|
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3
|
Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Самолет МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1.
Истребитель МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1 (И-61, И-200). Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Тогда же, в октябре, он совершил первый полет. Доработка самолета была связана прежде всего с улучшением его летно-тактических данных. Значительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружения и др. Вместе с тем возросла стартовая масса истребителя: с 3100 кг (МиГ-1) до 3718 кг (МиГ-3, серия 1940 г.) и 3350 кг (МиГ-3, серия 1941 г.). Самолет стал тяжелее, что отразилось на его боевых возможностях.
На 22 июня 1941 года Советские ВВС располагали 1289 экземплярами МиГ-3. Для сравнения: ЛаГГ-3 - 322 машины, Як-1 - 335.За несколько дней до начала Великой Отечественной были приняты документы, касавшиеся улучшения летно-тактических и технических характеристик новых истребителей, которые поступали на вооружение Красной Армии, в том числе - МиГ-3.
МиГ-1 (И-200)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 мая 1941 г. О самолете МиГ-3
Сов. секретно Особой важности
1. Утвердить мероприятия по улучшению самолета МиГ-3, представленные ко миссией НКАП в составе зам. наркома авиационной промышленности т. Яковлева, начальника НИИ ВВС т. Петрова, начальника ЦАГИ т. Шишкина, конструктора т. Гуревича и директора завода № 1 т. Третьякова. 2. Отметить, что конструктора самолета МиГ-3 т. Микоян и т. Гуревич не приняли своевременных и эффективных мер к улучшению управляемости самолета. 3. Обязать наркома авиационной промышленности т. Шахурина и директора завода N1 т. Третьякова: а) с 10 июня 1941 года выпускать самолеты МиГ-3 ежедневно в количестве 13 штук в следующем виде - с 3-мя синхронными пулеметами (без двух крыльевых пулеметов БК); с улучшенным оперением; с улучшенным управлением элеронами; с уменьшенным на 36 кг запасом горючего в пентропланных бензиновых баках, с оставлением общего запаса горючего на самолете в количестве 340 килограмм и с обязательным обеспечением возможности полной выработки горючего из бензобаков; б) вопрос о выпуске серийных самолетов МиГ-3 с предкрылками и 4-мя синхронными пулеметами решить дополнительно по окончании соответствующих испытаний: 7 июня 1941 года по предкрылкам и 29 июня 1941 года по самолетам с 4-мя точками. 4. Разрешить Наркомату авиапромышленности и директору завода № 1 т. Третьякову до 10 июня 1941 года выпускать существующий серийный самолет МиГ-3 с 3 огневыми точками (без крыльевых пулеметов БК), в количестве 5 штук ежедневно. 5. Обязать начальника ГУ ВВС Красной Армии т. Жигарева, для облегчения эксплуатации, на всех ранее выпущенных самолетах МиГ-3 снять крыльевые точки БК, а отверстия крепления пулеметов на консолях заклеить полотном.
Директору завода № 1 т. Третьякову и главному конструктору т. Микояну: а) к 30 мая 1941 года передать ГУ ВВС инструкцию по снятию крыльевых пулеметов и обеспечить необходимую помощь в частях бригадами завода; б) досылку в части для замены уменьшенных задних фюзеляжных бензобаков провести до 1 июля 1941 года. 6. Отменить решение СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 12 февраля 1941 года (№ 291 - 137 сс) о досылке заводом № 1 НКАП в части ВВС 300 комплектов крыльев с установкой на них пулеметов Б К.
Из этого документа нетрудно увидеть не только тревогу за состояние дел в авиационной промышленности, но также недоработки конструкторского плана. До конца войны самолет МиГ-3 "не дожил", его сняли с производства, так как он уступал немецким истребителям в бою. Кроме того, отечественная промышленность наладила выпуск более совершенных истребителей А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина.
МиГ-1 (И-200)
Всего было выпущено 100 истребителей МиГ-1 и 3322 экземпляра МиГ-3. С целью уменьшения веса самолета в первых сериях из 5 огневых точек 3 сняли. До и после этого по боевым возможностям МиГ-3 был слабее немецких истребителей. Несмотря на свои недостатки, это была современная машина, она не шла в сравнение с истребителями П. П. Поликарпова.
Основные тактико-технические данные МиГ-1
Первый полет.....5 апреля 1940 года, летчик А. Н. Екатов Конструктивные особенности .... моноплан, смешанная конструкция (дюралюминий, древесина) Двигатель............................АМ-35А, 12-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; стартовая мощность - 990 кВ, на высоте 6000 м - 880 кВ, масса двигателя - 830 кг Воздушный винт..............ВИШ-22Е (винт изменяемого в полете шага), диаметр площади вращения трех лопастей - 3 м Оборудование.....................высотный дыхательный прибор КПА-З-бис. радиостанция РСИ-3 (радиостанция истребителя), бронеплита задней части кабины; толщина плиты - 8 мм
Вооружение.............пулемет 12,7 мм (УБС) с 300 патронами, два пулемета 7,62 мм (ШКАС) с 375 патронами, наружная подвеска: две бомбы по 50 кг или одна - 100 кг Масса: пустого самолета................ 2600 кг стартовая............................ 3071 кг топлива................................. 266 кг Геометрические характеристики: размах крыла ...................... 10,20 м длина самолета.....................8,16 м площадь крыла................... 17,44 м2 удлинение крыла...................... 5,97 ширина колеи.......................2,80 м размах хвостового горизонтального оперения...............................3,70 м Удельная нагрузка на крыло........................... 176,09 кг/м2
Летно-технические данные:
максимальная скорость полета на высоте7000 м................651 км/ч максимальная скорость полета вблизи земли...................... 508 км/ч практический потолок....... 12 000 м дальность полета..................730 км время набора высоты 5000 м.................................5,3 мин
|
МиГ-1 (И-200)
Основные тактико-технические данные МиГ-3
Первый полет........................1941 год (первая серия - 1940 г.) Конструктивные особенности......моноплан, трапециевидная форма крыла, самолет смешанной конструкции (дюралюминий, древесина) Двигатель..............АМ-35А, 12-иилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; стартовая мощность - 990 кВ; мощность при полете на максимальную дальность - 880 кВ; водяное охлаждение осуществлялось в нижней части фюзеляжа, два радиатора масляного охлаждения располагались у передней стенки фюзеляжа Воздушный винт.... ВИШ-61, трехлопастной Оборудование.....................высотный дыхательный прибор КПА-З-бис, радиостанция РСИ-3, броня задней стенки кабины - стальная 9-мм плита Вооружение.............пулемет 12,7 мм (УБС) с 300 патронами, два пулемета 7,62 мм (ШКАС) по 750 патронов на каждый, стрельба из пулеметов ШКАС - через плоскость вращавшегося воздушного винта, шесть ракет РС-82 или две бомбы по 100 кг, или четыре бомбы по 50 кг, подвеска бомб и снарядов - наружная
Масса: 1-я серия МиГ-3 пустого самолета................ 2700 кг топлива................................. 463 кг масла.......................................56 кг стартовая............................ 3718 кг
2-я серия МиГ-3: пустого самолета................ 2595 кг топлива................................. 463 кг масла.......................................56 кг стартовая............................ 3350 кг
Геометрические характеристики: размах крыла...................... 10,20 м длина самолета................... 8,255 м площадь крыла...................17,44 м2 удлинение крыла......................5,97 ширина колеи.......................3,00 м
1-я серия МиГ-3 Удельная нагрузка на крыло...........................213,19 кг/м2
2-я серия МиГ-3 Удельная нагрузка на крыло...........................192,09 кг/м2
Летно-технические данные:
1-я серия МиГ-3 максимальная скорость полета на высоте 7800 м................640 км/ч максимальная скорость полета вблизи земли......................495 км/ч скорость при посадке.........150 км/ч практический потолок....... 12 000 м дальность полета................ 1250 км время набора высоты 5000 метров........................5,3 мин
2-я серия МиГ-3 соответственно: на высоте 7000 м............... 640 км/ч, 505 км/ч, 144 км/ч, 12 000 м, 1195 км, 53 мин. Для 2-й серии: разбег - 347 м, пробег - 410м
|
МиГ-3
Конструкция самолета МиГ-3 представляла собой смешанную силовую схему. Каркас передней части фюзеляжа - сварная конструкция из стальных (хромансилевых) труб, задней - набор элементов из дерева: четыре лонжерона, стрингеры, шпангоуты.Обшивка передней части фюзеляжа - съемные (на винтах) в процессе эксплуатации дюралюминиевые листы. Обшивка задней части фюзеляжа - деревянный шпон. Бронеплита (9 мм) защищала летчика со спины и являлась также силовым элементом конструкции. Крыло самолета имело мощный лонжерон, состоявший из скрепленных деревянных реек. Пятнадцать деревянных нервюр на каждом крыле, стрингеры и рабочая обшивка вместе с лонжероном образовывали жесткую конструкцию. В крыле, в металлическом его центроплане, размещался бензобак, а также стойка шасси с колесом в убранном положении.
МиГ-3
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|