Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3
Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Самолет МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1.
Содержание
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3
МиГ-5 (ДИС-200)
МиГ-9
МиГ-11
МиГ-7
И-222 ЗА (МиГ-7)
И-224 (4А) (МиГ-11)
И-225 (5А)
И-230 Д (МиГ-ЗД)
МиГ-7/МиГ-13 (И-250(Н))

МиГ-3Истребитель МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1 (И-61, И-200).
Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Тогда же, в октябре, он совершил первый полет. Доработка самолета была связана прежде всего с улучшением его летно-тактических данных. Значительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружения и др. Вместе с тем возросла стартовая масса истребителя: с 3100 кг (МиГ-1) до 3718 кг (МиГ-3, серия 1940 г.) и 3350 кг (МиГ-3, серия 1941 г.). Самолет стал тяжелее, что отразилось на его боевых возможностях.

На 22 июня 1941 года Советские ВВС располагали 1289 экземплярами МиГ-3. Для сравнения: ЛаГГ-3 - 322 машины, Як-1 - 335.За несколько дней до начала Великой Отечественной были приняты документы, касавшиеся улучшения летно-тактических и технических характеристик новых истребителей, которые поступали на вооружение Красной Армии, в том числе - МиГ-3.

МиГ-1 (И-200)

МиГ-1 (И-200)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 мая 1941 г. 
О самолете МиГ-3

Сов. секретно
Особой важности

1. Утвердить мероприятия по улучшению самолета МиГ-3, представленные ко миссией НКАП в составе зам. наркома авиационной промышленности т. Яковлева, начальника НИИ ВВС т. Петрова, начальника ЦАГИ т. Шишкина, конструктора т. Гуревича и директора завода № 1 т. Третьякова.
2. Отметить, что конструктора самолета МиГ-3 т. Микоян и т. Гуревич не приняли своевременных и эффективных мер к улучшению управляемости самолета.
3. Обязать наркома авиационной промышленности т. Шахурина и директора завода N1 т. Третьякова:
а) с 10 июня 1941 года выпускать самолеты МиГ-3 ежедневно в количестве 13 штук в следующем виде -
с 3-мя синхронными пулеметами (без двух крыльевых пулеметов БК);
с улучшенным оперением;
с улучшенным управлением элеронами;
с уменьшенным на 36 кг запасом горючего в пентропланных бензиновых баках, с оставлением общего запаса горючего на самолете в количестве 340 килограмм и с обязательным обеспечением возможности полной выработки горючего из бензобаков;
б) вопрос о выпуске серийных самолетов МиГ-3 с предкрылками и 4-мя синхронными пулеметами решить дополнительно по окончании соответствующих испытаний: 7 июня 1941 года по предкрылкам и 29 июня 1941 года по самолетам с 4-мя точками.
4. Разрешить Наркомату авиапромышленности и директору завода № 1 т. Третьякову до 10 июня 1941 года выпускать существующий серийный самолет МиГ-3 с 3 огневыми точками (без крыльевых пулеметов БК), в количестве 5 штук ежедневно.
5. Обязать начальника ГУ ВВС Красной Армии т. Жигарева, для облегчения эксплуатации, на всех ранее выпущенных самолетах МиГ-3 снять крыльевые точки БК, а отверстия крепления пулеметов на консолях заклеить полотном.

Директору завода № 1 т. Третьякову и главному конструктору т. Микояну:
а) к 30 мая 1941 года передать ГУ ВВС инструкцию по снятию крыльевых пулеметов и обеспечить необходимую помощь в частях бригадами завода;
б) досылку в части для замены уменьшенных задних фюзеляжных бензобаков провести до 1 июля 1941 года.
6. Отменить решение СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 12 февраля 1941 года (№ 291 - 137 сс) о досылке заводом № 1 НКАП в части ВВС 300 комплектов крыльев с установкой на них пулеметов Б К.

Из этого документа нетрудно увидеть не только тревогу за состояние дел в авиационной промышленности, но также недоработки конструкторского плана. До конца войны самолет МиГ-3 "не дожил", его сняли с производства, так как он уступал немецким истребителям в бою. Кроме того, отечественная промышленность наладила выпуск более совершенных истребителей А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина.

МиГ-1 (И-200)

МиГ-1 (И-200)

Всего было выпущено 100 истребителей МиГ-1 и 3322 экземпляра МиГ-3. С целью уменьшения веса самолета в первых сериях из 5 огневых точек 3 сняли. До и после этого по боевым возможностям МиГ-3 был слабее немецких истребителей. Несмотря на свои недостатки, это была современная машина, она не шла в сравнение с истребителями П. П. Поликарпова.

Основные тактико-технические данные МиГ-1

Первый полет.....5 апреля 1940 года, летчик А. Н. Екатов
Конструктивные особенности .... моноплан,
смешанная конструкция (дюралюминий, древесина)
Двигатель............................АМ-35А,
12-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения;
стартовая мощность - 990 кВ,
на высоте 6000 м - 880 кВ,
масса двигателя - 830 кг
Воздушный винт..............ВИШ-22Е
(винт изменяемого в полете шага),
диаметр площади вращения трех лопастей - 3 м
Оборудование.....................высотный
дыхательный прибор КПА-З-бис.
радиостанция РСИ-3 (радиостанция истребителя),
бронеплита задней части кабины; толщина плиты - 8 мм

Вооружение.............пулемет 12,7 мм (УБС) с 300 патронами,
два пулемета 7,62 мм (ШКАС) с 375 патронами,
наружная подвеска:
две бомбы по 50 кг или одна - 100 кг
Масса:
пустого самолета................ 2600 кг
стартовая............................ 3071 кг
топлива................................. 266 кг
Геометрические характеристики:
размах крыла ...................... 10,20 м
длина самолета.....................8,16 м
площадь крыла................... 17,44 м2
удлинение крыла...................... 5,97
ширина колеи.......................2,80 м
размах хвостового горизонтального
оперения...............................3,70 м
Удельная нагрузка на
крыло........................... 176,09 кг/м2

Летно-технические данные:

максимальная скорость полета
на высоте7000 м................651 км/ч
максимальная скорость полета
вблизи земли...................... 508 км/ч
практический потолок....... 12 000 м
дальность полета..................730 км
время набора высоты
5000 м.................................5,3 мин

МиГ-1 (И-200)

МиГ-1 (И-200)

Основные тактико-технические данные МиГ-3


Первый полет........................1941 год
(первая серия - 1940 г.)
Конструктивные особенности......моноплан,
трапециевидная форма крыла, самолет
смешанной конструкции (дюралюминий, древесина)
Двигатель..............АМ-35А,
12-иилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения;
стартовая мощность - 990 кВ;
мощность при полете на максимальную дальность - 880 кВ;
водяное охлаждение осуществлялось в нижней части фюзеляжа, два радиатора масляного охлаждения располагались у передней стенки фюзеляжа
Воздушный винт.... ВИШ-61, трехлопастной
Оборудование.....................высотный
дыхательный прибор КПА-З-бис, радиостанция РСИ-3, броня задней стенки кабины - стальная 9-мм плита
Вооружение.............пулемет 12,7 мм
(УБС) с 300 патронами, два пулемета 7,62 мм (ШКАС) по 750 патронов на каждый, стрельба из пулеметов ШКАС - через плоскость вращавшегося воздушного винта, шесть ракет РС-82 или две бомбы по 100 кг, или четыре бомбы по 50 кг, подвеска бомб и снарядов - наружная

Масса:
1-я серия МиГ-3
пустого самолета................ 2700 кг
топлива................................. 463 кг
масла.......................................56 кг
стартовая............................ 3718 кг

2-я серия МиГ-3:
пустого самолета................ 2595 кг
топлива................................. 463 кг
масла.......................................56 кг
стартовая............................ 3350 кг

Геометрические характеристики:
размах крыла...................... 10,20 м
длина самолета................... 8,255 м
площадь крыла...................17,44 м2
удлинение крыла......................5,97
ширина колеи.......................3,00 м

1-я серия МиГ-3 Удельная нагрузка на
крыло...........................213,19 кг/м2

2-я серия МиГ-3 Удельная нагрузка на
крыло...........................192,09 кг/м2

Летно-технические данные:

1-я серия МиГ-3 максимальная скорость полета
на высоте 7800 м................640 км/ч
максимальная скорость полета
вблизи земли......................495 км/ч
скорость при посадке.........150 км/ч
практический потолок....... 12 000 м
дальность полета................ 1250 км
время набора высоты
5000 метров........................5,3 мин

2-я серия МиГ-3
соответственно: на высоте
7000 м............... 640 км/ч, 505 км/ч,
144 км/ч, 12 000 м, 1195 км, 53 мин.
Для 2-й серии: разбег - 347 м, пробег - 410м

МиГ-3

МиГ-3

Конструкция самолета МиГ-3 представляла собой смешанную силовую схему. Каркас передней части фюзеляжа - сварная конструкция из стальных (хромансилевых) труб, задней - набор элементов из дерева: четыре лонжерона, стрингеры, шпангоуты.Обшивка передней части фюзеляжа - съемные (на винтах) в процессе эксплуатации дюралюминиевые листы. Обшивка задней части фюзеляжа - деревянный шпон. Бронеплита (9 мм) защищала летчика со спины и являлась также силовым элементом конструкции. Крыло самолета имело мощный лонжерон, состоявший из скрепленных деревянных реек. Пятнадцать деревянных нервюр на каждом крыле, стрингеры и рабочая обшивка вместе с лонжероном образовывали жесткую конструкцию. В крыле, в металлическом его центроплане, размещался бензобак, а также стойка шасси с колесом в убранном положении.

МиГ-3

МиГ-3

 



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме