Самолеты P-5 в бою - Монголия, Хасан, Халхин-Гол
|
Монголия
Монголия получила три Р-5 одной из первых серий, с пулеметами "Льюис", в качестве подарка от советского правительства летом 1931 года. Вместе с самолетами прибыли советские летчики. Считаясь военными советниками, первые годы только они пилотировали боевые машины, а монголы учились. Р-5 вошли в состав единственного тогда монгольского авиаотряда "Сухэ-Батор", насчитывавшего семь машин. Летали они сначала мало, так как в Монголии не было нужного для их моторов бензола. Военная авиация Монголии получила боевое крещение в августе-сентябре 1934 года, когда в провинции Ховд вспыхнул мятеж, и на подавление бросили войска. С воздуха их поддерживала пятерка Р-5. Из пяти пилотов монголами были двое. Группой командовал В.А. Судец, будущий Маршал авиации. За 10 дней совершили около 30 боевых вылетов. За успешное выполнение боевых задач Судец и монгольский летчик Шагдарсурэн получили награды.
После ряда столкновений на границе Монголии и Маньчжоу-Го в июне-декабре 1935 года монгольские власти приняли меры по усилению обороны на юге страны. Правительство Маньчжоу-Го, инспирируемое из Токио, заявляло претензии на некоторые участки монгольской территории. Японцы и маньчжуры периодически переходили границу и пытались закрепиться в стратегически важных пунктах. В январе 1936 года эскадрилью монгольских самолетов Р-5 и У-2 перебросили из-под Улан-Батора на передовой аэродром Тамцак-Булак. Туда же подтянули два отряда из состава советской смешанной эскадрильи, уже довольно давно дислоцированной на монгольской территории. 7 января Р-5 провели первую разведку позиций противника, а со следующего дня начали регулярное патрулирование. 15 января маньчжурские солдаты пересекли границу у озера Хар, но были остановлены при поддержке монгольских и советских самолетов, поднявшихся с аэродрома Матад. После нескольких дней боевых действий 22 января маньчжуры и японцы отошли к границе. Авиация следила за их отступлением до заката.
Затем последовал целый ряд стычек с участием авиации обеих сторон. 3 февраля 1936 года около 600 японцев перешли границу в районе Булан-Дерс, их прикрывали два самолета-разведчика. Навстречу им выдвинулись монгольские пограничники и поднялись Р-5 с площадки в Тамцак-Булаке. До 12 февраля японские войска теснили монголов, потом ситуация изменилась. Японцы стали отходить, последний раз Р-5 сбросили бомбы на вражескую колонну почти у границы.
3 марта границу в трех местах пересек целый полк (по японским источникам - усиленный батальон). Японцы двигались на автомобилях (их было около 90). Рейд поддерживали 12 легких танков и три самолета. Колонны противника шли параллельно, стараясь перерезать дорогу между Баян-Туменом и Тамцак-Булаком. Через некоторое время японцы соединились, захватив населенный пункт Ассурмео. Оттуда небольшие отряды отправились к различным стратегическим точкам района. Хронология дальнейших событий в советских и японских источниках не совпадает. По нашим данным, к 25 марта взвод противника на двух грузовиках вышел к поселку треста "Монголрыба" у озера Буир-Нур и атаковал погранзаставу, заняв ее. Действия японцев обнаружили два Р-5, которые обстреляли машины. Противник отступил. Японцы признают потери от этого налета: один убитый и четверо раненых. Монголы захватили один брошенный грузовик.
Японской группировке противостояли рота мотопехоты, монгольская кавалерийская бригада в 300 сабель, артиллерийская батарея на механической тяге и десять бронемашин. С 31 марта наша авиация начала активные действия, совершив за день более 10 вылетов группами от пяти до 12 самолетов. Р-5 взлетали из Баян-Тумена. Каждый нес по две бомбы. Кроме того, делали по пять - шесть заходов на обстрел. В этот день впервые довольно активно действовали монгольские летчики. Отличился экипаж самолета с бортовым номером "5", уничтоживший грузовик с 28 солдатами.
Японцы вообще не упоминают о полетах своей авиации в тот день. Они пишут о воздушном бое с Р-5, произошедшем 1 апреля, когда их самолеты штурмовали советские броневики и автомашины, двигавшиеся к Таурану. В тот же день противник отступил в сторону границы. Всего, по советским данным, в этом конфликте Квантунская армия потеряла 400 человек, 40 автомашин, восемь самолетов и два танка. Японцы определяли потери советско-монгольской авиации в три сбитые и три поврежденные машины (в том числе одну и две соответственно 31 марта). По нашим данным, были сбиты два монгольских Р-5. Из состава советских авиаотрядов два летчика были ранены (один умер). 7 апреля 1936 г. монгольское правительство наградило 13 летчиков орденами и медалями. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся первый воздушный парад, в котором участвовали восемь самолетов. Впоследствии монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе в 1939 году и разгроме Квантунской армии в 1945 году.
Озеро Хасан
В июле 1938 года в Приморье, в районе озера Хасан, начал назревать новый конфликт с японцами, которые считали эту территорию спорной. 29 июля они атаковали наших пограничников на сопке Заозерной. Нарком обороны выпустил приказ, который начинался фразой: "В последние дни японцы в Посьетском районе внезапно напали на наши пограничные части и захватили часть советской территории у озера Хасан". Дальневосточный фронт и Забайкальский округ привели в боевую готовность. Вскоре в ход пустили артиллерию, затем танки, а 31 июля командующий Дальневосточным фронтом (ДВФ) маршал В.К. Блюхер приказал поднять в воздух, переброшенную в район конфликта Приморскую авиагруппу. В ее состав входил 21 штурмовик ССС из состава 2-го шап, дислоцированный на аэродроме Шкотово. В случае развития конфликта туда же должны были перевести две эскадрильи 8-го шап на Р-5.
На следующий день советские самолеты нанесли первые удары по японо-маньчжурским войскам. ССС совершили первый вылет уже ближе к вечеру. Они обработали "высоту 68,8" - небольшой холм, где закрепилась пехота противника, осколочными бомбами АО-10 и пулеметным огнем. 17 самолетов ССС участвовали в налете утром 2 августа, но из-за тумана экипажи побоялись поразить своих и вернулись обратно. 6 августа началось наступление советских войск. Его активно поддерживала авиация. На следующий день штурмовики нанесли эффективные удары по пехоте западнее сопки Безымянной и артиллерии в районе деревни Нанбон. Они сбросили 256 бомб АО-10 и выпустили 10390 пуль. Отсутствие у противника большого количества зенитных средств позволило штурмовикам работать с малых высот, в полной мере используя мощь своего пулеметного вооружения. С 8 августа применение авиации было ограничено. Летали в основном истребители. Всего за 10 дней боев ССС совершили 53 вылета. Позднее Р-5 и ССС эффективно использовались для снабжения с воздуха частей 39-го корпуса, отрезанных от своего тыла наводнением.
Халхин-Гол
К осени 1938 года монгольская авиация располагала 39 боевыми и шестью учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это количество имелось 27 летчиков-монголов, многие из которых были довольно слабо подготовлены. Основными боевыми частями являлись - 1-й (штурмовой, 17 Р-5Ш) и 2-й (легкобомбардировочный, 19 Р-5) авиаполки. Они были укомплектованы изношенной техникой, доставшейся из состава авиации Забайкальского округа, а также из дислоцированного в Монголии 150-го смешанного полка, перевооружаемого на новые бомбардировщики СБ. В советских частях на монгольской территории Р-5 использовались уже только как самолеты связи. 22 мая 1939 года японские истребители Ки.27 перехватили связной биплан, летевший в расположение 6-й монгольской кавалерийской дивизии, и сбили его. Это был первый самолет, уничтоженный в ходе боев на Халхин-Голе. В начале конфликта советские авиачасти пытались использовать Р-5 для ведения разведки, но быстрое насыщение района боев истребительной авиацией заставило это прекратить. Разведку стали вести истребители и бомбардировщики СБ. Для старых бипланов же нашли новое применение.
Из советских и монгольских летчиков сформировали группу ночных бомбардировщиков. Формально она числилась монгольской, командовал монгол Бор, но опознавательные знаки на машинах были советские. Сначала группа состояла из восьми самолетов. Первый вылет совершили с аэродрома Матад 13 июля тремя машинами. Ведущий Р-5 пилотировал советский летчик Зайсанов, по национальности бурят, долго служивший в монгольской авиации. Действовали следующим образом: из Матада летели на передовую площадку в районе Хамар-Даваа, где самолеты дозаправляли горючим и подвешивали бомбы. Оттуда стартовали в полночь. Для ориентации вдоль реки Халхин-Гол расставляли фонари "Летучая мышь" со светом, направленным вверх и в сторону наших войск. Они располагались в 400-500 м друг от друга. В районе реки Хайластын-Гол из фонарей выкладывали стрелу, направленную вдоль долины. Всю эту иллюминацию зажигали при подходе наших бомбардировщиков, а после их прохода в тыл противника гасили.
Ставилась задача постоянно беспокоить японские войска и маскировать шум передвижения воинских частей на нашей стороне. Самолеты подходили к намеченной цели с интервалом 10-15 мин. Бомбили с высоты 1500-2000 м. Так в ночи на 27 и 28 августа группа атаковала японские войска в районах Джинджин-сумэ и Депден-сумэ, совершив в общей сложности 15 вылетов. До окончания боев в сентябре на противника ночники совершили по разным источникам 158-165 вылетов, сбросили около 60 т бомб. Один Р-5 не вернулся с боевого задания - разбился в плохую погоду. Экипаж погиб. Четыре Р-5 также входили в состав советской 19-й транспортной эскадрильи. Они совершали связные полеты.