Тяжелый бомбардировщик - это многотонная, крылатая машина, способная доставить за тысячи километров и обрушить на врага свой смертоносный груз. Это - летающая крепость, что со всех сторон встречает неприятеля стеной пулеметного и пушечного огня. В первой половине 1930-х годов одним из лучших в мире считался советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Летные боевые характеристики этого крылатого гиганта были на уровне лучших образцов. Самолет считался надежным, простым в управлении. Быстрее или выше других самолетов он не летал, зато был массовым. Его выпускали в неслыханных для того времени количествах, им гордились Военно-воздушные силы, вожди и советский народ.
Прошло не так уж много времени и в исторической литературе, воспоминаниях авиаконструкторов и участников Второй мировой войны часто обвиняют этот самолет во всех грехах. Сейчас бомбардировщик ТБ-3, которому когда-то пели дифирамбы, известен, как образец гигантомании, самолет не оправдавший себя в реальной войне.
Бомбардировщик ТБ-3 начал свою карьеру, как воздушный исполин, крылатый символ Сталинской эпохи. Закончил, вызывая раздражение и досаду, как у руководства страны, так и у народа. Ни творцов самолета, ни пилотов, летавших на нем, наконец, сам ТБ-3 обвинить не в чем, зато есть за что выразить признательность. Та задача, что стояла перед тысячной стратегической армадой, историческая задача была выполнена с блеском. Целых восемь лет армада держала на замке границы Советского Союза.
Рождение бомбардировщика ТБ-3
Когда шли испытания ТБ-1, Туполев получил от руководства новое задание - разработать более грузоподъемный самолет. В начале 1927 года проект АНТ-6 был одобрен заказчиком, а к осени 1930 года закончена постройка опытного экземпляра. Военное название самолета - ТБ-3 - тяжелый бомбардировщик третий. Для своего времени ТБ-3 был поистине колоссален. Даже опытный летчик, впервые оказавшись за его штурвалом, испытывал некоторое замешательство - ведь кабина самолета ТБ-3 возвышалась над землей более, чем на 4 метра. Толщина крыльев у фюзеляжа превышала 1,5 м, в передней кромке крыла для борт-механика имелся даже узкий коридор - проход к двигателям. Взлетный вес самолета более 17 тонн, полезная (бомбовая) нагрузка до 5 тонн, максимальная дальность полета доходила до 2500 км, скорость - до 200 км/ч. Полный экипаж самолета ТБ-3 11 человек. Самолет имел пулеметное вооружение на стационарных и выдвижных турелях, которые обеспечивали полный сферический обстрел. Каркас и обшивка машины выполнялись из дюралюминия, подмоторные рамы и стойки шасси - из стали. Для 1930 года самолет ТБ-3 вполне соответствовал понятию "самолет-гигант". Но рекордсменом он все-таки не являлся.
Годом раньше фирма "Юнкерс" в Германии построила самолет, несколько превосходящий бомбардировщик ТБ-3 по размерам и грузоподъемности. Четырехмоторный моноплан G-38 (Junkers G-38) весил около 21 тонны, при полезной нагрузке более 6 тонн, скорость его полета была такой же - 200 км/ч, зато дальность на 1000 км больше - 3500 км. Фирма построила всего 2 таких самолета для авиалиний компании "Люфт Ганзе". Военный вариант G-38 немцы не строили потому, что все еще не имели на это право, кроме того машина была очень дорогой и ее массовое производство Германии было не по карману.
Транспортно - пассажирский самолёт Junkers G-38
Во Франции в тот же период тоже начали создавать тяжелые цельнометаллические бомбардировщики. Самолеты Супер Голиаф (Super Goliath) Фармана и М-200 Блока совершали свои первые испытательные полеты фактически одновременно с туполевским ТБ-3. Неизвестно, как шли дела у французов, а для советских бомбардировщиков биография начиналась не очень удачно. 22 декабря 1930 года в первом же испытательном полете обнаружились неполадки в механизме управления двигателями. Только исключительное самообладание и быстрота реакции экипажа, которым командовал один из лучших советских летчиков Михаил Громов, помогли предотвратить аварию.
Самолет "Фарман супер-Голиаф" F-140 ВN4 -
ночной бомбардировщик (Франция, 1924)
После испытаний опытного самолета началась его доработка. Вместо, предусмотренных проектом американских двигателей, на машину поставили серийные советские моторы М-17. Скорость полета из-за этого снизилась почти на 20 км/час, но иного выхода не было - армии срочно требовались новые тяжелые бомбардировщики, притом в большом количестве. В феврале 1932 года Государственные испытания полностью вооруженного самолета были закончены. Машина принята, как эталон для серийной постройки. Интерес к новому бомбардировщику проявили не только представили советских ВВС, но и высшие руководители государства - С. Орджоникидзе и К. Ворошилов.
Первые месяцы эксплуатации серийных самолетов ТБ-3 в строевых частях пополнили перечень конструктивных, производственных недостатков, в том числе перетяжеление по сравнению с эталонным образцом. Излишек веса - выросли допуски на элементы конструкции, а в серийном производстве все делалось не так точно, чисто и аккуратно, как в опытном. Администрация завода обратилась к инженерам и рабочим с просьбой вносить предложения по снижению веса самолета. Удалось уменьшить массу самолета чуть ли не на тонну.
Довольно быстро были устранены и другие недостатки самолета. Самолет оказался способен ставить рекорды высоты и грузоподъемности: груз в 5 тонн был поднят на высоту 8116 метров, груз в 10 тонн на высоту 6605 метров, 12 тонн удалось поднять на 2700 метров. В 1933-34 годах группа из 9 ТБ-3 совершила перелеты в Варшаву, Париж и Рим. Их появление вызвало фурор в Европе. Для перелетов внешний вид самолетов специально облагородили: оборудовали закрытой передней кабиной и даже окрасили самолеты особо - в цвет топленого молока, что, вероятно, считалось в 30-х годах особым шиком. ТБ-3 поразил экспертов и своими размерами, и цельнометаллической конструкцией. Зарубежные визиты ТБ-3 стали внушительной демонстрацией демонстрацией советского авиастроения.
Самолет ТБ-3 с двигателями М-17 из 325-го АП ДД.
Самолет принимал участие в боях под Москвой и Сталинградом.
В качестве средства наглядной агитации самолет ТБ-3 использовался в воздушных парадах, посвященных различным государственным праздникам. Десятки летающих исполинов эффектно проплывали в небе перед глазами многих тысяч зрителей. Самолет ТБ-3 стал основой советской стратегической авиации. В 1933 году бригады тяжелых бомбардировщиков сводят в авиакорпуса. В 1936 году на основе авиакорпусов формируют армии особого назначения. В эти годы ТБ-3 по сути решили поставленную перед ними задачу, они вышли победителями противостояния Советского Союза всему остальному миру, даже не вступая в схватку. За все время серийной постройки с 1932 по 1937 год было выпущено 818 самолетов различных модификаций. Летящей в плотном строю армаде ТБ-3 не страшен был никакой противник, никто в мире не обладал таким мощным стратегическим воздушным флотом, только Сталин и его полководцы.
В период серийного выпуска конструкция ТБ-3 постоянно совершенствовалась. В частности на самолет установили более мощный двигатель М-34 с редуктором, это заметно улучшило летные качества бомбардировщика. Усилив оборонительное вооружение: в хвосте разместили еще одну пулеметную турель, в центроплане появились выдвижные стрелковые башни, прозванные за характерную форму "штанами".
СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ ТБ-3 (по данным НКАП)
|
1932
|
1933
|
1934
|
1935
|
1936
|
1937
|
1938
|
Завод № 22
|
ТБ-З/М-17 |
155
|
200
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
ТБ-3/М-34 |
—
|
70
|
41
|
—
|
—
|
—
|
—
|
ТБ-3/М-34Р |
—
|
—
|
85
|
65
|
—
|
—
|
—
|
ТБ-3/М-34РБ |
—
|
—
|
—
|
8
|
15
|
—
|
—
|
ТБ-3/М-34РН |
—
|
—
|
—
|
1
|
100
|
22
|
1
|
Завод № 39
|
ТБ-З/М-17 |
5
|
37
|
8
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Завод №18 |
|
|
|
|
|
|
|
ТБ-З/М-17 |
—
|
—
|
5
|
—
|
—
|
1
|
—
|
Были попытки и кардинально повлиять на характеристики машины. Но никакие усовершенствования не могли существенно повлиять на судьбу явно стареющей машины. И все же роль несокрушимого щита армаде самолетов ТБ-3 еще удавалось выполнять.
В 1934-35 годах проводились знаменитые маневры в Белорусском и Киевском военных округах, где присутствовали делегации иностранных наблюдателей. Самолет ТБ-3 использовался на учениях не только, как бомбардировщик, но и в качестве десантно-транспортного самолета: с воздуха были сброшены 1200 парашютистов, 150 пулеметов, 18 легких орудий. Дополнительно посадочным способом доставлено еще 2000 бойцов, танкетки и артиллерия.