Поход на Запад
Вечером 6 сентября 1939 года поступил приказ о мобилизации частей в Киевском, Белорусском, Харьковском и Ленинградском военном округах. Формировались ВВС Белорусского и Украинского фронтов. В состав первых вошел 5-й шап (49 ССС, из них всего 28 исправных), вторых - 3-й шап (36 ССС, 32 исправных) и 7-й шап (39 ССС, 31 исправный). Эти самолеты рассредоточили по оперативным площадкам. Несколько отдельных разведывательных эскадрилий вместе с самолетами других типов располагали и Р-5. 17 сентября между четырьмя и пятью часами утра советские войска перешли "бывшую государственную границу" с Польшей. Авиация нанесла удары по различным объектам: аэродромам, военным городкам, железнодорожным станциям. В налетах участвовали и ССС. Но оказалось, что на аэродромах нет самолетов, а перед наступавшими войсками Красной армии поспешно откатываются на запад пограничники, жандармы и уже потрепанные немцами части, отведенные в тыл на пополнение. В последующие дни ССС совершали лишь единичные вылеты. Вели разведку, обстреливали и бомбили попадающиеся автомашины, воинские колонны, обозы, поезда на железных дорогах.
Операции продолжались до начала октября. Ни одного самолета ВВС РККА за польскую кампанию официально не потеряли. Но в документах Украинского фронта зафиксировано, что 17 сентября при вылете девятки ССС на базу вернулись только шесть машин. Две потом нашли, а судьба третьей осталась неизвестной. Возможно, это тот самый "Р-5", который, по польским данным, был сбит истребителем Р-11С подпоручика Т. Коса над Делятином. Пять машин получили повреждения от зенитной артиллерии и пулеметов. Быстро продвигавшиеся вперед советские войска оторвались от тылов. Пришлось снабжать их топливом и продовольствием с самолетов. В перевозках приняли участие и машины ГВФ, который организовал рейсы в Тарнополь, Луцк, Ковель, Белосток и Львов. Было переброшено 160 т почты и прочих грузов. 5-й шап закончил кампанию в Насвише, а затем вернулся в Гомель. На постоянные аэродромы обратно перебросили также 3-й и 7-й шап. Некоторые эскадрильи войсковой авиации остались в западных областях Украины и Белоруссии.
Наличие самолетов Р-5 и ССС в ВВС РККА на 15 февраля 1940 года:
|
ССС |
Р-5 |
Белорусский особый ВО |
39 |
42 |
Киевский особый ВО |
13 |
51 |
Калининский ВО |
— |
10 |
Ленинградский ВО |
— |
9 |
Орловский ВО |
— |
23 |
Харьковский ВО |
— |
24 |
Приволжский ВО |
— |
24 |
Северо-Кавказский ВО |
— |
13 |
Забайкальский ВО |
— |
7 |
Среднеазиатский ВО |
— |
23 |
Одесский ВО |
— |
13 |
1-я флотская группа (Монголия) |
— |
8 |
2-я Особая Краснознаменная армия |
— |
63 |
1-я Особая Краснознаменная армия |
12 |
16 |
Учебные заведения |
9 |
1325 |
Действующая армия |
97 |
66 |
Всего |
170 |
1805 |
Война с Финляндией
Зимой 1939/40 гг. Р-5 и ССС участвовали в войне с Финляндией. Первые боевые вылеты совершили Р-5 авиации Балтийского флота: 71-я эскадрилья, имевшая 10 машин, базировалась под Ленинградом. 30 ноября 1939 года большая группа советских самолетов атаковала позиции финнов на островах Сейскар и Лавансаари. С ней вместе отправилось звено Р-5 из 71-й эскадрильи, но попало в снегопад и вернулось обратно с бомбами. В этот же день эскадрилья потеряла первый самолет. При взлете с ухватов сорвалась осколочная бомба и взорвалась за разведчиком. У Р-5 оторвало хвост, летнаб получил ранение. Позднее морские летчики пытались использовать старые бипланы для поиска подводных лодок противника, но безуспешно.
У ВВС на территории Ленинградского военного округа перед началом боевых действий находилось 90 Р-5 и 65 ССС. Большая часть из них была сосредоточена в 68-й бригаде, где на 49 СБ приходилось 63 Р-5 и 21 ССС. Но вскоре большую часть старых машин передали в войсковую авиацию. К Новому году в качестве легких бомбардировщиков их применял только 3-й легкобомбардировочный полк (лбап), укомплектованный машинами нескольких типов. Полк стоял на аэродроме Лисино, а позже - в Лодейном Поле. В нем имелись и СБ, и Р-Зет, и Р-5, и ССС. Многие отдельные эскадрильи и отряды имели по несколько старых бипланов. На 30 декабря 1939 года в ВВС 7-й армии в обшей сложности 19 ССС и 28 Р-5 числились в составе 30, 31, 32, 33-й войсковых разведывательных эскадрилий (враз) и 6-го и 16-го корпусных авиаотрядов (као). В 8-й армии на них летали 5-й и 15-й као, а также резервная эскадрилья 3-го лбап (в общей сложности девять ССС и 12 Р-5). В 9-й армии сформировали разведывательную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Бесовец и имела в своем составе девять Р-5.
Учитывая слабость авиации противника, эти самолеты использовались как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики и самолеты связи. Самолеты, неприхотливые к аэродромам, размещали на больших полянах и замерзших озерах. Летали на лыжах. В эксплуатации Р-5 и ССС проявили себя достаточно надежно, несмотря на большой износ. 23-й као майора С.Г. Карпенко перебросили на фронт из подмосковного Подольска. Самолеты получили в Ленинграде - семь Р-5. 25 декабря 1939 года отряд произвел первый боевой вылет Основной работой для него стала разведка у линии фронта и корректировка огня 311-го и 116-го артиллерийских полков. 15 февраля 1940 года 23-й као бомбами сам уничтожил вражескую батарею. В налете участвовали шесть машин.
Самолеты морской авиации с начала декабря 1939 года перешли к действиям в темноте. Например, 2 декабря четыре Р-5 бомбили Койвисто. При возвращении один биплан совершил вынужденную посадку южнее станции Вруда, другой (пилот Миронов) - заблудился и пропал без вести. 20 декабря легкие бомбардировщики совершили налет на береговую батарею в Сааренпяя, но цель не видели и бомбили просто по расчету времени. Соответственной была и эффективность этой атаки. Позднее эта батарея многократно подвергалась ударам нашей авиации, в том числе и Р-5. В условиях господства советской авиации в воздухе и слабой зенитной артиллерии противника действия старых бипланов являлись довольно эффективными. Из этого делался вывод, что и далее их при необходимости "...можно хорошо использовать на фронте при плохой погоде и в ночных условиях".
В конце 1939 года к переброске на фронт начали готовить 7-й шап из Киева. Его доукомплектовали за счет располагавшегося там же 3-го шап. Всего набрали 50 исправных ССС. К 26 января 1940 года 16 самолетов уже перегнали в Витебск. На 2 февраля все машины сосредоточили на аэродроме Гривочки. В 9-м шап к этому времени тоже появилась эскадрилья ССС. Но из 14 самолетов летать могли только три, так что существенного вклада в боевые действия эта эскадрилья внести не смогла. Вскоре ее ликвидировали, а исправные самолеты раздали. Убрали все ССС и из 3-го лбап, отведенного на перевооружение. Из состава 7-го шап выделили одну эскадрилью (12 самолетов), которую с 22 февраля передали в ВВС 8-й армии. Всего к середине февраля в действующей армии находилось 97 ССС - более половины всего парка этих машин в строевых частях.
С начала февраля погода резко улучшилась. Бипланы стали регулярно бомбить финские войска в темное время суток. В полосе 7-й армии действовали 7-й шап и 19-я ораэ (вместе 41 ССС), а в полосе 13-й армии - 5-я эскадрилья 3-го лбап (восемь Р-5). Они летали группами по три-шесть самолетов и поодиночке. В воздухе одновременно находились по две-три такие группы. Зона их действий простиралась на 20-40 км от линии фронта. Ночники срывали движение по железным дорогам, беспокоили части противника, перебрасывали грузы окруженным подразделениям. Вели также ночную разведку. На передовой появлялись с интервалом от 20 минут до 1,5 часов, сбрасывая одиночные бомбы. Бомбили с 400-1500 м. Передовую наши войска обозначали цветными фонарями, выкладывая из них определенные знаки - круги или треугольники. При появлении ночников финны обычно прекращали артиллерийский огонь, чтобы не выдать свои позиции. Р-5 и ССС обычно брали по 300 кг бомб, в основном АФ-32, АФ-82 и ФАБ-50. Истребители противника по ночам практически не встречались.
11 февраля 1940 года разведчик из 5-й эскадрильи 3-го лбап обнаружил автоколонну финнов, растянувшуюся почти на 7 км. Пять Р-5 сделали за ночь 28 вылетов (более чем по пять на экипаж). А 19 февраля два самолета атаковали эшелон, подходивший к станции Хитола. На четвертом заходе они вызвали крушение поезда, а затем расстреляли по вагонам все патроны. Р-5 применялись и как ночные разведчики. В ВВС 7-й армии сформировали отдельную ночную разведывательную эскадрилью, которая получила девять ССС. Ночные фотоаппараты имелись только на двух машинах, остальные вели только визуальную разведку. Следили за движениям по железным дорогам и шоссе, а также за Сайменским каналом и на рекой Вуокса. Р-5 и ССС были удобнее для ночных полетов, чем Р-Зет. Корректировку артиллерийского огня вели и днем, и ночью, иногда одновременно помогая выявлять подходящие цели. Эффективность этого на разных участках фронта была разной. Там, где противник располагал значительным количеством зенитных пушек и пулеметов, старые бипланы несли потери, а там, где они отсутствовали, обстановка была почти полигонной.
При работе днем Р-5 и ССС сопровождались истребителями И-15бис, по звену на каждую группу. При ведении разведки иногда осуществлялось и более плотное прикрытие - из расчета по два-три истребителя на разведчик. Старые бипланы патрулировали лес, разыскивая следы пешеходов или лыжников, обстреливая и бомбя подозрительные места. В конце кампании на самолетах смонтировали цилиндрические кассеты АБК-1. Их стали загружать мелкими зажигательными бомбами, поставив воздушным разведчикам задачу вызывать пожары в населенных пунктах у передовой.
Большую роль сыграли Р-5 в снабжении отрезанных от своих подразделений. Они сбрасывали грузы точнее, чем более быстроходные и с куда худшим обзором СБ. Четыре мешка ПДММ подвешивались на бомбодержателях под нижним крылом. Аналогичным образом брали и тару для беспарашютного сбрасывания. При падении с небольшой высоты в глубокий снег груз не разбивался. Так, 5-й и 15-й корректировочные отряды снабжали бойцов 168-й стрелковой дивизии в районе Леметти.
По официальным данным, от действий противника ВВС РККА потеряли 11 ССС: два сбили истребители, семь - зенитная артиллерия и два не вернулись с заданий по неизвестным причинам. Общую оценку безвозвратно вышедших из строя машин можно сделать по количеству списанных после окончания войны ССС - 17. Советские ВВС потеряли также девять Р-5. Семь из них были сбиты финскими зенитчиками, два погибли по неизвестным причинам. Потери морской авиации составляют четыре Р-5.