Учебные и тренировочные самолеты СССР Второй мировой войны
Многоцелевой биплан У-2/По-2

Многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году.

По-2

Речь пойдет о, пожалуй, самом легендарном советском самолете Второй мировой войны, наводившим ужас на фашистских захватчиков. В начале 1927 года биплан Поликарпов У-2 (учебный второй) впервые поднялся в воздух, никто из присутствовавших при этом событии даже не мог представить себе, что это будет самолет-легенда.Несмотря на то, что У-2 не только заменил устаревший У-1 копию, английского Авро-504к, бывшего в те времена на вооружении ВВС РККА, но и служил в течение нескольких десятков лет, превзойдя своих предшественников, современников и приемников не только по числу построенных машин, но и по количеству решаемых им задач, и продолжительности службы, как гражданской, так и военной авиации.

 
Учебно-тренировочный самолет УТ-1

Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1

Самолет СССРУТ-1 - учебно-тренировочный и спортивно-акробатический самолет, созданный в ОКБ имени Яковлева. В ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева был спроектирован учебный АИР-14. В конце 1935 года начал проходить испытания опытный образец самолета. Серийное производство учебных самолетов УТ-1 началось с декабря 1936 года в Москве на заводе № 115 (малая серия), с середины 1937 года в Ленинграде - № 47, с конца 1937 года в Ступино на заводе № 3 комбината № 150. Производство УТ-1 завершено в 1939 году. Эти учебно-тренировочные самолеты находились на вооружении в СССР и Китае с 1937 года. В Советском Союзе самолеты служили до конца войны.

 
Учебно-тренировочный самолет УТ-2

Учебно-тренировочный моноплан УТ-2

Самолет СССРК середине 30-х годов прошлого века бипланная схема, доминировавшая в авиации около двух десятков лет, начала быстро отступать на второй план. В гонке за скоростью и высотой конструкторы все чаще делали ставку на схему-моноплан. В Советском Союзе самым самоотверженным последователем этой схемы проявило себя КБ, возглавляемое А. С. Яковлевым. Почти все самолеты этого коллектива, кроме дебютной авиетки, стали по конструкции монопланами. И именно они стали для советских летчиков на протяжении более сорока лет своеобразными "летающими партами".

 
Учебно-тренировочный самолет УТИ-4

Поликарпов УТИ-4 (И-16 тип 15) - двухместная учебно-тренировочная версия истребителя И-16

Учебно-тренировочный самолетНаиболее массовым вариантом И-16 являлся учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. За время серийного производства было построено около 3400 самолетов данного типа (в различных источниках это число несколько отличается, возможно, приведенная ниже таблица несколько прояснит ситуацию). На самолет УТИ-4 устанавливались двигатели М-25А и М-25В, машина конструктивно во многом повторяла И-16 тип 5 без вооружения. УТИ-4 использовался для переучивания летчиков в Испании и Китае, а подготовка советских летчиков на этих самолетах продолжалась вплоть до 1946 года.

 
Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26

Советский учебно-тренировочный истребитель Яковлева УТИ-26

Як-7УТИУТИ - учебно-тренировочный истребитель. Утверждение, часто встречающееся в литературе о том, что самолеты УТИ-26, которых было построено два экземпляра, позже были названы Як-7УТИ, не очень точно отражают действительность. Почему? Это станет понятно из содержимого данного материала, как и из линии развития самолетов Як-7, представленной ниже. Но вместе с тем, можно сказать, что предком истребителей Як-7 и Як-9 был прототип учебно-тренировочного самолета УТИ-26. Итак, в тот период времени ОКБ Яковлева по собственной инициативе работало, в том числе, и над другими вариантами самолета, помимо трех прототипов И-26.

 
Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ

Самолет УТБРазвертывание массового производства самолета Ту-2 привело к появлению его учебного варианта Ту-2У с размещением летчика-инструктора на рабочем месте штурмана. Спарка решала лишь задачу переучивания пилотов на Ту-2 и о массовой подготовке летчиков бомбардировочной авиации речь не шла. Тем более, что в послевоенные годы развернулось крупномасштабное строительство Ту-4 с рядным размещением пилотов. Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем не только пилотов, но и воздушных стрелков и штурманов.

 



Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Четвертый истребитель F-35A прибыл на базу ВВС США Неллис
Четвертый истребитель F-35A "Лайтнинг II" 24 апреля 2013 года прибыл на базу Военно-воздушных сил США Неллис в состав 422-й испытательной...
Сняты ограничения на полеты истребителей F-22 Raptor
Все ограничения, наложенные на полеты истребителей F-22 Raptor, сняты 4 апреля 2013 года Авиационным боевым командованием ВВС США. В обычном...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме