особенность удара состояла в том, что бомбардировщики вместе с истребителями непосредственного прикрытия атаковали транспорты звеньями, пикируя на них с интервалом 2-3 минуты.

Таким образом, 9 и 10 августа по портам Северной Кореи авиация нанесла 14 ударов, совершив 968 самолето-вылетов. В результате действий авиации и кораблей японцы потеряли до 20 транспортов и других судов.

Порты Южного Сахалина авиация бомбардировала, как правило, в плохую погоду. В результате налетов истребителей и штурмовиков в порту Эсутору (Углегорск) было потоплено 3 и повреждено 5 судов, а также разрушено много складов. В ночь на 11 августа авиация нанесла удар по порту Торо (Шахтерск). Нарушая морские сообщения противника, уничтожая его корабли и транспорты в портах и базах, авиация создавала благоприятные условия для предстоящей высадки морских десантов в Юки, Расин, Сейсин, Торо, Эсутору, Маока (Холмск). Обеспечение десантных сил на переходе морем затруднялось плохой погодой, которая не позволяла вести непрерывную воздушную разведку, а также постоянно прикрывать корабли и транспорты. Вылетавшие даже днем на прикрытие немногочисленные группы самолетов часто вынуждены были из-за сплошного тумана возвращаться. Ночью при плотном тумане самолеты, не имевшие радиолокационных станций, не вылетали на воздушную разведку и прикрытие. Для этих целей использовались машины, оборудованные радиолокаторами.

Авиационная поддержка десантов после их высадки в порты Северной Кореи состояла главным образом в том, что большие группы бомбардировщиков, действовавшие сосредоточенно, с горизонтального полета наносили удар по объектам. Авиация сбрасывала бомбы звеньями с разных направлений и высот, ведя одновременно и фотоконтроль результатов удара. Авиационное обеспечение высадки десантов в порты Южного Сахалина характеризовалось активными бомбардировочно-штурмовыми ударами, уничтожением в первую очередь огневых точек и подразделений, которые оказывали сопротивление десанту при высадке и во время его действий на берегу. Успешным действиям подразделений и частей десантных сил способствовали удары авиации по железнодорожным станциям и мостам. 15-18 августа с этой целью было совершено 154 самолето-вылета пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2 и 88 самолето-вылетов сделали штурмовики, наносившие удары по эшелонам на перегонах. В итоге было разрушено более 200 участков железнодорожного полотна, повреждены шоссейный и 3 железнодорожных моста, взорваны склады боеприпасов и горючего, уничтожены 6 железнодорожных эшелонов.В интересах морских десантов ВВС флота совершили около 800 самолето-вылетов.

Особенность противовоздушной обороны объектов флота на побережье и конвоев на переходе морем состояла прежде всего в том, что за каждым истребительным полком был закреплен определенный сектор, дававший возможность наиболее рационально решать задачи во взаимодействии с другими силами и средствами ПВО флота. В интересах истребителей на дальних подступах к прикрываемым объектам были созданы зоны ожидания авиации противника и ее уничтожения. Это в свою очередь обусловило необходимость формирования специальных групп наведения, которые имели радиостанции для связи с самолетами. Наведение осуществлялось с помощью радиальной сетки, по курсу и времени. Кроме того, ночью использовались прожекторы и световые поля. ПВО конвоев осуществлялось патрулированием истребителей на нескольких ярусах в зависимости от погоды. Патрули сменялись по расчету времени при своевременном предупреждении кораблей с береговых командных пунктов о вылете истребителей.

Всего за войну морская авиация произвела 4724 самолето-вылета. Для решения задач ПВО было сделано 595 самолето-вылетов, из которых 271 приходился на прикрытие кораблей и конвоев в море.

Отсутствие противодействия истребителей противника упрощало воздушную обстановку для нашей авиации, позволяло сократить до минимума наряд истребителей на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, давало возможность увеличивать время пребывания над целью. Основной причиной боевых потерь нашей авиации (35 самолетов) являлось относительно сильное противодействие наземных и корабельных зенитно-артиллерийских средств ПВО по низколетящим самолетам в первые дни войны. Эффективные боевые действия ВВС Тихоокеанского флота стали возможны благодаря опыту Великой Отечественной войны, напряженной боевой подготовке, всесторонней разработке штабами всех степеней соответствующих документов, сыгравших большую роль в обеспечении устойчивого боевого управления авиационными соединениями, частями и подразделениями, целеустремленной партийно-политической работе. Несмотря на сложные метеорологические условия и особенности ограниченной зоны действий Тихоокеанского флота, боевое применение морской авиации по размаху, силе и результатам нанесенных ударов имело оперативное значение.

В ходе боевых действий личный состав проявил неукротимый наступательный порыв, мужество и героизм, высокие морально-политические качества, преданность Родине и Коммунистической партии. Родина высоко оценила боевые дела авиаторов-тихоокеанцев. Восемь авиационных полков были преобразованы в гвардейские, три авиационные дивизии и четыре авиационных полка награждены орденом Красного Знамени, две авиадивизии и пять авиаполков удостоены почетных наименований. Тысячи авиаторов награждены орденами и медалями, а 15 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

1976 год.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет Бристоль Бофорт
Британский патрульный бомбардировщик-торпедоносец Bristol Beaufort Бристоль Бофорт заслуживает большей известности, а его вклад в победу Союзников - более высокой оценки....
Чем ВС России шокируют Запад?
Война в Сирии: российская "ржавая" военная машина обеспечивает высокотехнологичный шок Западу и Израилю Вооружение и стратегия их армии "устаревшие"; бомбы и...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме