Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолеты P-5 в бою - Монголия, Хасан, Халхин-Гол
Cоветский многоцелевой самолет 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году существовал во многих модификациях и принимал самое активное участие в боевых действиях. В том числе в Китае он применялся в качестве самолета связи, штурмовика, бомбардировщика; в гражданской войне в Испании; в боях на Халхин-Голе и в Финляндии, а также в Великой Отечественной войне.
Содержание
Самолеты P-5 в бою
Монголия, Хасан, Халхин-Гол
Поход на Запад и война с Финляндией
Великая Отечественная

Монголия

Монголия получила три Р-5 одной из первых серий, с пулеметами "Льюис", в качестве подарка от советского правительства летом 1931 года. Вместе с самолетами прибыли советские летчики. Считаясь военными советниками, первые годы только они пилотировали боевые машины, а монголы учились. Р-5 вошли в состав единственного тогда монгольского авиаотряда "Сухэ-Батор", насчитывавшего семь машин. Летали они сначала мало, так как в Монголии не было нужного для их моторов бензола. Военная авиация Монголии получила боевое крещение в августе-сентябре 1934 года, когда в провинции Ховд вспыхнул мятеж, и на подавление бросили войска. С воздуха их поддерживала пятерка Р-5. Из пяти пилотов монголами были двое. Группой командовал В.А. Судец, будущий Маршал авиации. За 10 дней совершили около 30 боевых вылетов. За успешное выполнение боевых задач Судец и монгольский летчик Шагдарсурэн получили награды.

После ряда столкновений на границе Монголии и Маньчжоу-Го в июне-декабре 1935 года монгольские власти приняли меры по усилению обороны на юге страны. Правительство Маньчжоу-Го, инспирируемое из Токио, заявляло претензии на некоторые участки монгольской территории. Японцы и маньчжуры периодически переходили границу и пытались закрепиться в стратегически важных пунктах. В январе 1936 года эскадрилью монгольских самолетов Р-5 и У-2 перебросили из-под Улан-Батора на передовой аэродром Тамцак-Булак. Туда же подтянули два отряда из состава советской смешанной эскадрильи, уже довольно давно дислоцированной на монгольской территории. 7 января Р-5 провели первую разведку позиций противника, а со следующего дня начали регулярное патрулирование. 15 января маньчжурские солдаты пересекли границу у озера Хар, но были остановлены при поддержке монгольских и советских самолетов, поднявшихся с аэродрома Матад. После нескольких дней боевых действий 22 января маньчжуры и японцы отошли к границе. Авиация следила за их отступлением до заката.

Затем последовал целый ряд стычек с участием авиации обеих сторон. 3 февраля 1936 года около 600 японцев перешли границу в районе Булан-Дерс, их прикрывали два самолета-разведчика. Навстречу им выдвинулись монгольские пограничники и поднялись Р-5 с площадки в Тамцак-Булаке. До 12 февраля японские войска теснили монголов, потом ситуация изменилась. Японцы стали отходить, последний раз Р-5 сбросили бомбы на вражескую колонну почти у границы.

3 марта границу в трех местах пересек целый полк (по японским источникам - усиленный батальон). Японцы двигались на автомобилях (их было около 90). Рейд поддерживали 12 легких танков и три самолета. Колонны противника шли параллельно, стараясь перерезать дорогу между Баян-Туменом и Тамцак-Булаком. Через некоторое время японцы соединились, захватив населенный пункт Ассурмео. Оттуда небольшие отряды отправились к различным стратегическим точкам района. Хронология дальнейших событий в советских и японских источниках не совпадает. По нашим данным, к 25 марта взвод противника на двух грузовиках вышел к поселку треста "Монголрыба" у озера Буир-Нур и атаковал погранзаставу, заняв ее. Действия японцев обнаружили два Р-5, которые обстреляли машины. Противник отступил. Японцы признают потери от этого налета: один убитый и четверо раненых. Монголы захватили один брошенный грузовик.

Японской группировке противостояли рота мотопехоты, монгольская кавалерийская бригада в 300 сабель, артиллерийская батарея на механической тяге и десять бронемашин. С 31 марта наша авиация начала активные действия, совершив за день более 10 вылетов группами от пяти до 12 самолетов. Р-5 взлетали из Баян-Тумена. Каждый нес по две бомбы. Кроме того, делали по пять - шесть заходов на обстрел. В этот день впервые довольно активно действовали монгольские летчики. Отличился экипаж самолета с бортовым номером "5", уничтоживший грузовик с 28 солдатами.

Японцы вообще не упоминают о полетах своей авиации в тот день. Они пишут о воздушном бое с Р-5, произошедшем 1 апреля, когда их самолеты штурмовали советские броневики и автомашины, двигавшиеся к Таурану. В тот же день противник отступил в сторону границы. Всего, по советским данным, в этом конфликте Квантунская армия потеряла 400 человек, 40 автомашин, восемь самолетов и два танка. Японцы определяли потери советско-монгольской авиации в три сбитые и три поврежденные машины (в том числе одну и две соответственно 31 марта). По нашим данным, были сбиты два монгольских Р-5. Из состава советских авиаотрядов два летчика были ранены (один умер). 7 апреля 1936 г. монгольское правительство наградило 13 летчиков орденами и медалями. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся первый воздушный парад, в котором участвовали восемь самолетов. Впоследствии монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе в 1939 году и разгроме Квантунской армии в 1945 году.

Озеро Хасан

В июле 1938 года в Приморье, в районе озера Хасан, начал назревать новый конфликт с японцами, которые считали эту территорию спорной. 29 июля они атаковали наших пограничников на сопке Заозерной. Нарком обороны выпустил приказ, который начинался фразой: "В последние дни японцы в Посьетском районе внезапно напали на наши пограничные части и захватили часть советской территории у озера Хасан". Дальневосточный фронт и Забайкальский округ привели в боевую готовность. Вскоре в ход пустили артиллерию, затем танки, а 31 июля командующий Дальневосточным фронтом (ДВФ) маршал В.К. Блюхер приказал поднять в воздух, переброшенную в район конфликта Приморскую авиагруппу. В ее состав входил 21 штурмовик ССС из состава 2-го шап, дислоцированный на аэродроме Шкотово. В случае развития конфликта туда же должны были перевести две эскадрильи 8-го шап на Р-5.

На следующий день советские самолеты нанесли первые удары по японо-маньчжурским войскам. ССС совершили первый вылет уже ближе к вечеру. Они обработали "высоту 68,8" - небольшой холм, где закрепилась пехота противника, осколочными бомбами АО-10 и пулеметным огнем. 17 самолетов ССС участвовали в налете утром 2 августа, но из-за тумана экипажи побоялись поразить своих и вернулись обратно. 6 августа началось наступление советских войск. Его активно поддерживала авиация. На следующий день штурмовики нанесли эффективные удары по пехоте западнее сопки Безымянной и артиллерии в районе деревни Нанбон. Они сбросили 256 бомб АО-10 и выпустили 10390 пуль. Отсутствие у противника большого количества зенитных средств позволило штурмовикам работать с малых высот, в полной мере используя мощь своего пулеметного вооружения. С 8 августа применение авиации было ограничено. Летали в основном истребители. Всего за 10 дней боев ССС совершили 53 вылета. Позднее Р-5 и ССС эффективно использовались для снабжения с воздуха частей 39-го корпуса, отрезанных от своего тыла наводнением.

Халхин-Гол

К осени 1938 года монгольская авиация располагала 39 боевыми и шестью учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это количество имелось 27 летчиков-монголов, многие из которых были довольно слабо подготовлены. Основными боевыми частями являлись - 1-й (штурмовой, 17 Р-5Ш) и 2-й (легкобомбардировочный, 19 Р-5) авиаполки. Они были укомплектованы изношенной техникой, доставшейся из состава авиации Забайкальского округа, а также из дислоцированного в Монголии 150-го смешанного полка, перевооружаемого на новые бомбардировщики СБ. В советских частях на монгольской территории Р-5 использовались уже только как самолеты связи. 22 мая 1939 года японские истребители Ки.27 перехватили связной биплан, летевший в расположение 6-й монгольской кавалерийской дивизии, и сбили его. Это был первый самолет, уничтоженный в ходе боев на Халхин-Голе. В начале конфликта советские авиачасти пытались использовать Р-5 для ведения разведки, но быстрое насыщение района боев истребительной авиацией заставило это прекратить. Разведку стали вести истребители и бомбардировщики СБ. Для старых бипланов же нашли новое применение.

Из советских и монгольских летчиков сформировали группу ночных бомбардировщиков. Формально она числилась монгольской, командовал монгол Бор, но опознавательные знаки на машинах были советские. Сначала группа состояла из восьми самолетов. Первый вылет совершили с аэродрома Матад 13 июля тремя машинами. Ведущий Р-5 пилотировал советский летчик Зайсанов, по национальности бурят, долго служивший в монгольской авиации. Действовали следующим образом: из Матада летели на передовую площадку в районе Хамар-Даваа, где самолеты дозаправляли горючим и подвешивали бомбы. Оттуда стартовали в полночь. Для ориентации вдоль реки Халхин-Гол расставляли фонари "Летучая мышь" со светом, направленным вверх и в сторону наших войск. Они располагались в 400-500 м друг от друга. В районе реки Хайластын-Гол из фонарей выкладывали стрелу, направленную вдоль долины. Всю эту иллюминацию зажигали при подходе наших бомбардировщиков, а после их прохода в тыл противника гасили.

Ставилась задача постоянно беспокоить японские войска и маскировать шум передвижения воинских частей на нашей стороне. Самолеты подходили к намеченной цели с интервалом 10-15 мин. Бомбили с высоты 1500-2000 м. Так в ночи на 27 и 28 августа группа атаковала японские войска в районах Джинджин-сумэ и Депден-сумэ, совершив в общей сложности 15 вылетов. До окончания боев в сентябре на противника ночники совершили по разным источникам 158-165 вылетов, сбросили около 60 т бомб. Один Р-5 не вернулся с боевого задания - разбился в плохую погоду. Экипаж погиб. Четыре Р-5 также входили в состав советской 19-й транспортной эскадрильи. Они совершали связные полеты.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме