На британской службе
Береговое Командование RAF c самого начала второй мировой развернуло активные операции по борьбе с судоходством и подводными лодками противника, используя находившиеся на вооружении самолеты Авро "Энсон" и Локхид "Хадсон". 22-я эскадрилья, базировавшаяся на острове Торни, в декабре 1939 года получила первый "Бофорт" GR.Мk.I, L4447 и Береговое Командование стало обладателем самого скоростного в мире торпедоносца. Вначале у самолета были различные технические проблемы, и он применялся только для постановки мин, но в итоге стал стандартным торпедоносцем Берегового Командования. Надо отметить, что до апреля 1941 года, когда британские бомбардировщики второй мировой Виккерс "Веллингтон" стали использовать 1814-кг бомбы, "Бофорт" оставался единственным самолетом, который мог нести всю номенклатуру английских авиационных боеприпасов. Торпед не хватало, поэтому "Бофорты" 22-й эскадрильи, действовавшей из Норд Коутс, совершили первые вылеты лишь 11 сентября.
Береговое Командование после падения Франции испытывало острую нехватку самолетов для выполнения всех поставленных задач. Полученный в последствии опыт показал, что использование устанавливаемых мин наносит гораздо больший урон вражескому судоходству, нежели прямые атаки, при гораздо меньшей стоимости. Самолет Bristol Beaufort мог нести в своем бомбоотсеке только одну мину. Обычно постановка мины производилась при полете на высоте 240 м у входа во вражеские гавани. Мины срабатывали от магнитных взрывателей, реагировавших на проходящие над ними суда. В апреле 1940 года на "Бофорты" была перевооружена 42-я эскадрилья, а в мае - 217-я. В этот период авиационные силы Берегового Командования, в том числе эскадрильи "Бофортов", понесли серьезные потери, но все же им удалось добиться некоторых успехов.
Кроме решения своих основных задач на море, "Бофорты" RAF применялись для атак целей на территории Германии. В качестве примера можно привести удар по нефтехранилищам в Гамбурге 18 мая 1940 года, и объектов на западном побережье Франции. Стандартным вооружением в этих рейдах были две 227-кг и четыре 113-кг бомбы или, иногда, зажигательные бомбы. Большую часть периода Битвы за Британию "Бофорты" оставались на земле из-за проблем с моторами "Таурус". Более 200 самолетов прошли в Филтоне замену двигателей, параллельно с которой они также получили протектированные топливные баки. 22-я эскадрилья вернулась в строй к 31 августа 1940 года, а остальные подразделения - к концу сентября.
Первой подтвержденной победой "Бофортов" стал паром "Stadt Rustringen" водоизмещением 400 тонн, 27 июня 1940 года подорвавшийся на мине, поставленной в районе Вангеруге.
17 сентября шесть "Бофортов" 22-й эскадрильи пошли в ночной рейд на гавань Шербура, и одному из них, пилотируемому флайт-сержантом Норманном Херн-Филликсом, удалось торпедировать транспорт "Johann Blumenthal" водоизмещением 1626 тонн. Торпедоносец получил серьезные повреждения от огня зениток, но Херн-Филлипсу удалось довести самолет до дома. К концу года "Бофорты" потопили еще два судна торпедами и два - минами, а несколько кораблей получили повреждения. Тогда же "Бофорты" стали использовать новую бомбу повышенной мощности "Блокбастер" - модифицированный вариант морской мины со снятым магнитным взрывателем.
Во время рейдов и патрулирования "Бофорты" искали цели для ударов в Северном море и потери самолетов росли. Хотя в 1941 году бомбардировщики-торпедоносцы берегового базирования потопили 29 транспортов и повредили еще большее количество, но основной их частью были небольшие каботажные суда. Статистика английских ВВС за ноябрь 1942 года показывала, что бомбардировщики-торпедоносцы несли самые тяжелые потери среди всех эскадрилий RAF - вероятность уцелеть во время операционного цикла соответствовала 17%.
Одной из наиболее важных задач англичан было противодействие поставкам высококачественной железной руды из Швеции в Германию. Транспорты доставляли ее из Нарвика в немецкие порты или, после захвата Голландии, в Роттердам. Конвои всегда сопровождали тральщики и траулеры, оснащенные мощным зенитным вооружением. После падения Франции еще одной проблемой стала борьба с немецкими силами на ее территории. Даже в 1942 году "Бофорты" Берегового Командования оказывали помощь Бомбардировочному Командованию в атаках стационарных целей, таких как порты и аэродромы, в то время как патрульные группы из трех самолетов (они получили название Rover) рыскали в поисках любых подходящих для удара объектов. Наиболее крупными победами в 1941 году стали грузовой лайнер "Madrid" (8777 тонн), потопленный 9 декабря в Хааксгвинде бомбами 217-й эскадрильи и танкер "Веппо" (8306 тонн), отправленный на дно торпедоносцами 22-й эскадрильи 24 декабря в районе Карино, около северо-западного побережья Испании. В 1942 году успехи "Бофортов" были значительно меньше, и ни одному из базировавшихся в Англии самолету не удалось выполнить удачную атаку торпедами. В начале 1942 года четыре эскадрильи RAF были оснащены "Бофортами" (22-я, 42-я, 86-я и 217-я), а вот 415-я (канадская) и 489-я (новозеландская) эскадрильи расстались со своими самолетами, заменив их на машины других типов. Низкий темп выпуска и большие потери не позволяли расширить парк "Бофортов".
Весной 1942 года все эскадрильи "Бофортов" Берегового Командования были переброшены на Среднеземноморский ТВД, чтобы помешать немцам поддерживать свою армию, ведущую бои в Северной Африке. 22-я эскадрилья перелетела в Египет, но вскоре отправилась дальше, на Цейлон, чтобы воспрепятствовать атакам японцев. 42-я эскадрилья прибыла в Каир, но ее самолеты были переданы 47-й и 217-й эскадрильям, которые базировались в Луга на Мальте. 86-я эскадрилья осталась в Великобритании, постепенно перевооружаясь на бомбардировщики Консолидейтед "Либерейтор", но ее "Бофорты" успели в июле-августе 1943 года принять участие в операции "Пьедестал", в ходе которой была сняла морская блокада Мальты. На счету "Бофортов" были также две крупных победы в борьбе с немецкими военными кораблями. 6 апреля 1941 года шестерка торпедоносцев из 22-й эскадрильи атаковала линейный крейсер "Гнейзенау" в гавани Бреста, но цель удалось найти только самолету, который пилотировал флай-офицер Кеннет Кэмпебелл. Сброшенная им торпеда пробила в борту корабля пробоину диаметром 12,2 м, выведя его из строя на пять месяцев. Однако, самолет попал под огонь зениток и погиб со всем экипажем. Посмертно Кэмпелелл был награжден Крестом Виктории - единственный из всех пилотов Ударных эскадрилий Берегового Командования.
13 июня 1941 года "Бофорт" флайт-сержанта Рея Ловитта оказался единственным среди восьми самолетов, посланных на поиск карманного линкора "Лютцов", которому удалось обнаружить цель. Несмотря на присутствие корабля охраны, Ловиту, воспользовавшись низкой облачностью, удалось незаметно выйти в атаку и поразить "Лютцов" торпедой, после чего линкору пришлось на шесть месяцев встать в сухой док в Киле. Нападение английского торпедоносца было столь внезапным, что немецкие зенитчики не сделали по нему ни одного выстрела.
Средиземноморский ТВД и Цейлон
Командование сил Союзников с самого начала компании в Северной Африке просило перебросить туда "Бофорты", но существовашие проблемы с охлаждением моторов делали такой шаг рискованным, и следовал отказ. Необходимо было воспрепятствовать снабжению Африканского Корпуса Ромеля, что осуществлялось средиземноморскими конвоями. Однако имевшиеся у англичан на этом ТВД "Бленхеймы" и "Свордфиши" действовали неэффективно. Поэтому в 1941 году было принято решение перебросить некоторое количество "Бофортов" в Египет. И в сентябре в Вади-Натрун была сформирована 39-я эскадрилья, вооруженная этими самолетами.
Спойлер: Немецкий Корпус
Немецкий корпус "Африка"
Deutsches Afrika-Korps (DAK) - корпус вермахта в период Второй мировой войны. Был создан 16 февраля 1941 года из немецких войск в Ливии. Капитулировал 13 мая 1943 года в Тунисе. Первоначально корпус был непосредственно подчинен Верховному командованию вермахта (OKW), затем с сентября 1941 года - в составе танковой группы "Африка", с февраля 1942 года - в составе танковой армии "Африка", с декабря 1942 года - в составе немецко-итальянской танковой армии (Deutsch-Italienische Panzerarmee), с марта 1943 года - в составе 1-й итальянской армии.
Состав:
- 5-я легкая дивизия (затем переименована как 21-я танковая дивизия) (5. Leichte Division, 21. Panzer-Division)
- 15-я танковая дивизия (15. Panzer-Division) - с мая 1941
- 300-й батальон особого назначения «Оазис» (Oasen-Bataillon z.b.V. 300)
- 605-й противотанковый батальон (Panzerjäger-Abteilung (mot) 605)
- 606-й зенитный батальон (Flak-Abteilung (mot) 606)
- батальон связи (Nachrichten-Abteilung (mot) 475)
- батальон снабжения (Nachschub-Bataillon (mot) 572)
- батальон водоснабжения (Wasserversorgungs Bataillon (mot) 580)
- разведывательная моторизованная рота (Aufklärungs Kompanie (mot) 580)
- запасный батальон (Feldersatz Bataillon 598)
- запасный батальон (Feldersatz Bataillon 599)
Спойлер: Немецкий Корпус
В середине 1942 года в связи с угрозой японского вторжения в Индию, было принято решение перебросить туда и на Средиземноморский ТВД все "Бофорты". Временно, до появления бомбардировщиков-торпедоносцев "Бьюфайтор", образовавшуюся в силах Берегового Командования брешь, должны были "заткнуть" старые торпедоносцы Хендли-Пейдж "Хемидан". Перелеты "Бофортов" через Гибралтар на Средиземное море и далее в Индию были опасны - не считая постоянных проблем с нехваткой топлива, на первом участке маршрута угрозу представляли истребители врага, а на втором пилотам предстояли посадки на плохо подготовленные аэродромы. Появление "Бофортов" на Средиземноморском ТВД позволило Союзникам более эффективно вести борьбу с вражеским судоходством. В конце лета 1942 года ситуация вокруг Мальты была достаточно напряженной, чтобы разместить там "Бофорты", но обстановка быстро улучшалась и уже в сентябре 39-я эскадрилья стала постоянно базироваться в Луга. Последним новым подразделением "Бофортов" на этом ТВД стала 47-я эскадрилья, получившая большую часть экипажей из 42-й эскадрильи и самолеты из 39-й.
Единственным крупным успехом этого подразделения стало потопление 26 октября 1942 года танкера "Prosperina" (4869 тонн) в 48 км от Тобруна - он был торпедирован DE120 пайлот-офицера Р.В.Мэннинга. Эта победа была значительной - на дно отправился "последний танкер Роммеля" и нехватка топлива стала огромной проблемой для германских сил в Северной Африке.
23 января 1942 года "Бофорты" 39-й эскадрильи, базировавшейся в Египте, совместно с торпедоносцами Фейри "Альбакор" 826-й эскадрильи Королевских ВМС (FAA) потопили в Средиземном море лайнер "Victoria" (13089 тонн). До капитуляции Италии в сентябре 1943 года 39-я эскадрилья одержала следующие крупные победы:
- 30 августа 1942 года - транспорт "Sananlrea" (5077 тонн),
- 21 января 1943 года - танкер "Saturno" (5022 тонны),
- 21 февраля - танкер "Thorsheimer" (9955 тонн),
- 12 марта -танкер "Sterope" (10496 тонн).
217-я эскадрилья дебютировала на Средиземноморском ТВД торпедированием в Ионическом море 15 июня 1942 года итальянского тяжелого крейсера "Trento" (10511 тонн), который стал жертвой "Бофорта" DD958 флайт-офицера Д. Элдриджа, а затем был добит английской субмариной "Umbra". Затем были потоплены два транспорта: "Reichenfels" (1144 тонны) - 21 июня и "Vattor Pisani" (6339 тонн) - 24 июля. В число побед 86-й эскадрильи входили танкеры "Rosolino Pilo" (7751 тонна), торпедированный 17 августа 1942 года, и "Роzа Rica" (7751 тонна), потопленный четыре дня спустя. Большинство из упомянутых судов обеспечивали снабжение армии Роммеля и следовали в составе хорошо защищенных конвоев, так что потери "Бофортов" в ходе этих атак были очень высокими. К примеру, когда 217-я эскадрилью собирались перебросить на Цейлон, оказалось, что она потеряла все свои самолеты. Последней жертвой "Бофортов" стал вспомогательный корабль итальянских ВМС "Aguino" (5079 тонн), торпедированный 24 апреля 1943 года к западу от Мареттимо DD906 из 39-й эскадрильи.
Первым "Бофортом" на Цейлоне стала машина с серийным номером L9894, прибывшая на остров 28 апреля 1942 года. Но нахождение "Бофортов" в этом регионе было напрасным - за два года службы они не обнаружили ни одного японского корабля. Самолеты в основном занимались разведкой и патрулированием, а также прикрывали конвои Союзников. Последний официальный боевой вылет "Бофортов" RAF состоялся 15 июля 1944 года, его выполнили самолеты 217 эскадрильи, которая оставалась на боевом дежурстве вплоть до 10 сентября. К концу войны "Бофорты" в Британии состояли на вооружении только 51 и 54 ОТИ, двух летных школ и 1-го подразделения перегонщиков.
Австралийские "Бофорты"
Первые "Бофорты" были переданы подразделению 100-й эскадрильи RAF, базировавшемуся в Австралии, в Бэнкстауне, посланному туда для освоения самолетов австралийской постройки. В начале декабря 1941 гола шесть машин были посланы в Малаю. Во время базирования в Сингапуре Т9543 совершил несколько дальних разведывательных полетов, в ходе которых он определил местоположение приближающегося японского флота вторжения (эта машина была уничтожена на земле в Кота-Бару в день начала высадки). 25 февраля 1942 года, после падения Сингапура, 100-я эскадрилья перешла в подчинение RAAF, сохранив свой номер.
Британские ВВС отказались от планов иметь собственные подразделения бомбардировшиков-тор-педоносцев на Тихом океане.
Все модификации австралийских "Бофортов" поступили на вооружение в 1942 году - первый Mk.IV, Т9606, поступил в 100-ю эскадрилью 30 мая, первый Mk.VII,A9-103 был передан 7-й эскадрилье 17 сентября, а первый Mk.VIII, А9-184, был получен 100-й эскадрильей 20 декабря. К концу года 7-я и 14-я эскадрильи RAAF были перевооружены на "Бофорты". За подготовку экипажей отвечало 1-е OTU, но торпедометанию они обучались в Подразделении береговых торпедоносцев в Новре, а позднее - в 6-ом OTU. Большая часть "Бофортов" RAAF была сосредоточена на борьбе с кораблями и подводными лодками противника. Так продолжалось до марта 1943 года, когда австралийцы приступили к дальним рейдам против японских гаваней и портов, а в октябре началось воздушное наступление на Рабаул. Противолодочные операции продолжались вплоть до февраля 1944 года, при этом "Бофорты" также использовались для разведки и перевозки грузов. Первые раз 100-я эскадрилья приняла участие в боевых действиях 27 мая 1942 года, а первого крупного успеха ей удалось добиться 24 ноября, когда торпедой, сброшенной с А9-29, был потоплен японский эсминец "Хаяшито" водоизмещением 2033 тонны (до этого он уже был поврежден бомбами "Летающей крепости" ВВС США). В ходе этого рейда в районе Буны А9-42 227-кг бомбой нанес тяжелые повреждения торпедному катеру "Хийодори".
7-я и 32-я эскадрильи не использовали торпеды, а занимались патрулированием и бомбометанием. В ходе одного из налетов 17 июня 1943 года "Бофорты" из 32-й эскадрильи повредили гигантскую подводную лодку японцев 1-174. В 1943 году было мало случаев успешного применения торпед. Лишь 13 октября, неподалеку от Рабаула, 8-я эскадрилья потопила транспорт "Кеишо Мару" (5898 тонн). 22 октября в районе мыса Сент-Джордж входившие в состав 71-го крыла 6-я, 8-я и 100-я эскадрильи нанесли тяжелые повреждения японскому легкому крейсеру "Кисо", атаковав его бомбами с пикирования - корабль пришлось отбуксировать на Трук для ремонта. К концу года японцы решили, что большим кораблям слишком опасно действовать в районе Рабаула, и после 4 декабря "Бофорты" больше никогда не использовали торпеды.
Во 2-ю эскадрилью первые "Бофорты" поступили 15 декабря 1943 года, а в феврале 1944 года их получила 1-я эскадрилья. Эти подразделения действовали в районе Тимора и Арафурского моря, и 19 июля неподалеку от Дили им удалось потопить небольшой тральщик "Ва 4" водоизмещением 215 тонн. Последним боевым подразделением "Бофортов" стала 15-я эскадрилья, приступившая к операциям 22 апреля 1944 года. Таким образом, с апреля по май в составе RAAF было девять эскадрилий этих самолетов, но вскоре 2-ю эскадрилью перевооружили на Порт Америкэн В-25 "Митчелл", а совершившая 9 января 1945 года последний боевой вылет 1-я эскадрилья стала переучиваться на "Москито". Большую часть 1945 года подразделения австралийских "Бофортов" базировались в Таджи, оказывая поддержку своим сухопутным силам, сражавшимся с японцами в районах Аитапе и Вевека. В ходе этих операций самолетам приходилось выполнять большое число непродолжительных по времени вылетов, и маневренность машин играла немаловажную роль. Так, например, 11 мая 1945 года цели рядом с Вевеком бомбили 60 "Бофортов" из пяти эскадрилий.
Опыт показал, что в качестве средневысотных бомбардировщиков австралийские "Бофорты" превосходили своих английских собратьев, а хорошая маневренность позволяла им уклоняться от вражеских истребителей. В 1944 году австралийцы испытывали нехватку транспортных самолетов и 46 "Бофортов" модификаций Mk.V, VI и VIII были в ходе капитального ремонта переделаны в девятиместные скоростные пассажирские машины. После войны "Бофорты" недолго оставались в составе RAAF и в 1946 году все боевые машины были отправлены на базы хранения или пошли на слом. Несколько Mk.IX использовались для испытаний до октября 1948 года. Много "Бофортов" оставалось на базах хранения до 1953 года, но когда стало ясно, что война в Корее подходит к концу, их разделали на металл. Одна из машин, А9-635, в 1947/48 годах использовалась Департаментом гражданской авиации Нового Южного Уэльса для испытания систем пожаротушения.