|
Самолет МиГ-3 - это советский высотный истребитель периода Второй мировой войны, разработки ОКБ Микояна и Гуревича. В Великой Отечественной войне МиГ-3 применялся в различных вариантах. Благодаря своим хорошим летным характеристикам, высотный истребитель МиГ-3 мог успешно вести бои с немецкими бомбардировщиками и разведчиками.
Высотный истребитель МиГ-3
Самолет МиГ-3 широко использовался как скоростной и высотный истребитель во время Великой Отечественной войны для противовоздушной обороны Москвы, Ленинграда и других городов. К декабрю 1941 года истребители МиГ-3 составляли более трети самолетного парка советской ПВО, но после прекращения производства машины их число постепенно стало снижаться. Тем не менее они активно применялись при отражении вражеских налетов на тыловые города в 1942-1943 годах. Последние МиГи были списаны из-за износа и отсутствия запчастей в июне 1944-го. Согласно официальным советским данным, пилоты МиГ-3 из частей ПВО за годы войны сбили 710 вражеских самолетов, 43 из них - ночью. Это наивысший результат из всех типов самолетов, когда-либо служивших в нашей противовоздушной обороне.
Истребитель МиГ-3: История создания
Во второй половине 1930-х годов в жизни Н.Н. Поликарпова наступили тяжелые времена. Сначала военные забраковали его самолет И-17, потом один за другим разбились несколько прототипов следующего поликарповского истребителя И-180. И хотя вины конструктора в авариях не было, они серьезно подорвали доверие как к самой машине, так и к ее создателю. Но Поликарпов не сдавался. В 1939 году у него появилась идея - разработать на базе нового двигателя Микулина АМ-35 скоростной и высотный истребитель-перехватчик с характеристиками, намного превосходящими все отечественные и зарубежные аналоги. АМ-35 развивал максимальную мощность на высоте более шести километров, тогда как предыдущие советские авиационные моторы достигали пика своих возможностей на высотах порядка 4-5 км. Но именно на больших высотах, где меньше плотность атмосферы, а соответственно - ниже сопротивление воздуха, самолету проще достичь высоких скоростей.
Высотный истребитель Миг-3 в полете
Поэтому Поликарпов надеялся, что его истребитель сможет разгоняться до 650 км/ч и легко догонять любые вражеские самолеты. Эскизное проектирование перехватчика под кодовым обозначением И-200 началось летом 1939-го. При его создании конструктор уделял особое внимание аэродинамическому совершенству, в результате получился очень элегантный и изящный самолет с плавными обводами. К октябрю эскизный проект истребителя был готов. Поликарпов отправил его в правительство с сопроводительной запиской и стал ждать ответа.
Тем временем в связи с "потеплением" советско-германских отношений после заключения пакта Молотова-Риббентропа руководители СССР и Германии договорились об отправке в третий рейх советской делегации для ознакомления с местной авиапромышленностью и закупки образцов авиатехники. Разумеется, в делегацию включили и Поликарпова, который считался наиболее опытным и авторитетным советским авиаконструктором.
Фотография модели истребителя Второй мировой войны - Миг-3
Обозначение МиГ-3 состоит из первых букв фамилий авиаконструкторов А.И. Микояна и М.И. Гуревича, однако подлинным автором этой машины был "король истребителей" Николай Николаевич Поликарпов.
С высоты атакует советский высотный истребитель МиГ-3
Сложно сказать, по какой причине у Поликарпова отобрали его "детище". Возможно, начальство хотело, чтобы он полностью сосредоточился на доводке И-180, которая слишком затянулась, а может быть, сыграло роль и то, что авиаинженер Артем Иванович Микоян был родным братом влиятельного сталинского наркома Анастаса Ивановича Микояна.
В 1940 году было создано несколько образцов новых советских истребителей. Лучшим из них был МиГ-1, созданный конструкторским коллективом под руководством главных конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Это был низкоплан с хорошей аэродинамикой: шасси у него убиралось в полете, кабина летчика закрывалась обтекаемым фонарем. МиГ-1 облетывал в апреле 1940 года известный летчик-испытатель А. И. Екатов, участник героического перелета советских самолетов Москва-Пекин в 1925 году. Испытания показали отличные летные данные самолета. Максимальная скорость опытного экземпляра МиГ-1 составляла 649 км/час. Осенью того же года МиГ-1 был запущен в серийное производство. В серийном образце самолёта были произведены доработки. Модифицированный самолет стал называться МиГ-3. Он был в 1941 году самым скоростным в мире.
Модель
|
И-200
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,15
|
Высота, метров
|
3,32
|
Размах крыла, метров
|
10,2
|
Площадь крыла, м2
|
17,44
|
Масса пустого, кг
|
2475
|
Максимальная взлетная, кг
|
2968
|
Скорость макс. у земли, км/ч
|
508
|
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
|
657/7,0
|
Время набора высоты, м/мин
|
5000 за 5,1
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Практическая дальность, км
|
580
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2x7,62 и 1x12,7
|
Вооружение пушки, мм
|
отсутствуют
|
Модель
|
МиГ-1
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,15
|
Высота, метров
|
3,32
|
Размах крыла, метров
|
10,2
|
Площадь крыла, м2
|
17,44
|
Масса пустого, кг
|
2602
|
Максимальная взлетная, кг
|
3099
|
Скорость макс. у земли, км/ч
|
521
|
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
|
628/7,0
|
Время набора высоты, м/мин
|
5000 за 5,3
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Практическая дальность, км
|
576
|
Вооружение пулеметы, мм
|
4x7,62 и 2x12,7
|
Вооружение пушки, мм
|
отсутствуют
|
Модель
|
МиГ-3
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,25
|
Высота, метров
|
3,32
|
Размах крыла, метров
|
10,2
|
Площадь крыла, м2
|
17,44
|
Масса пустого, кг
|
2699
|
Максимальная взлетная, кг
|
3350
|
Скорость макс. у земли, км/ч
|
505
|
Макс.скорость,км/ч на высоте, км
|
603/7,8
|
Время набора высоты, м/мин
|
5000 за 5,7
|
Практический потолок, м
|
11500
|
Практическая дальность, км
|
1000
|
Вооружение пулеметы, мм
|
2х12,7 или 2х7,62 и 1х12,7
|
Вооружение пушки, мм (или)
|
2х20
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|