Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолеты P-5 в бою - Поход на Запад и война с Финляндией
Cоветский многоцелевой самолет 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году существовал во многих модификациях и принимал самое активное участие в боевых действиях. В том числе в Китае он применялся в качестве самолета связи, штурмовика, бомбардировщика; в гражданской войне в Испании; в боях на Халхин-Голе и в Финляндии, а также в Великой Отечественной войне.
Содержание
Самолеты P-5 в бою
Монголия, Хасан, Халхин-Гол
Поход на Запад и война с Финляндией
Великая Отечественная

Поход на Запад

Вечером 6 сентября 1939 года поступил приказ о мобилизации частей в Киевском, Белорусском, Харьковском и Ленинградском военном округах. Формировались ВВС Белорусского и Украинского фронтов. В состав первых вошел 5-й шап (49 ССС, из них всего 28 исправных), вторых - 3-й шап (36 ССС, 32 исправных) и 7-й шап (39 ССС, 31 исправный). Эти самолеты рассредоточили по оперативным площадкам. Несколько отдельных разведывательных эскадрилий вместе с самолетами других типов располагали и Р-5. 17 сентября между четырьмя и пятью часами утра советские войска перешли "бывшую государственную границу" с Польшей. Авиация нанесла удары по различным объектам: аэродромам, военным городкам, железнодорожным станциям. В налетах участвовали и ССС. Но оказалось, что на аэродромах нет самолетов, а перед наступавшими войсками Красной армии поспешно откатываются на запад пограничники, жандармы и уже потрепанные немцами части, отведенные в тыл на пополнение. В последующие дни ССС совершали лишь единичные вылеты. Вели разведку, обстреливали и бомбили попадающиеся автомашины, воинские колонны, обозы, поезда на железных дорогах.

Операции продолжались до начала октября. Ни одного самолета ВВС РККА за польскую кампанию официально не потеряли. Но в документах Украинского фронта зафиксировано, что 17 сентября при вылете девятки ССС на базу вернулись только шесть машин. Две потом нашли, а судьба третьей осталась неизвестной. Возможно, это тот самый "Р-5", который, по польским данным, был сбит истребителем Р-11С подпоручика Т. Коса над Делятином. Пять машин получили повреждения от зенитной артиллерии и пулеметов. Быстро продвигавшиеся вперед советские войска оторвались от тылов. Пришлось снабжать их топливом и продовольствием с самолетов. В перевозках приняли участие и машины ГВФ, который организовал рейсы в Тарнополь, Луцк, Ковель, Белосток и Львов. Было переброшено 160 т почты и прочих грузов. 5-й шап закончил кампанию в Насвише, а затем вернулся в Гомель. На постоянные аэродромы обратно перебросили также 3-й и 7-й шап. Некоторые эскадрильи войсковой авиации остались в западных областях Украины и Белоруссии.

Наличие самолетов Р-5 и ССС в ВВС РККА на 15 февраля 1940 года:

  ССС Р-5
Белорусский особый ВО 39 42
Киевский особый ВО 13 51
Калининский ВО 10
Ленинградский ВО 9
Орловский ВО 23
Харьковский ВО 24
Приволжский ВО 24
Северо-Кавказский ВО 13
Забайкальский ВО 7
Среднеазиатский ВО 23
Одесский ВО 13
1-я флотская группа (Монголия) 8
2-я Особая Краснознаменная армия 63
1-я Особая Краснознаменная армия 12 16
Учебные заведения 9 1325
Действующая армия 97 66
Всего 170 1805

Война с Финляндией

Зимой 1939/40 гг. Р-5 и ССС участвовали в войне с Финляндией. Первые боевые вылеты совершили Р-5 авиации Балтийского флота: 71-я эскадрилья, имевшая 10 машин, базировалась под Ленинградом. 30 ноября 1939 года большая группа советских самолетов атаковала позиции финнов на островах Сейскар и Лавансаари. С ней вместе отправилось звено Р-5 из 71-й эскадрильи, но попало в снегопад и вернулось обратно с бомбами. В этот же день эскадрилья потеряла первый самолет. При взлете с ухватов сорвалась осколочная бомба и взорвалась за разведчиком. У Р-5 оторвало хвост, летнаб получил ранение. Позднее морские летчики пытались использовать старые бипланы для поиска подводных лодок противника, но безуспешно.

У ВВС на территории Ленинградского военного округа перед началом боевых действий находилось 90 Р-5 и 65 ССС. Большая часть из них была сосредоточена в 68-й бригаде, где на 49 СБ приходилось 63 Р-5 и 21 ССС. Но вскоре большую часть старых машин передали в войсковую авиацию. К Новому году в качестве легких бомбардировщиков их применял только 3-й легкобомбардировочный полк (лбап), укомплектованный машинами нескольких типов. Полк стоял на аэродроме Лисино, а позже - в Лодейном Поле. В нем имелись и СБ, и Р-Зет, и Р-5, и ССС. Многие отдельные эскадрильи и отряды имели по несколько старых бипланов. На 30 декабря 1939 года в ВВС 7-й армии в обшей сложности 19 ССС и 28 Р-5 числились в составе 30, 31, 32, 33-й войсковых разведывательных эскадрилий (враз) и 6-го и 16-го корпусных авиаотрядов (као). В 8-й армии на них летали 5-й и 15-й као, а также резервная эскадрилья 3-го лбап (в общей сложности девять ССС и 12 Р-5). В 9-й армии сформировали разведывательную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Бесовец и имела в своем составе девять Р-5.

Учитывая слабость авиации противника, эти самолеты использовались как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики и самолеты связи. Самолеты, неприхотливые к аэродромам, размещали на больших полянах и замерзших озерах. Летали на лыжах. В эксплуатации Р-5 и ССС проявили себя достаточно надежно, несмотря на большой износ. 23-й као майора С.Г. Карпенко перебросили на фронт из подмосковного Подольска. Самолеты получили в Ленинграде - семь Р-5. 25 декабря 1939 года отряд произвел первый боевой вылет Основной работой для него стала разведка у линии фронта и корректировка огня 311-го и 116-го артиллерийских полков. 15 февраля 1940 года 23-й као бомбами сам уничтожил вражескую батарею. В налете участвовали шесть машин.

Самолеты морской авиации с начала декабря 1939 года перешли к действиям в темноте. Например, 2 декабря четыре Р-5 бомбили Койвисто. При возвращении один биплан совершил вынужденную посадку южнее станции Вруда, другой (пилот Миронов) - заблудился и пропал без вести. 20 декабря легкие бомбардировщики совершили налет на береговую батарею в Сааренпяя, но цель не видели и бомбили просто по расчету времени. Соответственной была и эффективность этой атаки. Позднее эта батарея многократно подвергалась ударам нашей авиации, в том числе и Р-5. В условиях господства советской авиации в воздухе и слабой зенитной артиллерии противника действия старых бипланов являлись довольно эффективными. Из этого делался вывод, что и далее их при необходимости "...можно хорошо использовать на фронте при плохой погоде и в ночных условиях".

В конце 1939 года к переброске на фронт начали готовить 7-й шап из Киева. Его доукомплектовали за счет располагавшегося там же 3-го шап. Всего набрали 50 исправных ССС. К 26 января 1940 года 16 самолетов уже перегнали в Витебск. На 2 февраля все машины сосредоточили на аэродроме Гривочки. В 9-м шап к этому времени тоже появилась эскадрилья ССС. Но из 14 самолетов летать могли только три, так что существенного вклада в боевые действия эта эскадрилья внести не смогла. Вскоре ее ликвидировали, а исправные самолеты раздали. Убрали все ССС и из 3-го лбап, отведенного на перевооружение. Из состава 7-го шап выделили одну эскадрилью (12 самолетов), которую с 22 февраля передали в ВВС 8-й армии. Всего к середине февраля в действующей армии находилось 97 ССС - более половины всего парка этих машин в строевых частях.

С начала февраля погода резко улучшилась. Бипланы стали регулярно бомбить финские войска в темное время суток. В полосе 7-й армии действовали 7-й шап и 19-я ораэ (вместе 41 ССС), а в полосе 13-й армии - 5-я эскадрилья 3-го лбап (восемь Р-5). Они летали группами по три-шесть самолетов и поодиночке. В воздухе одновременно находились по две-три такие группы. Зона их действий простиралась на 20-40 км от линии фронта. Ночники срывали движение по железным дорогам, беспокоили части противника, перебрасывали грузы окруженным подразделениям. Вели также ночную разведку. На передовой появлялись с интервалом от 20 минут до 1,5 часов, сбрасывая одиночные бомбы. Бомбили с 400-1500 м. Передовую наши войска обозначали цветными фонарями, выкладывая из них определенные знаки - круги или треугольники. При появлении ночников финны обычно прекращали артиллерийский огонь, чтобы не выдать свои позиции. Р-5 и ССС обычно брали по 300 кг бомб, в основном АФ-32, АФ-82 и ФАБ-50. Истребители противника по ночам практически не встречались.

11 февраля 1940 года разведчик из 5-й эскадрильи 3-го лбап обнаружил автоколонну финнов, растянувшуюся почти на 7 км. Пять Р-5 сделали за ночь 28 вылетов (более чем по пять на экипаж). А 19 февраля два самолета атаковали эшелон, подходивший к станции Хитола. На четвертом заходе они вызвали крушение поезда, а затем расстреляли по вагонам все патроны. Р-5 применялись и как ночные разведчики. В ВВС 7-й армии сформировали отдельную ночную разведывательную эскадрилью, которая получила девять ССС. Ночные фотоаппараты имелись только на двух машинах, остальные вели только визуальную разведку. Следили за движениям по железным дорогам и шоссе, а также за Сайменским каналом и на рекой Вуокса. Р-5 и ССС были удобнее для ночных полетов, чем Р-Зет. Корректировку артиллерийского огня вели и днем, и ночью, иногда одновременно помогая выявлять подходящие цели. Эффективность этого на разных участках фронта была разной. Там, где противник располагал значительным количеством зенитных пушек и пулеметов, старые бипланы несли потери, а там, где они отсутствовали, обстановка была почти полигонной.

При работе днем Р-5 и ССС сопровождались истребителями И-15бис, по звену на каждую группу. При ведении разведки иногда осуществлялось и более плотное прикрытие - из расчета по два-три истребителя на разведчик. Старые бипланы патрулировали лес, разыскивая следы пешеходов или лыжников, обстреливая и бомбя подозрительные места. В конце кампании на самолетах смонтировали цилиндрические кассеты АБК-1. Их стали загружать мелкими зажигательными бомбами, поставив воздушным разведчикам задачу вызывать пожары в населенных пунктах у передовой.

Большую роль сыграли Р-5 в снабжении отрезанных от своих подразделений. Они сбрасывали грузы точнее, чем более быстроходные и с куда худшим обзором СБ. Четыре мешка ПДММ подвешивались на бомбодержателях под нижним крылом. Аналогичным образом брали и тару для беспарашютного сбрасывания. При падении с небольшой высоты в глубокий снег груз не разбивался. Так, 5-й и 15-й корректировочные отряды снабжали бойцов 168-й стрелковой дивизии в районе Леметти.

По официальным данным, от действий противника ВВС РККА потеряли 11 ССС: два сбили истребители, семь - зенитная артиллерия и два не вернулись с заданий по неизвестным причинам. Общую оценку безвозвратно вышедших из строя машин можно сделать по количеству списанных после окончания войны ССС - 17. Советские ВВС потеряли также девять Р-5. Семь из них были сбиты финскими зенитчиками, два погибли по неизвестным причинам. Потери морской авиации составляют четыре Р-5.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме