|
Учебные и тренировочные самолеты СССР Второй мировой войны
Многоцелевой биплан У-2/По-2 |
Многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году
Речь пойдет о легендарном советском самолете Второй мировой войны, наводившим ужас на фашистских захватчиков. В начале 1927 года биплан Поликарпов У-2 (учебный второй) впервые поднялся в воздух, никто из присутствовавших при этом событии даже не мог представить себе, что это будет самолет-легенда. Несмотря на то, что У-2 не только заменил устаревший У-1 копию, английского Авро-504к, бывшего в те времена на вооружении ВВС РККА, но и служил в течение нескольких десятков лет, превзойдя своих предшественников, современников и приемников не только по числу построенных машин, но и по количеству решаемых им задач, и продолжительности службы, как гражданской, так и военной авиации.
|
Учебно-тренировочный самолет УТ-1 |
Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1
УТ-1 - учебно-тренировочный и спортивно-акробатический самолет, созданный в ОКБ имени Яковлева. В ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева был спроектирован учебный АИР-14. В конце 1935 года начал проходить испытания опытный образец самолета. Серийное производство учебных самолетов УТ-1 началось с декабря 1936 года в Москве на заводе № 115 (малая серия), с середины 1937 года в Ленинграде - № 47, с конца 1937 года в Ступино на заводе № 3 комбината № 150. Производство УТ-1 завершено в 1939 году. Эти учебно-тренировочные самолеты находились на вооружении в СССР и Китае с 1937 года. В Советском Союзе самолеты служили до конца войны.
|
Учебно-тренировочный самолет УТ-2 |
Учебно-тренировочный моноплан УТ-2
К середине 30-х годов прошлого века бипланная схема, доминировавшая в авиации около двух десятков лет, начала быстро отступать на второй план. В гонке за скоростью и высотой конструкторы все чаще делали ставку на схему-моноплан. В Советском Союзе самым самоотверженным последователем этой схемы проявило себя КБ, возглавляемое А. С. Яковлевым. Почти все самолеты этого коллектива, кроме дебютной авиетки, стали по конструкции монопланами. И именно они стали для советских летчиков на протяжении более сорока лет своеобразными "летающими партами".
|
Учебно-тренировочный самолет УТИ-4 |
Поликарпов УТИ-4 (И-16 тип 15) - двухместная учебно-тренировочная версия истребителя И-16
Наиболее массовым вариантом И-16 являлся учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. За время серийного производства было построено около 3400 самолетов данного типа (в различных источниках это число несколько отличается, возможно, приведенная ниже таблица несколько прояснит ситуацию). На самолет УТИ-4 устанавливались двигатели М-25А и М-25В, машина конструктивно во многом повторяла И-16 тип 5 без вооружения. УТИ-4 использовался для переучивания летчиков в Испании и Китае, а подготовка советских летчиков на этих самолетах продолжалась вплоть до 1946 года.
|
Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26 |
Советский учебно-тренировочный истребитель Яковлева УТИ-26
УТИ - учебно-тренировочный истребитель. Утверждение, часто встречающееся в литературе о том, что самолеты УТИ-26, которых было построено два экземпляра, позже были названы Як-7УТИ, не очень точно отражают действительность. Почему? Это станет понятно из содержимого данного материала, как и из линии развития самолетов Як-7, представленной ниже. Но вместе с тем, можно сказать, что предком истребителей Як-7 и Як-9 был прототип учебно-тренировочного самолета УТИ-26. Итак, в тот период времени ОКБ Яковлева по собственной инициативе работало, в том числе, и над другими вариантами самолета, помимо трех прототипов И-26.
|
Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ |
Развертывание массового производства самолета Ту-2 привело к появлению его учебного варианта Ту-2У с размещением летчика-инструктора на рабочем месте штурмана. Спарка решала лишь задачу переучивания пилотов на Ту-2 и о массовой подготовке летчиков бомбардировочной авиации речь не шла. Тем более, что в послевоенные годы развернулось крупномасштабное строительство Ту-4 с рядным размещением пилотов. Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем не только пилотов, но и воздушных стрелков и штурманов.
|
|
|
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|