Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Тяжёлый бомбардировщик Туполева ТБ-3 также известен, как самолет АНТ-6. Применялся до (например, на Халхин-Голе - в качестве ночного бомбардировщика) и во время второй мировой войны.
Содержание
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Модификации
Тех.описание
Применение

Самолет ТБ-3Тяжелый бомбардировщик - это многотонная, крылатая машина, способная доставить за тысячи километров и обрушить на врага свой смертоносный груз. Это - летающая крепость, что со всех сторон встречает неприятеля стеной пулеметного и пушечного огня. В первой половине 1930-х годов одним из лучших в мире считался советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Летные боевые характеристики этого крылатого гиганта были на уровне лучших образцов. Самолет считался надежным, простым в управлении. Быстрее или выше других самолетов он не летал, зато был массовым. Его выпускали в количествах невиданных и неслыханных для того времени, им гордились военно-воздушные силы, вожди Страны Советов и советский народ.

Прошло не так уж много времени и в исторической литературе, воспоминаниях авиаконструкторов и участников второй мировой войны часто обвиняют этот самолет во всех грехах. Сейчас бомбардировщик ТБ-3, которому когда-то пели дифирамбы, известен, как образец гигантомании, самолет не оправдавший себя в реальной войне. Былое достоинство массовости часто расценивают, как перекос, из-за которого не уделялось должного внимания другим видам боевой авиации. Только ленивый при этом не вспомнит Сталина, который якобы любил авиацию, но не очень то в ней разбирался.

Самолет ТБ-3

Бомбардировщик ТБ-3 начал свою карьеру, как воздушный исполин, крылатый символ Сталинской эпохи. Закончил, вызывая раздражение и досаду, как у руководства страны, так и у народа. Ни творцов самолета, ни пилотов, летавших на нем, наконец, сам ТБ-3 обвинить не в чем, зато есть за что выразить признательность. Та задача, что стояла перед тысячной стратегической армадой, историческая задача была выполнена с блеском. Целых восемь лет армада держала на замке границы Советского Союза - в этом ее роль, в этом ее заслуга. Если и приходится задним числом о чем-то сожалеть, то вовсе не о том, что самолет ТБ-3 к началу войны морально устарел. Жалеть приходится о принципиальном нежелании Сталина вовремя обеспечить старой армаде достойную замену, он готовил страну к другой войне, надеялся победить без стратегической авиации. Была эта вина или ошибка - теперь уж не так и важно, за просчеты вождя страна рассчиталась полной мерой. Ошибаются вожди - платит народ, по другому в истории никогда и не бывает. 
Но почему самолет ТБ-3 не смог проявить себя во второй мировой войне?

Рождение бомбардировщика ТБ-3

Еще в пору, когда шли испытания ТБ-1, Туполев получил от руководства новое задание - разработать более грузоподъемный самолет. В начале 1927 года проект АНТ-6 был одобрен заказчиком, а к осени 1930 года закончена постройка опытного экземпляра. Военное название самолета - ТБ-3 - тяжелый бомбардировщик третий. Для своего времени ТБ-3 был поистине колоссален. Даже опытный летчик, впервые оказавшись за его штурвалом, испытывал некоторое замешательство - ведь кабина самолета ТБ-3 возвышалась над землей более, чем на 4 метра. Толщина крыльев у фюзеляжа превышала 1,5 м, в передней кромке крыла для борт-механика имелся даже узкий коридор - проход к двигателям. Взлетный вес самолета более 17 тонн, полезная (бомбовая) нагрузка до 5 тонн, максимальная дальность полета доходила до 2500 км, скорость - до 200 км/ч. Полный экипаж самолета ТБ-3 11 человек. Самолет имел пулеметное вооружение на стационарных и выдвижных турелях, которые обеспечивали полный сферический обстрел. Каркас и обшивка машины выполнялись из дюралюминия, подмоторные рамы и стойки шасси - из стали. Для 1930 года самолет ТБ-3 вполне соответствовал понятию " самолет-гигант". Но рекордсменом он все-таки не являлся.

Самолет ТБ-3

Нажмите на изображение самолета ТБ-3 для увеличения.

Годом раньше фирма "Юнкерс" в Германии построила самолет, несколько превосходящий бомбардировщик ТБ-3 по размерам и грузоподъемности. Четырехмоторный моноплан G-38 (Junkers G-38) весил около 21 тонны, при полезной нагрузке более 6 тонн, скорость его полета была такой же - 200 км/ч, зато дальность на 1000 км больше - 3500 км. Фирма построила всего 2 таких самолета для авиалиний компании "Люфт Ганзе". Военный вариант G-38 немцы не строили потому, что все еще не имели на это право, кроме того машина была очень дорогой и ее массовое производство Германии было не по карману.

Junkers G-38

Транспортно - пассажирский самолёт Junkers G-38

Во Франции в тот же период тоже начали создавать тяжелые цельнометаллические бомбардировщики. Самолеты Супер Голиаф (Super Goliath) Фармана и М-200 Блока совершали свои первые испытательные полеты фактически одновременно с туполевским ТБ-3. Неизвестно, как шли дела у французов, а для советских бомбардировщиков биография начиналась не очень удачно. 22 декабря 1930 года в первом же испытательном полете обнаружились неполадки в механизме управления двигателями. Только исключительное самообладание и быстрота реакции экипажа, которым командовал один из лучших советских летчиков Михаил Громов, помогли предотвратить аварию.

Самолет "Фарман супер-Голиаф"

Самолет "Фарман супер-Голиаф" F-140 ВN4 -
ночной бомбардировщик (Франция, 1924)

После испытаний опытного самолета началась его доработка. Вместо, предусмотренных проектом американских двигателей, на машину поставили серийные советские моторы М-17. Скорость полета из-за этого снизилась почти на 20 км/час, но иного выхода не было - армии срочно требовались новые тяжелые бомбардировщики, притом в большом количестве. В феврале 1932 года Государственные испытания полностью вооруженного самолета были закончены. Машина принята, как эталон для серийной постройки. Интерес к новому бомбардировщику проявили не только представили советских ВВС, но и высшие руководители государства - С. Орджоникидзе и К. Ворошилов. Они были настолько поражены достоинствами самолета ТБ-3, что немедленно доложили и нем Сталину. Было решено, что несколько первых серийных ТБ-3 должны участвовать в ближайшем первомайском военном параде. Однако, за день до парада обнаружилось, что на всех самолетах текут водяные радиаторы охлаждения двигателей. Робкие предложения специалистов отменить участие бомбардировщиков ТБ-3 в параде были отклонены. Честь советской авиации сберегли весьма своеобразно. Перед полетом в каждый самолет загрузили по 50 бидонов с водой и усадили к ним по четыре техника с ручными помпами. И пока самолеты ТБ-3 гордо проплывали над ликующей Красной Площадью, техники усердно подкачивали воду в радиаторы. На трех машинах из девяти течи были такими сильными, что без подкачки они бы рухнули с заклиненными двигателями прямо на столицу.

ТБ-3

Первые месяцы эксплуатации серийных самолетов ТБ-3 в строевых частях пополнили перечень конструктивных, производственных недостатков, в том числе перетяжеление по сравнению с эталонным образцом. Излишек веса объяснялся просто - выросли допуски на элементы конструкции, а в серийном производстве все делалось не так точно, чисто и аккуратно, как в опытном. Администрация завода обратилась к инженерам и рабочим с просьбой вносить предложения по снижению веса самолета. Был найден стимул - за каждый снятый с конструкции килограмм рационализатор получал премию 100 рублей - не малая сумма по тем временам. В результате удалось уменьшить массу самолета чуть ли не на тонну. В условиях общей социалистической уравниловки, царившей в стране, это был уникальный пример эффективного стимулирования труда, правда, дальнейшего развития он не получил.

Довольно быстро были устранены и другие недостатки самолета. В дальнейшем у летчиков сложилось мнение, что самолет ТБ-3 - и простая, и надежная в эксплуатации машина. Самолет оказался способен ставить рекорды высоты и грузоподъемности: груз в 5 тонн был поднят на высоту 8116 метров, груз в 10 тонн на высоту 6605 метров, 12 тонн удалось поднять на 2700 метров. В 1933-34 годах группа из 9 ТБ-3 совершила перелеты в Варшаву, Париж и Рим. Их появление вызвало фурор в Европе. Для перелетов внешний вид самолетов специально облагородили: оборудовали закрытой передней кабиной и даже окрасили самолеты особо - в цвет топленого молока, что, вероятно, считалось в 30-х годах особым шиком. ТБ-3 поразил экспертов и своими размерами, и цельнометаллической конструкцией. Зарубежные визиты ТБ-3 стали внушительной демонстрацией демонстрацией советского авиастроения. Европа терялась в догадках - каким образом удалось нищей стране наладить у себя серийную постройку таких крылатых гигантов?

Самолет ТБ-3

Самолет ТБ-3 с двигателями М-17 из 325-го АП ДД.
Самолет принимал участие в боях под Москвой и Сталинградом.

За свои внушительные размеры и мощь самолет ТБ-3 был особо любим советскими вождями. В качестве средства наглядной агитации использовался в воздушных парадах, посвященных различным государственным праздникам. Десятки летающих исполинов эффектно проплывали в небе перед глазами многих тысяч зрителей, внушая мысль о несокрушимости советского военно-воздушного флота, укрепляя чувство гордости за достижения молодой Советской Республики. Самолет ТБ-3 стал основой советской стратегической авиации. В 1933 году бригады тяжелых бомбардировщиков сводят в авиакорпуса. В 1936 году на основе авиакорпусов формируют армии особого назначения. В эти годы ТБ-3 по сути решили поставленную перед ними задачу, они вышли победителями противостояния Советского Союза всему остальному миру, даже не вступая в схватку. Страна Советов отгородилась самолетами ТБ-3 от врагов, как надежным щитом. За все время серийной постройки с 1932 по 1937 год было выпущено 818 самолетов различных модификаций. Летящей в плотном строю армаде ТБ-3 не страшен был никакой противник, никто в мире не обладал таким мощным стратегическим воздушным флотом, только Сталин и его полководцы.

В период серийного выпуска конструкция ТБ-3 постоянно совершенствовалась. В частности на самолет установили более мощный двигатель М-34 с редуктором, это заметно улучшило летные качества бомбардировщика. Усилив оборонительное вооружение: в хвосте разместили еще одну пулеметную турель, в центроплане появились выдвижные стрелковые башни, прозванные за характерную форму "штанами".

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ ТБ-3 (по данным НКАП)

 
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
Завод № 22
ТБ-З/М-17
155
200
ТБ-3/М-34
70
41
ТБ-3/М-34Р
85
65
ТБ-3/М-34РБ
8
15
ТБ-3/М-34РН
1
100
22
1
Завод № 39
ТБ-З/М-17
5
37
8
Завод №18
ТБ-З/М-17
5
1

Были попытки и кардинально повлиять на характеристики машины. В опытном порядке на самолет ставили форсированные высотные двигатели, улучшали аэродинамику, стыки агрегатов самолета закрыли зализами, проводили опыты по частичной замене гофрированной обшивки на гладкую. Двухколесную тележку на главных опорах шасси заменили на одинарные пневматики диаметром два метра, а хвостовой костыль - на колесо. Скорость полета удалось довести почти до 300 км/ч, однако такой показатель уже не мог считаться достаточным. Истребители летали куда быстрее - до 500 км/ч. Никакие усовершенствования не могли существенно повлиять на судьбу явно стареющей машины. И все же роль несокрушимого щита армаде самолетов ТБ-3 еще удавалось выполнять.

В 1934-35 годах проводились знаменитые маневры в Белорусском и Киевском военных округах, где присутствовали делегации иностранных наблюдателей. Всему миру была продемонстрирована впечатляющая картина советской боевой мощи. Зарубежных специалистов поразили широкие возможности стратегической авиации. Самолет ТБ-3 использовался на учениях не только, как бомбардировщик, но и в качестве десантно-транспортного самолета: с воздуха были сброшены 1200 парашютистов, 150 пулеметов, 18 легких орудий. Дополнительно посадочным способом доставлено еще 2000 бойцов, танкетки и артиллерия. Применение ТБ-3 в качестве десантно-транспортного самолета имело свои сложности: свободный объем внутри фюзеляжа был невелик и приходилось прибегать к различным ухищрениям - военную технику перевозили под фюзеляжем с помощью специальных подвесок конструкции инженера Гроховского. Десантники в полете располагались в крыльях, за бензобаками, в проходах между кабинами экипажа, в бомбоотсеках и пулеметных кабин. Всего в ТБ-3 помещалось до 35 парашютистов с личным оружием. Перед прыжком вся группа выходила на крыло самолета. Благодаря такому приему достигалась быстрое и одновременное отделение десантников, и кучное приземление группы.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Четвертый истребитель F-35A прибыл на базу ВВС США Неллис
Четвертый истребитель F-35A "Лайтнинг II" 24 апреля 2013 года прибыл на базу Военно-воздушных сил США Неллис в состав 422-й испытательной...
Сняты ограничения на полеты истребителей F-22 Raptor
Все ограничения, наложенные на полеты истребителей F-22 Raptor, сняты 4 апреля 2013 года Авиационным боевым командованием ВВС США. В обычном...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме