Истребитель МиГ-3
Самолет МиГ-3 - это советский высотный истребитель периода Второй мировой войны, разработки ОКБ Микояна и Гуревича. В Великой Отечественной войне МиГ-3 применялся в различных вариантах. Благодаря своим хорошим летным характеристикам, высотный истребитель МиГ-3 мог успешно вести бои с немецкими бомбардировщиками и разведчиками.
Содержание
Истребитель МиГ-3
Описание конструкции

Высотный истребитель МиГ-3

Самолет МиГСамолет МиГ-3 широко использовался как скоростной и высотный истребитель во время Великой Отечественной войны для противовоздушной обороны Москвы, Ленинграда и других городов. К декабрю 1941 года истребители МиГ-3 составляли более трети самолетного парка советской ПВО, но после прекращения производства машины их число постепенно стало снижаться. Тем не менее они активно применялись при отражении вражеских налетов на тыловые города в 1942-1943 годах. Последние МиГи были списаны из-за износа и отсутствия запчастей в июне 1944-го. Согласно официальным советским данным, пилоты МиГ-3 из частей ПВО за годы войны сбили 710 вражеских самолетов, 43 из них - ночью. Это наивысший результат из всех типов самолетов, когда-либо служивших в нашей противовоздушной обороне.

Истребитель МиГ-3: История создания

Во второй половине 1930-х годов в жизни Н.Н. Поликарпова наступили тяжелые времена. Сначала военные забраковали его самолет И-17, потом один за другим разбились несколько прототипов следующего поликарповского истребителя И-180. И хотя вины конструктора в авариях не было, они серьезно подорвали доверие как к самой машине, так и к ее создателю. Но Поликарпов не сдавался. В 1939 году у него появилась идея - разработать на базе нового двигателя Микулина АМ-35 скоростной и высотный истребитель-перехватчик с характеристиками, намного превосходящими все отечественные и зарубежные аналоги. АМ-35 развивал максимальную мощность на высоте более шести километров, тогда как предыдущие советские авиационные моторы достигали пика своих возможностей на высотах порядка 4-5 км. Но именно на больших высотах, где меньше плотность атмосферы, а соответственно - ниже сопротивление воздуха, самолету проще достичь высоких скоростей.

Советский высотный истребитель

Высотный истребитель Миг-3 в полете, фотография "кликабельна"

Поэтому Поликарпов надеялся, что его истребитель сможет разгоняться до 650 км/ч и легко догонять любые вражеские самолеты. Эскизное проектирование перехватчика под кодовым обозначением И-200 началось летом 1939-го. При его создании конструктор уделял особое внимание аэродинамическому совершенству, в результате получился очень элегантный и изящный самолет с плавными обводами. К октябрю эскизный проект истребителя был готов. Поликарпов отправил его в правительство с сопроводительной запиской и стал ждать ответа.

Тем временем в связи с "потеплением" советско-германских отношений после заключения пакта Молотова-Риббентропа руководители СССР и Германии договорились об отправке в третий рейх советской делегации для ознакомления с местной авиапромышленностью и закупки образцов авиатехники. Разумеется, в делегацию включили и Поликарпова, который считался наиболее опытным и авторитетным советским авиаконструктором.

Модель самолета

Фотография модели истребителя Второй мировой войны - Миг-3.
Нажмите на картинку, для ее увеличения

Обозначение МиГ-3 состоит из первых букв фамилий авиаконструкторов А.И. Микояна и М.И. Гуревича, однако подлинным автором этой машины был "король истребителей" Николай Николаевич Поликарпов.

Самолет МиГ

С высоты атакует советский высотный истребитель МиГ-3

Сложно сказать, по какой причине у Поликарпова отобрали его "детище". Возможно, начальство хотело, чтобы он полностью сосредоточился на доводке И-180, которая слишком затянулась, а может быть, сыграло роль и то, что авиаинженер Артем Иванович Микоян был родным братом влиятельного сталинского наркома Анастаса Ивановича Микояна.

В 1940 году было создано несколько образцов новых советских истребителей. Лучшим из них был МиГ-1, созданный конструкторским коллективом под руководством главных конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Это был низкоплан с хорошей аэродинамикой: шасси у него убиралось в полете, кабина летчика закрывалась обтекаемым фонарем. МиГ-1 облетывал в апреле 1940 года известный летчик-испытатель А. И. Екатов, участник героического перелета советских самолетов Москва-Пекин в 1925 году. Испытания показали отличные летные данные самолета. Максимальная скорость опытного экземпляра МиГ-1 составляла 649 км/час. Осенью того же года МиГ-1 был запущен в серийное производство. В серийном образце самолёта были произведены доработки. Модифицированный самолет стал называться МиГ-3. Он был в 1941 году самым скоростным в мире.

И-200

Модель
И-200
Экипаж, человек
1
Длина, метров
8,15
Высота, метров
3,32
Размах крыла, метров
10,2
Площадь крыла, м2
17,44
Масса пустого, кг
2475
Максимальная взлетная, кг
2968
Скорость макс. у земли, км/ч
508
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
657/7,0
Время набора высоты, м/мин
5000 за 5,1
Практический потолок, м
12000
Практическая дальность, км
580
Вооружение пулеметы, мм
2x7,62 и 1x12,7
Вооружение пушки, мм
отсутствуют

МиГ-1

Модель
МиГ-1
Экипаж, человек
1
Длина, метров
8,15
Высота, метров
3,32
Размах крыла, метров
10,2
Площадь крыла, м2
17,44
Масса пустого, кг
2602
Максимальная взлетная, кг
3099
Скорость макс. у земли, км/ч
521
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
628/7,0
Время набора высоты, м/мин
5000 за 5,3
Практический потолок, м
12000
Практическая дальность, км
576
Вооружение пулеметы, мм
4x7,62 и 2x12,7
Вооружение пушки, мм
отсутствуют

МиГ-3

Модель
МиГ-3
Экипаж, человек
1
Длина, метров
8,25
Высота, метров
3,32
Размах крыла, метров
10,2
Площадь крыла, м2
17,44
Масса пустого, кг
2699
Максимальная взлетная, кг
3350
Скорость макс. у земли, км/ч
505
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
603/7,8
Время набора высоты, м/мин
5000 за 5,7
Практический потолок, м
11500
Практическая дальность, км
1000
Вооружение пулеметы, мм
2х12,7 или 2х7,62 и 1х12,7
Вооружение пушки, мм (или)
2х20


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Россия скоро создаст конкурента F-22
Россия близка к завершению создания Т-50 ПАК ФА Завершение разработки двигателя для Т-50 ПАК ФА, самолета 5-го поколения, было анонсировано на...
Завершение поставки самолетов МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии
В акватории порта Мумбай прошел президентский парад Военно-морских сил, на котором впервые участвовали корабельные истребители МиГ-29К морской авиации Индии....

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме